Организация: структура, отношения, коммуникационные потоки




Правила коммуникативного поведения

1. взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы;

2. кроме того, принято публично оценивать достижения других (Молодец! Хорошая идея!);

3. нужно уметь вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);

4. уметь выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями (Давайте сделаем так, я, например, могу испечь торт);

5. уметь предложить нужную информацию и идеи группе (А почему бы нам не...; обратное действие здесь деструктивно: вопросы не по теме);

6. уметь оценить предложенные идеи и информацию (так, чтобы не обидеть: Не вижу ничего плохого в том, чтобы... Замечательно, а не получится ли так, что...);

7. следует призывать других высказать свое мнение и дать необходимую информацию (ты у нас специалист по австралийским рок-группам, что ты думаешь о...; это особенно важно для пары лидер – молчальник);

8. нужно уметь интегрировать различные идеи и информацию (такова институционализированная роль у преподавателя, ведущего семинар; руководителя предприятия на ‘пятиминутке’ и т.п.);

9. уметь предложить план совместных действий (А почему бы нам не...).

Тональность высказываний может быть различна, но предпочтителен демократический, совещательный тон, хотя в некоторых случаях люди даже ждут того, чтобы ими управляли, и приветствуют диктаторские манеры. Это в значительной степени характерно для работников российских предприятий и организаций, в основном, старшего поколения. Определяя имидж руководителя нужно руководствоваться ‘фактором адресата’, а не исходить только лишь из личностных качеств самого руководителя или идеальных представлений о том, ‘как надо’ или ‘как лучше’. Руководить людьми надо так, как они хотят быть руководимыми.

Организация: структура, отношения, коммуникационные потоки

Организация

1) Внутренняя упорядоченность, согласованность,взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частейцелого, обусловленные его строением...

2) Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

3) Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Основные признаки организации:

o она образуется в определенное время по чьему-либо установлению или договоренности между людьми (дата принятия устава; общее собрание членов кооператива);

o в ней вырабатываются формально структурированные взаимоотношения между людьми (генеральный директор – коммерческий директор – директор по рекламе и маркетингу – главный бухгалтер – начальник исследовательского отдела и т.п. – сотрудник, дилер, менеджер);

o организация имеет установленные цели и задачи (устав предприятия; производство товаров, скрытые: получение прибыли; доход акционеров, скрытые: доход руководителей; обучение и т.п.);

o разделение труда между членами и группами членов (производство – руководство – продажа – инновация);

o деятельность членов организации координируется в рамках общих усилий (плановый отдел; отдел ПР);

o в организации производится управление материальными и людскими ресурсами (завхоз, отдел кадров, переподготовка кадров, отдел внутриорганизационного ПР);

o коммуникация в организации направлена на достижение наибольшей эффективности этой организации в рамках выполнения поставленных задач.

Роли сотрудников организации (исследователи из Стэнфордского университета):

· ‘ сторож’ – контролирует потоки сообщений (например, в вузе: секретарь ректора),

· ‘ связной’ – находится на пересечении коммуникационных потоков между группами (учебное управление, деканат, советы, в неформальной сфере: слухи и их распространители, так называемая система ОБС и т.п.),

· ‘ лидер мнений’ – доступный для общения авторитет, (в массовой коммуникации – лидеры общественного мнения),

· ‘ космополит’ – имеет частые контакты с внешней средой, является источником новой внешней информации, ездит в командировки, посещает выставки и т.п.

Классификация ролей (по книге Belbin R.M. Management Teams):

· председатель (координация и сотрудничество),

· работник команды (‘прежде думай о родине, а потом о себе’; двадцать минут на Великую Японию, двадцать минут на Великую Компанию Sony, двадцать минут на себя; преданность компании и поддержка других),

· shaper (доминантный, занят конкретным делом),

· работник компании (хорош в деле практической организации),

· наблюдатель/оценщик (критически анализирует идеи и задачи),

· исследователь (исследования, сотрудничество),

· plant (производитель идей, но необязательно хорошо контактирует с другими),

  поощрение дискуссий
  консультации с коллегами
2. Демократический стиль вовлечение в принятие решений
  желание обсуждать проблемы
  принятие совета специалистов
  обучение подчиненных

· завершитель (детали, сроки).

Стили руководства:

1. авторитарный

2. демократический

3. мягкий

1. Авторитарный стиль
 
жесткое управление
обвинительный уклон
избегание дискуссий
инструкции без объяснений
неприятие предложений

 

 

нет оценки работы нет обратной связи ‘пусть сами справляются’
     
‘авось пронесет’ 3. Мягкий стиль нет помощи
     
нет вмешательства нет обсуждения нет обучения сотрудников

Структура организации предопределяет и направления коммуникационных потоков в ней, то есть, движения сообщений по различным каналам, между различными подразделениями и работниками этой организации:

· вертикальные коммуникационные потоки идут от администрации к рядовым членам (приказ, постановка задач, убеждение, поддержка, контроль, кризисная коммуникация) и от рядовых членов к администрации (отчет, запрос, служебная записка, профсоюз, собрание ‘трудового коллектива’);

· горизонтальные коммуникационные потоки – между равными по рангу членами организации (производственная коммуникация, обмен мнениями, собрание, перекур, беседа в баре после работы);

· внешние коммуникационные потоки – это любые сообщения, связанные с пересечением условной границы организации (реклама и корпоративная реклама, статьи, интервью, выставки, презентации, пресс-конференции, пресс-релизы, кризисная коммуникация).

Есть охранные механизмы для предотвращения деструктивной коммуникации (гриф - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемый на самом носителе и/или в сопроводительной документации на него - ‘для внутреннего пользования’, ‘для служебного пользования’, ‘совершенно секретно’). Охранные механизмы ограничивают число коммуникантов определенным кругом лиц.

В посткоммунистической России многочисленные запреты прежней эпохи сохраняются и в виде коммуникативной фобии (боязнь вступать в контакт с иностранцами, шпиономания, корпоративная закрытость и т.п. явления).

Специалисту по коммуникации в сфере бизнеса полезно представлять коммуникационные потоки наглядно, в виде диаграммы: иерархической, концентрической (паутина), фокусированной (на отдельном коммуниканте или группе).

 
 
Коммуникационные диаграммы(communication diagrams) - это особый вид диаграмм взаимодействия, акцентированных на обмене данными между различными участниками взаимодействия. Вместо того чтобы рисовать каждого участника в виде линии жизни и показывать последовательность сообщений, располагая их по вертикали, как это делается в диаграммах последовательности, коммуникационные диаграммы допускают произвольное размещение участников, позволяя рисовать связи, показывающие отношения участников, и использовать нумерацию для представления последовательности сообщений.


 

 

Большую роль играет также неформальная коммуникация (основана на нерегламентированных, неофициальных отношениях между людьми. Ее особенностями являются высокая скорость распространения, большой объем аудитории и достаточно низкая достоверность сообщений) на всех уровнях (компания Sony поддерживает неформальные группы вне работы; президент страны играет в теннис/футбол с кем-либо; ‘чаепития’, ‘утренники’, ‘вечера’ и т.п.).

 

Неформальные, дружеские или сопернические отношения могут как тормозить выполнение задач организации, так и способствовать их выполнению. Русская бизнес-коммуникация отличается от западной именно значительным превосходством неформальной стороны. Иногда дело не идет из-за неприятельских отношений коммуникантов.

Неформальная коммуникация играет важнейшую роль в кризисных и конфликтных ситуациях. Специалисту-коммуникатору важно уметь пользоваться этим чрезвычайно эффективным оружием: неформальные каналы часто действуют быстрее формальных, и почти всегда доверие коммуникантов к неформальной информации выше, чем к формальному источнику (например, обычно правительству не доверяют)

Коммуникационные потоки также могут быть:

1. однонаправленными (‘приказы не обсуждаются’)

2. двунаправленными (‘давайте обменяемся’)

3. многонаправленными (‘всенародное обсуждение’).

Коммуникационные потоки также связаны с различными срезами среды, в которой действует организация:

· сфера прямого взаимодействия или микросреда (поставщики и потребители, конкуренты, налоговые и разрешительные органы)

· сфера косвенного взаимодействия или макросреда (адресант – политические и научно-технические круги; адресат, контактные аудитории, target groups – финансовые круги, СМИ, госучреждения, гражданские группы, местные жители, широкая публика, собственные сотрудники).

Коммуникативные процессы в группе могут наблюдаться исследователями с двух сторон:

участие членов (в большей мере количественный, например, кто сколько раз ‘берет слово’ и т.п.)

взаимодействие членов группы (‘векторный’ - на кого направлено слово, в данном случае вычерчивается социограмма)

Виды социограмм

Качественный анализ внутригрупповой коммуникации анализирует:

1. задачи,

2. взаимоотношения,

3. индивидуальные потребности членов группы,

4. их коммуникативный опыт и т.п.

Присутствующий на собрании специалист может провести анализ высказываний, распределив их по строкам и ячейкам таблицы групповой коммуникации (например, заседание совета вуза; производственное совещание, предвыборное собрание и т.п.). В этом случае производится запись и последующий анализ фонограммы, видеозаписи или транскрипта. Исследователь должен установить мотивацию для объединения в группу или присоединения к ней, ожидаемые роли, отношения между членами, коммуникативные навыки членов, объединительные и нормативные процессы в группе, лицо группы и отдельных членов.

Пример фонограммы

 

 

В книге Р.Димблби и Г.Бертона приведен пример аналитической таблицы для исследования коммуникации в производственной группе. В таблице учитывается индивидуальный вклад сотрудников в решение общих групповых задач:

Типы групповой коммуникации Члены группы  
           
 
Задачи  
  информирование других            
  вопрос/поиск информации            
  организация идей            
  прояснение идей            
  обобщение            
  оценка            
  принятие решений            
Отношения            
  воодушевление            
  гармонизация            
  распределение/‘сторож’            
  слушание            
  снятие напряжения/компромисс            
Индивидуальные потребности  
  блокирование            
  поиск внимания            
  доминирование            
  невовлеченность            

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: