Литургия верных и элементы вступления и заключения.




Литургика. Лекция-семинар № 3. Христианское богослужение после IVв. Кафедральная и монашеская традиции.

Литургия верных и элементы вступления и заключения.

 

До IVв. Церковь была гонима, и поэтому христианское богослужение было внешне достаточно скромно выражено. Иконных изображений не было. Были символические изображения (пастырь с овечкой на плечах, рыбка, хлебы и пр.). Но была большая внутренняя торжественность и наполненность. При постоянной угрозе казни или ареста, очень остро переживалась возможность христианской жизни. Очень она ценилась. Очень остро чувствовали близость воскресшего Христа, действие Святого Духа. Главное богослужение – Евхаристия. Совершались также богослужения времени – утреня, вечерня – чтение писания (ВЗ и НЗ), молитвы хвалебного характера, универсальные молитвы, молитвы о повседневном руководстве для каждого христианина.

В IV в. произошло обращение имп. Константина к христианству (хотя до старости оставался в статусе оглашаемого, т.к. боялся не выполнить крещальные обеты). Поэтому политика гос-ва резко поменялась, христиане перестали быть гонимы, стали пользоваться популярностью у императора и всякими государственными поблажками.

Последствия:

Положительные Отрицательные
- прекратились гонения на христиан - гос-во преступило к гонениям на язычников, что затрудняло проповедь для них
- христианство получило возможность развернуться в полной мере – создавать христ. храмы, украшать свои богослужения (выражать его громко, ярко), возможность открытой христ. миссии - появилась неестественная мотивация, чтобы стать христианином (это стало выгодно, чтобы занимать какую-либо должность, или благоволение у императора).
  -

 

К IVв. в крупных городах существовало много огласительных школ, которые готовили людей к крещению. Система катехизации с огромными потоками народа, которые хлынули – не справлялись, и многих крестили без всякой подготовки и катехизации. Ц. пополнилась массой людей, не очень хорошо подготовленных. Это изменило атмосферу в церкви. Возникает в ц. расслоение – на тех, кто готов отдать за него жизнь, и кто не готов (люди с оставшимся языческим менталитетом).

Возможность открытого существования христианства привела к возможности совершать богослужения не скрываясь.

Возникло явление – стациональная литургия – это разновидность богослужения, связанная с богослужебными процессиями (стацио – остановка). Это явление связано с И. Златоустом. Он был сторонником этих богослужений. Это также было связано с распространением арианской ереси (в противопоставление им).

Эти процессии шли по улицам города, пелись псалмы, на площадях делались остановки, и читалось Писание, молитвы. Т.о., они имели миссионерское значение, т.к. открыто показывали торжество христианства, и все жители города могли быть свидетелями тому, как христиане живут, молятся; с другой стороны – это была апологетическая акция, направленная против ариан, чтобы их как-то вытеснить из общественного пространства. Эти шествия могли совершаться как днем, так и ночью.

Возникает задача внутренней миссии для новообращенных людей.

 

Языческое богослужение. Гл. задача богослужения – исполнение культа. Культ носил магический характер, т.е. на него возлагалась большая надежда. Вера в культ, а не вера в Бога. Культ – гл. способ соприкосновения с божественным. Нет непосредственного отношения с Богом. Культ – это разного рода мистерии. Это был своего рода религиозный театр. В этих мистериях имели огромное значение религиозные символы. Соучаствуя в религиозном исполнении мифа, люди верили, что они приобщаются божественному, обновляют своё общение с божеством. Это было исключительно священное место, конкретное, строго охраняемое (языческие храмы), куда непосвященному человеку вход был воспрещён. Только посвященные могли участвовать в мистериях. Внешняя сторона языческого культа была эффектной – пение, изображения.

 

 

Вот эти язычники увидели в Х. новый культ, кот. был более правильный. Они видели больше внешнюю сторону богослужения. Поэтому, христиане стали использовать Б. в целях катехизации. Начинают развиваться стороны, которые воспринимаются язычниками. Развивается внешняя сторона богослужения. Начинают создаваться хр. храмы, как особые места, связанные со страданиями Христа (прежде всего в Иерусалиме). До IV в. храм имел место технического значения, а для язычника храм – это священное место. Поэтому возникает особенное отношение к храму.

Храмы теперь показывают торжество христианства в мире, по крайней мере, в пределах Византийской империи.

Хр. храмы украшаются внутренне. Развивается внешняя торжественность – богослужебные одежды (императорское служение), богослужебное пение (псалмы, сочиняются хр. песнопения), церковная музыка (гласы).

Песнопения несут огласительный характер. По форме они приемлемы и по содержанию несут христианский смысл. Их цель – донести хр. откровения до массы народа. Хр. гимнография – вся совокупность письменного творчества христиан.

Следствие возникновения государственного христианства и в связи со сменой состава церковного народа - в хр. богослужении развиваются миссионерские черты – стациональные литургии, развитие внешней и внутренней атрибутики хр. богослужения. В IV в. из-за смены состава церковного народа, и снижения градуса духовной жизни в церкви – возникает реакция церкви в виде монашеского движения.

Началом возникновения монашества принято считать IV век. Аскетическое движение существовало и раньше, но в IV в. оно получает новый импульс и массовость. Монашеское движение – явление, представляющее собой логическое продолжение христианского мученичества.

В церкви оставались люди, которые хотели жить по Евангелию до конца, и они начали уходить в отдаленные пустынные места.

1. Монашество анахоретское (хоро – город, село). Это люди, которые уходили из городов. Это было массовое движение одиночек. Цель – реализация Евангельской максимы – себя и свою жизнь предать Христу. Это не было расколом в церкви. Главное – стремление реализовать жизнь не от мира сего. Главные обеты - целомудрие, не стяжание, отречение от гордости житейской (эгоизма). Они продолжали углубленно изучать Св. писание, продолжали участвовать в евхаристии (возвращались в города). В это же время родилась практика – взятия с собой священных даров про запас (Преждеосвященные дары).

Особенности монашеского богослужения:

1. Разнообразные богослужения, преимущественно индивидуальные (личный молитвенный подвиг - ЛМП). В основе – Св. писание. Гл. место – псалтирь. Чтение писания → псалмы → личная молитва.

2. Важен монашеский подвиг – непрестанная молитва, которая осуществляется буквально, физическим путем. Как жертва Богу. Возникает практика интенсивного чтения псалмов.

Формируются монашеские правила. Про себя монахи молились читая псалтирь. Поэтому без знания псалтири наизусть в монахи не принимали. Не любили украшения, облачения, и пения (до VII в.).

2. Монашество кеновийное (общежитийное).

Монашеские практики.

Египетское монашеское правило. 5-6 вв. Палестинская монашеская практика Антиохийская монашеская практика Практика Прпд. Александра (начальник обители неусыпающих)
Ангельское правило (Пахомий Великий): - Бдение после заката и перед рассветом. В каждом бдении 12 подобранных псалмов. После каждого псалма монахи стоя молятся про себя, затем по знаку настоятеля кладется вместе земной поклон, потом настоятель в завершении молится сам. После этого было 2 чтения из ВЗ и НЗ. Утренняя молитва перед рассветом с чтением разл. псалмов Часы – 3, 6, 9 час (по 3 псалма на каждый час.) Вечернее богослужение с чтением псалмов. В полночь читали псалтирь, и ночью читалось Св. Писание. Утреня с разл. псалмами. При рассвете пс. 62, Великое славословие, ектеньи и молитвы. Вечером пс. 140 Перед сном – песни из Св. Писания. Общежительный монастырь. Монахи делились на смены, и читали псалтирь непрерывно (посменно), при этом они могли совершать другие дела. Также читалось Св. Писание. К нач. IX сошла на нет.

 

К VI в. начинается развитие богослужения как в городской, так и в монашеской среде. В городе – богослужение приобретает торжественность, красивые песнопения и наполненные по содержанию, процессии. Строительство храмов. В пустынях развивается чтение Св. писания, молитвенный подвиг, чтение псалмов подряд (породило чтение кафизм), отсутствует пение. Эти традиции начинают входить в соприкосновение друг с другом, т.к. монашество показало своё превосходство над практикой городских церквей, в монашеской среде появились подвижники, которые были признаны церковью, монашество сыграло важную роль в утверждении православия и в борьбе против ереси иконоборчества в IX в.

Целый ряд епископов выбираются из числа монахов, т.к. они показали свою церковную значимость и силу. В результате влияние монашества на общую церковную жизнь возрастает. Монастыри начинают строиться уже не в пустынях, а рядом с городами, а затем и внутри городов, для распространения монашеской церковности на город.

В результате происходит переплавление монашеской и городской традиции и получается то Византийское богослужение, которое мы имеем сейчас. Часть элементов произошла из традиции городов, а часть из монастырей.

После победы над иконоборчеством, монахи начинают употреблять песнопения, и тем более их сочинять. Среди монахов появляется целый ряд выдающихся песнописцев, которые сочиняют христианские песнопения очень высокого качества. Благодаря им возникают первые богослужебные книги – октоих и триоди. Октоих - книга 7-мичного круга богослужений, в которой собраны песнопения из разных источников и упорядочены по дням седмицы. Один из главных создателей – Иоанн Дамаскин (монах).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: