Предварительное замечание




Питер Орбан – Диагностика души в гороскопе

 

www.e-puzzle.ru

Санкт-Петербург Издательская группа «Весь» 2013

УДК 133.52 ББК 336.39 063

Peter Orban Astrologie als Therapie.

Auf der Suche nach der Luge Ein Selbsterfahrungsbuch

Перевод с немецкого О. В. Буркиной Дизайн обложки И. В. Орловой

Орбан П.

063 Диагностика души в гороскопе. От самопознания к исцелению. — СПб.: ИГ «Весь», 2013. — 240 с.

ISBN 978-5-9573-2659-5

 

Главная трудность самопознания заключается в том, что нам неизбежно приходится открывать в себе не только прекрасные стороны души, но и ее изъяны. Книга «Диагностика души в гороскопе» — именно о том, как распознать свое несовершенство, свои индивидуальные болевые точки, которые формируют нашу судьбу и призывают нас к развитию н определенном направлении.

Вы узнаете, какую роль в гороскопе играет асцендент, о чем сообщает Солнце в том или ином Доме и знаке зодиака и как определить свой путь освобождения от врожденной вины. Возможно, вам не понравится то, что вы узнаете о себе, благодаря этой книге. Но ваше сопротивление — лишь точный показатель верного направления в самопознании. Чтобы достичь исцеления, необходимо пройти этот сложный путь.

Книга Питера Орбана станет блестящим дополнением к библиотеке увлеченного астролога, а также ценным руководством для всех, кто интересуется психологией, оздоровлением и духовными дисциплинами.

 

УДК 133.52 ББК 336.39

Тематика: Эзотерика / Астрология

Ранее книга выходила под названием «Астрология как терапия: в поисках лжи. Книга самопостижения».

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© 1995 by Kailash Verlag, отделение Verlagsgruppe Random House GmbH, Мюнхен, Германия © Издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа „Весь“», 2013

Подписано в печать 26.09.2013.

Формат 70х100716- Печ. л. 15. Тираж 1000 экз. Заказ № 558.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953130 — литература по философским наукам, социологии, психологии.

Издательская группа «Весь»

197101, Санкт-Петербург, а/я 88.

E-mail: info@vesbook.ru

Вы можете заказать наши книги:

в России («Книга — почтой») по адресу: 197101, Санкт-Петербург, а/я 88; по телефону: 8-800-333-00-76 (ПО РОССИИ ЗВОНКИ бесплатные)

ЦЕНЫОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА; на сайтах: www.vesbook.ru, Ыйр://точка24.рф

Отпечатано в ОАО «Петроцентр»

ОП Пушкинская типография 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Средняя ул., д. 3/8 Тел.: (812)313-75-60.

ISBN 978-5-9573-2659-5 ISBN 3-89631-443-2 (нем.)

 

Содержание

 


Предисловие от автора 6

Предисловие 8

Предварительное замечание 11

I. В начале было слово 13

II. Место вины 37

III. Виды вины 51

Асцендент Овен 57

Асцендент Телец 59

Асцендент Близнецы 61

Асцендент Рак 63

Асцендент Лев 65

Асцендент Дева 67

Асцендент Весы 69

Асцендент Скорпион 72

Асцендент Стрелец 75

Асцендент Козерог 77

Асцендент Водолей 79

Асцендент Рыбы 81

IV. Очная ставка с виной 85

V. Путь змеи 97

VI. Солнце 114

Двенадцать Домов (декорации) 118

Двенадцать знаков (роли) 137

VII. Огонь — Вода — Воздух — Земля 179

VIII. Планеты: враги или друзья? 186

IX. Середина Неба: вознесение змеи 199

X. О силе слова 210

XI. Астрологическое консультирование 222

XII. Древо жизни 230

Список литературы 236

Об авторе 239


 

 

Предисловие от автора

«Диагностика души в гороскопе», без сомнения, является одной из моих книг, которая вызвала наибольшее количество споров. Я написал ее двадцать лет назад как свою первую книгу по астрологии, и она вызвала крики ужаса и приступы воодушевления у астрологов и их клиентуры. Одни в ярости отсылали ее мне обратно (иногда в разорванном виде), другие разъясняли в длинных рассказах о своей жизни, почему они наконец-то почувствовали, что узнали и увидели себя.

Сильвия с севера Германии описывает свой процесс весьма симптоматично: «После того как я прочитала про свой асцендент (Близнецы), меня охватила такая ярость, что мне просто пришлось кинуть книгу об стену! Несколько недель она валялась на полу, а я в буквальном смысле ползала вокруг нее. Я заметила, что книга не отпускает меня, и позднее все же снова взяла ее в руки и одним махом прочитала до конца. Сегодня я хочу сказать Вам...». Долгое время я, как автор, не знал, радоваться мне или пугаться выходкам, которые творит в мире мое дитя (ведь книги — это дети своих авторов).

Пять лет назад — и после пяти изданий — книга исчезла из поля зрения. Описания асцендентов стали (более или менее) достоянием астрологов. «Асцендент в Стрельце — это всезнайки, это ведь любой знает», — сказал мне недавно астролог-любитель, ехавший со мной в поезде и не знавший, кто сидит перед ним.

Сейчас и у меня за плечами двадцать лет. Я уже не так строго смотрю на асценденты. (В некоторых случаях возраст смягчает.) Нет, у меня нет причин брать обратно свои слова из уже написанного. Тогда я путешествовал вместе со своими пациентами по странам их воплощений, и образы асцендентов, которые даются в этой книге, сконцентрированно передают то, что снова и снова переживали мои пациенты в трансе. Сегодня эти истории я рассматриваю уже не как реальные события (в каких бы то ни было воплощениях), а как символические формы выражения души соответствующих пациентов с соответствующими асцендентами. И как таковые они продолжают быть действительными для моей астрологической работы. Сегодняшний читатель тоже получит от описаний в книге больше всего пользы, если будет воспринимать их как символы и потом переводить для своей жизни (или для жизни сидящего напротив него клиента). Тогда эти образы будут снова обладать свежестью и блеском. Нет, они не блестящие, но я могу в них отражаться.

Ингрид Циннель, которую я иногда рассматриваю как соавтора, не написала ни строчки, но она со своими пациентами внесла вклад в то, что картины души не были односторонними, полученными только на моих сеансах. Она способствовала развитию моей уверенности в своих открытиях благодаря согласованности ее данных и протоколов пациентов. Я сердечно благодарю ее за эту неоценимую помощь.

Франкфурт, начало весны 2004 Питер Орбан

 

Предисловие

Согласно старой каббалистической истории каждый человек находится в путешествии к свету. Каждый — потому что другого путешествия не существует.

Конечно, может быть, ты называешь это путешествие иначе, потому что мало кто называет свою цель «светом». Возможно, ты даже считаешь, что путь твоей жизни не имеет смысла, он пустой и незначительный. Это ничего не меняет. Твоя цель — это свет. Возможно, ты искатель Бога, и тогда ты называешь свою цель «Богом», возможно, ты буддист, и тогда ты называешь свою цель «нирваной». Название может быть любым. Название «свет» — тоже всего лишь слово. И пока мы не пришли к свету (или хотя бы не приблизились к нему), мы должны потерять много слов о нем.

Мы должны потерять слова, мы должны буквальным образом избавиться от них, потому что близко к свету подходят только без слов. Когда все слова уже сказаны. В молчании. Возможно, ты — почитатель женщин, и тогда ты назовешь свет «женщиной» (о которой давно мечтаешь), или ты — ученый, и тогда называешь свое путешествие «поиском истины». Ну, хорошо, назовем то, что ты ищешь, на этот момент «истиной».

Сегодня многие люди совершенно осознанно находятся в поиске истины. Их не так-то просто накормить расхожими суждениями, расхожими истинами. Они знают, — да и ты давно это знаешь, — что в школе, университете, в газетах и по телевидению представлена только особенно удобная, привлекательная точка зрения на мир. Возможно, лишь грань истины, но не вся истина. Мы подозреваем, что есть и другие истины. Правда, которая не предлагается здесь потому, что она мешает. Она может мешать покою, порядку, да мы и догадываемся, что у многих людей есть потребность в этом покое: они с удовольствием еще немного поспят.

Возможно, ты нервничаешь из-за этого, ведь ты знаешь, что «от телевизора тупеют». Это или другое убеждение может относиться к твоей правде. Возможно, ты попытаешься распространить эту истину, обменяться ей с друзьями (ведь что делать, пока есть необходимость «потерять» слова?), или присоединишься к политическим, религиозным или эзотерическим группам, которые построили свое учение на этой или похожих истинах. Если это так, я должен предупредить: эта книга — яд для тебя. Она разозлит или разъярит тебя. Я написал эту книгу не для того, чтобы представить какую-то истину. Наоборот, она направлена на то, чтобы разрушить твои истины, отобрать их у тебя. Показать тебе, что, грубо говоря, все истины — это глупая штука.

Так что эта книга не направлена на поиск истины, но она может помочь тебе в поиске лжи. В поиске твоей лжи. То есть речь не идет о какой-то лжи вокруг тебя. Речь идет о лжи внутри тебя. И на этом пути книга пользуется инструментом, который настолько отдален от любой объективной истины, что это опять становится интересно: астрологией.

Это утверждение, возможно, сбило тебя с толку, но оно станет тебе яснее по ходу книги. Здесь, в начале, ты можешь спросить у самого себя: как может что-то сказать мне о моей лжи система, которая сама настолько удалена от истины (в научном смысле)?

Первый ответ: только поэтому она и может сказать это! Только потому, что у астрологии нет своей собственной претензии на истину, ты можешь найти в себе свою ложь.

Этот ход мысли не так легко понять. Я не говорю: «Астрология говорит правду», как это делают многие астрологи («Звезды не врут»). И я не говорю: «Астрология — это бессмыслица», как это аргументированно показывает Гоймар фон Дитфурт. Здесь я говорю (пока что): астрология не имеет ничего общего с истиной. Она настолько тотально уклоняется от обоих вышеназванных образов мысли, что именно поэтому мы можем использовать ее как систему. Они ни истинна, ни ошибочна, она — это нечто другое, нечто, находящееся вне этих обоих утверждений и уходящее от полярности истинности-ложности (так же, как не поддаются такой постановке вопроса сказки братьев Гримм или миф об Эдипе).

Да, таков на самом деле охват астрологии. Это делает ее исключительным инструментом. Ее возможности познания лежат по ту сторону логики, в царстве символов.

В этом ходе мысли находится еще один довод: ты никогда не сможешь доказать что-то из астрологии, потому что доказать можно только то, что несет в себе претензию на истинность. Если ты попытаешься это сделать, ты потерпишь фиаско. Этим страдают многие книги по астрологии. Они хотят представить нам доказательства, что астрология права, что это наука. Это абсурдно. При каждой попытке ступить на этот тонкий лед любой, обращающийся к таким аргументам, провалится и утонет.

Говорит ли астрология правду?

На этот вопрос можно ответить так же мало, как на вопрос, существуют ли доказательства о жизни после смерти (или до жизни). Забудь этот вопрос! Он бессмыслен.

Эта книга должна быть помощью на пути поиска вопросов, имеющих смысл. Правильно замечено: вопросов, а не ответов. Ответов тебе не даст никакая книга. Самое большее, что она может сделать — это помочь тебе с вопросами.

Я вижу глубокий смысл этой книги в том, что она просто изымет у тебя вопрос, в которым ты заблудился сейчас, в котором ты застрял, в котором ты не двигаешься дальше, разъяснив тебе пределы действия этого вопроса.

Какой смысл в том, чтобы разрушать вопросы?

У тебя появится место для нового вопроса.

И я надеюсь, что тогда кто-то отнимет у тебя и этот новый вопрос.

Итак, в этой книге не идет речь об истине, не даются ответы. Это своего рода семинар по исследованию самого себя, и речь идет о глубоком смысле, заключающемся в постановке вопросов. Последнее, что могло бы прийти мне на ум, — это захотеть убедить тебя в астрологии. Я пишу эту книгу, потому что я сам не убежден.

И для того, чтобы потерять слова.

 

Предварительное замечание

«Диагностика души в гороскопе» — это продолжение моей книги «Путешествие героя». Будучи задумана как чисто астрологическая книга, во время написания она пошла по своему пути. Она стала собранием образов, самый важный из которых — образ змеи — отчетливо вышел на первый план. Однако это все еще книга по астрологии. При написании этого текста я узнал, что именно астрология может быть глубоким средством помощи — путевым посохом — в «путешествии героя».

Я занимался темой астрологии многие годы, даже веду курсы на эту тему, и во мне появилась потребность на основе этого опыта прояснить в себе основные предпосылки для работы в этой области.

Мой способ начать этот процесс прояснения — написать книгу. Так что прежде чем я начал писать, у меня не было никакой концепции, во мне было нагромождение несвязанных переживаний и непереваренных сведений. Данная книга представляет собой систематизацию этого конгломерата. Она не претендует на то, чтобы распространить правду о настоящей астрологии. Она претендует на нечто более самонадеянное: она рассчитывает подействовать на что-то, дать импульс.

Этот текст я испытал на своих курсах. Я знаю также, что он может оказывать очень разнообразное действие, и если он вызвал только сопротивление, то уже выполнил свою функцию.

Некоторые люди упрекали меня, что это невероятно «жесткая», даже жестокая книга — она такая и есть. Она не для нежных душ. Это «тень» каждой нежной души.

Правда всегда причиняет боль.

Это не значит, что эта книга скажет правду или объяснит, как выглядит правда. Это лишь значит, что все, что причиняет боль, сейчас является правдой. Завтра будет другая правда. Тема этой книги — вина, читатель ставится непосредственно в нее, и то, что заставляет воспринимать этот текст как особенно жесткий, — это наше желание: мы хотим быть невиновными. Бели ты, читатель, поищешь литературу по этой теме, то рынок полон ею. Полон текстов, которые расскажут тебе, кто во всем виноват в этом мире.

Книга, лежащая перед тобой, ведет по другому пути.

I

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

Пока мы стремимся преодолеть зло тем, что пытаемся изгнать его из себя, у нас отсутствует основная предпосылка для настоящего преодоления: самопознание.

Человек должен когда-то прийти к пониманию того, что объективные превратности его существования являются не чем иным, как ответами на сомнения в нем самом, а именно — частью его полной личности, собственный конфликт которой отражается во внешних принципах.

Эрвин Рейснер. «Демон и его образ»

«Мир есть все, что имеет место» — так звучит первое предложение знаменитого философского трактата Людвига Витгенштейна — и мир действительно является этим! Мы живем в мире, где что-то имеет место.

Иными словами, только то, что находится на месте, можно рассматривать как принадлежащее к этому миру. Это принудительная формула. Ты и я, относящие себя к этому миру, принадлежим и тому, «что имеет место».

И таким образом уже в начале этой книги ты получил упакованную проблему, которая не имеет решения.

Ты попался. Ты виноват.

Конечно, я точно знаю, что ты совершенно без удовольствия слышишь эти фразы. Ведь в последние годы ты с большим трудом выпутался из вины, которую тебе хотели приписать чужие люди (или это были твои родители?). И разве ты не научился в долгом процессе понимать, кто в этом мире во всем виноват? Те, кто из

жажды наживы разрушают окружающую среду, те, кто от слишком большого страха или стремления к власти хотят превратить мир в атомный холокост (классное слово, оно как раз становится популярным!). И конечно, есть много-много других виноватых.

Так что вполне естественно, что ты — как и я — будешь реагировать как на красную тряпку на любого, кто захочет вернуть тебе твою вину.

И все же, если ты хочешь читать дальше, первым делом ты получишь свою вину. Полную вину во всем. Прежде всего, в собственных страданиях. В твоих проблемах, в твоих болезнях, в твоих симптомах. За этим стоит мысль, которую я хочу здесь озвучить: ты должен был сначала свалить свою вину на кого-то другого, ты должен был ее разделить с миром, распылить вовне. С психологической точки зрения — спроецировать ее наружу. Это часть твоего пути к свету. Однако пришло время взять вину обратно. Пора получить ее назад, потому что, пожалуй, ты в уже состоянии не реагировать настолько остро на такое серьезное дело, как вина.

Логику, которая заключена в этом, понять, опять же, нелегко. Когда-то людям предписывалась вина (первородный грех), и они страшно страдали от этого. Потом, в век Просвещения, вся вина — в научной картине мира — была отодвинута (чаще всего в сторону врага), но сейчас, при третьем шаге, пришло время взять ее обратно и серьезно взглянуть на нее. Сделать ее основой освобождения. Без принятия вины это все-таки исключено. И я глубоко убежден в том, что сегодня мы в состоянии это сделать.

Есть еще вторая мысль: работа в области астрологии невозможна без работы с виной. Если ты не хочешь трогать вину у своего клиента — или свою вину, — то любая астрологическая работа (и в качестве консультанта, и в качестве клиента) — это бессмысленное предприятие. Тогда ты совершенно в другом месте, и должен оставить отлежаться эту тяжелую тему. Мы живем в мире, который ничем не улучшился и не изменился за последние две тысячи лет, и который никак не изменится и в следующие две тысячи лет.

Почему ничего не изменилось? Очень просто: потому что ты не изменился.

Это мир, который Данте семьсот лет назад описал такими словами:

Я увожу к отверженным селеньям,

Я увожу сквозь вековечный СТОН,

Я увожу к погибшим поколеньям.

Был правдою мой зодчий вдохновлен:

Я высшей силой, полнотой всезнанья

И первою любовью сотворен.

Древней меня лишь вечные созданья,

И с вечностью пребуду наравне.

Входящие, оставьте упованья.

«Божественная комедия». «Ад», песнь третья

Ты можешь возразить, что этими словами Данте описывал вход в ад, в нижний мир. Это правда, однако Данте не делает разделения: он равным образом описывает этот мир. И я хотел бы попросить тебя еще раз внимательно взглянуть на эти строки.

Незадолго до твоего рождения они висели над входом в родовой канал.

Ты прошел сквозь него.

Теперь ты тут.

Со всеми своими надеждами, мечтами, иллюзиями — тут уж все может быть не так, как ты читал там.

Однако это так, и первое, что ты должен был понять как астролог (и это первое, что должно быть ясно тебе как клиенту), — ты глубоко застрял в вине. Это, собственно, ядро твоего страдания.

И это будет тем проблематичнее, чем меньше ты будешь хотеть знать о вине. Она будет уменьшаться тем быстрее, чем больше ты признаешь ее в себе.

Какая вина? В чем ты виноват?

Ну, я считаю, что есть только одна вина в этом мире, и это то, что ты вообще здесь есть. В этом мире!

Мир есть все, что имеет место.

Из этих предложений вытекает мое понимание того, что ты не в первый раз идешь по этому пути. Что ты уже предпринимал много попыток обращаться с этим миром. Ты уже тысячи раз существовал, принимал бесчисленные образы, играл бесчисленные роли в этом большом мировом театре. Если ты не хочешь знать об этой мысли, которая сегодня известна под названием «реинкарнация», то любая астрология будет шаткой. Она теряет основные рамки. Тогда невозможно увидеть, почему сегодня ты «Рак», то есть должен нести вину Рака, должен идти по пути Рака, а не по пути Козерога (как, может быть, твой партнер).

Если в этой книге я обращаюсь к тебе как к астрологу (или как к клиенту астролога), то под этим я подразумеваю не только того, кто занимается великим уравнением небес со звездами, я обращаюсь ко всем, кто чувствует себя призванными сказать что- то другому человеку. То есть не только к учителям, врачам, психотерапевтам, психологам, философам или консультантам, но и к тебе, который иногда просто хочет помочь словом. Потому что это то, что делает астрология и астрологи: они помогают словом. Порой они даже помогают исцелять словом. Сам астролог никогда не исцеляет. Но это может быть слово, и оно поможет исцелению. И при этом это не его слово, потому что его слово не может исцелять. Но Слово может это сделать.

Так что вся эта книга занимается еще и вопросом: откуда берется слово в такой ситуации?

Я хотел бы начать с самого начала, и я сделаю далекое отступление и попытаюсь схватить то, что западный миф о Сотворении мира говорит нам в отношении слова. В самом начале мы читаем:

В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста,

и тьма над бездною,

и Дух Божий носился над водою.

В этих предложениях нам не говорится, как произошел акт творения, в котором Богом была создана первая полярность, первая связь полюсов (небо и земля). Нам может броситься в глаза тот факт, что в этих первых четырех высказываниях Библии уже полностью присутствует тема, которая будет нас занимать позже. Четыре предложения, четыре стихии. Бог-творец создает в активном действии (стихия Огня) сначала небо (стихия Воздуха) и землю (стихия Земли), и в этом действии равным образом возникает вода (стихия Воды), над которой парит дух божий.

Кому это кажется притянутым за уши, кто не согласен с уравнением Бог = активная, творящая стихия = Огонь и приводит аргументы, что Бог должен быть взят как единство четырех стихий, пусть подождет немного. Потому что уже следующее предложение не оставляет сомнений, что стихия Огня не может отсутствовать в этом квартете:

И сказал Бог: да будет свет.

И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день первый.

Свет (стихия Огня) еще раз добавляется здесь на втором уровне в самом начале истории. Таким образом, четвероединство учения о стихиях установлено в первых пяти предложениях Библии.

И теперь у нас есть картина того, как нам следует представлять акт творения. Бог сказал: «Да будет свет!» Были произнесены слова, больше ничего не понадобилось. Они были произнесены и то, что было сказано, происходило. И все дальнейшее, что должно было происходить на этой земле (с первого по шестой день), говорилось:

И сказал Бог:... (день второй)

И сказал Бог:... (день третий) и т. д.

И евангелист Нового Завета, Иоанн, единственный, кто еще раз ссылается на акт творения, начинает свой рассказ словами:

В начале было слово,

И слово было у Бога,

И слово было Бог.

Для него как будто особенно важно, как будто он хочет предотвратить, чтобы мы здесь не упустили чего-то, и так он добавляет еще раз в четвертом предложении:

Оно было в начале у Бога.

Вопрос, который появляется после этого четвертого предложения, таков: «Да, и где же оно сейчас?»

Если оно сначала было у Бога, то теперь — время уже пошло дальше — оно уже не там. А где-то в другом месте. Где? Никто не может сказать этого наверняка.

Иоанн говорит это — слегка скрыто — тем же словом, которое уже появляется в третьем предложении Ветхого Завета («Тьма лежала над бездною»), он говорит:

Все чрез Него (слово) начало быть,

и без Него (слова) ничто не начало быть,

что начало быть (через слово) —

в Нем была жизнь (в слове была жизнь),

и жизнь (начавшей быть через слово) была свет человеков.

И свет (который есть в жизни, начавшей быть через слово) во тьме светит, и тьма не объяла его.

Свет во тьме, жизнь во тьме, слово во тьме.

Но: тьма не объяла его. Возможно, под этим имеется в виду, что оно во тьме, но оно не началось во тьме? Потом оно находится там, как и прежде, оно не смешалось, не объединилось с тьмой? Тьма не победила его?

Это книга по астрологии, и ты, наверное, уже давно спрашиваешься себя, к чему все эти рассуждения.

Ты уже знаешь, что мы не должны искать доказательств в области астрологии, потому что мы не найдем никаких доказательств, мы не найдем логики, никакой причинности, и я думаю, что единственное, что может помочь — это мир образов, символов, образов смыслов. При этом нет необходимости верить в Библию, ты должен внутри себя проверить, имеют ли для тебя смысл эти образы. Если нет, то я дал тебе плохой образ, такой, с которым ты ничего не можешь сделать.

Библия — это книга внутренних образов, ни истинная, ни ложная. Если образы возникают, то Библия для тебя имеет смысл, если не возникают — возьми другую книгу. Если при чтении «Капитала» у тебя возникает больше образов, используй именно его. Но я не верю, что благодаря этому «Капитал» станет истинным. Он так же показывает тебе в своих образах (которые появляются в тебе), где ты находишься.

Вернемся к слову.

Образ, который возник во мне вслед за этими предложениями из Библии, выглядит так:

Слово, которое изначально было Богом (и я хотел бы сказать, что не знаю, что такое Бог. Здесь у меня нет никаких образов, разве что что-то совсем детское).

Слово, которое изначально (в начале) было светлым, ярким и ясным, скрылось. Оно в изгнании. Оно больше не у себя на родине. Оно в эмиграции. В то время, как его произносили, оно имело место. Оно упало. Оно обрушилось из высоты в глубину. В начале, то есть когда оно еще было наверху, оно было «словом». После его падения из слова что-то стало. Что? Мир! Мир — это все, что имеет место.

Но что произошло со словом? Опять я могу приблизиться к этому вопросу лишь с помощью образа: слово при этом изменило свой характер. Оно стало другим. Что когда-то было звуком, тоном, мелодией, теперь стало плотным: оно застыло, стало предметом, растением, животным или человеком. Однако звук слова, или, как я скажу в будущем, «имя» слова, при этом пропало.

Представь себе, что ты художник, и однажды у тебя в голове вдруг начинает вертеться мелодия, снова и снова, она захватывает тебя и больше не отпускает. Ты поешь ее, с удовольствием сыграл бы ее на фортепиано, но у тебя нет фортепиано, да и играть ты не умеешь — ведь ты художник.

И тогда ты решаешь нарисовать мелодию. Ты выводишь ее изнутри себя на холст — и из этого получается картина. Когда картина готова, мелодия покидает тебя, теперь она лежит (!) в измененной, трансформированной форме перед тобой. При этом она изменила свой уровень, она стала материальной, плотной, видимой. Теперь у тебя есть картина, однако сила мелодии покинула тебя.

Примерно так «имя» слова теряется «в тебе». Теперь ты стал «картиной», твердой, статичной, видимой. Но у тебя нет твоего имени.

Во время падения вниз — из идеи в форму, из мелодии в картину, от слова к человеку — ты утратил свое имя.

Единственное воспоминание, которое осталось, даже если оно смутное, — это воспоминание о падении. Ведь здесь, где ты сейчас находишься, все так совершенно по-другому, и ты вспоминаешь, что «однажды было лучше».

Здесь и теперь ты — это ставшее плотью имя в безымянном мире. Спроси себя, что ты делаешь теперь на этом уровне первым делом?

Давайте опять с этим вопросом обратимся к мифу. (Каждый миф несет в себе силу для помощи нам в поиске вопросов. Образы из мифа знают, чего мы ищем.)

Итак, каково первое активное действие человека, то есть, первое, что он делает?

Бог Яхве образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым.

Конечно, иначе и быть не может. Чтобы ничто не напоминало о «падении» в бедственном состоянии без имени, в жалком состоянии безымянности, делается попытка восполнить этот пробел. Теперь все вещи, лежащие перед нами, получают от нас названия. Словно мы хотим этим компенсировать свою собственную рану. Как маленький ребенок, которого лишили пудинга, идет и кормит пудингом свою куклу до отвала. Однако так же, как при кормлении куклы речь не идет о настоящем пудинге (от отсутствия которого и страдает ребенок, ведь его нет), так и в случае названий, которые человек приписывает (!) вещам, речь не идет о первоначальных именах. Новые названия — это искусственный продукт.

Конечно, глубоко в себе они несут идею «пудинга». Названия, появляющиеся теперь, двояки: они являются попыткой спастись, уйти из ситуации, которую мы воспринимаем как невыносимую, и они являются следами воспоминания об идее прежнего слова. След на снегу. Мы не знаем, кто его оставил, но по его форме, пожалуй, можем что-то определить.

Здесь, сейчас мы уже находимся на втором уровне — аналогично двум историям Сотворения мира в Библии. Первая история о творении рассказывает о создании идеи, вторая — о том, что делает идея, упавшая в плоть, воплощенная (или что с ней происходит). Эти уровни идут вниз! Человек приписывает названия предметам мира, и эти имена никогда не бывают полностью произвольными, они никогда не являются лишь искусственным продуктом, они двояко определены: что-то определяет их с двух сторон. С объективной стороны идеи (назовем ее Богом) и со стороны субъективного пребывания того, кто делает что-то, чтобы уйти от бедственного положения.

Доведем до идиотизма наш пример с пудингом, чтобы проиллюстрировать эту картину. Вообразим, что маленький ребенок, которому отказали в пудинге, теперь берет для кормления своей куклы пудру (потому что в его комнате нет ничего другого), и теперь он от нас пудинга никогда не получит (пудинг «низвер- жен»). Само собой напрашивается, что слово пудинг и искусственный продукт пудра входят друг в друга, и только слог пу в слове пудра содержит в себе напоминание о том, что изначально имелось в виду. Что было в начале. Кто удивится в случае, если услышит, что этот ребенок превратится позже в женщину, которая постоянно слишком сильно пудрится и однажды начала собирать что-нибудь пушистое?

Теперь она не просто слишком сильно напудрена, эта пудра стала следом. Следом, который ведет к пудингу — должен вести к пудингу. Пудинг в бездне. Пудинг во тьме.

Слова!

В великий миг наречения человека тем именем, которое он умеет давать, передает что-то от своего собственного существа, от своей души, в нечто чуждое, что кажется ему жутким и непостижимым, пока оно не имеет имени. Ведь все безымянное — это тайна: неблизкое и угрожающее.

Так говорит Роберт Мюллер-Штейнберг в «Демонах», и это очень глубокая мысль, потому что суть ее в том, что теперь частичка из моей собственной души становится названием находящегося вне меня предмета. Ни в коем случае это не та часть, которую я осознаю, потому что на этом раннем уровне я не обладаю сознанием. Здесь я аналогичен совсем маленькому ребенку, который произносит вовне слоги ма-ма, потому что получил их от того, кто так назван. Кроме того, наречение именем никогда не является только сознательным актом, хотя нам и хочется так думать.

И так мы снова несем в мир свою скрытую часть, словно при «падении», при этом мы называем мир им же.

Возможно, ты все еще ждешь, когда же всплывет астрология, которую я пообещал в заглавии книги. Мы уже давно в ней. Астрология занимается тем, что имеет место. И только этим. В ней речь идет о том, что ты потерял, о твоем имени и, конечно, о том, как ты можешь искать его. Однако для того чтобы понять эту взаимосвязь глубже, чем тебе ее описывают обычные книги по астрологии, ты должен получить представление (образ) о лежащей за этим идее. Иначе ты легко попадешь в зависимость от утверждений, что то, что оказывает какое-то влияние, — это планеты. А для меня очень важно здесь, в первой главе, заложить зародыш понимания того, что все это иначе. Это существенное отличие: видишь ли ты в своем собеседнике на астрологической консультации (или где бы то ни было) человека, у которого «неудачно» расположена какая-то планета, или ты видишь человека с целью возвращения потерянного имени, причем ты рассказываешь ему о его имени и о своем, которое тоже утеряно. Так что нам нужно вернуться еще раз к игре фантазии и взяться за нить рассуждений там, где мы ее оставили.

Все, что я описал до сих пор, произошло еще перед тем, что в теологии называется «грехопадением». Яблоко еще вообще не появилось на сцене. Ты уже низвергнут, но ты еще невинен.

Возможно, сейчас ты видишь в этом противоречие тому, что я сказал в самом начале. Что твоя настоящая вина заключается в том, что ты вообще здесь.

Теперь я говорю: падение — это не вина. И то, и другое верно. Дело в том уровне, на котором ты рассматриваешь себя. Если ты смотришь с самого начала (после падения), то вина не касается тебя. Ты невинен как новорожденный. (И это, по правде говоря, плохой образ, потому как новорожденный каков угодно, но не невинен — иначе что он тут делает?) Если же ты смотришь отсюда к началу, то твоя вина — это то, что ты находишься здесь.

Слова.

Где начинается твоя вина?

Не там, где ты «упал на место» из слова, и не там, где ты даешь «имена». Вина начинается там, где на данные тобою имена ты налагаешь суждения. Где ты говоришь: это хорошо, а это плохо.

Ты, субъект, приписываешь противостоящему тебе объекту (миру) предикат, который является оценочным суждением. «Петер любит маму». «Петер ненавидит папу».

В этих фразах образуется та пропасть полярности (названная эдиповой), где начинается работа психоаналитика. Этим я хочу сказать, что действенность психоанализа лежит именно в том, что он пытается излечить полярность. Его работа заключается в том, чтобы ты снова примирился со своими родителями (как с двумя частями тебя самого, которые впали во грех), снова объединился с ними. Чтобы изъять оценку из их бытия (в тебе).

На этом месте начинается «грех», потому что «грех» происходит только при «обособлении»!

Конечно, такое положение вещей обнаруживается и в мифе как большой стык, на котором расходятся мнения. Существует прекрасный образ Древа познания добра и зла, с которого ни при каких обстоятельствах нельзя вкушать! Однако известно, что только запрет привлекает нас на самом деле, и так история начинает свой ход.

Конечно, у человека есть пример такого акта различения, потому что миф уже в первом своем предложении говорит нам, что и Бог пользовался этим средством различения, когда начал творение.

Вначале Бог создал небо и землю. Только при этом у него не было задумано оценочного суждения. Он же не сказал: земля — это плохо, а небеса — хорошо. На втором уровне, где ты сейчас находишься, конечно, уже все различается. День и ночь, тепло и холод, свет и тьма. Больше делать нечего. Остается только одно: мы становимся познающими и оценивающими.

Прежде:

И были оба наги, Адам и жена его,

и не стыдились.

Потом:

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги,

и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Теперь в игру вступает стыд как выражение вины.

Я убоялся, потому что я наг, и скрылся.

Итак, первое, что мы познали, это наша нагота. Однако в этом познании еще не было вины, она появилась лишь в чувстве, что быть нагим означает что-то плохое. Нужно скрывать наготу.

На этом месте появилась вина, мы должны что-то обособить («грех»): а именно, свою наготу. Мы должны спрятать ее. И в эту игру мы играем с тех пор без перерыва. Мы обособляем. Все части себя, которые мы отрицательно оцениваем, мы обособляем, изолируем. Мы не только прячем эти части, мы их выносим вовне. Отдаем свое обособление (свою вину) во внешний мир и при этом говорим, что эти части мира — плохие. (А потом мы еще удивляемся, что в мире столько зла.)

Зло мира, которое состоит не из чего иного, как из наших же частей, проецированных вовне, которые мы не хотим иметь в себе, давно начало вести свою собственную жизнь по всему миру. Чтобы получить представление о том, сколько плохого мы, люди, отделили, нужно лишь бросить взгляд на арсенал нашей армии. Ты знаешь, что атомная бомба состоит из связанной энергии по формуле Е = me2. Е — это чистая энергия зла, которое все люди вместе (то есть и ты, и я тоже) упаковали в этот маленький круглый стальной контейнер.

«Я — работал над атомной бомбой? Никогда!» Правильно, ты еще хуже, ты позв<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: