Программирование предстоящей деятельности в боевой обстановке




Осуществляется в ходе разработ­ки тактического плана пожаротушения, а навык закрепляет­ся в период отработки оперативных планов и карточек.

В период составления оперативных планов и карточек мысленно «проигрываются» возможные оптимальные реше­ния на боевые действия в зависимости от предполагаемых очагов возникновения пожара.

 

 

Непосредственная психологическая подготовка

Непосредственная психологическая подготовка пожар­ных направлена на подготовку к конкретной деятельно­сти — тренировочному занятию, соревнованию, выполне­нию боевой задачи на пожаре. Она предусматривает:

1) осознание особенностей и условий будущей деятель­ности;

2) осознание задач, которые предстоит решить в данной деятельности;

3) формирование уверенности в своих силах и готовнос­ти к волевым напряжениям в специфических услови­ях деятельности;

4) снятие излишнего нервно-психического напряжения перед работой и обеспечение состояния «боевая готов­ность»;

5) организацию своего поведения в трудной обстанов­ке;

6) мобилизацию физических и духовных сил на выпол­нение поставленной задачи.

Непосредственная психологическая подготовка базиру­ется на общей психологической подготовке и может осуще­ствляться только на ее основе.

 

Непосредственную пси­хологическую подготовку пожарных, связаную с пред­стоящей работой на пожаре и в период его тушения можно раз­делить на два этапа:

первый — с момента объявления сиг­нала тревоги и следования к месту пожара (вызова);

вто­рой — в процессе боевой работы на пожаре.

 

На первом этапе непосредственной психологи­ческой подготовки пожарных

1- уточнение информации об объекте, где возник пожар: адреса, пути следования, пожарно-тактическая характеристика объекта (этажность, строительные конструкции, система водоснабжения, пожар­ная опасность технологического процесса и т. д.).

2- сосредоточить вни­мание на предстоящих боевых действиях, полностью отвлечься от навязчивых мыслей и переживаний, от разнообразных посто­ронних раздражителей

3- психологически настроиться с помощью идеомоторных актов, т. е. мысленно «проигрывать» действия, которые придется совер­шить на пожаре (проведение разведки, тушение и ликвида-ция пожара).

4- отвлечение пожарных от навязчивых мыс­лей о предстоящей опасности («боюсь огня», «вдруг взрыв», «погибну» и т. д.), так как этим предупреждается неблаго­приятное психическое состояние перед боевыми действия­ми.

Один из приемов, которым может воспользоваться на­чальник караула (начальник части), — помочь пожарному вспомнить самый яркий эпизод, связанный с успешным вы­полнением боевого задания, удачным тактическим приемом и т. д. Вызванные таким образом приятные воспоминания только отвлекают от навязчивых мыслей о возможных трудностях, но и повышают настроение, вызывают желание выполнить боевую задачу еще лучше, вселяют уверенность в свои силы, повышают волевую активность.

 

На втором этапе непосредственной психологичес­кой подготовки пожарных:

- при­емы саморегуляции эмоционального состояния, которыми пожарные должны заранее овладеть;

- внушение, сделанное коман­диром (начальником). Внушение, сделанное пожарному пе­ред выполнением боевой задачи на пожаре спокойным, уве­ренным голосом в благожелательном тоне, не только сни­мает у него излишнее нервно-психическое напряжение, но и повышает уверенность, вселяет надежду на успех, равно как и приказ, распоряжение, данное твердым властным голосом, мобилизует пожарного.

- недопустима подача советов, приказов, распоряжений чрезмерно громким, раздражительным голосом, переходя­щим в пронзительные крики. Для эффективности педагоги­ческого внушения командира (начальника) большое значе­ние имеют высокая служебная культура, авторитет, профес­сиональная интуиция, известная доля артистизма, умение сдерживать внешнее проявление своих переживаний и чувств.

Т.о., непосредственная психологическая под­готовка личного состава пожарных подразделений имеет свои особенности и определяется:

- конкретными условия­ми тушения пожара (на высоте, при выделении аварий­но химических опасных веществ, при сильном ветре и т. д.),

- пожарно-тактической характеристикой объекта (здания с массовым пребыванием людей, склады химикатов или взрывчатых веществ, предприятия нефтехимии и т. д.),

- ин­дивидуально-психологическими особенностями пожарного, командира, уровнем профессионального мастерства, возра­стом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: