Чтение: работа с информацией




Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/после­словие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справоч­никами и словарями, находить информацию о героях, произве­дениях и книгах.

Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.

Использование готовых таблиц с информацией для характе­ристики героев, книг, произведений.

Универсальные учебные действия (УУД):

• воспринимать чтение как средство получения информации и удовлетворения личных познавательных запросов;

• выполнять практико-ориентированные задания: находить информацию в тексте изучаемого произведения, интерпре­тировать текст, оценивать содержание и языковые особен­ности;

• устанавливать последовательность событий в тексте произ­ведения и анализировать причинно-следственные связи;

• синтезировать, выделять главную и дополнительную инфор­мацию (о произведении, героях и их поступках);

• понимать информацию, данную в тексте, и на её основе до­полнять таблицы и схемы недостающей информацией, срав­нивать информацию, представленную в текстовом и схема­тическом виде;

 

• ориентироваться в книге (пользоваться содержанием (ог­лавлением), предисловием, послесловием);

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Межпредметные связи:

• с уроками русского языка: аннотация к прочитанному про­изведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);

• с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведе­ниями на тексты отдельных произведений, составление му­зыкального интонационного рисунка и сравнение его с ин­тонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

• с уроками изобразительного искусства: знакомство с худож­никами книг, иллюстрирование книг-самоделок, использова­ние красок для передачи своего отношения к героям произ­ведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

• с уроками технологии: переплёт книг, работа с элементами книги, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

1. Учебник Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013;

2. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд.– М.: Вентана-Граф, 2013;

3. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.

4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие. 4 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2013.

5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентане – Граф, 2012.

6. Гмырина И. Э. Большакова Л. В. Макарова О. В. И д р. Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов: Архангельск 2010

7. Морянка: Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений /под общей ред. И.Ф.Поляковой.- Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2013

8. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010.

9. Архангельская область Словарь – справочник для младших школьников Архангельск «АО ИППК РО», 2010

 

 


Примерное поурочно-тематическое планирование курса «Литературное чтение. 3 класс»

 

  Раздел, тема урока Колич. часов Основное содержание Характеристика деятельности учащихся (УДД) Тематика регионального компонента
1. Устное на­родное твор­чество (фольклор) Загадки. Загадка-сказка. В. И, Даль. «Ста­рик-годовик»   16 ч Виды загадок. Какие бывают загадки. Понятие о загадке. Виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть. Работать со справочным текстом (статья «Обратите внимание»), проверять свой читательский опыт (работа со схемой «Фольк­лор» в учебнике). Понятие «загадка». Воспринимать на слух текст загадок, моделировать обложку, чи­тать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради. Различать виды загадок. Читать загадки, выделять ключевые слова, объяснять выбор отгадки. Читать справочную статью (статья о загадках «Обратите внима­ние»). Учиться читать загадки и определять их тему (материал в учеб­ной хрестоматии). Давать определение понятия «загадка». Классифицировать загадки по темам. Заполнять таблицу (рабо­та в группах).  
     
2. Пословицы. Ка­кие бывают по­словицы. Дополнительное чтение Пословицы   Пословица, темы пословиц. Особенности построения пословиц. Конкурс «Знаток русских пословиц» Работать со схемой: заполнять, подтверждать ответы при­мерами. Выделять особенности пословиц, различать пословицы по те­мам. Определять скрытый смысл пословиц. Выполнять задания в учебнике, учебной хрестоматии, тетради. Писать литературный диктант (литературоведческий). Участвовать в конкурсе знатоков русских загадок и пословиц «Я знаю» (работа в группах)  
     
3. Русская народная сказка «Самое дорогое».     Присказка. Виды присказок. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение смысла (главной мысли) сказки. Рассказывание сказки от лица одного из героев Северные народные сказки: «Глиняный парень», «Почему вода в море солёная». Воспринимать на слух фольклорное произведение (сказка «Са­мое дорогое»), высказывать своё впечатление о нём. Объяснять з аголовок сказки, определять авторскую принад­лежность, выделять присказки, моделировать обложку. Учиться работать в парах: читать по ролям диалоги героев (па­мятка 3). Самостоятельно работать с новым произведением (русской на­родной сказкой «Про Ленивую и Радивую»): чтение, первичное восприятие. Находить и читать описания героев (дочерей). Сравнивать изучаемые фольклорные произведения, работать с таблицей на листочке бумаги или на компьютере. Р.С. Северные народные сказки: «Глиняный парень», «Почему вода в море солёная».
4. Русская народ­ная сказка «Про Ленивую и Ради­вую» Р.С. Северные народные сказки:      
5. Слушание Сказки о живот­ных Русские народ­ные сказки «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич»   Повторение. Слушание русской народной сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Работа с книгой: предисловие, послесловие Воспринимать произведение на слух (русскую народную сказку «Лиса и Котофей Иваныч»). Моделировать обложку и определять тему и вид сказки. Самостоятельно работать с русской народной сказкой «Дрозд Еремеевич»: первичное чтение молча, работа с текстом, выполне­ние заданий в тетради. Сравнивать народные сказки («Лиса и Котофей Иваныч» и «Дрозд Еремеевич»): выделять особенности каждой сказки (зачин, повторы, имена героев). Работать с книгами сказок о животных: рассматривать, пра­вильно называть, сравнивать книги-произведения с книгами-сборниками  
6. Сказки с загад­ками «Дочь-семилетка». Дополнительное чтение Русская народ­ная сказка «Умная внучка» в пересказе А.П. Платонова   Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий. Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение сказок с загадками. Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям. Выделять особенности сказок с загадками: сюжет, загадки, глав­ная мысль. Сравнивать героев положительных и отрицательных. Работать самостоятельно с произведением (сказкой «Умная внучка»): ознакомительное чтение молча, выполнение заданий в тетради. Сравнивать сказки с похожим сюжетом (работа с табли­цей на компьютере или на листочках).    
7. Волшебные сказки Русская народ­ная сказка «Ца­ревич Нехитёр-Немудёр».   Понятие «волшебные сказки». Их особенности: чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла. Выразительное чтение эпизодов о чудесах. Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и волшебных сказок Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки (чу­деса, превращения). Читать выразительно отдельные эпизоды, показывая своё отно­шение к героям и их поступкам (памятка 1). Рассказывать сказку с присказками. Сравнивать сказки волшебные и бытовые. Писать литературный диктант (информационный)  
8. 0 присказках Русская народ­ная сказка «Ца­ревич Нехитёр-Немудёр».    
9. Слушание Русская народ­ная сказка «Еле­на Премудрая», Чукотская народ­ная сказка «Де­вушка и Месяц» ненецкая сказка «Хозяин ветров»   Слушание русской народной сказки «Елена Премудрая» Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных Слушать и слышать русскую народную сказку «Елена Премуд­рая». Моделировать обложку, выделять чудеса. Определять вид сказки, указывая признаки волшебной сказки. Самостоятельно работать с чукотской народной сказкой «Де­вушка и Месяц» (памятка 8). Классифицировать народные сказки, книги со сказками. Определять положительных и отрицательных героев сказок, группировать их.  
10. Малые жанры фольклора Скороговорки. Потешки Северные Колыбельные песни Считалки: народные сказки:     Понятие о скороговорке. Особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Конкурс «Знаток малых жанров Колыбельные песни: «Сон шёл по нитке», «Бай-побаюшки». Считалки: «Шалуны -балуны», «Вышла Машенька гулять». Северные народные сказки: Объяснять литературоведческие понятия (фольклор, скорого­ворка, потешка, загадка, пословица). Различать произведения фольклора Колыбельные песни: «Сон шёл по нитке», «Бай-побаюшки». Считалки: «Шалуны-балуны», «Вышла Машенька гулять». Северные народные сказки:
11. Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Про­верьте себя»   Творчество С. Писахова и Б. ШергинаРКМ   Выполнение заданий в учебнике и тетради Писахов «Как купчиха постничала», «Как поп работницу нанимал Б Шергин «Плотник думает топором», «Одно дело делаешь – другого не порть». Определять алгоритм (порядок) выполнения работы. Пользоваться умениями читать вслух и молча, а также видами чтения для выполнения заданий. Находить нужную информацию в учебнике, учебной хрестома­тии, словаре-справочнике «Книгочей». Писать литературный диктант (литературоведческий). Сравнивать малые жанры фольклора и приводить примеры. За­полнять таблицу (на листочках или на компьютере).   Творчество С. Писахова и Б. ШергинаРКМ
12. Былина «Добрыня и Змея»,,   Понятие о былине как жанре устного народного творчества. Былинные герои: их внешний вид, поступки, служение родине. Персонажи положительные и отрицательные. Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию отдельных эпизодов Объяснять понятие «былина», употреблять в речи, знать и на­зывать признаки жанра. Различать формы записи былин (прозаическую и стихотвор­ную). Характеризовать былинных героев и их подвиги. Формулировать и объяснять главную мысль былин: «Жить — Родине служить». Сравнивать героев былин (внешний вид, характер, подвиги). Рассматривать книги о русских богатырях, сравнивать иллю­страции разных художников. Читать былины, соблюдая паузы и выделяя повторы и ключевые предложения. Составлять словарь имён былинных героев, слов и выраже­ний. Сравнивать содержание былин об одном и том же герое («Доб­рыня и Змея» и «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»)  
13. Былина «Илья Муромец и Соло­вей-разбойник»    
14. Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеё-вич», «Вольга и Микула»    
15. Слушание Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович»    
16. Урок-обобщение по теме «Были­ны». Рубрика «Про­верьте себя»   Выполнение заданий в учебнике и тетради « Самопроверка уровня начитанности: — самостоятельно работать с заданиями рубрики «Проверьте себя»; — сравнивать свою работу с готовым образцом, исправлять ошибки и дополнять недостающую информацию, оценивать работу (самооценка). Презентация мини-проектов «Былинные герои»  
17. Басни Эзоп. «Лисица и вино­град» И.А. Крылов. «Лисица и Вино­град» 5 ч Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Сравнение жанров: сказка, басня. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с иллюстрацией. Знакомиться с понятиями: басня, мораль, рассказ, аллегория, олицетворение. Сравнивать басни И.А. Крылова и Эзопа (работа с таблицей).    
18. Басни И.А. Крылов. «Ворона и Лиси­ца» Дополнительное чтение Эзоп. «Ворон и Лисица»   Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям) Читать басни, выделять мораль, моделировать обложку. Сравнивать басни по форме (стихотворная, прозаическая). Находить справочную информацию о баснописцах и книги с их баснями. Выразительно читать (басни) по ролям (памятка 3). Инсценировать произведения (басни) Слушать чтение одноклассников, выражать своё отношение к произведению. Моделировать обложки, сравнивать басни по структуре. Читать басни выразительно (памятка 1), инсценировать (рабо­та в группах). Самостоятельно работать с басней (по выбору): выполнять за­дания в тетради  
19. Басни И.А. Кры­лова. «Волк и Ягнё­нок», «Крестья­нин и Работник»    
20. Слушание Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхво­стая Лисица». А.Е. Измайлов. «Филин и чиж»   Слушание басен Книги «Басни И.А. Крылова», «Русские баснописцы», «Басни Эзопа». Работа с аппаратом книги: титульный лист, иллюстрации, составление краткой аннотации к книге. Работать с книгами басен по группам: рассматривать, выде­лять название, группировать по типам (книга-произведение, книга-сборник). Слушать чтение одной из басен по ролям. Выполнять задания в тетради к одной из басен (Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица», А.Е. Измайлов. «Фи­лин и чиж»). Сравнивать басни разных авторов (И.А. Крылова, Эзопа, А.Е. Измайлова), работать с таблицей (на листочках или на ком­пьютере).  
21. Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Про­верьте себя»   Выполнение заданий в учебнике и тетради Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, дока­зывать, объяснять. Самостоятельно выполнять задания в тетради, проверять по го­товому образцу, исправлять, дополнять, оценивать. Писать литературный диктант (смешанный)  
22. Произведения А.С. Пуш­кина Отрывки из поэ­мы А.С. Пушкина «Руслан и Люд­мила», «У лукоморья дуб зелёный...» 10 ч   Упражнения в выразительном чтении: определение задачи чтения, наблюдения за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения Воспринимать на слух стихотворное произведение (отрывок из поэмы), объяснять картины и образы. Учиться читать выразительно: определять задачу чтения, тон и темп чтения, объяснять знаки препинания и их значение в стихо­творении (памятка 1). Находить эпитеты, устойчивые эпитеты, олицетворения в тексте. Выполнять и комментировать задания в тетради  
23. Дополнительное чтение «Бой Руслана с головой»    
24. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»   Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение «Сказки о царе Салтане...» с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр»: Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение Воспринимать на слух стихотворное произведение («Сказку о царе Салтане...» А.С. Пушкина) (читают учитель и дети), высказы­вать своё мнение о произведении. Моделировать обложку: указывать жанр (сказка) и тему (глав­ная — о семье (людях)). Сравнивать произведения, сходные по сюжету («Сказку о царе Салтане...» А.С. Пушкина с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр»): сюжеты, герои, чудеса и превращения.  
25. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» Продолжение    
26. К. Г. Паустов­ский. «Сказки Пушкина» А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»,   Работа с книгами сказок А. С. Пушкина. Слушание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Рассматривание книг со сказками разных изданий Писать литературный диктант (лексический). Наблюдать за изменениями состояния моря, движения корабли­ка и изменением настроения автора, героев Работать с книгами сказок А.С. Пушкина: рассматривать кни­ги разных лет издания, разного размера, разных типов (книга-произведение, книга-сборник). Воспринимать на слух художественно-публицистический текст (очерк Э.Г. Бабаева «Там лес и дол видений полны») (читает учи­тель), высказывать своё мнение о сказках А.С. Пушкина. Работать в группах с произведением (сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» и «Сказка о мёртвой ца­ревне и о семи богатырях» по выбору): читать, слушать чтение одноклассников, анализировать, выполнять задания в тетра­дях. Самостоятельно читать художественно-публицистический текст (очерк К.Г. Паустовского), называть произведения К.Г. Пау­стовского (творческая работа «Моя первая встреча со сказками А.С. Пушкина»). Выражать своё отношение к сказкам А.С. Пуш­кина, рассказывать о первой встрече со сказками А.С. Пуш­кина. Обобщать свои знания (работать со схемой). Выполнять мини-проект (работа в группах) - подбирать книги со сказками, делать презентацию книги  
27. Слушание Пушкин «Сказка о мёртвой царев­не и о семи бога­тырях» Э.Г. Бабаев «Там лес и дол видений полны»    
28.    
29. Стихи о природе А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер»   Самостоятельное чтение или слушание стихотворений. Сравнение стихотворений: наблюдение за построением строф и рифмой. Упражнение в выразительном чтении Воспринимать на слух стихотворное произведение о природе А.С. Пушкина, выражать своё отношение к прочитанному, моде­лировать обложку (автор, заголовок, тема и жанр). При анализе стихотворения использовать понятия: рифма, стро­фа, стихотворная строка (стих). Работать над выразительным чтением стихотворения Выполнять задания в тетрадях и выполнять самопроверку по го­товому образцу или под руководством учителя. Писать литературный диктант (литературоведческий)  
30. Стихи о няне А.С. Пушкин. «Няне»   Тон и темп стихотворения. Отношение поэта к няне Воспринимать на слух стихотворное произведение (А.С. Пушкин «Няне»), высказывать свою оценку, читать выразительно, передавая интонационный рисунок стихотворения (памятка 1).  
31. Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Про­верьте себя»   Литературная игра «Сказки Пушкина» Выполнение заданий в учебнике и тетради Находить справочную информацию (об авторе, о няне). Выполнять задания в тетради Выполнять задания рубрики «Проверьте себя» в учебнике (рабо­та в группах). Читать наизусть подготовленные стихотворения А.С. Пушкина (памятка 2). Выполнять самостоятельно задания в тетради, проверять вы­полнение (работа в парах) и оценивать работу. Писать литературный диктант (лексический)  
     
     
32. Стихи рус­ских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майко­ва, А.А. Фета Стихи о природе Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначаль­ной...», «Чаро­дейкою зимою...» 5 ч Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. Работа с иллюстрацией и соотнесение её с текстом. Заучивание сти­хотворений наизусть Работать со стихотворным произведением (Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...»): слушание, беседа по содержанию, чтение по строфам, выделение эпитетов, сравнений, упражнение в выразительном чтении, выполнение за­даний в тетради. Сравнивать стихотворения Ф.И. Тютчева, заполнять таблицу Воспринимать на слух стихотворное произведение (А.Н. Май­ков. «Осень»), выполнять задания в учебнике и тетради. Читать выразительно (памятка 1) (работа в парах). Выполнять задания в учебнике и тетради Выразительно читать стихотворное произведение (А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»), передавать интонационный ри­сунок, эмоции. Выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать стихотворения А.А. Фета (работа с таблицей). Читать наизусть стихотворение, слушать чтение одноклассни­ков. Задавать вопросы по произведению, отвечать на вопросы, дополнять ответы одноклассников. Слушать стихотворение (И.А. Бунин. «Листопад»): целостное восприятие произведения, ответы на вопросы, моделирование об­ложки. Выполнять задания в учебнике и тетради. Писать литературный диктант (лексический)  
33. Стихи об осенней природе А.Н. Майков. «Осень»    
34. Стихи А.А. Фета о природе А.А. Фет. «Ма­ма! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза при-щуря...»    
35. Слушание И.А. Бунин. «Листопад»    
36. Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Про­верьте себя»   Обобщение читательского опыта. Сравнение жанров произведений и выделение особенностей. Самостоятельно работать со схемой «Родные поэты»: запол­нить, подтвердить примерами, прочитать выразительно одно из стихотворений (по желанию). Выполнять контрольную работу (пользуясь учебником, учеб­ной хрестоматией, словарём-справочником «Книгочей» и кни­гами). Проверять выполнение заданий по образцу или фронтально под руководством учителя. Писать литературный диктант (смешанный)  
37. Произведе­ния Л.Н. Тол­стого Л.Н. Толстой. «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня)   11ч   Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Чтение басни по ролям. Определение вида сказок (волшебная, бытовая) Выделение фактов из рассказа «Зайцы» и их описание. Упражнение в выразительном чтении рассказа «Лебеди»: выделение описания отдельных эпизодов, определение отношения автора. Определение главной мысли рассказа «Лев и собачка». Сравнение рассказов «Зайцы» и «Лев и собачка»: Пересказ одного из рассказов Знакомиться с новым разделом, определять учебную за­дачу. Находить в учебнике информацию об авторе, знать фамилию, имя и отчество писателя. Воспринимать целостно художественное произведение: слу­шать чтение учителя, высказывать своё впечатление, формули­ровать ответы на вопросы, выполнять задания в учебнике и тет­ради. Моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголо­вок, определять жанр и тему). Выражать своё отношение к героям произведения, оценивать их поступки с позиции нравственности. Определять главную мысль и подбирать к ней пословицу. Самостоятельно работать с произведением (памятка 8) (сказка Л.Н. Толстого «Ореховая ветка»): читать, определять жанр и тему,  
38. Дополнительное чтение Л.Н. Толстой. «Ореховая ветка»    
39. Слушание Сказки Л.Н. Тол­стого. Л.Н.   Читать произведение по абзацам, слушать чтение однокласс­ников, следить по тексту. Объяснять смысл заголовка. Определять особенности сказки (объяснять имена героев, на­ходить описание внешнего вида героев, предметов). Работать с текстом сказки: выполнять задания в учебнике и тет­ради, отвечать на вопросы, формулировать вопросы по содер­жанию. Сравнивать произведения одного автора (сказки Л.Н. Толстого), заполнять таблицу.  
40. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан»   Работать с научно-познавательным рассказом: находить фак­ты и их описание (рассказ «Зайцы»). Упражняться в выразительном чтении произведения (рассказ «Лебеди»): выбирать эпизоды для чтения, определять отноше­ние автора к героям. Определять главную мысль произведения. Сравнивать художественные и научно-познавательные рассказы («Зайцы» и «Лев и собачка»): особенности повествования, эмо­циональная составляющая, позиция автора в каждом рассказе. Работать с таблицей.  
41. Научно-познава­тельные и худо­жественные рас­сказы Л.Н. Толстой. «Лебеди», «Зай­цы».    
42. Дополнительное чтение Л.Н. Толстой. «Лев и собачка»    
43. Художественные рассказы Л.Н. Толстой. «Прыжок»   Художественный рассказ «Прыжок», его сюжет (показать на сюжетно композиционном треугольнике). Обучение рассказыванию рассказа, былины. Слушание. Высказывание своего отношения к героям и их поступкам. Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради. Воспринимать произведение на слух: слушать чтение учителя, высказывать свои впечатления. Моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголо­вок, определять жанр и тему). Работать с текстом: читать по смысловым частям, составлять эскизно-модельный план с «заместителями» героев. Выражать своё отношение к героям на основе анализа их по­ступков. Использовать при работе с текстом понятие «сюжет», показывать развитие сюжета на сюжетно-композиционном треугольнике  
44. Художественные рассказы Л.Н. Толстой. «Прыжок»   Воспринимать на слух текст былины, следить по тексту. Выделять композиционные элементы в тексте — повторы, нахо- дить устаревшие слова и объяснять их значение, работать со словарём к тексту. Моделировать обложку («заместитель» былины О), давать оп­ределение понятию «былина». Выделять особенности былины: повторы, напевность, особен­ности языка, гиперболизация силы героев, тема служения Ро­дине. Читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тет­ради. Составлять план с выделением основной информации. Готовить рассказ о русском богатыре (памятка 6)  
45. Былины Л.Н. Толстой. «Как боролся русский бога­тырь»  
46. Слушание А. Сергеенко. «Как Л.Н. Тол­стой рассказывал сказку об огур­цах»   Работать с книгами Л.Н. Толстого: рассматривать, находить изученные произведения, читать, классифицировать по типам книга-сборник, книга-произведение (работа в группах). Писать литературный диктант (информационный). Слушать и читать очерк-воспоминания А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» (читают учитель и учащиеся). Выражать своё мнение о Л.Н. Толстом (писателе и человеке). Творческая работа (в парах): сочинить рассказ-описание об огур­чиках (свежих, солёных, перезревших и т. д.)  
47. Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Про­верьте себя»   Работа с книгами Л. Н. Толстого: деление по жанрам, работа с аппаратом книги, составление аннотаций, зачитывание эпизодов. Составлять список произведений автора (Л.Н. Толстого) по жан­рам, характеризовать произведения, пересказывать кратко (памятка 4). Работать со схемой «Герои произведений Л.Н. Толстого». Самостоятельно выполнять задания рубрики «Проверьте себя» пользуясь учебником, учебной хрестоматией, словарём-справоч­ником «Книгочей»  
48. Произведе­ния Н.А. Не­красова Стихотворения о детях Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с но­готок» (отрывок) К. И. Чуковский. «Мужичок с но­готок» 7 ч Чтение и сравнение двух отрывков. Выделение эпитетов. Сравнение интонационных рисунков, выявление позиции автора-рассказчика, автора-героя. Аналитическое чтение статьи Воспринимать на слух художественное произведение (стихо­творение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети») (читает учи­тель). Самостоятельно работать со стихотворением: читать, модели­ровать обложку (определять жанр и тему, указывать фамилию автора и заголовок). Работать с произведением: читать по строфам, выполнять за­дания в учебнике и тетради. Находить информацию о поэте. Выразительно читать стихотворение («Мужичок с ноготок»), учить наизусть (памятка 2). Сравнивать стихотворения, заполнять таблицу (на листочках, на компьютере или на интерактивной доске). Сравнивать своё восприятие стихотворения «Мужичок с ного­ток» с восприятием К.И. Чуковского. Работать с текстом произведения: правильно называть (Чуков­ский. «Мужичок с ноготок»); читать по абзацам, выделять и чи­тать эпизоды-размышления автора. Выполнять задания в тетради, работать в парах  
     
49. Слушание и ра­бота с детской книгой Стихотворения о детях. Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокра­щении)   Выр.чтение отрывка из стихотворения «Крестьянские дети». Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради. Воспринимать произведение на слух (Н.А. Некрасов. «Крестьян­ские дети»): слушание, обмен мнениями. Самостоятельно работать с текстом произведения: выполнение заданий в тетради, самопроверка работы (в группах). Читать выразительно подготовленные эпизоды (памятка 1)  
50. Стихи о природе Н.А. Некрасов. «Славная осень...» Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Зелёный Шум». К.И. Чуковский. «Зелёный Шум»   Сравнение описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Самостоятельно работать с новым произведением (памятка 7): чтение названия (фамилии автора и заголовка), ознакомитель­ное чтение текста, моделирование обложки. Читать выразительно (памятка 1). Сравнивать описания поздней осени и наступающей весны. Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения. Писать литературный диктант (лексический). Сравнивать своё восприятие стихотворения Н.А. Некрасова «Зелёный Шум» с прочтением его К.И. Чуковским. Выполнять задания в тетради, проверять по образцу  
51. Стихи о природе Н.А. Некрасов. «Мороз-воевода» (отрывок из поэ­мы «Мороз, Красный нос»)   Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Воспринимать на слух произведение (Н.А. Некрасов. «Мороз-воевода») (читает учитель). Выражать своё отношение к герою (Морозу), объяснять слово «воевода». Определять тон, темп и ритм чтения. Выразительно читать сти­хотворение наизусть (памятка 1). Создавать иллюстрации к тексту (работа в группах)  
52.    
53. Слушание К.И. Чуковский. «0 стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов. «Саша»   Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Саши», упражнение в выразительном чтении и заучивании отрывка Слушать статью К.И. Чуковского «0 стихах Н.А. Некрасова» (чи­тают учитель и учащиеся). Объяснять отношение К.И. Чуковского к стихам Н.А. Некрасова, подтверждать свои доводы словами из текста. Работать в группах: слушать стихотворение Н.А. Некрасова «Саша», выполнять задания в тетради. Классифицировать (группировать) стихи Н.А. Некрасова по темам. Работать с рубрикой «Книжная полка „Русские поэты"»: чи­тать изученные стихотворения, группировать по темам. Изучать книги со стихами Н.А. Некрасова: работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю (памятка 7). Зна­комство с художниками-иллюстраторами (работа в группах)  
54. Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Про­верьте себя»   Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе. Работать с книгами по теме: выбирать, называть, представ­лять книги со стихами Н.А. Некрасова (памятка 7). Повторять изученные стихотворения русских поэтов. Обобщать знания (заполнять схему «Стихи русских поэтов»). Работать с заданиями рубрики «Проверьте себя» (самопро­верка). Участвовать в конкурсе чтецов стихов русских поэтов (работа в группах)  
55. Произведе­ния А.П. Че­хова Повести и рас­сказы А.П. Чехов. «Степь» (отры­вок). И. С. Тургенев. «Лес и степь».   6 ч Описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений. Художественный пересказ («Белолобый»). Сравнение произведений А. П. Чехова «Степь» и И. С. Тургенева «Ле


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: