Необходимый культурный сдвиг уже слишком велик




Причин, не позволяющие установить варнашрама-дхарму в ИСККОН

 

(или серьезные проблемы, которые ДОЛЖНЫбыть решены, прежде чем появится возможность установить варнашрама-дхарму в ИСККОН)

 

Дханешвара дас

 

Варнашрама-дхарма находится в поле моего зрения много лет – с тех пор, как я жил на ферме Гита-нагари в Пенсильвании в 1977 году, когда Шрила Прабхупада собирался прибыть туда, чтобы научить нас всему, что связано с варнашрамой. В последние годы мой интерес к этой теме возрос, и я часто говорю о ней и прилагаю все усилия к тому, чтобы помочь реализовать ее на практике в Восточной Европе. Годами обдумывая связанные с этим вопросы, я заметил ряд противоречий между культурой варнашрамы и культурой ИСККОН. По иронии судьбы, эти нестыковки, судя по всему, мешают внедрению варнашрамы в ИСККОН. Я посчитал, что должен назвать эти противоречия и поделиться ими с теми, кто так же, как и я, хочет установить культуру варнашрамы, особенно учитывая усилия, прилагаемые Командой стратегического планирования ИСККОН (КСП), и те изменения в высших кругах организации, которые они, вероятно, вызовут. Чем дальше руководство Общества будет отдаляться от варнашрамы, тем более масштабными и непреодолимыми станут культурные различия.

 

Конечно, эти противоречия существуют в пределах моего понимания культуры варнашрамы, которое здесь не оговаривается и которое, скорее всего, в чём-то отличается от концепций других. В этом смысле статья не закончена сама по себе, ведь как можно говорить о том, есть противоречие или нет, если прежде всего отсутствует понимание тезиса? Но это еще одна причина, по которой я привожу аргументы для энтузиастов варнашрамы – чтобы указанные в статье противоречия могли спровоцировать дискуссию, которая поможет тщательнее уяснить, что это за зверь такой, называемый варнашрамой. Хочу оговориться, что статья предлагаемся вашему вниманию в позитивном духе с надеждой на решение перечисленных в ней проблем. Ведь если я прав в своих оценках и если противоречия не будут сведены к минимуму как можно скорее, я боюсь, что введение варнашрама-дхармы в ИСККОН станет невозможным. Это действительно трагично, учитывая, что основатель-ачарья, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада, считал введение варнашрама-дхармы не менее чем половиной своей миссии.

В ответ на обсуждаемые здесь проблемы наверняка будет выдвинуто столько же концепций варнашрамы, сколько и концепций того, чем является ИСККОН, и я, в действительности, ожидаю такую реакцию. Помимо этого, проблемы, возможно, не будут актуальными для всего Общества. ИСККОН – это международное движение, и то, что невозможно в одном месте, вполне осуществимо в другом. Мы, конечно, надеемся на это.

Я ни в коем случае не думаю, что написанное в этой статье является абсолютной истиной. Это просто мое видение ситуации в данный момент. Буду рад любым доводам, опровержениям, комментариям и возражениям, которые появятся в ответ на приведенные мной аргументы.

 

Итак, вот десять причин, которые не позволяют установить культуру варнашрамы в ИСККОН.

Необходимый культурный сдвиг уже слишком велик

 

Культура варнашрамы организована таким образом, чтобы давать живущим в ней людям максимум свободы – и политической, и идеологической. Это всеобъемлющая культура, которая дает платформу, позволяющую всем членам общества развиваться духовно в соответствии с избранным ими путем и при этом не диктуя, каким должен быть этот путь, во что они должны верить и т.д. Это открытая система, возлагающая ответственность на индивида, что поощряется действиями брахманов и кшатриев, которые наблюдают за гражданами и руководят ими.

 

В настоящий момент ИСККОН действует как организация, созданная по корпоративной модели с централизованными командами и контролем, – т.е. совсем иная культурная структура с совершенно другой целью. Хотя можно сказать, что Шрила Прабхупада намеревался внедрить более децентрализованную модель, мы видим, что модель централизованной команды и контроля все активнее используется в ИСККОН. Нынешняя структура подразумевает обязательное следование определенной идеологии и выполнение централизованных команд.

Метод организации ИСККОН настолько отличается от модели варнашрамы, что подлинная культура варнашрамы не может быть установлена в ИСККОН в том виде, в каком он существует сейчас. Необходим большой культурный сдвиг, и понятно, что он должен быть инициирован высшими кругами Общества, причем в унисон. Это чрезвычайно острая проблема, и, по моему скромному мнению, ее вряд ли удастся решить, если не будут предприняты совместные усилия, включая GBC и всех гуру ИСККОН, у которых недостаточно времени на то, чтобы сформировать ясное понимание варнашрамы, которое могло бы быть принято всеми.

 

2. Высшее руководство ИСККОН почти не обеспечивает лидерства в установлении культуры варнашрамы

Лидеры Общества не имели и не имеют времени на то, чтобы сосредоточиться на культуре варнашраме и изучить ее. Соответственно, они не понимают ее и потому не осознают необходимость и ценность ее введения. До тех пор пока высшее руководство Общества не поймет культуру варнашрамы и не примет меры по ее внедрению в пределах сферы их влияния, маловероятно, что рядовые преданные примут ее и будут следовать ей на практике. Как они могут сделать это? Последователи не могут вести вопреки тому, что говорится на бамперных стикерах ("Если народ поведет за собой, лидеры пойдут за ним"). Действие должно начинаться сверху.

 

Культура варнашрамы может породить озабоченность потерей контроля со стороны высших уровней руководства организации. В противоположность нынешней ситуации в ИСККОН, в культуре варнашрамы такой контроль почти отсутствует и заменяется поддержкой праджей в их деятельности в пределах данной культуры.

ИСККОН действует на основе корпоративной модели, в которой высший эшелон (GBC) осуществляет полный контроль над конфессиональными и административными функциями. Они приняли на себя не только роль высшей управляющей инстанции, но и управляющего авторитета и высшего авторитета. Культура варнашрамы подразумевает обязательную отмену такого контроля и дает полномочия конфессиональной инстанции брахманам, ограниченный руководящий авторитет – кшатриям, и свободу – всем остальным. Глобальная модель управления варнашрамой согласно принципам дхармы не позволяет исполнительной инстанции получать больше власти, чем указано выше. Иначе говоря, в варнашраме нет концепции всемирной организации, глобального управления или командной системы, определяющей деятельность других. Этот факт входит в противоречие с нынешней организацией и центрально-командной системой в ИСККОН. Если GBC не откажется от идеи централизованных команд, культуру варнашрамы установить не получится.

 

Отметим, что здесь есть исключения, в особенности Шиварама Свами, который, будучи санньяси, членом GBC и инициирующим гуру для всей Венгрии, приложил большие усилия для создания Нью-Враджа Дхамы. Кроме того, есть Бхакти Рагхава Махараджа, который, хотя больше и не входит в состав GBC, остается движущей силой внедрения сознания варнашрамы в ИСККОН. Будучи санньяси и инициирующим духовным учителем, он является одним из признанных лидеров Общества, обладает большим влиянием и реализует проекты варнашрамы в Индонезии, Камбодже и Индии.* Это вопрос лидерства и идеологии. Хотя эти проекты ориентированы на самодостаточность и проповедь Сознания Кришны, полностью ли они установили культуру варнашрамы? Если да, возникает требующий ответа вопрос: как эти проекты связаны с руководством ИСККОН (GBC)?

* Вполне возможно, есть и другие исключения, которые мне неизвестны.

3. Основная масса преданных не понимает, что такое варна

Большинство преданных не понимают общественную систему варн и не обсуждают ее, их не учат этому, и поэтому у них смутные представления о том, что это такое на самом деле или как применить эту систему на практике. Вполне закономерно, что преданные не спешат становиться энтузиастами того, что не понимают. Как функционирует эта культура? Как человек находит в ней свое место? Каковы отношения между ним и другими, и как они определяются? Как люди обеспечивают себя в культуре варнашрамы? Что приемлемо, а что нет?

 

На все эти и многие другие вопросы должны даваться ответы, их следует доводить до сведения основной массы преданных, и тогда им нужно будет добровольно соглашаться на участие в варнашраме. Конечно, от высших уровней Общества потребуется лидерство как наставлениями, так и примером. То, что делает великий человек, обыкновенные люди считают важным и следуют этому. Если гуру ИСККОН и члены GBC не примут на себя эту задачу, ожидать, что их ученики обратятся к варнашраме, не приходится. Нынешняя попытка приблизиться к установлению варнашрамы и обучению ее принципам должна ответить как на все приведенные выше вопросы, так и на другие. На данный момент мы очень далеки от какого-либо согласованного мнения о том, чем в действительности является культура варнашрамы.

Мы все равны

 

В современном обществе пропагандируется идея, что все равны, и хотя это делается якобы для достижения политических целей, данная идея переносится на все аспекты жизни. В действительности, на этой планете не существует и двух человек, которые были бы равны. Мы видим, что концепция равенства естественным образом привносится в общество преданных теми, кто к нему примыкает, особенно в интернет-дискуссиях. Хотя мы декларируем согласие с тем, что существует четыре класса людей, у нас до сих пор нет какого-либо метода проведения различий между ними или применения этих различий на практике. Более того, мы даже наблюдаем упорное сопротивление введению этого аспекта ведической культуры. У нас есть различия и этикет, основанные на ашраме и старшинстве в Обществе, но, как можно заметить, это не отличия той или иной варны. Если полностью игнорировать эту важную половину культуры варнашрамы, то очевидно, что установить ее мы не сможем.

 

Поскольку мы думаем, что все равны, те, кто на самом деле имеет брахманическую природу и прилагает усилия к тому, чтобы в соответствии с этой природой вести за собой, очень часто игнорируются. Это хорошо видно по комментариям на сайтах, которые следуют за статьями, или на форумах. Это попросту противопоставление мнения одного человека мнению других, и при этом не выказывают какого-либо уважения даже старшим преданным, не говоря уже о предполагаемых брахманах.

 

Страх перед неизвестным

 

Практически все боятся, что их будут эксплуатировать в социальной системе, которую они не понимают. Мы знаем окружающую нас культуру, наше место в ней и как вести себя в ней, но мы не знаем, как будем защищены в культуре варнашрамы, и поэтому не решаемся участвовать в ней. Культура варнашрамы полностью неведома, и, возможно, таит в себе проблемы, которые мы не ожидаем или не знаем, как их решать, и поэтому ее избегают.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: