Игра «Телеграф (Телефон)»




16.12.2015

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие -это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

- развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

- несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

-нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности.

С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

развитие слухового внимания

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка или показывает направление звука рукой.

Игра «Похлопаем»

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков по тембру, силе и высоте

Кто что услышит?

Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.

Описание игры.

Взрослый за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а ребенок должен отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Игра «Три медведя»

Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

Игра «Узнай голос»

1.Запишите на кассету голоса нескольких детей, потом попросите его узнать, кто сейчас говорит.

2.Коллективная игра "Кто позвал?"

различение речевых звуков

Игра «Поймай звук»

1. Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает.

2. "Хлопни - топни" (на оппозиционные звуки).

 

различение слогов

Игра «Услышишь лишнее-хлопни»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

Игра «Одинаковые или разные»

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Полосочки»

Взрослый объясняет, что есть короткие (мало звуков) и длинные (много звуков) слова, проговаривает их вместе с ребенком, разделяя на слоги. Затем услышав слово, ребенок поднимает длинную или короткую полоску.

Игра «Телеграф (Телефон)»

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги). Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра "Шагаем - приседаем"

Взрослый произносит длинные и короткие слова, ребёнок шагает, если слово длинное (те-ле-фон, те-ле-ви-зор), приседает, если слово короткое (фен, у-тюг).

Различение сходных между собой по звучанию слов

Игра «Слушай и выбирай»

1.Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

2.Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.


рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска


Игра «Верно – неверно»

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).

Ребенок хлопает в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он поднимает зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: