Коллективизация и индустриализация




План построения социализма в СССР

· Индустриализация:

- строительство крупных предприятий, создание новых отраслей производства, изменение социальной структуры общества (урбанизация - преобладание городского населения); количественный и качественный рост рабочего класса

· Коллективизация:

- преобразования в сельскохозяйственном секторе, создание колхозов – крупных хозяйств, способных обеспечить потребности населения и промышленности; появление новой социальной группы – колхозного крестьянства

· Культурная революция:

- повышение грамотности населения, развитие науки и обеспечение связи науки с производством, подготовка кадров научно-технической и творческой интеллигенции, утверждение марксистко-ленинской идеологии

Коллективизация и индустриализация

В 1927 г. XV съезд партии принял решение о проведении коллективизации. Ее начало подхлестнули трудности с хлебом в 1928 г. Введение коллективных хозяйств (колхозов) упростило принудительный сбор зерна с крестьян. «Сплошная» коллективизация началась в 1929 г. Государство стало повышать налоги на единоличников. К вступлению в колхоз крестьян призывали рабочие, специально отправленные в деревню. Чтобы не сдавать скот в колхозы, крестьяне забивали его.

В январе 1930 г. коллективизацию решили провести быстрее, в 1 – 2 года. Но сопротивление крестьян побудило И. В. Сталина сбавить темпы. В статье «Головокружение от успехов» он обвинил местные власти в перегибах. Селянам стали оставлять приусадебные участки, часть скота, птицу. Для помощи колхозам создавались машинно-тракторные станции. Многие колхозы распались. Но в целом коллективизация продолжалась. В 1933 г. страну поразил голод. Были введены паспорта для крестьян, без них они не могли передвигаться по стране. За кражу колхозного имущества карали вплоть до расстрела. Формально колхозы считались кооперативами, т. е. общественными организациями. Поэтому колхозникам не полагалась пенсия. Они подвергались жестокой эксплуатации. Политика грубой эксплуатации и незаинтересованность крестьян в труде привели к упадку сельского хозяйства.

Коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов индустриализационного скачка, предоставила в распоряжение города огромное количество рабочих рук, попутно ликвидировав аграрное перенаселение, позволила, при значительном уменьшении числа занятых, поддерживать производство сельскохозяйственной продукции на уровне, не допускавшем длительного голода, обеспечила промышленность необходимым сырьем, уничтожила последний островок рыночной экономики — частнособственническое хозяйство. Но скачок в развитии тяжелой промышленности был куплен ценой отставания других отраслей экономики (легкой промышленности и аграрного сектора). В стране утвердилась командно-административная хозяйственная модель.

Индустриализация — это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, и в первую очередь в промышленности.

Необходимость индустриализации:

§ экономическая: крупная промышленность определяет экономическое развитие страны в целом;

§ социальная: без индустриализации невозможно развитие экономики, а, следовательно, и социальной сферы;

§ военно-политическая: без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь.

Проблемы создания индустриализации стали первоочередными в конце 1925 г. Были определены ее основные задачи:

§ ликвидация технико-экономической отсталости страны;

§ достижение экономической независимости;

§ создание мощной оборонной промышленности;

§ первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, химической, машиностроительной).

Выполнение задач тормозилось отсутствием необходимых материалов и финансовых средств.

Источники индустриализации:

§ внутренние займы;

§ выкачивание средств из деревни;

§ доходы от внешней торговли;

§ дешевая рабочая сила;

§ энтузиазм трудящихся;

§ труд заключенных.

Негативные моменты индустриализации:

§ товарный голод;

§ продовольственные карточки;

§ снижение заработной платы;

§ нехватка высококвалифицированных кадров;

§ миграция населения и обострение жилищных проблем;

§ трудности с налаживанием нового производства;

§ массовые аварии и поломки.

В 1929 – 1932 гг. состоялась первая пятилетка, в 1933 – 1937 гг.— вторая. Были реконструированы старые предприятия и построены сотни новых. Выполнение заданий второй пятилетки превратило страну из аграрной в мощную индустриальную державу, экономически независимую от других стран. Индустриализация обеспечила технико-экономическую независимость страны и оборонную мощь страны, индустриализация превратила СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальную.

 

Культурная революция

Третьей частью плана построения социализма в СССР была «культурная революция». В начале 30-х гг. с высоких трибун делается торжественное заявление о ликвидации неграмотности. Это было заведомой неправ­дой, хотя и следует признать, что потребности стра­ны, промышленный рост требовали работников, умеющих читать, писать, обладающих минимумом квалификации. Школу продолжало лихорадить. С конца 1929 г. был принят новый курс в образова­нии — преимущественно на профессиональное обу­чение. Считалось, что прикладные навыки важнее общих знаний. Школьники больше времени прово­дили на практике, чем в классах. Впрочем, через 3—4 года начался откат от этого курса, так как он был бесперспективным. Но этот откат привел к на­чалу восстановления традиционных, во многом ско­пированных со старой школы методик образования, хотя они дополнялись предметами, носившими про­пагандистскую направленность.

«Культурная революция» как низвержение всего «буржуазного», идеологически вредного затронула и высшую школу. За годы первой пятилетки (1928—1933 гг.) в высшие учебные заведения было направлено до 150 тыс. молодых рабочих — комму­нистов и комсомольцев. Они ощущали свое несо­мненное превосходство над «старорежимными» пре­подавателями, устраивая им обструкции и требуя от них отчета в идеологической верности режиму. Но и здесь через короткое время началось упорядочение и подавление вольницы. На первое место ставились знания, дисциплина и преданность режиму.

Подобные шараханья от крайней революцион­ности в культуре до восстановления в новом идей­ном обличье традиционных форм характерно для «больших скачков» во всех странах, где они проис­ходили. Особенно ярко они проявились в художест­венной культуре. Ее идеологические наставники пытались во всем подражать ходу пятилетки. Про­паганде коллективизма служило написание коллек­тивных романов, где каждый из писателей готовил по одной главе. Начинается «призыв ударников» в литературу. РАПП объявляется главной коммунис­тической писательской организацией. Рядом с ней функционируют организации «пролетарских музы­кантов», художников. РАПП организует откровен­ную травлю поэта В. Маяковского, поэтов, продол­жавших русскую традицию в искусстве. Даже после смерти они продолжали ненавидеть Есенина. По­смертную же славу Маяковского спас Сталин, провоз­гласив его «лучшим и талантливейшим» поэтом со­ветской эпохи. Все это означало, что перестал существовать даже подконтрольный художественный либерализм. Но РАПП и его вожди, осмелев, решили давать указания в области культуры самому Цент­ральному Комитету партии коммунистов, что было заведомо неприемлемо для власти. ЦК партии прини­мает решение закрыть РАПП, а заодно и все другие писательские организации. В начале 30-х гг. появля­ется новое определение для нового искусства: «социа­листический реализм». Всячески проповедовалась «учеба у классиков», в ходе которой использование приемов и методов писателей XIX века должно было сочетаться с коммунистической идеологией. Такая комбинация была призвана создать произведения до­ходчивые, но в то же время оказывающие постоянное воздействие на сознание читателей.

Таким образом, кратковременная «культурная революция» конца 20 — начала 30-х гг. пыталась возродить разрушительно-революционный дух пер­вых лет революции. Но очень скоро власти почувство­вали опасность такого возрождения, ибо это могло привести и к возрождению внутрипартийной борьбы тех лет. Начинается поворот к внешнему использова­нию традиционных форм в образовании, художест­венной культуре. Это стало возможным потому, что идейные установки были выработаны, сформирова­лось поколение, почти полностью подчиненное им. Традиционные формы, имитировавшие дореволюци­онные, оказались наиболее эффективными как для достижения практических, утилитарных целей, так и для закрепления в массовом сознании основных идео­логических стереотипов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: