О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи




В целях реализации прав граждан на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь, а также обеспечения интересов государства постановляю:

1. Создать систему противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи, представляющую собой совокупность программно-технических средств, информационных ресурсов и информационных технологий, а также мер правового, организационно-технического и экономического характера, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений порядка пропуска голосовых и иных сообщений электросвязи (далее – пропуск трафика).

2. Установить, что:

2.1. пользователям услуг электросвязи общего пользования запрещается применять программные и технические средства, в совокупности используемые для преобразования протокола обмена данными, по которому передаются голосовые и иные сообщения электросвязи от вызывающего абонента, и передачи этих сообщений вызываемому абоненту с использованием абонентских номеров*, не принадлежащих вызывающему абоненту;

______________________________

* Для целей настоящего Указа под абонентским номером понимается открытая именная и (или) адресная информация, предоставляемая абоненту в пользование при заключении договора и идентифицирующая его при соединении с ним других абонентов, в формате стандарта, используемого в сети оператора электросвязи, а также любое иное средство, позволяющее идентифицировать абонента при соединении с ним других абонентов.

2.2. деятельность, указанная в подпункте 2.1 настоящего пункта, является незаконной и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами;

2.3. общую координацию деятельности операторов электросвязи, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, иных государственных органов и организаций по вопросам создания и функционирования системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи осуществляет Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь;

2.4. республиканское унитарное предприятие «Национальный центр обмена трафиком» (далее – НЦОТ) обеспечивает:

создание, внедрение и эксплуатацию программно-технического комплекса противодействия нарушениям порядка пропуска трафика (далее – комплекс технического противодействия), а также создание и ведение информационных ресурсов, являющихся неотъемлемой частью системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи;

уведомление операторов электросвязи о нарушениях порядка пропуска трафика, зафиксированных посредством комплекса технического противодействия, а также при необходимости – органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, Государственной инспекции Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации о выявленных нарушениях требований законодательства в области электросвязи и настоящего Указа;

принятие иных мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений порядка пропуска трафика в соответствии с актами законодательства;

2.5. государственные органы и иные организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, оказывают содействие НЦОТ в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений порядка пропуска трафика, а также предоставляют информацию, необходимую для реализации настоящего Указа, на безвозмездной основе;

2.6. мероприятия по приобретению, разработке, внедрению и функционированию комплекса технического противодействия, интеграции с ним программно-технических средств, информационных сетей, систем и ресурсов операторов электросвязи, государственных органов и организаций, необходимых для предупреждения, выявления и пресечения нарушений порядка пропуска трафика, созданию и ведению информационных ресурсов системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи не подлежат включению в соответствующие программы информатизации.

3. Операторы электросвязи (за исключением операторов электросвязи, которые оказывают услуги только по распространению программ телевизионного вещания и (или) радиовещания) (далее – операторы электросвязи) обязаны:

3.1. выполнять требования актов законодательства, регламентирующих работу системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи;

3.2. осуществлять на постоянной основе на своих сетях электросвязи мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений порядка пропуска трафика, в том числе применять средства и системы, основанные на принципах анализа поведения абонента, системы полного анализа сетевых пакетов;

3.3. обеспечить:

интеграцию с комплексом технического противодействия собственных программно-технических средств, информационных сетей, систем и ресурсов, необходимых для предупреждения, выявления и пресечения нарушений порядка пропуска трафика;

заключение с НЦОТ договора об оказании возмездных услуг по доступу к комплексу технического противодействия и использованию его функциональных возможностей;

при выявлении нарушений порядка пропуска трафика предоставление НЦОТ в автоматическом режиме посредством комплекса технического противодействия всех имеющихся сведений о соответствующем абоненте и оказанных ему услугах электросвязи;

3.4. на безвозмездной основе обеспечивать на своих сетях электросвязи возможность осуществления НЦОТ тестовых вызовов на принадлежащие оператору электросвязи абонентские номера;

3.5. при заключении с гражданином Республики Беларусь, иностранным гражданином, лицом без гражданства, которым в установленном законодательством порядке выдан в Республике Беларусь документ, удостоверяющий личность, договора об оказании услуг электросвязи осуществлять подтверждение необходимых для заключения этого договора сведений об абоненте с использованием на возмездной основе государственных информационных ресурсов (систем), владельцем или распорядителем которых является Министерство внутренних дел. Порядок осуществления такого подтверждения определяется совместно Министерством внутренних дел, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь и Министерством связи и информатизации.

К сведениям, подлежащим подтверждению, относятся идентификационный номер, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) абонента, реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер);

3.6. принимать меры по недопущению использования изменяющихся идентификаторов оконечных абонентских устройств (терминалов), в случае их изменения информировать НЦОТ с использованием комплекса технического противодействия;

3.7. осуществлять сбор, обработку, накопление, хранение информации в отношении сетевых (IP) адресов сетевых устройств и оконечных абонентских устройств (терминалов), в том числе прошедших преобразование, вносить посредством комплекса технического противодействия необходимые сведения в информационные ресурсы системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи, предоставлять с использованием комплекса технического противодействия доступ к этой информации НЦОТ и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

3.8. при выявлении нарушений порядка пропуска трафика приостанавливать оказание услуг электросвязи, блокировать пропуск трафика телефонии по IP-протоколу в порядке и на условиях, определенных актами законодательства, регламентирующими работу системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи.

Приостановление оказания услуг электросвязи, блокирование пропуска трафика телефонии по IP-протоколу в соответствии с требованиями актов законодательства, регламентирующих работу системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи, не являются основанием для возникновения ответственности оператора электросвязи за убытки, причиненные абоненту в результате таких действий;

3.9. осуществлять сбор, обработку, накопление, хранение, анализ информации, получаемой от абонентов своей сети электросвязи, о фактах, указывающих на вмешательство третьих лиц в процесс пропуска трафика, и предоставлять такую информацию НЦОТ с использованием комплекса технического противодействия.

4. Невыполнение операторами электросвязи требований настоящего Указа признается грубым нарушением законодательства о лицензировании деятельности в области связи.

5. Программно-технические средства, используемые для пропуска и (или) терминации трафика телефонии по IP-протоколу, за исключением оконечных абонентских устройств (терминалов), подлежат регистрации в системе противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи. Применение в сети электросвязи общего пользования для пропуска и (или) терминации трафика телефонии по IP-протоколу не зарегистрированных в данной системе программно-технических средств (за исключением оконечных абонентских устройств (терминалов) не допускается.

6. Операторы электросвязи имеют право:

приостанавливать, прекращать оказание услуг электросвязи, блокировать трафик телефонии по IP-протоколу в порядке и на условиях, определенных актами законодательства, регламентирующими работу системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи;

при проведении мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений порядка пропуска трафика на своих сетях электросвязи запрашивать пояснения от абонента по вопросам нарушения порядка использования выделенного ему абонентского номера;

в порядке и на условиях, установленных законодательством, получать и использовать сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, интегрированных с комплексом технического противодействия (за исключением информационных сетей, систем и ресурсов, предназначенных для обработки служебной информации ограниченного распространения и информации, отнесенной к государственным секретам);

организовывать и (или) осуществлять тестовые вызовы на абонентские номера своей сети электросвязи.

7. В случае несогласия с действиями оператора электросвязи по противодействию нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи абонент для защиты своих прав и законных интересов вправе обжаловать эти действия в суд.

8. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают представление в НЦОТ в порядке и на условиях, определенных соглашениями о взаимодействии, сведений, необходимых для принятия НЦОТ мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений порядка пропуска трафика.

9. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы прокуратуры и предварительного следствия, Комитет государственного контроля и его территориальные органы, суды в пределах своей компетенции имеют право на безвозмездной основе получать информацию из информационных ресурсов, являющихся неотъемлемой частью системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи, а также интегрированных с комплексом технического противодействия информационных сетей, систем и ресурсов операторов электросвязи.

Иным государственным органам и организациям указанная информация с учетом их компетенции, определенной законодательством, может предоставляться НЦОТ по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

10. Для целей настоящего Указа сбор, обработка, хранение, использование персональных данных физических лиц осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

11. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь установить требования к договорам об оказании услуг электросвязи с учетом положений настоящего Указа;

утвердить порядок регистрации программно-технических средств, используемых для пропуска и (или) терминации трафика телефонии по IP-протоколу, за исключением оконечных абонентских устройств (терминалов), исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых операторами электросвязи, иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в НЦОТ для регистрации указанных программно-технических средств, срок регистрации, а также размер платы, взимаемой при регистрации;

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.

12. Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь в четырехмесячный срок утвердить по согласованию с Министерством связи и информатизации положение о системе противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи, предусмотрев в нем в том числе:

перечень информационных ресурсов, являющихся неотъемлемой частью этой системы, а также порядок их создания, ведения и использования;

порядок создания и внедрения комплекса технического противодействия, а также интеграции с этим комплексом программно-технических средств, информационных сетей, систем и ресурсов операторов электросвязи, иных государственных органов и организаций, необходимых для предупреждения, выявления и пресечения нарушений порядка пропуска трафика;

существенные условия договора об оказании возмездных услуг по доступу к комплексу технического противодействия и использованию его функциональных возможностей;

порядок информационного взаимодействия лиц, осуществляющих деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений порядка пропуска трафика;

основания, порядок и условия приостановления оказания услуг электросвязи, блокирования пропуска трафика телефонии по IP-протоколу в целях противодействия нарушениям порядка пропуска трафика.

13. Предоставить Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь право разъяснять вопросы применения настоящего Указа.

14. Абзац второй подпункта 5.1 пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 125, 1/13064; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.04.2013, 1/14175) после слова «ключами,» дополнить словами «национального оператора доверенной третьей стороны по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии, уполномоченного оператора интеграционного шлюза национального сегмента интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза,».

15. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

пункты 11–14 и настоящий пункт – со дня официального опубликования настоящего Указа;

иные положения этого Указа – через шесть месяцев после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: