Возникновение общеарабского государства (начало VII в. ). Мухаммед – его основатель (630 г.)




Часть 1. Западная и Центральная Азия.

Лекция 10

 

История арабов в 7 в. Возникновение общеарабского государства (начало)

 

Доисламские верования и возвышение Мекки

В V – VI вв. процессы социогенеза в отдельных районах Аравийского полуострова начинают активизироваться. Интенсивно происходил распад старой родовой общины. Эти процессы затронули различные родовые коллективы арабов, расселявшие в отдалении от «контактных зон», прежде всего тех, которые жили в крупных торговых центрах и были вовлечены в международную экономическую жизнь. Складывание новой арабской государственности приходится на начале VII в., когда происходит возвышение крупного торгового и религиозного центра Западной Аравии – Мекки.

 

Доисламские верования

В основном население исповедовало язычество: общим культом было почитание лунного божка Аль-Макаха и божества солнца – Шаме. При этом сохранялось почитание для каждого рода и племени, даже для отдельных семей «своих» богов.

Во всей Аравии, наряду с верховным божеством Млахом, или Аллахом, и триадой женских божеств: ал-Лат, ал­-Узза и Манат, почитались Солнце, Луна и звезды и множество земных объектов: деревья, скалы, камни. В них видели воплощение упомянутых богинь или обиталища особых духов. Существовали племенные и семейные идолы-хранители.

О системе религиозно-мифологических представлений арабов никаких сведений не сохранилось. Вокруг наиболее почитаемых объектов складывалась сложная обрядность посещения и поклонения с жертвоприношениями, территория вокруг них объявлялась неприкосновенной, все деревья и животные на ней при­знавались находящимися под покровительством данной святыни и потому неприкосновенными, время паломничества — священным перемирием.

Особым почетом пользовалась Мекка, которая представляла собой целый комплекс общих для различных арабских племен святынь. В сезоны паломничества (хаджжа) сюда стекались тысячи арабов из разных племен Западной Аравии. Этот город сложился вокруг древнего святилища, Каабы, рядом с которым был священный колодец Замзам, несколько по одаль — два холма с идолами на вершинах, а в 5–6 км восточнее Мекки — долина Мина и еще дальше — Арафат, где также имелись объекты поклонения.

Обойдя Каабу и прикоснувшись к ее священным камням, они посещали затем оба священных холма (если дело было в двенадцатом месяце, то совершали еще паломничество в Мину), а возвратившись, совершали жертвоприношение.

 

Возвышение Мекки

Положение Мекки как комплекса святынь большого круга племен, защищенного статусом неприкосновенной территории, стечение массы людей во время паломничества — все это создавало особо благоприятные условия для занятия мекканцев торговлей. Начало ее расцвета приходится на середину УI в., когда господствующим родам племени курайш, населявшего Мекку, удавалось подкрепить свой религиозный авторитет системой договоров с бедуинскими племенами, которые получали долю доходов от участия в торговле курайшитов и за это обеспечивало безопасность их караванов.

Обогащение мекканской верхушки, усиление имущественных контрастов и ослабление уз внутриплеменной взаимопомощи создали неведомую прежде остроту социальных конфликтов и должны были вести к поискам путей восстановления гармонии в обществе. А такие поиски в ту пору могли идти только в сфере религии.

Старые языческие верования уже не помогали в этих исканиях, а более развитая готовая система христианства, объяснявшая неизбежность страданий в земной жизни, но обещавшая компенсацию их в другой жизни, по-видимому, была сложна для восприятия. Во всяком случае, сколько-нибудь заметном влияния ее на степную Аравию за пределами византийских владений и узкой полосы вдоль Евфрата не удается обнаружить. Но отдельные представления, несомненно, проникали и в глубь Аравии, рождая проповедническую и пророческую деятельность. Мекка, само существование которой было связано с отправлением культа (а быстрые социальные изменения давали ее жителям — людям с широким кругозором — богатую пищу для религиозных размышлений), оказалась идеальным местом для рождения проповедника новой жизни.

 

Возникновение общеарабского государства (начало VII в.). Мухаммед – его основатель (630 г.)

 

Возникновение в 7 в. общеарабского государственного образования, объединившего разрозненные ранее родовые коллективы, связано с именем Мухаммада. Этот исторический деятель вошел в историю не только как создатель государства, но и создатель новой монотеистической религии. Возникновение государственности у арабов и формирование религии происходило в одно и тоже историческое время.

Важнейшая специфика арабской истории заключается в том, что основатель государства являлся одновременно и основоположником религии, ставшей со временем мировой. Какова была природа этого государства? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что вторая специфика заключалась в том, что общеарабское государство складывалось за пределами первоначальных районов расселения этноса на Аравийском полуострове (из-за ограниченного вмещающего ландшафта). И происходило это в результате расселения арабского этноса на пространстве Римской империи в Северной Африки, Испании, Восточном Средиземноморье и на пространстве Сасанидской (иранской) империи на территории собственно Ирана и иранских землях Центральной Азии.

В данном курсе лекций, предназначенном для студентов светских учебных заведений, мы рассматриваем фигуру Мухаммада как исторического деятеля, ставим на первое место его политическую деятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: