У умственно отсталых учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.




Формирование навыка списывания

 

Обучению русскому языку в коррекционной школе уделяется большое внимание. В первые годы обучения языковой и речевой материал в значительной мере усваивается в процессе упражнений: списывание, работа со словарём, подбор примеров по заданию учителя, составление предложений, ответы на вопросы, диктанты, грамматический разбор. Основными видами упражнений в начальной школе являются списывание и диктант. Не случайно большая часть упражнений, помещённых в учебниках «Русский язык» для коррекционных образовательных учреждений VIII вида представляет собой различные варианты списывания.

Большое значение обучению списыванию, формированию этого навыка придают методисты коррекционной педагогики В. В. Воронкова, А. К. Аксёнова, М. Ф. Гнездилов, И.В. Коломыткина. Исследования свидетельствуют, что процесс списывания требует достаточной сформированности зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. Кроме того, большое значение в акте списывания имеет умение сохранять внимание на протяжении длительного времени. Диффузное поражение коры головного мозга у умственно отсталого ребёнка приводит к недоразвитию всей системы анализаторов, участвующих в формировании навыка списывания. Следовательно, встаёт вопрос о важности специальной работы по формированию навыка списывания у умственно отсталых учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Исходя из программных требований к видам списывания и умений, которыми должны овладеть ученики, была разработана система упражнений для формирования навыка списывания у умственно отсталых учащихся младших классов. Данная система построена на следующих принципах:

· наличие подготовительных упражнений для формирования навыка списывания;

· расположение упражнений по возрастающей трудности (от простого к сложному);

· концентрическое расположение учебного материала;

· дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости списыванию;

· вариативность упражнений;

· систематичность обучения списыванию;

· коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся.

Методически целесообразно представить работу по формированию навыка списывания в три этапа:

I этап. Подготовительная работа к формированию навыка списывания.

II этап. Формирование навыка списывания в период обучения грамоте.

III этап. Формирование навыка списывания на уроках русского языка.

На первом этапе проводится подготовительная работа к формированию навыка списывания (подготовительный этап обучения грамоте). Нужно учитывать, что на начальном этапе обучения письму первостепенное значение имеет фонетический принцип, когда написание слов соответствует произношению. Основой правописания при фонетическом принципе становится звуковой анализ речи. Поэтому, в подготовительный период обучения грамоте уделяется большое внимание упражнениям по развитию зрительного и слухового восприятия, речедвигательного контроля.

Такими упражнениями могут быть:

· Упражнения для развития фонематического слуха (найти картинки, где нарисованы сом-дом; повторить цепочку слогов; назвать предметы, находящиеся на столе; воспроизвести звуки вслед за учителем и другие).

· Упражнения для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки (упражнения на точное воспроизведение образца, выполнение образца по памяти, упражнения с геометрическими фигурами).

· Упражнения для развития речедвигательного контроля (сопровождение своих действий словом).

Второй этап направлен на обучение списыванию на уроках обучения грамоте в первом классе.

Система упражнений по формированию навыка списывания выглядит следующим образом:

· Списывание с рукописного шрифта букв, слогов, слов после их звуко - буквенного анализа и составления из букв разрезной азбуки.

· Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

· Списывание с классной доски и букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2 слов.

· Списывание с классной доски и букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 3-4 слов.

· Списывание со вставкой пропущенной буквы или слога с предварительным анализом.

Третий этап представляет собой формирование навыка списывания на уроках грамматики и правописания во 2-4 классах, где продолжается обучение списыванию с рукописного и печатного текста. Выделяют простое списывание текста и списывание с различными заданиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: