Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Универсальные учебные действия (УУД):
• воспринимать чтение как средство получения информации и удовлетворения личных познавательных запросов;
• выполнять практико-ориентированные задания: находить информацию в тексте изучаемого произведения, интерпретировать текст, оценивать содержание и языковые особенности;
• устанавливать последовательность событий в тексте произведения и анализировать причинно-следственные связи;
• синтезировать, выделять главную и дополнительную информацию (о произведении, героях и их поступках);
• понимать информацию, данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией, сравнивать информацию, представленную в текстовом и схематическом виде;
• ориентироваться в книге (пользоваться содержанием (оглавлением), предисловием, послесловием);
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Межпредметные связи:
• с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
• с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
• с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
• с уроками технологии: переплёт книг, работа с элементами книги, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
1. Учебник Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013;
2. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд.– М.: Вентана-Граф, 2013;
3. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие. 4 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2013.
5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентане – Граф, 2012.
6. Гмырина И. Э. Большакова Л. В. Макарова О. В. И д р. Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов: Архангельск 2010
7. Морянка: Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений /под общей ред. И.Ф.Поляковой.- Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2013
8. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010.
9. Архангельская область Словарь – справочник для младших школьников Архангельск «АО ИППК РО», 2010
Примерное поурочно-тематическое планирование курса «Литературное чтение. 3 класс»
Раздел, тема урока | Колич. часов | Основное содержание | Характеристика деятельности учащихся (УДД) | Тематика регионального компонента | |
1. | Устное народное творчество (фольклор) Загадки. Загадка-сказка. В. И, Даль. «Старик-годовик» | 16 ч | Виды загадок. Какие бывают загадки. Понятие о загадке. Виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть. | Работать со справочным текстом (статья «Обратите внимание»), проверять свой читательский опыт (работа со схемой «Фольклор» в учебнике). Понятие «загадка». Воспринимать на слух текст загадок, моделировать обложку, читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради. Различать виды загадок. Читать загадки, выделять ключевые слова, объяснять выбор отгадки. Читать справочную статью (статья о загадках «Обратите внимание»). Учиться читать загадки и определять их тему (материал в учебной хрестоматии). Давать определение понятия «загадка». Классифицировать загадки по темам. Заполнять таблицу (работа в группах). | |
2. | Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение Пословицы | Пословица, темы пословиц. Особенности построения пословиц. Конкурс «Знаток русских пословиц» | Работать со схемой: заполнять, подтверждать ответы примерами. Выделять особенности пословиц, различать пословицы по темам. Определять скрытый смысл пословиц. Выполнять задания в учебнике, учебной хрестоматии, тетради. Писать литературный диктант (литературоведческий). Участвовать в конкурсе знатоков русских загадок и пословиц «Я знаю» (работа в группах) | ||
3. | Русская народная сказка «Самое дорогое». | Присказка. Виды присказок. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение смысла (главной мысли) сказки. Рассказывание сказки от лица одного из героев Северные народные сказки: «Глиняный парень», «Почему вода в море солёная». | Воспринимать на слух фольклорное произведение (сказка «Самое дорогое»), высказывать своё впечатление о нём. Объяснять з аголовок сказки, определять авторскую принадлежность, выделять присказки, моделировать обложку. Учиться работать в парах: читать по ролям диалоги героев (памятка 3). Самостоятельно работать с новым произведением (русской народной сказкой «Про Ленивую и Радивую»): чтение, первичное восприятие. Находить и читать описания героев (дочерей). Сравнивать изучаемые фольклорные произведения, работать с таблицей на листочке бумаги или на компьютере. | Р.С. Северные народные сказки: «Глиняный парень», «Почему вода в море солёная». | |
4. | Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую» Р.С. Северные народные сказки: | ||||
5. | Слушание Сказки о животных Русские народные сказки «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич» | Повторение. Слушание русской народной сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Работа с книгой: предисловие, послесловие | Воспринимать произведение на слух (русскую народную сказку «Лиса и Котофей Иваныч»). Моделировать обложку и определять тему и вид сказки. Самостоятельно работать с русской народной сказкой «Дрозд Еремеевич»: первичное чтение молча, работа с текстом, выполнение заданий в тетради. Сравнивать народные сказки («Лиса и Котофей Иваныч» и «Дрозд Еремеевич»): выделять особенности каждой сказки (зачин, повторы, имена героев). Работать с книгами сказок о животных: рассматривать, правильно называть, сравнивать книги-произведения с книгами-сборниками | ||
6. | Сказки с загадками «Дочь-семилетка». Дополнительное чтение Русская народная сказка «Умная внучка» в пересказе А.П. Платонова | Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий. Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение сказок с загадками. Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям. | Выделять особенности сказок с загадками: сюжет, загадки, главная мысль. Сравнивать героев положительных и отрицательных. Работать самостоятельно с произведением (сказкой «Умная внучка»): ознакомительное чтение молча, выполнение заданий в тетради. Сравнивать сказки с похожим сюжетом (работа с таблицей на компьютере или на листочках). | ||
7. | Волшебные сказки Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». | Понятие «волшебные сказки». Их особенности: чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла. Выразительное чтение эпизодов о чудесах. Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и волшебных сказок | Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки (чудеса, превращения). Читать выразительно отдельные эпизоды, показывая своё отношение к героям и их поступкам (памятка 1). Рассказывать сказку с присказками. Сравнивать сказки волшебные и бытовые. Писать литературный диктант (информационный) | ||
8. | 0 присказках Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». | ||||
9. | Слушание Русская народная сказка «Елена Премудрая», Чукотская народная сказка «Девушка и Месяц» ненецкая сказка «Хозяин ветров» | Слушание русской народной сказки «Елена Премудрая» Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных | Слушать и слышать русскую народную сказку «Елена Премудрая». Моделировать обложку, выделять чудеса. Определять вид сказки, указывая признаки волшебной сказки. Самостоятельно работать с чукотской народной сказкой «Девушка и Месяц» (памятка 8). Классифицировать народные сказки, книги со сказками. Определять положительных и отрицательных героев сказок, группировать их. | ||
10. | Малые жанры фольклора Скороговорки. Потешки Северные Колыбельные песни Считалки: народные сказки: | Понятие о скороговорке. Особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Конкурс «Знаток малых жанров Колыбельные песни: «Сон шёл по нитке», «Бай-побаюшки». Считалки: «Шалуны -балуны», «Вышла Машенька гулять». Северные народные сказки: | Объяснять литературоведческие понятия (фольклор, скороговорка, потешка, загадка, пословица). Различать произведения фольклора | Колыбельные песни: «Сон шёл по нитке», «Бай-побаюшки». Считалки: «Шалуны-балуны», «Вышла Машенька гулять». Северные народные сказки: | |
11. | Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» Творчество С. Писахова и Б. ШергинаРКМ | Выполнение заданий в учебнике и тетради Писахов «Как купчиха постничала», «Как поп работницу нанимал Б Шергин «Плотник думает топором», «Одно дело делаешь – другого не порть». | Определять алгоритм (порядок) выполнения работы. Пользоваться умениями читать вслух и молча, а также видами чтения для выполнения заданий. Находить нужную информацию в учебнике, учебной хрестоматии, словаре-справочнике «Книгочей». Писать литературный диктант (литературоведческий). Сравнивать малые жанры фольклора и приводить примеры. Заполнять таблицу (на листочках или на компьютере). | Творчество С. Писахова и Б. ШергинаРКМ | |
12. | Былина «Добрыня и Змея»,, | Понятие о былине как жанре устного народного творчества. Былинные герои: их внешний вид, поступки, служение родине. Персонажи положительные и отрицательные. Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию отдельных эпизодов | Объяснять понятие «былина», употреблять в речи, знать и называть признаки жанра. Различать формы записи былин (прозаическую и стихотворную). Характеризовать былинных героев и их подвиги. Формулировать и объяснять главную мысль былин: «Жить — Родине служить». Сравнивать героев былин (внешний вид, характер, подвиги). Рассматривать книги о русских богатырях, сравнивать иллюстрации разных художников. Читать былины, соблюдая паузы и выделяя повторы и ключевые предложения. Составлять словарь имён былинных героев, слов и выражений. Сравнивать содержание былин об одном и том же герое («Добрыня и Змея» и «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча») | ||
13. | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | ||||
14. | Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеё-вич», «Вольга и Микула» | ||||
15. | Слушание Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович» | ||||
16. | Урок-обобщение по теме «Былины». Рубрика «Проверьте себя» | Выполнение заданий в учебнике и тетради « | Самопроверка уровня начитанности: — самостоятельно работать с заданиями рубрики «Проверьте себя»; — сравнивать свою работу с готовым образцом, исправлять ошибки и дополнять недостающую информацию, оценивать работу (самооценка). Презентация мини-проектов «Былинные герои» | ||
17. | Басни Эзоп. «Лисица и виноград» И.А. Крылов. «Лисица и Виноград» | 5 ч | Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Сравнение жанров: сказка, басня. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с иллюстрацией. | Знакомиться с понятиями: басня, мораль, рассказ, аллегория, олицетворение. Сравнивать басни И.А. Крылова и Эзопа (работа с таблицей). | |
18. | Басни И.А. Крылов. «Ворона и Лисица» Дополнительное чтение Эзоп. «Ворон и Лисица» | Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям) | Читать басни, выделять мораль, моделировать обложку. Сравнивать басни по форме (стихотворная, прозаическая). Находить справочную информацию о баснописцах и книги с их баснями. Выразительно читать (басни) по ролям (памятка 3). Инсценировать произведения (басни) Слушать чтение одноклассников, выражать своё отношение к произведению. Моделировать обложки, сравнивать басни по структуре. Читать басни выразительно (памятка 1), инсценировать (работа в группах). Самостоятельно работать с басней (по выбору): выполнять задания в тетради | ||
19. | Басни И.А. Крылова. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник» | ||||
20. | Слушание Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица». А.Е. Измайлов. «Филин и чиж» | Слушание басен Книги «Басни И.А. Крылова», «Русские баснописцы», «Басни Эзопа». Работа с аппаратом книги: титульный лист, иллюстрации, составление краткой аннотации к книге. | Работать с книгами басен по группам: рассматривать, выделять название, группировать по типам (книга-произведение, книга-сборник). Слушать чтение одной из басен по ролям. Выполнять задания в тетради к одной из басен (Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица», А.Е. Измайлов. «Филин и чиж»). Сравнивать басни разных авторов (И.А. Крылова, Эзопа, А.Е. Измайлова), работать с таблицей (на листочках или на компьютере). | ||
21. | Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» | Выполнение заданий в учебнике и тетради | Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, доказывать, объяснять. Самостоятельно выполнять задания в тетради, проверять по готовому образцу, исправлять, дополнять, оценивать. Писать литературный диктант (смешанный) | ||
22. | Произведения А.С. Пушкина Отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», «У лукоморья дуб зелёный...» | 10 ч | Упражнения в выразительном чтении: определение задачи чтения, наблюдения за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения | Воспринимать на слух стихотворное произведение (отрывок из поэмы), объяснять картины и образы. Учиться читать выразительно: определять задачу чтения, тон и темп чтения, объяснять знаки препинания и их значение в стихотворении (памятка 1). Находить эпитеты, устойчивые эпитеты, олицетворения в тексте. Выполнять и комментировать задания в тетради | |
23. | Дополнительное чтение «Бой Руслана с головой» | ||||
24. | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» | Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение «Сказки о царе Салтане...» с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр»: Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение | Воспринимать на слух стихотворное произведение («Сказку о царе Салтане...» А.С. Пушкина) (читают учитель и дети), высказывать своё мнение о произведении. Моделировать обложку: указывать жанр (сказка) и тему (главная — о семье (людях)). Сравнивать произведения, сходные по сюжету («Сказку о царе Салтане...» А.С. Пушкина с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр»): сюжеты, герои, чудеса и превращения. | ||
25. | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» Продолжение | ||||
26. | К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина» А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде», | Работа с книгами сказок А. С. Пушкина. Слушание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Рассматривание книг со сказками разных изданий | Писать литературный диктант (лексический). Наблюдать за изменениями состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора, героев Работать с книгами сказок А.С. Пушкина: рассматривать книги разных лет издания, разного размера, разных типов (книга-произведение, книга-сборник). Воспринимать на слух художественно-публицистический текст (очерк Э.Г. Бабаева «Там лес и дол видений полны») (читает учитель), высказывать своё мнение о сказках А.С. Пушкина. Работать в группах с произведением (сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по выбору): читать, слушать чтение одноклассников, анализировать, выполнять задания в тетрадях. Самостоятельно читать художественно-публицистический текст (очерк К.Г. Паустовского), называть произведения К.Г. Паустовского (творческая работа «Моя первая встреча со сказками А.С. Пушкина»). Выражать своё отношение к сказкам А.С. Пушкина, рассказывать о первой встрече со сказками А.С. Пушкина. Обобщать свои знания (работать со схемой). Выполнять мини-проект (работа в группах) - подбирать книги со сказками, делать презентацию книги | ||
27. | Слушание Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Э.Г. Бабаев «Там лес и дол видений полны» | ||||
28. | |||||
29. | Стихи о природе А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер» | Самостоятельное чтение или слушание стихотворений. Сравнение стихотворений: наблюдение за построением строф и рифмой. Упражнение в выразительном чтении | Воспринимать на слух стихотворное произведение о природе А.С. Пушкина, выражать своё отношение к прочитанному, моделировать обложку (автор, заголовок, тема и жанр). При анализе стихотворения использовать понятия: рифма, строфа, стихотворная строка (стих). Работать над выразительным чтением стихотворения Выполнять задания в тетрадях и выполнять самопроверку по готовому образцу или под руководством учителя. Писать литературный диктант (литературоведческий) | ||
30. | Стихи о няне А.С. Пушкин. «Няне» | Тон и темп стихотворения. Отношение поэта к няне | Воспринимать на слух стихотворное произведение (А.С. Пушкин «Няне»), высказывать свою оценку, читать выразительно, передавая интонационный рисунок стихотворения (памятка 1). | ||
31. | Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» | Литературная игра «Сказки Пушкина» Выполнение заданий в учебнике и тетради | Находить справочную информацию (об авторе, о няне). Выполнять задания в тетради Выполнять задания рубрики «Проверьте себя» в учебнике (работа в группах). Читать наизусть подготовленные стихотворения А.С. Пушкина (памятка 2). Выполнять самостоятельно задания в тетради, проверять выполнение (работа в парах) и оценивать работу. Писать литературный диктант (лексический) | ||
32. | Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета Стихи о природе Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» | 5 ч | Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. Работа с иллюстрацией и соотнесение её с текстом. Заучивание стихотворений наизусть | Работать со стихотворным произведением (Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...»): слушание, беседа по содержанию, чтение по строфам, выделение эпитетов, сравнений, упражнение в выразительном чтении, выполнение заданий в тетради. Сравнивать стихотворения Ф.И. Тютчева, заполнять таблицу Воспринимать на слух стихотворное произведение (А.Н. Майков. «Осень»), выполнять задания в учебнике и тетради. Читать выразительно (памятка 1) (работа в парах). Выполнять задания в учебнике и тетради Выразительно читать стихотворное произведение (А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»), передавать интонационный рисунок, эмоции. Выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать стихотворения А.А. Фета (работа с таблицей). Читать наизусть стихотворение, слушать чтение одноклассников. Задавать вопросы по произведению, отвечать на вопросы, дополнять ответы одноклассников. Слушать стихотворение (И.А. Бунин. «Листопад»): целостное восприятие произведения, ответы на вопросы, моделирование обложки. Выполнять задания в учебнике и тетради. Писать литературный диктант (лексический) | |
33. | Стихи об осенней природе А.Н. Майков. «Осень» | ||||
34. | Стихи А.А. Фета о природе А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза при-щуря...» | ||||
35. | Слушание И.А. Бунин. «Листопад» | ||||
36. | Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» | Обобщение читательского опыта. Сравнение жанров произведений и выделение особенностей. | Самостоятельно работать со схемой «Родные поэты»: заполнить, подтвердить примерами, прочитать выразительно одно из стихотворений (по желанию). Выполнять контрольную работу (пользуясь учебником, учебной хрестоматией, словарём-справочником «Книгочей» и книгами). Проверять выполнение заданий по образцу или фронтально под руководством учителя. Писать литературный диктант (смешанный) | ||
37. | Произведения Л.Н. Толстого Л.Н. Толстой. «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня) | 11ч | Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Чтение басни по ролям. Определение вида сказок (волшебная, бытовая) Выделение фактов из рассказа «Зайцы» и их описание. Упражнение в выразительном чтении рассказа «Лебеди»: выделение описания отдельных эпизодов, определение отношения автора. Определение главной мысли рассказа «Лев и собачка». Сравнение рассказов «Зайцы» и «Лев и собачка»: Пересказ одного из рассказов | Знакомиться с новым разделом, определять учебную задачу. Находить в учебнике информацию об авторе, знать фамилию, имя и отчество писателя. Воспринимать целостно художественное произведение: слушать чтение учителя, высказывать своё впечатление, формулировать ответы на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради. Моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему). Выражать своё отношение к героям произведения, оценивать их поступки с позиции нравственности. Определять главную мысль и подбирать к ней пословицу. Самостоятельно работать с произведением (памятка 8) (сказка Л.Н. Толстого «Ореховая ветка»): читать, определять жанр и тему, | |
38. | Дополнительное чтение Л.Н. Толстой. «Ореховая ветка» | ||||
39. | Слушание Сказки Л.Н. Толстого. Л.Н. | Читать произведение по абзацам, слушать чтение одноклассников, следить по тексту. Объяснять смысл заголовка. Определять особенности сказки (объяснять имена героев, находить описание внешнего вида героев, предметов). Работать с текстом сказки: выполнять задания в учебнике и тетради, отвечать на вопросы, формулировать вопросы по содержанию. Сравнивать произведения одного автора (сказки Л.Н. Толстого), заполнять таблицу. | |||
40. | Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан» | Работать с научно-познавательным рассказом: находить факты и их описание (рассказ «Зайцы»). Упражняться в выразительном чтении произведения (рассказ «Лебеди»): выбирать эпизоды для чтения, определять отношение автора к героям. Определять главную мысль произведения. Сравнивать художественные и научно-познавательные рассказы («Зайцы» и «Лев и собачка»): особенности повествования, эмоциональная составляющая, позиция автора в каждом рассказе. Работать с таблицей. | |||
41. | Научно-познавательные и художественные рассказы Л.Н. Толстой. «Лебеди», «Зайцы». | ||||
42. | Дополнительное чтение Л.Н. Толстой. «Лев и собачка» | ||||
43. | Художественные рассказы Л.Н. Толстой. «Прыжок» | Художественный рассказ «Прыжок», его сюжет (показать на сюжетно композиционном треугольнике). Обучение рассказыванию рассказа, былины. Слушание. Высказывание своего отношения к героям и их поступкам. Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради. | Воспринимать произведение на слух: слушать чтение учителя, высказывать свои впечатления. Моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему). Работать с текстом: читать по смысловым частям, составлять эскизно-модельный план с «заместителями» героев. Выражать своё отношение к героям на основе анализа их поступков. Использовать при работе с текстом понятие «сюжет», показывать развитие сюжета на сюжетно-композиционном треугольнике | ||
44. | Художественные рассказы Л.Н. Толстой. «Прыжок» | Воспринимать на слух текст былины, следить по тексту. Выделять композиционные элементы в тексте — повторы, нахо- дить устаревшие слова и объяснять их значение, работать со словарём к тексту. Моделировать обложку («заместитель» былины О), давать определение понятию «былина». Выделять особенности былины: повторы, напевность, особенности языка, гиперболизация силы героев, тема служения Родине. Читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради. Составлять план с выделением основной информации. Готовить рассказ о русском богатыре (памятка 6) | |||
45. | Былины Л.Н. Толстой. «Как боролся русский богатырь» | ||||
46. | Слушание А. Сергеенко. «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | Работать с книгами Л.Н. Толстого: рассматривать, находить изученные произведения, читать, классифицировать по типам книга-сборник, книга-произведение (работа в группах). Писать литературный диктант (информационный). Слушать и читать очерк-воспоминания А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» (читают учитель и учащиеся). Выражать своё мнение о Л.Н. Толстом (писателе и человеке). Творческая работа (в парах): сочинить рассказ-описание об огурчиках (свежих, солёных, перезревших и т. д.) | |||
47. | Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» | Работа с книгами Л. Н. Толстого: деление по жанрам, работа с аппаратом книги, составление аннотаций, зачитывание эпизодов. | Составлять список произведений автора (Л.Н. Толстого) по жанрам, характеризовать произведения, пересказывать кратко (памятка 4). Работать со схемой «Герои произведений Л.Н. Толстого». Самостоятельно выполнять задания рубрики «Проверьте себя» пользуясь учебником, учебной хрестоматией, словарём-справочником «Книгочей» | ||
48. | Произведения Н.А. Некрасова Стихотворения о детях Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок) К. И. Чуковский. «Мужичок с ноготок» | 7 ч | Чтение и сравнение двух отрывков. Выделение эпитетов. Сравнение интонационных рисунков, выявление позиции автора-рассказчика, автора-героя. Аналитическое чтение статьи | Воспринимать на слух художественное произведение (стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети») (читает учитель). Самостоятельно работать со стихотворением: читать, моделировать обложку (определять жанр и тему, указывать фамилию автора и заголовок). Работать с произведением: читать по строфам, выполнять задания в учебнике и тетради. Находить информацию о поэте. Выразительно читать стихотворение («Мужичок с ноготок»), учить наизусть (памятка 2). Сравнивать стихотворения, заполнять таблицу (на листочках, на компьютере или на интерактивной доске). Сравнивать своё восприятие стихотворения «Мужичок с ноготок» с восприятием К.И. Чуковского. Работать с текстом произведения: правильно называть (Чуковский. «Мужичок с ноготок»); читать по абзацам, выделять и читать эпизоды-размышления автора. Выполнять задания в тетради, работать в парах | |
49. | Слушание и работа с детской книгой Стихотворения о детях. Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении) | Выр.чтение отрывка из стихотворения «Крестьянские дети». Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради. | Воспринимать произведение на слух (Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»): слушание, обмен мнениями. Самостоятельно работать с текстом произведения: выполнение заданий в тетради, самопроверка работы (в группах). Читать выразительно подготовленные эпизоды (памятка 1) | ||
50. | Стихи о природе Н.А. Некрасов. «Славная осень...» Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Зелёный Шум». К.И. Чуковский. «Зелёный Шум» | Сравнение описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. | Самостоятельно работать с новым произведением (памятка 7): чтение названия (фамилии автора и заголовка), ознакомительное чтение текста, моделирование обложки. Читать выразительно (памятка 1). Сравнивать описания поздней осени и наступающей весны. Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения. Писать литературный диктант (лексический). Сравнивать своё восприятие стихотворения Н.А. Некрасова «Зелёный Шум» с прочтением его К.И. Чуковским. Выполнять задания в тетради, проверять по образцу | ||
51. | Стихи о природе Н.А. Некрасов. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. | Воспринимать на слух произведение (Н.А. Некрасов. «Мороз-воевода») (читает учитель). Выражать своё отношение к герою (Морозу), объяснять слово «воевода». Определять тон, темп и ритм чтения. Выразительно читать стихотворение наизусть (памятка 1). Создавать иллюстрации к тексту (работа в группах) | ||
52. | |||||
53. | Слушание К.И. Чуковский. «0 стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов. «Саша» | Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Саши», упражнение в выразительном чтении и заучивании отрывка | Слушать статью К.И. Чуковского «0 стихах Н.А. Некрасова» (читают учитель и учащиеся). Объяснять отношение К.И. Чуковского к стихам Н.А. Некрасова, подтверждать свои доводы словами из текста. Работать в группах: слушать стихотворение Н.А. Некрасова «Саша», выполнять задания в тетради. Классифицировать (группировать) стихи Н.А. Некрасова по темам. Работать с рубрикой «Книжная полка „Русские поэты"»: читать изученные стихотворения, группировать по темам. Изучать книги со стихами Н.А. Некрасова: работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю (памятка 7). Знакомство с художниками-иллюстраторами (работа в группах) | ||
54. | Урок-обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» | Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе. | Работать с книгами по теме: выбирать, называть, представлять книги со стихами Н.А. Некрасова (памятка 7). Повторять изученные стихотворения русских поэтов. Обобщать знания (заполнять схему «Стихи русских поэтов»). Работать с заданиями рубрики «Проверьте себя» (самопроверка). Участвовать в конкурсе чтецов стихов русских поэтов (работа в группах) | ||
55. | Произведения А.П. Чехова Повести и рассказы А.П. Чехов. «Степь» (отрывок). И. С. Тургенев. «Лес и степь». | 6 ч | Описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений. Художественный пересказ («Белолобый»). Сравнение произведений А. П. Чехова «Степь» и И. С. Тургенева «Ле |