Общая психологическая подготовка пожарного




Понятие о психологической подготовке пожарных

Первая концепция — авторы которой полагают, что пси­хологическая подготовка есть самостоятельный вид подго­товки и существует наравне с боевой, физической, такти­ческой, огневой, медицинской и другими подготовками. Другая концепция — психологическая подготовка специ­алиста включает научение навыкам управления психикой и неразрывна связана с профессиональной подготовкой.

 

Под психологической подготовкой личного соста­ва пожарных подразделений понимается системное обуче­ние, направленное на активизацию профессиональных спо­собностей и обеспечение состояния психики к эффективной деятельности в экстремальных условиях.

· Психологическая подготовка пожарных должна базиро­ваться на профессиональной подготовке и умении личным составом управлять психикой, психическим состоянием в любой обстановке служебной и боевой деятельности.

· Психологическая подготовка пожарных должна быть единым целым с профессиональной подготовкой, развитием у пожарных профессионального мастерства и профессиональ­но личностных качеств: памяти, мышления, воли и т. д. Нельзя психологическую подготовку выделять в от­дельный предмет, так же как нельзя отделять сознание от мозга, дабы не иметь безмозглых действий в профессиональ­ной деятельности пожарных.

· Личный состав должен всегда быть психологически го­тов к боевой деятельности в экстремальных условиях.

 

Психическая готовность — это способность мобилизо­вать свою психику, настроиться на целесообразные действия в конкретной деятельности.

Состояние психической готовности пожарного к боевой деятельности, как всякое психическое состояние, является достаточно сложным целостным проявлением личности. Оно характеризуется:

1) стремлением выполнить свой профессиональный долг;

2) убежденностью в необходимости выполнить постав­ленную боевую задачу;

3) уверенностью в своих силах, надежности техники и поддержке товарищей по звену, боевому расчету;

4) стремлением активно, с полной отдачей сил и до кон­ца бороться за правильное и быстрое выполнение бо­евой задачи;

5) высокой помехоустойчивостью при работе в небла­гоприятных и угрожающих здоровью и жизни усло­виях;

6) оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, позволяющим контролировать свои мысли, чувства, поведение и обеспечивающим высокую эффективность работы на пожаре.

Психическая готовность в сочетании с профессиональ­ным мастерством позволяет умело и быстро выполнять за­дачи в условиях пожара, способствует осуществлению ак­тивных, решительных и эффективных действий. Однако она не возникает сама по себе, а целенаправленно и системати­чески формируется в процессе всей служебной деятельнос­ти, на учебных занятиях и тренировках.

 

Различают два вида психологической подготовки пожар­ного: общую и непосредственную.

 

Общая психологическая подготовка пожарного

Общая психологическая подготовка пожарного прово­дится круглогодично и неразрывно связана с нравственной, морально-волевой, физической, пожарно-тактической, пожарно-технической, пожарно-строевой подготовками. Об­щая психологическая подготовка направлена на выполне­ние служебного и профессионального долга. Основные ее задачи:

1. Формирование социальной направленности личнос­ти пожарного — воспитание важнейших нравствен­ных качеств: любви к своему народу и государственного отношения к народному достоянию, любви к своей профессии, чувства долга, ответственности, чести.

2. Формирование характера, его стержневых черт тру­долюбия и добросовестности, чувства коллективизма, скромности и аккуратности, чуткости и отзывчивос­ти по отношению к своим товарищам по службе и другим людям.

3. Повышение интеллекта (развитие потребности посто­янно приобретать и совершенствовать общие и спе­циальные знания, выработка таких качеств, как самостоятельность, критичность, быстрота и гибкость мышления).

4. Развитие профессиональных ощущений и восприятий (быстроты и правильности ориентировки в задымлен­ной среде, чувства пространства и времени, темпера­турных ощущений и т. д.).

5. Развитие волевых качеств (целеустремленности и ини­циативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания, настойчивости и упорства).

6. Совершенствование профессиональных качеств: фи­зических (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и психических (волевых, интеллектуальных, готовно­сти к опасности, риску).

7. Выработка способности в нужный момент мобилизо­вать все силы для выполнения поставленной задачи.

8. Обучение приемам саморегуляции эмоциональных и психических состояний, медитации.

 

Формы и содержание общей психологической подготовки

 

Воспитание на боевых традициях личного состава пожарной охраны:

- в пожарных частях создаются Комнаты бое­вой славы, которые оформляются стендами, где отражены подвиги пожарных и командиров. Ведется исторический формуляр, летопись части. Организуются встречи с ветера­нами пожарной охраны и т. д.;

- пропаганда примеров героизма, взаимовыручки, дис­циплинированности, бдительности;

- беседы и встречи с отличниками, классными специалистами, лучшими по про­фессии;

- наглядная агитация для поддержания боевого духа личного состава — лозунги, пла­каты и т. д.

- постоянное поддерживание на службе уставно­го порядка;

- формирование здорового, крепкого коллектива, его традиций и стремлений:

- самовоспитание – это, прежде всего критический анализ собственной деятельнос­ти, это постоянный контроль над своими мыслями, чувства­ми, поступками. Нужно научиться анализировать и оцени­вать свое поведение, свои решения, находить причины успе­хов и закреплять их, находить причины неудач, чтобы не повторять их в будущем. Заниматься самовоспитанием — значит постоянно вырабатывать настойчивость в службе и боевой подготовке, накапливать личный опыт нравствен­ного и волевого поведения;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: