гг. Борьба с мекканцами и захват Мекки. Создание нового государства со столичным центром в Медине




На новом месте Мухаммад начал борьбу с мекканцами, пытаясь набегами на караваны расстроить их торговлю. В начале 624 г. он возглавил нападение на караван, который вел из Сирии глава знатного мекканского рода Омейядов по имени Абу Суфйан Сахр (отец основателя государства Омейядов Муавии!). Мекканцы направили на помощь отряд в 950 человек. 15 марта 624 г. состоялось важное событие – Мухаммад во главе 300 мусульман одержал победу над более сильным и многочисленном противником. Это существенно подняла авторитет Мухаммада. Он стал широко известным.

В марте 625 г. мекканцы решили предпринять решительные меры, подавить конкурентов, и напали на Медину. Численность их войска ок. 3000 человек, Мухаммада – ок. 1000. Бой произошел севернее Медины, на склонах горы Ухуд. Конница мекканцев обратила мусульман в бегство. Мухаммад был оглушен ударом по голове и некоторое время лежал без сознания. Не завершив разгром мусульман, мекканцы покинули оазис.

Это поражение не подорвало авторитет Мухаммада, поскольку он сумел убедить, что вина лежит не на нем, а на тех, кто его ослушался. Поражение под Ухудом не остановило распространение влияния Мухаммада на племена, обитавшие между Меккой и Мединой. Мекканцы хорошо это видели и собирали коалицию против Мухаммада. Началась дипломатическая война. Мекканцы переманили на свою сторону крупное иудейское племя курайза, жившее в Медине, а Мухаммад в то же время склонял некоторых из союзников мекканцев уйти в родные кочевья.

В конце марта 627 г. к Медине двинулось десяти тысячное войско курайшитов и их союзников. Мухаммад укрепил подступы к Медине шестикилометровым рвом. Это дало ему преимущества. Мекканцы, чье войско состояло из конницы, были поставлены в невыгодное положение. Две недели они простояли перед рвом, после чего ушли. Мухаммад же жестоко наказал курайза – уничтожил своих противников в Медине.

Последующее время Мухаммад занимался кодификацией норм ислама и искал пути расширения своего влияния на Мекку. Путь был найден – и он был мирным.

В 628 г. он решает совершить паломничество к священному камню Кааба, расположенному в Мекке в сфере контроля мекканцев. Мекканцы пошли на переговоры и согласились заключить договор о ненападении, признавший право Мухаммада совершить паломничество на следующий год. Все это время Мухаммад использовал для расширения сферы своем влияния на севере и востоке от Медины.

В марте 629 г. Мухаммад с 2000 мусульман осуществил свое право хаджжа в Мекку. Наиболее дальновидным мекканцам становилось ясно, что будущее за Мухаммадом. Ислам принял лучший военачальник курайшитов Халид ибн ал-Валид.

Тем не менее в декабре 629 г. союзное мекканцам племя при участии самих мекканцев около Мекки напало на союзников Мухаммада. Это стало поводом для решительных действий.

В январе 630 г. Мухаммад с десятитысячной армией двинулся на Мекку. Попытка Абу Суфйан Сахра уладить конфликт мирным путем была отвергнута. Судьба Мекки решена. 12 января 630 г. мусульманская армия вошла в Мекку. Тогда Абу Суфйан Сахр оказался в сложной ситуации и был вынужден либо принять ислам, либо бежать. Он принял ислам. В том же году его сын Муавийя воевал на стороне мусульман в битве при Хунайн. После этого два года он был личным секретарем пророка и записывал его откровения.

Оказавшись в Мекке Мухаммад принял ряд знаковых мер. Он распорядился уничтожить всех идолов в Каабе и в языческих святилищах. После этого он выступил с речью, в которой изложил основные нормы мусульманского права и этики. Важнейшей была идея превосходства веры над родовитостью. Иными словами его деятельность отражала процессы консолидации внутри арабского общества, усложнения его социальной структуры, переход ее на качественно новый уровень.

Происходившее у арабов напоминает те процессы, которые мы видели у народов Великой степи – тюрок в 5 в. и монголов в конце 12 — начале 13 вв. И там и там консолидация общества и создание государственности были связаны с преодолением патриархальных родовых отношений. Только в данном случае, в условиях еще более неблагоприятного вмещающего ландшафта фактором консолидации становится религия, которая играет роль священный идеологии, объяснявшей современникам величие происходящего. Признание власти Мухаммеда имело для родовых старейшин щадящие формы признания его учения.

 

Эти шаги Мухаммада означали, что формирование основ государственности вошло в решающую фазу.

630 г., на наш взгляд, и следует считать годом начала нового государства. Его столичный центр располагался в Медине. Именно здесь жил носитель власти. Это легко понять, Медина была оплотом религиозного учения – идеологии нового государства, а в Мекке оставалось большое число враждебных сил.

Мухаммад принял клятву от всех мекканцев и стал расширять преимущество. В конце января 630 г. нанес поражение племен хавазин и сакиф. Затем он попытался взять Таиф, но неудачно, поскольку город был хорошо укреплен, а длительные осады его войско не умело организовывать.

По возвращении в Медину Мухаммад продолжил усилия по расширению своего влияния в Центральной и Северной Аравии. Важнейшим мероприятием стал ем поход на оазис Табук, жители котором при виде огромной армии сдались без боя и заключили соглашение о сохранении их собственности и веры.

В 631 г. влияние мекканского правителя Мухаммада стала распространяться по всей Аравии. Ислам приняли жителями Таифа, затем прибыли послы от различных племен Йемена, из Центральной Аравии, Бахрейна. Это свидетельствовало о превращении Мухаммада и его религиозного учения в крупнейшую политическую силу общеарабского масштаба.

 

Важнейшим этапом на пути утверждения власти Мухаммада стал хадж 631 г. Предводителем паломников был назначен Абу Бакр. Затем к нему присоединился двоюродный брат Мухаммада, Али, которому было поручено огласить новое откровение. Суть его заключалась в том, что многобожники последний раз допускаются в Мекку, договоры, заключенные с ними мусульманами, действительны на весь оговоренный срок, а всем остальным язычникам дается четыре месяца на размышление, после чего будет объявлена война.

Вторая половина 631 г. ознаменовалась присоединением Йемена. Оно началось с заключения договора с христианскими жителями Наджрана, важнейшего торгового центра севера Йемена. За этим последовало принятие ислама сасанидским наместником Саны и рядом племен Северного Йемена.

К концу 631 г. почти вся Аравия хотя бы формально приняла ислам и тем самым признала власть Мухаммада.

Заключительным актом политической и религиозной деятельности Мухаммада стали паломничество в Мекку в начале марта 632 г., окон­чательно утвердившее новый, мусульманский обряд хаджа.

 

Возникновение общеарабского государства было следствием естественных процессов, происходивших внутри этого этноса, который издавна жил на границах с мощными аграрными империями. Этому способствовали три причины.

1. Внешняя – ослабление контроля двух империй – на севере Византия и Иран были заняты войной друг с другом, кроме того на юге в Йемене, разделенный на множество мелких владений, не имел сил для вмешательства в дела Центральной Аравии.

2. Внутренняя политическая – внутри племен западной Аравии шли усиленные процессы социогенеза. Выявилось племя-лидер курайшитов. Его лидеры возглавили крупный племенной союз. Деятельность Мухаммад позволила от союза перейти к созданию государственности. Завоевав Мекку, Мухаммад возглавил самую большую политическую силу, которая благодаря религиозной идеологии носила уже надплеменной характер. Его высший статус как носителя власти подтверждался и тем, что он был проповедников нового учения, признание его власти имело формы признания нового учения в качестве религии.

3. Внутренняя идеологическая – Его власть как пророка, принималась бедуинами легче, чем завоевание вождем другого племени или иноземным царем. Принимая ислам, они подчинялись не власти чужаков, а высшей, надплеменной власти.

 

***

Летом 632 г. Мухаммад заболел и 8 июня умер в возрасте около 63 лет.

Это произошло неожиданно и он не смог обеспечить преемственности. Наследника-сына у Мухам­мада не было, как не было и постоянного заместителя или помощника. Согласия не было.

Нельзя не обратить внимание на совпадение — он умер, когда были достигнуты все основные цели и обозначился переход к новому историческому периоду. Вероятно, там уже не было место пророку, на передний план выходили реальные политические силы различных влиятельных родов и сил мекканской и мединской знати, которые скрывались за выставленной на передней план «историей общины». Заключая, разрывая и перезаключая компромиссы между собой, используя эту общину и фигуру «пророка», как удобную посредническую фигуру. Добиваясь при этом своих политических интересов. Когда определенный этап был достигнут (стали заметны контуры будущего единого территориального государства) Пророк оказался лишним – на новом историческом рубеже нужно было решать новые политические задачи и «исламская община» с ее основателем уже не были так нужны и отходили на второй план. У арабов появилась новая идеология и новая историческая задача.

Понятие «религиозная община» уже не могла быть равной понятию «государство». И если ранее она стала инструментом его создания, то теперь она уже являлась одним из его признаков. Таким образом, остается величайшей исторической загадкой является ли смерть основателя учения и общины естественной и скоропостижной, или он попал в ситуацию, когда ее насильственное прерывание могло рассматриваться сторонами в политической борьбе как условия дальнейшего развития и реализации их политических задач.

 

Претендентов на лидерство в общине было двое: двоюродный брат и зять Мухаммада, Али и исполнявший по указанию Мухаммада обязанность руководителя молитвы (имама) ближайший друг и тесть Мухаммада по имени Абу Бакр. В конце концов под напором авторитетного сподвижника Мухаммада, Омара ибн ал-Хаттаба, халифом был избран Абу Бакр. Его назначению воспротивились мединские сторонники Махуммада, которые требовали выбрать заместителем (халифом) пророка человека из их числа.

Али полгода отказывался присягнуть ему, считая себя обойденным. Возникшие противоречия проявятся уже в скором будущем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: