ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Н. Е. СТРУЙСКОГО




Николай Васильев

 

Рузаевские страницы из жизни Николая Струйского

 

Введение …………………………………....………………………………………………...3

Основная часть

Глава 1. Род Струйских ……………………………………………………………………4

Глава 2. Жизнь и творчество Н. Е. Струйского ………………………………………... 6

2.1.НА СЛУЖБЕ ……………………………………………………………………...6

2.2. ТАТИСА ………………………………………………………………………....7

2.3. САПФИРА ……………………………………………………………………….9

2.4. «ЗАМОК» СТРУЙСКОГО ………………………………………………………...11

2.5. ЦИАНА ………………………………………………………………………….13

2.6. ОТКРЫТИЕ ТИПОГРАФИИ ………………………………………………………14

2.7. И. М. ДОЛГОРУКИЙ – ГОСТЬ И СУДИТЕЛЬ ………………………………………15

2.8. «ДОЛГОРУКОВСКАЯ» РЕПУТАЦИЯ Н. Е. СТРУЙСКОГО…………………………..17

2.9. ПРОТИВОВЕС «ДОЛГОРУКОВСКОЙ КРИТИКЕ» …………………………………18

2.10. НЕОЖИДАННАЯ СМЕРТЬ ………………………………………………………19

Эпилог ……………………………………………………………………………………….. 20

Вывод ………………………………………………………………………………………… 21

Приложение …………………………………………………………………………….…….23

Список используемой литературы ………………………………………………………..25

ВВЕДЕНИЕ

В повествовании о временах отдаленных есть какая-

то неизъяснимая прелесть для нашего воображения:

там источники поэзии! Взор наш, в созерцании великого

пространства, не стремиться ли обыкновенно – мимо

всего близкого, ясного – к концу горизонта, где

густеют, меркнут тени и начинается непроницаемость…

Н. М. Карамзин

«История государства Российского»

 

привлечь внимание к личности нашего земляка, малоизвестного поэта XVIII века, Н. Е.Струйского, чье творчество незаслуженно оставлено без внимания литературной критикой и общественностью и, как я считаю, несправедливо заключено в рамки дурной «долгоруковской» репутации – «рузаевскогосамодура», «ничтожного и жестокого графомана».

 

творческие искания Струйского повлияли на дальнейшую судьбу его последователей и подтолкнули их на поэтический путь.

Да, имя Николая ЕремеевичаСтруйского мало что говорит современному читателю. Впрочем, знатоки русской литературы, пожалуй, вспомнят, что он был дедом поэта А. И. Полежаева. А почитатели живописи расскажут о связях Струйского с художником Ф. С. Рокотовым.

Почти все историки, словно сговорившись, утверждают, что сведений о Струйском не сохранилось. Но вс. Рузаевка, в СОШ № 9, на месте которой и была усадьба Струйских, есть замечательный музей, хранители которого кропотливо, по крупицам собирали сведения о нашем земляке. Именно с посещения этого музея я и начала своё исследование.

РОД СТРУЙСКИХ

Начнем ab ovo…*

А. С.Пушкин. Езерский

В знаменитом энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона есть статья о Струйских, где говориться, что их род восходит к началу XVII в. и внесен в 6-ю часть родословной книги дворянства Московской губернии.[1]

Род Струских был знатным. Есть сведения, что Николай ЕремеевичСтруйский даже хлопотал о присвоении ему княжеского титула.

В «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи» помещен герб Струйских со следующим описанием: «В щите, имеющим голубое поле, изображены три серебряные полумесяца, рогами обращенные в правую сторону. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною, на поверхности которой виден черный одноглавый орел с распростертыми крыльями. Намет (узорное украшение, окаймляющее щит) на щите голубой, подложенный серебром».

Род Струйских[2] ведет свое происхождение из Польши, их древний дворянский род, находившийся в родстве чуть ли не с Шуйскими. Но его представители были людьми невысокочиновными.

Старший из ранее известных Струйских – Василий Матвеевич родился (или умер) в 1569 г. и жил, вероятно, в Нижнем Новгороде.

Получить полный текст

 

Подписаться на рассылку!

Первым документом, свидетельствующим о праве Струйских на местное владение, является грамота, выданная в 1612г. сыну Василия – Китаю Васильевичу Стружскому на нижегородском имение: («В Нижний Новгород окольничему и воеводам господам к Василию Андреевичу Звинигороскому да Андрею Семеновичу Олябьеву да дьяку Василию Семенову бояре и воеводы и Дмитрий Пожарский с товарищи челом бьют.Был у вас Китай Васильевич сын Стружский, оклад де ему поместный 250 четвертей и за ним де поместье в Нижнем 160 четвертей, а не дано ему в оклад 90 четвертей, и нам бы, по совету всей земли, велеть ему дать в Нижнем немчина и с Федоровыми поместья Либакина, пустошь Мухова, а в ней де паши 75 четвертей»). Примечательно, что здесь фигурируем имя князя Дмитрия Пожарского, из чего можно заключить что К. В. Стружский имел отношение к событиям Смутного времени.[3]

Сын Китая Васильевича – Леонтий КитаевичСтруйский состоял на службе у основателя императорской династии Михаила Федоровича Романова. (правившего с 1613 по 1645г.)

Его потомок - Юрий Лионтевич Струйский был приближен ко двору Алексея Михайловича Романова (царствовавшего с 1645 по 1676г.), дружил с Нарышкиным, породнившимся с семьей Романовых (по этой причине, как Пишет Е. А. Бобров, благоволил к Струйским и Петр I). Известно, что в 1662г. Ю. Л. Струский был переведен из рейтар* в прапорщики.

Сыновья Ю. Л. Струйского тоже служили, участвовали в походах царя, воевали. Почти все они сложили головы в северных баталиях Петра I со шведами – под Нарвой и Нотебургом.

Яков Юрьевич Струйский, выйдя в отставку, женился и стал хозяйствовать в своем имении – с. Кузьмлдемьянском. На исходе жизни он принял монашество. Основал в Карсунском уезде Жадовскую пустынь, где и умер.

Старший сын Я. Ю. Струйского – Егор Яковлевич служил императрице Анне Иоановне, (правившей с 1730 – 1740г.). Судьба Е. Я. Струйского сложилась трагично: выехав однажды из Москвы в свое имение, он пропал без вести, став, по мнениям родственников, жертвой каких – то интриг во времена бироновщины.

Филат Яковлевич и Михаил Яковлевич Струйские дожили до 1770-х годов, но их тоже ожидал печальный конец. Оба были казнены в своих имениях во время пугачевского бунта. Причем, как гласит семейное предание Струйских, пугачевцы поставили на колени перед виселицей, где качалось тело М. Я Струйского, его дочь, в результате чего несчастная потеряла рассудок. Лишившуюся родителей малолетнюю дочь Ф. Я. Струйского – Федосью взяла на воспитание мать Н. Е. Струйского.

Еремей Яковлевич Струйский, отец будущего писателя, был военным инженером. Довелось ему служить и при Екатерине II, которая указом от 9 июня 1763 года отметила заслуги верного ей дворянина («Известно и ведомо да будет каждому, что мы Еремея Струйского… за оказанную его к службе верность и прилежность в наши надворные советники в ранее сухопутного подполковника…всемилостивейше пожаловали…». Вскоре после этого старшийСтруйский оставил государеву службу и обосновался в селе Рузаевка Пензенской губернии.

У Е. Я. Струйского и его жены - Просковьи Ивановны, кроме сына Николая, была дочь Елена, у которой было четверо детей.

У самого Н. Е. Струйского, было их на много больше.

Из всего сказанного, можно сделать вывод: предки Струйского, были знатными людьми и весьма почитаемыми личностями, но ни один из них не занимался литературной деятельностью… Получается, что Николай Еремеевич стал первым писателем своего рода.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Н. Е. СТРУЙСКОГО

2.1.НА СЛУЖБЕ

Матушка была еще мною брюхата,

уже я был записан в Семеновский полк…

А. С. Пушкин. Капитанская дочка.

Николай ЕремеевичСтруйский родился в 1749 году. О первых годах Струйского ничего не известно кроме того, что родился он и получил образование, скорее всего в Москве.

Еще будучи подростком, Струйский интересовался произведениями российской словесности и с уважением относился к печатной книге. Ранее внимание Струйского к литературной жизни свидетельствовало не только о его предрасположенности к поэзии, но и первых пробах пера – вроде следующей незатейливой песенки, позже включенной им в собрание сочинений:

Я песенку мою,

Зардевшийся, пою:

Пою, пою, пою, пою.

Любви не таю.

Любить умею,

В любви тлею,

Пою, горю и млею.

Кого люблю, сказать не смею.

В феврале 1763 года, четырнадцатилетний Струйский был зачислен в привилегированный лейб – гвардейский Преображенский полк, опекавшийся самой императрицей. Из недоросля - в кадеты бомбардирской роты, а после принятия присяги его подвергли испытанию «преждеобученным наукам», которое он прошел с успехом. После чего был награжден офицерским чином «за обучение наук».

Стихи Струйского этого времени отражают его взросление если не как поэта, то как мужчины. Они по прежнему посвящены главным образом любовным переживаниям, но их чувствительность переходит в чувственность, «песенки» сменяются «песнями»:

За что судьбина строга

Мне казнь сию дала?

К чему тиранка много

Ты стала мне мила!

На глазах Струйского набирала полный ход машина абсолютизма, торжественней, величественней становиться Петербург. Несомненно, что эти годы он обрел в столице прочные и влиятельные связи, многие из которых поддерживались еще знакомыми отца и деда.

Получить полный текст

 

Подписаться на рассылку!

2.2. ТАТИСА

Каждый влюбленный – солдат,

И есть у Амура свой лагерь…

Возраст, годный для воин,

Удобней всего для Винеры…

Овидий Назон. Amores

В начале 1768 г. восемнадцатилетний сержант делает неожиданный с точки зрения армейской карьеры и его возраста шаг – женится на своей ровеснице Олимпиаде Сергеевне Балбековой, дочери коломенского дворянина.

Судя по стихам Струйского, обращенным к жене, поэтически именуемой им Татисой, это была подлинная страсть, а не брак по расчету или вынужденный компромисс с обстоятельствами:

Пей со мной одну здесь чашу,

Сладости в уста вливая…

Расцелуй меня, Татиса,

Как целован был доныне!

Обнимай, мой, свет, нежнее…

Но служба в армии и семейная жизнь, однако, не увязывались между собой. Начиная с 1768 г. Струйский постоянно брал отпуска, разрываясь между воинским долгом и необходимостью заботиться о жене, готовившейся стать матерью… Но молодую семью подстерегало несчастье.

В феврале 1769 г. Олимпиада Струйская во время родов умирает, оставив на руках мужа двух девочек – близнецов. Вскоре уходит из жизни, и одна из дочерей СтруйскогоПросковья, а в следующем году вторая – Александра.

Струйский продолжал вспоминать своюТатису еще долгие годы. Свидетельством этого является, в частности, его «Элегия к Купидону». Она отражает переживания поэта после смерти жены. Начинается стихотворение так:

Возьми любезный бог назад, что ты мне дал:

Возьми свой пламень ты! Я коим век страдал. <…>

Мученья мне сего, хоть нет и сил снести,

Но счастлив я и тем, что мог его нести!

По мнению ряда искусствоведов, сохранился не только поэтический, но и живописный портрет О. С Балбековой. История его необычна. Струйский был дружен с Ф. С. Рокотовым, кисти которого принадлежит «Портрет неизвестного в треуголке» (сейчас он находится в Москве в Третьяковской галерее). На нем изображен приятный молодой человек с нежными чертами лица, пышным галстуком и накидкой, драпирующей довольно плотную фигуру с необычным для мужчины рельефом груди. На обратной стороне портрета проступает полустершаяся надпись: «Портрет т.: Е. Б.: Ник. Струйскi» - на основании чего отчасти и высказывалось предположение, что это изображение Балбековой. Загадочную букву «т» можно расшифровать как сокращение имени «Татиса», «Б» - как девичью фамилию жены Струйского, но «Е» представляет загадку.

Специальный анализ показал, что под верхним слоем краски скрывается изображение… молодой женщины, причем с татарскими чертами лица (фамилия Балбековой – тюркского происхождения). Снимок показал, что «Неизвестный в треуголке» написан поверх молодой женщины. На портрете полностью сохранилось ее лицо. Рисунок неизвестного и блики на них совпадают с глазами женщины. Почти таким же остался овал лица, слегка подправленный художником. Изменения коснулись лишь позы и костюма. Если раньше фигура была в фас4, то теперь поворот ее стал в три четверти влево. Пышную прическу покрыла треуголка с пряжкой, а платье с глубоким вырезом, украшенное кружевом и бантом, - маскарадное домино. Исчезли украшения.

В чем же причина столь необычной трансформации первоначального замысла художника? По одной из версий, изменения произошли по воле самого Рокотова. Начав писать портрет О. С. Балбековой в «подвенечном платье», он не успел его закончить и затем, «желая придать чертам покойной… траурный облик, покрыл ее пышную прическу черной треуголкой… а платье спрятал под черной тюлевой накидкой с капюшоном. По другой версии, Струйский сам попросил об этом художника, чтобы не вызывать ревность у новой супруги.

Николай Струйский так переживал семейную трагедию, что временно порвал со службой. В начале 1771 года он подает в отставку, уезжает в свое поместье Рузаевку и становится затворником.5

Однако, выход Струйского в отставку, несмотря на привлекательность поэтической «легенды», был связан с его совершеннолетием – необходимостью вступить в имущественные права, желанием почувствовать себя хозяином в имении (отец его к этому времени умер, а мать нуждалась в помощи). Кроме этого он вспомнил, что предки Струйских любили уединение: дед принял монашество, отец тяготел к «кабинетным занятиям». Причиной отказа Струйского от карьеры могло быть также и желание создать новую семью, на этот раз на более прочном фундаменте.

2.3. САПФИРА

Ероту песни посвящаю,

Еротом жизнь мою прельщаю,

Ерот в мой век меня любил,

Ерот мне в грудь стрелами бил:

Я пламень сей тобой, Сапфира, ощущаю!

Н. Е. Струйский

Весной 1772 года ранимое сердце Николая Еремеевича вторично пронзили «купидоновы стрелы». На сей раз его избранницей стала Александра Петровна Озерова, дочь помещика Нижнеломовского уезда, Пензенской губернии. Где познакомились молодые люди – в Петербурге, в Москве «на ярмарке невест» или в сельской глуши – не известно.

Вскоре после свадьбы – если предположить, что она состоялась в самой Рузаевке, - супруги выехали в Москву, где Николай Еремеевич заказал их портреты Ф. С. Рокотову. Благодаря этому обстоятельству у нас есть счастливая возможность увидеть, как выглядели новобрачные в первые недели супружества. Портреты Струйских рассматриваются искусствоведами в ряду лучших творений, созданных кистью художника. Ныне они находятся в Государственной Третьяковской галерее.

Получить полный текст

 

Художнику удалось передать романтичность и порывистость поэтической натуры «странного барина». «Мерцающие краски, размытые контуры лица, горящие глаза — все это делает образ Струйского экзальтированным и несколько таинственным», — пишет искусствовед.
Но еще более загадочен и таинственен портрет юной Александры. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец на щеках и такие задумчивые, выразительные глаза, чуть-чуть грустные, едва замечающие окружающее, а скорее, всматривающиеся куда-то вдаль, или внутрь себя, или в будущее.
Художник Рокотов, о котором Струйский, едва ли не единственный, оставил подобие воспоминаний и которого Николай Еремеевич весьма высоко ценил, согревался душой в этой семье, которая часто заезжала в Москву и приглашала любимого художника.
Сохранилась легенда о любви Рокотова к Струйской, видимо, навеянная особым тоном очарования и удачей таланта художника, создавшего ее портрет. Вряд ли это было на самом деле так, хотя, конечно, Александра Петровна не могла оставить равнодушным ничье сердце.
Сам Струйский ласково называл Александру Петровну «Сапфирой». Так описывал свою возлюбленную в одном из множества стихотворений, посвященных ей:


Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил,
Давно б внутрь сердца он тебе сей храм построил,
И в жертву б он себя к тебе и сердце б нес.
Достойна ты себя, Сапфира!.. и небес.
Почтить твои красы, как смертный, я немею,
Теряюсь я в тебе?... тобой я пламенею.
(«Элегия к Сапфире»)

Н. А. Заболоцкий 6, увидев портрет Струйской, обессмертил ее по – своему:

ПОРТРЕТ

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

1953

Брак Николая Еремеевича и Александры Петровны был, вероятно, счастливым: за 25 лет супружеской жизни у них появилось на свет 16-18 детей, включая близнецов. (Точной информации нет). Десять из них, однако, не смогли преодолеть барьер высокой в те годы детской смертности. Но и оставшихся хватило бы с избытком для любой современной семьи. Впрочем, в XVIII – XIX веках такое количество детей было заурядным* явлением как у крестьян, так и у дворян. Старший сын Струйских – Юрий появился на свет предположительно в 1774 году. Самой младшей в семье была дочь Екатерина, родившаяся около 1792г. Таким образом, страстность Струйского по отношению к жене выражалась не только в стихах, но и в реальной супружеской жизни.

__________________

*обычным

ЗАМОК» СТРУЙСКОГО

Почетный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Возле нынешней узловой железнодорожной станции Рузаевка прежде почти столетие величественно возвышался дом – дворец, к которому вела дубовая аллея.

Литой решетчатый забор

Каймил его широкий двор

Шумел прохладный сад столетний…

В том саду имелись глубокие проточные пруды и замысловатый кустарниковый лабиринт. Рядом находились церковь, конюшня, флигель, чуть поодаль – избы крестьян. Сквозь густые заросли сирени виднелись белокаменные украшения одиннадцати удлиненных окон дворца, возвышающийся над ним бельведер7 и парадное крыльцо, по широким ступеням которого, минуя сторожевых львов, можно было попасть во двусветный, увенчанный хорами8 зал, где стояла инкрустированная слоновой костью мебель красного дерева с бронзовой отделкой на ножках и подлокотниках кресел, обитых малиновым штофом9, а по стенам развешаны портреты кисти великого живописца Федора Рокотова.

Теперь от рузаевского дворца не осталось и камня на камне. Лишь где – то по огородам попадаются там в земле старинные камни – крепыши да растет у обмелевших прудов одичалая сирень…

Поздней осенью 1772 года супруги Струйские выехали из Москвы в мордовское село Рузаевка, где прежде было «дикое поле», Николай Еремеевич принялся наводить порядок в Рузаевке. Молодой человек начал строительство нового дома, включавший в себя необходимые элементы дворянской усадьбы.

Новый барский дом был заложен зимой (в декабре) 1772 года. Во сколько ему обошлось это заведение – не ведомо, лишь известно, что здесь не обошлось без помощи благотворителя, имевшего в семействе Струских давние дружеские отношения. Проектировался дом, как полагали потомки Николая, по чертежам знаменитого архитектора В. В. Растрелли (1700 – 1771). Есть легенда, что за одно только железо для кровли он отдал купцу подмосковную деревню в 300 душ.

Струйский лично наблюдал за строительством рузаевской цитадели. Непосредственно же всеми работами ведал его крепостной художник и архитектор А. Зяблов.

Дом был построен в три этажа. В огромном сельском дворце было много комнат.

Особенно выделялись две, предназначенные для приема гостей – овальный и квадратный залы, потолки которых расписывал Зяблов, о чем в поэтической форме поведал сам хозяин усадьбы («На смерть верного моего Зяблого…», 1784):

Лишь шибкую черту Бушера он узрел,

К плафону мастерству не тщетно возгорел.

Мне в роде сих трудов оставил он приметы:

В двух комнатах верхи его рукой одеты.

Овальну ль кто зрит иль мой квадратный зал,

Всяк скажет! Зяблов здесь всю пышность показал!

Сам интерьер дома был весьма богат. Все было из дорогого материала украшенные золотом и камнями. Картины известных художников украшали стены.. Мебель из слоновой кости была расшита красным бархатом…

Венцом интерьерного замысла Струйского был плафон*. Поэт настолько гордился им, что написал по этому поводу стихотворение «Блафон».

Плафон изображал чудовище, символизирующие пороки, и богиню мудрости, покровительницу искусств, ремесел и законов Минерву, олицетворявшую Екатерину II.

… Является в свой век Минервою в лучах.

Святая истина цветет в ее очах,

Как солнце на груди тоя всяк день играет,

Так мысль в монархине об нас не отступает…

Я вижу! Славу там летящую над ней,

И кротость предлежит в подножии у ней?

Орел Российский там гром с пальмою венчает. <…>

Премудрая в царях! В героях несравненна!

Тобой! Российская страна! Тобой блаженна.

Зяблов руководил и постройкой Троицкой церкви, ограды вокруг дома Струйского, возделкой паркового комплекса, созданием других украшений усадьбы.

Представление о планировке усадьбы при жизни Струйского дают уникальные фотографии, сделанные последними представителями этого рода незадолго до окончательного расставания с Рузаевкой – в 1886г. На них видны господский дом, обе церкви, стены оранжереи, флигель, ограда вокруг дома и вековые деревья, обрамляющие широкую алею, ведущую от дома к зимнему саду. Но парк уже зарос, крестьянские дома обветшали, а сама усадьба почти безжизненна…

______________________

*художественная роспись на потолке 12

2.5. ЦИАНА

О был по врожденному вкусу стихотворец,

любил сильно поэзию и, казалось,

живет только для наслаждения ею…

И. Долгоруков о Н. Е. Струйском

Отрада дней моих,

Дней красных и весенних…

Н. Е. Струйский «Гимн к Циане»

Стихи Струйского, посвящённые Екатерине II, безусловно, - грандиозный памятник великой императрице. Поэт посвятил ей свои «Сочинения» и много других произведений; воспевал мудрость и красоту правительницы; и, как мы помним, воздвиг ей в своем доме «плафон» на потолке.

Литературным дебютом Струйского стала «Сатира на ласкателей лихоимства (Гимн к Циане)» опубликованный в 1773 году.

Мой дух Тебя всех больше знает!

Подобно духу тех, которые

Тебя с бессмертными ровняют!

О! Мати Россиян!

Отрада дней моих,

Дней красных и весенних,

К тебе в сей час мою всю душу изливаю,

Согласно дням Твоим,

Любуюся Тобой,

Склоняя мирный глас,

Тишайшим звоном сим

От сердца проливаю…

Творчество Струйского не осталось без внимания императрицы. И. М Долгоруков пишет: «…пристрастившись к стихотворству, он (Струйский) имел у себя собственную вольную типографию и в ней отпечатывал все свои сочинения. Теснение его было доведено до наилучшего в тол время в России искусства. Он подносил Екатерине разные свои труды, и она изволила красотой издания хвастать даже перед чужестранными посланниками, дабы они видели, что за 1000 верст от столицы, в глуши, под скипетром ее процветают искусства и художества, а его неоднократно, для одобрения, одаривала подарками (драгоценными перстнями).

Любовь к императрице и к Отечеству слилась в его душе в одно прочное и глубокое чувство, которое осталось непоколебимым всю жизнь и с которым он скончался.

2.6. ОТКРЫТИЕ ТИПОГРАФИИ

О мой первый плод! Я о тебе рачу.

Н. Е. Струйский «Блафон»

Едва ли не главным делом жизни Струйского стало открытие типографии.

В 1783 году Екатерина издаёт Указ «О вольных типографиях», в связи с чем в 1792 году Николай ЕремеевичСтруйский устраивает в своём поместье типографию, в которой выпускались изящные издания, прославившиеся на всю Европу. Не жалея ни средств, ни времени, он выписал из-за границы лучшие сорта бумаги, оригинальные шрифты, типографские станки. Историкам непонятно только одно: откуда могли возникнуть в этом самодуре неугасимая страсть к печатному делу и где Струйский приобрел опыт и знания в столь сложном производстве? Очевидно, это была первая в России крепостная типография, выпускавшая истинные шедевры машинного тиснения. На него работали лучшие ведущие граверы и рисовальщики того времени: Набгольц, Шенберг, Скородумов. Специально обученные крепостные делали роскошные переплеты с золотой вязью тисненых букв. Изданные Струйским книги становились произведениями искусства:

фолианты печатались на атласе или александрийской клееной бумаге, страницы украшали виньетки и рисунки. Эти тома давали повод просвещенной императрице Екатерине Великой, которой Струйский регулярно отсылал экземпляры своей продукции, похваляться перед знатными иностранцами - видите, какие шедевры печатают у меня даже в захолустье.

За заслуги в книгоиздательстве Струйский был жалован драгоценными бриллиантовыми перстнями. Особое внимание он уделял оптике, желая поставить ее на службу книжному делу, что приводило к парадоксальным выводам: «Многие сочинения наших авторов теряют своей цены от того только, что листы не по правилам оптики обрезаны, что голос от этого, ожидает продолжение речи там, где переход ее прерывается; и от этой нескладности тона теряется сила мысли сочинителя». Струйский, подобно всем графоманам, строчил стихи в жару и стужу, писал днем и ночью, держа типографию в адском напряжении, ибо все написанное моментально должно было быть напечатано. А потому в страдную пору крестьяне были вынуждены бросать в полях неубранными плоды трудов своих и становиться к типографскому станку.

В сентябре 1796 года вступил в силу именной указ Екатерины II «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг». Распоряжение фактически отменило действие «Указа о вольных типографиях», ужесточило цензуру и ввело репрессивные меры за распространение изданий без ее разрешения. Тем не менее, типография Струйского продолжала работать.

Среди наиболее изысканных изданий XVIII века следует поместить книжечки русского поэта и издателя Н. Е Струйского – настоящее чудо типографского искусства. Струйский никогда не продавал свои книги, а только дарил, но при неприменном условии хранить и изучать его подарки. Книги Струйского, тщательно определенные им по формату, красиво набранные соразмерными шрифтами, украшенные виньетками… отпечатанные порой на атласной материи, были очень редки и усиленно разыскивались собирателями еще при жизни автора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: