Методические рекомендации и задания к самостоятельной работе




Прежде чем вести речь об изучении психологии вообще и о самостоятельной работе над этим курсом, в частности, следует отметить, что:

- во-первых, любой специалист формируется в процессе овладения знаниями;

- во-вторых, специалисту необходима не просто совокупность знаний, а их система и связь с будущей профессией;

- в-третьих, основные знания должны усваиваться путем активного самостоятельного изучения и осмысления;

- в-четвертых, изучение (в частности - психология) должно быть сориентировано на практические проблемы, поиск и анализ конкретного жизненного материала, формирования собственной позиции и т.п.

Что касается освоения названной дисциплины, следует отметить, что важной формой ее изучения является самостоятельная работа, которая предусматривает большую степень самостоятельности в изучении и осмыслении определенных проблем и заданий, поиск соответствующей литературы, выступления и обсуждения на семинарах соответствующего материала. Самостоятельная работа требует также определенных усилий и навыков относительно усвоения учебного материала.

Для успешного обучения необходимо уметь создавать для себя внутренние стимулы, исходя из того, что требования к специалистам в наше время достаточно стремительно растут, и сегодняшние знания - это лишь основа того, что придется еще познавать в будущем. Поэтому ориентация на усвоение знаний как на постоянный жизненный процесс является важным условием профессионального роста.

Стоит иметь также в виду, что современный мир предлагает человеку море разнообразных источников информации, и как бы не хотелось - всю ее освоить невозможно. Поэтому в процессе учебы необходимо уметь рационально контролировать свои желания относительно чтения, и выделять главное и принципиально важное для своего формирования как профессионала.

Для каждого учебного действия стоит искать наиболее рациональные средства. Например, постараться овладеть системой сокращений, научиться выделять в тексте наиболее существенное, осмысливать его и коротко конспектировать содержание. Не надо пытаться запомнить информацию механически - необходимо в первую очередь понять ее содержание, логику, практическое значение и т.п. Для успешной организации учебного процесса желательно (по мере освоения вопросов) складывать словарь и записывать определение главных понятий.

Стоит помнить, что психология - это наука, которая имеет постоянную практическую направленность в силу того, что люди беспрестанно общаются и воспринимают когнитивную информацию, усваивают общественный опыт. Поэтому выработка в себе психологических ориентиров не на эмоционально-бытовой, а в первую очередь - на научно-рациональной основе, а также теоретический психологический анализ индивидуальных особенностей личности, межличностных отношений позволят значительно повысить эффективность самостоятельной работы и обогатить собственный практический опыт будущих специалистов.

Учебная дисциплина «Психология» предполагает детерминистский, объективный подход к анализу психических свойств, психологических состояний, условий формирования и развития личности.

Главной целью учебной дисциплины «Психология» является получение студентами необходимой суммы знаний, которые существенно помогут им понять организацию психики человека, специфику ее функционирования; определить условия развития и формирования сознания, как высшего уровня развития психики; сформировать представление о сознании и бессознательном в психике человека; определять влияние индивидуально - психологических особенностей личности (темперамента, характера, способностей, эмоционально-волевой сферы) на межличностные взаимоотношения в коллективе.

Задачи дисциплины «Основы психологии»:

- усвоение знаний о предмете психологии и специфике объекта ее изучения;

- усвоение знаний о психической деятельности человека, условиях развития и формирования личности.

Задания к самостоятельной работе, которые предлагаются, отвечают данной учебной программе и представляют наиболее важные понятия и вопросы соответствующих тем. Решение этих заданий допускает работу с наиболее популярными справочными изданиями и учебниками, позволяет систематизировать знание по всему курсу учебной дисциплины.

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения предполагает большую степень самостоятельности в изучении и осмыслении главных вопросов курса, поиска соответствующей литературы.

При этом для студентов любой формы обучения рекомендуется изучение психологии начинать с ознакомления с программой учебной дисциплины и основной литературой, что позволит представить курс в целом, понять его структуру и логику, значение для профессиональной подготовки.

В процессе изучения психологии следует обратить особое внимание на понятия, которые являются специфическими для этой науки (например, психические состояния, психические явления, психическая деятельность, сознание, бессознательное, личность, психология конфликта, психология общения и т.д.). При изучении целесообразно использовать соответствующую справочную литературу, составить краткий словарь, по возможности консультироваться с соответствующим преподавателем кафедры.

Для студентов любой формы обучения рекомендуется, прежде всего, литература, которая дает общее представление о психологии как науке и учебной дисциплине, а также литература более "узко" направленная на конкретную проблематику, что позволит более глубоко усвоить конкретные вопросы и успешно выполнить задания. Прежде всего, это такие учебники и научные исследования, как:

1. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2005.

2. Бороздина Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. М.: Инфра-М, 2000.

3. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. зав.: в 2 кн. / Р. С. Немов. М.: Просвещение; Владос, 1994. – Кн. 1: Общие основы психологии.

4. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2002.

5. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – Электронная версия. – https://www.koob.ru/verderbers/verderber_psihologia_obshenia

6. Г. Келли. Процесс каузальной атрибуции. – Электронная версия. – https://www.psychology.ru/library/00029.shtml

7. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие / А.А. Леонтьев. – Электронная версия. – (https://www.studmed.ru/view/leontev-aa-psihologiya-obscheniya_e67045a07d8.html).

8. Имидж лидера. - Электронная версия. – https://www.nikkolom.ru/imidg.htm

9. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Электронная версия. –https://lib.ru/PSIHO/SHOSTROM/antikarnegi.txt



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: