Дифференциальная психология
Методические указания
(для студентов психологических специальностей)
Выбойщик И.В. Дифференциальная психология: Методические указания для студентов психологических специальностей. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2006 – 14 с.
Методические указания содержат цель, задачи и основные теоретические подходы к изучению дисциплины; требования к уровню ее освоения; описание организационных аспектов, связанных с учебным процессом: объем (в часах), общая тематика, краткое содержание лекционных и семинарских занятий, темы контрольных работ для студентов заочного отделения, вопросы для подготовки к зачету (для всех студентов); список основной и дополнительной литературы. Темы семинарских занятий и контрольных работ сопровождаются указанием конкретных источников информации, необходимых для их проработки.
Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии ЮУрГУ.
Рецензент: доктор психологических наук, профессор В.Г. Грязева-Добшинская.
вариант: кандидат психологических наук, доцент З.А. Шакурова.
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Дифференциальная психология» предназначен для студентов психологического факультета всех специализаций и направлен на формирование у будущих психологов-профессионалов теоретической базы, которая включает систему понятий, необходимых для грамотного выявления, анализа и интерпретации индивидуальных особенностей человека.
Содержание курса основано на идеях А. В. Либина, изложенных в учебном пособии «Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций» (Либин, 2000). Многие разделы дополнены материалами из работ А. Анастази и М. С. Егоровой, которые посвящены проблемам изучаемой дисциплины и способствуют их глубокой проработке (Анастази, 2001; Егорова, 1997).
В программе курса учитываются следующие позиции упомянутых авторов: 1) самостоятельность дифференциальной психологии как особой области человекознания; 2) необходимость интеграции подходов, сложившихся к настоящему времени в дифференциальной психологии; 3) целостный подход к человеку; 4) рассмотрение трех разделов дифференциальной психологии, исходя из трех видов различий, выделенных В. Штерном (индивидуальных, типологических и групповых); 5) изучение конкретных индивидуальных различий в контексте основных тенденций современной общей, возрастной и социальной психологии.
В задачи курса входят: 1) изучение основных источников и характера психологических различий между людьми и группами людей; 2) изучение методов исследования индивидуально-психологических различий; 3) изучение структуры индивидуальности человека, связей между разными уровнями индивидуальности; 4) приобретение навыков изучения индивидуальных различий при проведении прикладных психологических исследований.
Знания, полученные в рамках данного курса, позволят понять, как общие закономерности функционирования психики проявляются у конкретных людей, осознать уникальность и многогранность индивидуальности, научиться анализировать и синтезировать информацию о человеке, осуществлять квалифицированную помощь клиентам в процессе индивидуального и группового психологического консультирования.
Освоение курса может способствовать повышению профессионального роста будущих психологов за счет осознания смысла ключевых понятий дифференциальной психологии, развития умения формулировать проблемы, интегрировать информацию и транслировать ее из разных областей психологии.
Дисциплина базируется на курсах «Общая психология», «Психологический практикум», «Психофизиология», «Высшая математика» и является основой для более глубокой проработки в курсах «Экспериментальная психология», «Психологическая диагностика», «Психологическое консультирование», «Теории личности».
При освоении дисциплины студенты могут использовать информацию из параллельно изучаемых курсов «Возрастная психология», «Социальная психология», «Клиническая психология».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Согласно общеобразовательному стандарту, курс «Дифференциальная психология» предполагает освоение понятий «Индивидуальность», «Индивидуальные различия», «Внутри- и межгрупповые различия», а также осознание необходимости учета индивидуальных различий при проведении прикладных психологических исследований.
В результате прохождения курса студенты должны знать:
– факторы, обусловившие выделение дифференциальной психологии в самостоятельную психологическую дисциплину;
– место дифференциальной психологии в системе психологических наук;
– основные методы дифференциально-психологических исследований;
– основные математические категории, используемые для описания индивидуальных различий;
– основные требования к тестам, применяемым в дифференциально-психологических исследованиях.
– основные типологии и классификации, основанные на индивидуально-психологических различиях.
Темы курса, связанные с основными понятиями дифференциальной психологии, включены в вопросы Государственного экзамена для студентов всех психологических специальностей.