План построения социализма в СССР
· Индустриализация:
- строительство крупных предприятий, создание новых отраслей производства, изменение социальной структуры общества (урбанизация - преобладание городского населения); количественный и качественный рост рабочего класса
· Коллективизация:
- преобразования в сельскохозяйственном секторе, создание колхозов – крупных хозяйств, способных обеспечить потребности населения и промышленности; появление новой социальной группы – колхозного крестьянства
· Культурная революция:
- повышение грамотности населения, развитие науки и обеспечение связи науки с производством, подготовка кадров научно-технической и творческой интеллигенции, утверждение марксистко-ленинской идеологии
Коллективизация и индустриализация
В 1927 г. XV съезд партии принял решение о проведении коллективизации. Ее начало подхлестнули трудности с хлебом в 1928 г. Введение коллективных хозяйств (колхозов) упростило принудительный сбор зерна с крестьян. «Сплошная» коллективизация началась в 1929 г. Государство стало повышать налоги на единоличников. К вступлению в колхоз крестьян призывали рабочие, специально отправленные в деревню. Чтобы не сдавать скот в колхозы, крестьяне забивали его.
В январе 1930 г. коллективизацию решили провести быстрее, в 1 – 2 года. Но сопротивление крестьян побудило И. В. Сталина сбавить темпы. В статье «Головокружение от успехов» он обвинил местные власти в перегибах. Селянам стали оставлять приусадебные участки, часть скота, птицу. Для помощи колхозам создавались машинно-тракторные станции. Многие колхозы распались. Но в целом коллективизация продолжалась. В 1933 г. страну поразил голод. Были введены паспорта для крестьян, без них они не могли передвигаться по стране. За кражу колхозного имущества карали вплоть до расстрела. Формально колхозы считались кооперативами, т. е. общественными организациями. Поэтому колхозникам не полагалась пенсия. Они подвергались жестокой эксплуатации. Политика грубой эксплуатации и незаинтересованность крестьян в труде привели к упадку сельского хозяйства.
Коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов индустриализационного скачка, предоставила в распоряжение города огромное количество рабочих рук, попутно ликвидировав аграрное перенаселение, позволила, при значительном уменьшении числа занятых, поддерживать производство сельскохозяйственной продукции на уровне, не допускавшем длительного голода, обеспечила промышленность необходимым сырьем, уничтожила последний островок рыночной экономики — частнособственническое хозяйство. Но скачок в развитии тяжелой промышленности был куплен ценой отставания других отраслей экономики (легкой промышленности и аграрного сектора). В стране утвердилась командно-административная хозяйственная модель.
Индустриализация — это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, и в первую очередь в промышленности.
Необходимость индустриализации:
§ экономическая: крупная промышленность определяет экономическое развитие страны в целом;
§ социальная: без индустриализации невозможно развитие экономики, а, следовательно, и социальной сферы;
§ военно-политическая: без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь.
Проблемы создания индустриализации стали первоочередными в конце 1925 г. Были определены ее основные задачи:
§ ликвидация технико-экономической отсталости страны;
§ достижение экономической независимости;
§ создание мощной оборонной промышленности;
§ первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, химической, машиностроительной).
Выполнение задач тормозилось отсутствием необходимых материалов и финансовых средств.
Источники индустриализации:
§ внутренние займы;
§ выкачивание средств из деревни;
§ доходы от внешней торговли;
§ дешевая рабочая сила;
§ энтузиазм трудящихся;
§ труд заключенных.
Негативные моменты индустриализации:
§ товарный голод;
§ продовольственные карточки;
§ снижение заработной платы;
§ нехватка высококвалифицированных кадров;
§ миграция населения и обострение жилищных проблем;
§ трудности с налаживанием нового производства;
§ массовые аварии и поломки.
В 1929 – 1932 гг. состоялась первая пятилетка, в 1933 – 1937 гг.— вторая. Были реконструированы старые предприятия и построены сотни новых. Выполнение заданий второй пятилетки превратило страну из аграрной в мощную индустриальную державу, экономически независимую от других стран. Индустриализация обеспечила технико-экономическую независимость страны и оборонную мощь страны, индустриализация превратила СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальную.
Культурная революция
Третьей частью плана построения социализма в СССР была «культурная революция». В начале 30-х гг. с высоких трибун делается торжественное заявление о ликвидации неграмотности. Это было заведомой неправдой, хотя и следует признать, что потребности страны, промышленный рост требовали работников, умеющих читать, писать, обладающих минимумом квалификации. Школу продолжало лихорадить. С конца 1929 г. был принят новый курс в образовании — преимущественно на профессиональное обучение. Считалось, что прикладные навыки важнее общих знаний. Школьники больше времени проводили на практике, чем в классах. Впрочем, через 3—4 года начался откат от этого курса, так как он был бесперспективным. Но этот откат привел к началу восстановления традиционных, во многом скопированных со старой школы методик образования, хотя они дополнялись предметами, носившими пропагандистскую направленность.
«Культурная революция» как низвержение всего «буржуазного», идеологически вредного затронула и высшую школу. За годы первой пятилетки (1928—1933 гг.) в высшие учебные заведения было направлено до 150 тыс. молодых рабочих — коммунистов и комсомольцев. Они ощущали свое несомненное превосходство над «старорежимными» преподавателями, устраивая им обструкции и требуя от них отчета в идеологической верности режиму. Но и здесь через короткое время началось упорядочение и подавление вольницы. На первое место ставились знания, дисциплина и преданность режиму.
Подобные шараханья от крайней революционности в культуре до восстановления в новом идейном обличье традиционных форм характерно для «больших скачков» во всех странах, где они происходили. Особенно ярко они проявились в художественной культуре. Ее идеологические наставники пытались во всем подражать ходу пятилетки. Пропаганде коллективизма служило написание коллективных романов, где каждый из писателей готовил по одной главе. Начинается «призыв ударников» в литературу. РАПП объявляется главной коммунистической писательской организацией. Рядом с ней функционируют организации «пролетарских музыкантов», художников. РАПП организует откровенную травлю поэта В. Маяковского, поэтов, продолжавших русскую традицию в искусстве. Даже после смерти они продолжали ненавидеть Есенина. Посмертную же славу Маяковского спас Сталин, провозгласив его «лучшим и талантливейшим» поэтом советской эпохи. Все это означало, что перестал существовать даже подконтрольный художественный либерализм. Но РАПП и его вожди, осмелев, решили давать указания в области культуры самому Центральному Комитету партии коммунистов, что было заведомо неприемлемо для власти. ЦК партии принимает решение закрыть РАПП, а заодно и все другие писательские организации. В начале 30-х гг. появляется новое определение для нового искусства: «социалистический реализм». Всячески проповедовалась «учеба у классиков», в ходе которой использование приемов и методов писателей XIX века должно было сочетаться с коммунистической идеологией. Такая комбинация была призвана создать произведения доходчивые, но в то же время оказывающие постоянное воздействие на сознание читателей.
Таким образом, кратковременная «культурная революция» конца 20 — начала 30-х гг. пыталась возродить разрушительно-революционный дух первых лет революции. Но очень скоро власти почувствовали опасность такого возрождения, ибо это могло привести и к возрождению внутрипартийной борьбы тех лет. Начинается поворот к внешнему использованию традиционных форм в образовании, художественной культуре. Это стало возможным потому, что идейные установки были выработаны, сформировалось поколение, почти полностью подчиненное им. Традиционные формы, имитировавшие дореволюционные, оказались наиболее эффективными как для достижения практических, утилитарных целей, так и для закрепления в массовом сознании основных идеологических стереотипов.