ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ КУРСА




Состав и объем дисциплины. Общийобъем дисциплины составляет 120 часов. Для студентов дневного отделения курс «Дифференциальная психология» включает 33 часа лекционных и 25 часов семинарских занятий, которые проводятся в течение двух семестров второго года обучения. На самостоятельную работу отводится 62 часа.

Для студентов заочного отделения предусмотрено 12 часов лекционных и 4 часа семинарских занятий, которые проводятся в течение двух семестров третьего года обучения. На самостоятельную работу отводится 104 часа.

Лекционные занятия. В лекционных занятиях освещается 8 тем:

1. Дифференциальная психология как наука.

2. Общие принципы дифференциально-психологического анализа.

3. Индивидуальная специфика психических процессов.

4. Темперамент как психобиологическая основа личности.

5. Специфика личностных различий.

6. Индивидуальная специфика интеллекта.

7. Интегративные модели индивидуальности.

8. Идеографический подход в исследовании индивидуальности.

Самостоятельная работа. Тема 9 (Групповые различия) прорабатывается всеми студентами самостоятельно и обсуждается в процессе семинарских занятий.

Семинарские занятия. У студентов дневного отделения семинарские занятия, как правило, содержат две части – теоретическую и практическую.

Теоретическая часть предполагает глубокую проработку вопросов, рассмотренных ранее в лекционных занятиях. При подготовке студенты знакомятся с первоисточниками, формулируют вопросы, которые вызвали затруднение или особый интерес. На каждом занятии выбираются информационные лидеры, которые кратко освещают вопрос и формулируют проблему для группового обсуждения.

Практическая часть включает знакомство с конкретными методиками, которые выполняются и обрабатываются в аудитории. Групповые результаты подсчитываются преподавателем или студентами (по желанию) и обсуждаются на занятиях. Это помогает сопоставить индивидуальные данные, полученные при проведении методики с данными по группе, выявить общие тенденции в каждой группе и студенческом потоке в целом. При обсуждении групповых и индивидуальных результатов студенты учатся интерпретировать поученные данные, связывать их с собственным поведением, которое проявляется в реальной жизни.

У студентов дневного отделения лекционные и семинарские занятия III семестра проводятся последовательно: сначала начитываются блок лекций, затем проводится блок семинаров. Занятия IV семестра осуществляются параллельно: за каждой лекцией следует семинар на соответствующую тему.

Студентам заочного отделения предлагаются установочные лекции (V семестр) и обобщенные семинарские занятия по всем темам (VI семестр).

Контрольные мероприятия.

У студентов дневного отделения контроль знаний осуществляется в форме педагогического тестирования (III семестр) и устного зачета (IV семестр).

Для студентов заочного отделения предусмотрено домашнее задание (письменная контрольная работа) и устный зачет (VI семестр). Контрольная работа предполагает использование лекционного материала, основной и дополнительной литературы по курсу; должна содержать конкретный ответ, проиллюстрированный 2-3 примерами, и отражать собственную позицию студента по выбранному им вопросу. Примерный объем – 10-12 страниц печатного текста.

Вопросы к зачету для всех студентов приведены в разделе 4 «Методических указаний». Многие из них носят комплексный характер и требуют знаний из разных разделов «Дифференциальной психологии».

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Лекционные занятия

ТЕМА 1. Дифференциальная психология как наука. Основные понятия дифференциальной психологии («Дифференциация», «Индивидуальный», «Типологический»). Индивидуальные, групповые и типологические различия.

История развития дифференциальной психологии. Основоположники дифференциальной психологии. Современное понимание предмета, целей и задач дифференциальной психологии. Статус дифференциальной психологии в системе психологических наук, связь с этими науками.

ТЕМА 2. Общие принципы дифференциально-психологического анализа. Иерархическая структура индивидуальности (Организм, Индивид, Личность, Индивидуальность).

Проблемы в изучении источников индивидуальных различий. Дихотомии «ВНЕШНЕЕ – ВНУТРЕНЕЕ», «СИЛА СИТУАЦИИ – УСТОЙЧИВОСТЬ ДИСПОЗИЦИИ».

Классификация методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву. Понятие «Измерение» в психологии. Основные ограничения тестов и способы преодоления этих ограничений. Методы проверки адекватности тестовых измерений (надежность, валидность). Основные статистические критерии (среднее значение, стандартное отклонение, значимость различий). Основные методы количественного и качественного анализа (корреляционный и факторный анализ).

ТЕМА 3. Индивидуальная специфика психических процессов. Основные направления и методы в изучении индивидуальных различий на уровне психических процессов. Понятие «стиль» в психологии. Примеры исследований в области представлений, восприятия и мышления. Когнитивные стили и их связь с разными уровнями индивидуальности.

ТЕМА 4. Темперамент как психобиологическая основа личности. Источники индивидуальных различий в темпераменте (гуморальный, конституциональной, энергетический, психофизиологический и поведенческий подходы). Обобщенная структура свойств темперамента, сложившаяся в представлении ученых к началу 20 века.

Современные исследования темперамента в зарубежной и отечественной психологии (психологический и психофизиологический подходы). Понятие «Черта» в психологии. Общее во взглядах на структуру, детерминацию и проявления темперамента. Статус темперамента в структуре индивидуальных свойств (соотношения с понятиями «Стиль», «Характер», «Личность»).

ТЕМА 5. Специфика личностных различий. Подходы к исследованию личности с позиции теории черт. Основные характеристики черт. Исследования структуры личности в рамках теории черт (Г. Оллпорт, Р. Кэттелл, «Большая пятерка»). Соотношение понятий «Тип» и «Черта». Проблема смешения понятий «Тип» и «Черта» на примере моделей Г. Айзенка и К. Леонгарда.

ТЕМА 6. Индивидуальная специфика интеллекта. Основные направления исследований структуры интеллекта (психометрические теории, когнитивные теории, теории множественности интеллектов). Статус интеллекта в структуре индивидуальных свойств (связи с характеристиками темперамента и личности).

Тема 7. Интегративные модели индивидуальности. Структура индивидуальности по Дж. Ройсу. Проблема соотношения биологического и социального в структуре индивидуальности. Комплексный подход Б. Г. Ананьева. Теория интегральной индивидуальности B.C. Мерлина.

Тема 8. Идеографический анализ индивидуальности. «Номотетический» и «идеографический» подходы к исследованию индивидуальности. Методы идеографического исследования (анализ профилей психологических черт, биографический метод, обобщение документальных материалов, этологическое исследование, феноменологические методы).

Семинарские занятия для студентов заочного отделения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: