БОРЬБА ВОКРУГ ВЫБОРА ПУТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ – КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ (1955-1983)




АРГЕНТИНА 1945-нач. 21 века.

 

 

Ко времени прихода Х.Д.Перона к власти в Аргентине назрели важные перемены.Господствующая социально-экономическая структура изжила себя.Монополия крупной частной собственности на землю и господство иностранного капиталла в аграрно-сырьевом хозяйстве,призванном обслуживать потребность внешнего рынка,пе могли обеспечить интенсификацию капиталистического накопления,создать ёмкий рынок для развивающейся промышленности и прочную сырьевую базу. Развернувшаяся в 30-40-е годы импортзамещающая индустриализация и связанные сней социально-экономические перемены – превратили Аргентину в аграрно-индустриальную и урбанизированную страну – привели к существенным сдвигам в расстановке классовых сил.В социально-классовой структуре Аргентины на первый план выдвинулись промышленный пролетариат и буржуазия. Обозначившееся оснсвное противоречие социально-экономического развития Аргентины – углублявшийся конфликт между потребностями развития капитализма и господствующей социально-экономической структурой – смягчалось,однако,благоприятной для страны конъюнктурой военных и первых послевоенных лет. Война обогатила Аргентину.Из страны-должника она превратилась в страну-кредитора.Разоренная войной Европа нуждалась с аргентинском зерне и мясе.Выросшая за годы войны национальная промышленность не испытывала иностранной конкуренции.Казалось,что навсегда ушли в прошлое годы депрессии и снова вернулись старые золотые времена,когда в Европе в ходу была поговорка: «Богат как аргентинец» «Национальная революция». Перон пришел к власти при поддержке многоклассовой каолиции, в которой ведущую роль играли новые социальные силы,выросшие в период импортзамещающей индустриализации-национальная промышленная буржуазия и рабочий класс.Тем самым был положен конец монополии олигархии на государственную власть.На смену либерально-олигархическому государству пришло национал-реформистское,или хустисиалистское,с массовой опорой на рабочем классе.Обещанная Пероном «Новая Аргентина» должна была основываться на социальной справедливости,политическом суверенитете и экономической независимости. В мире,разделенном на две социальные системы,Перон провозгласил третью позицию между индивидуализмом капитализма и коллективизмом социализма.Эта позиция утверждалась как «третий путь»развития Аргентины,не капиталистический и не социалистический,а национальный: в политике-уравновешивающий права индивида с правами общества;в общественных отношениях-утверждающий социальную справедливость;в экономике-создающий социальную экономику,ставя капитал на службу обществу. Главная роль в перонистской доктрине отводилась государству,которому придавался надклассовый характер.Выступая посредником между трудом и капиталом,оно должно было создать социально справедливое общество,свободное от анархии капитализма и центрелизации социализма,освободив человека от эксплуатации как государством,так и другим человеком. Перон стремился создать «государство юридически организованной нации» с единой партией и централизованным партийным и государственным руководством.Перонисты никогда не рассматрмвали свою организацию как политическую партию,выражавшую интересы определённого класса,а утверждали общественный характер своего движения.В мае 1946 г. Перон распустил свою избирательную каолицию-Лабористскую (рабочую) партию, «Хунту обновления» Гражданского радикального союза (ГРС) и националистический «Освободительный альянс»,включив их членов в Единую партию национальной революции,которая на учредительном съезде в декабре 1947г. была переименована в перонистскую. Съезд принял программу и устав Перонистской партии. В программе она была определена как «национальное революционное движение,направляемое доктриной генерала Хуана Перона». По уставу руководящие органы партии – Национальный съезд и Высший совет – подчинялись ему как «верховному лидеру партии и государства».В руководстве преобладали выходцы из рядов радикалов,консерваторов,военных. Перонистская партия так ине стала действенной партийной организацией,оставаясь передаточным механизмом между лидером и низовыми организациями. В 1949 г.была создана женская перонистская партия.Этому предшествовала кампания за право голоса для женщин,развернутая женой президента Эвой Перон в печати и на радио. Важнейшей частью перонистского движения стали профсоюзы,объединенные во Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ),принявшую идеологическую платформу хустисиализма.Демократическая структура профсоюзов была заменена централизованной,при которой руководители всех звеньев,за исключением низшего,назначались в Министерстве труда. Аргентинские профсоюзы приобрели характер государственного института.Профсоюзное единство отраслевых федераций достигалось благодаря их признанию государством.Социальное законодательство и заключение коллективных договоров обеспечивали поголовное участие трудящихся в профсоюзах.Новая профбюрократия,отобранная и назначенная в Министерстве труда,обязанная своими постами Перону,а не профсоюзной массе,стала звеном госаппарата,которое управляло рабочим классом. По аналогичной с ВКТ схеме были созданы организация предпринимателей - Всеобщая конфедерация профессий и Всеобщая университетская конфедерация,объединившие средние слои и интеллигенцию.

Созданные таким образом организации позволяли перонистам контролировать практически все слои населения.Для мобилизации народных масс широко использовался лозунг о «народном суверенитете».На проводившихся на Майской площади Буэнос-Айреса народных ассамблеях принимались программные документы перонизма и выдвигались официальные кандидаты на очередные выборы.

Перонистская администрация взяла курс на ограничение деятельности политической оппозиции и неперонистской прессы.Принятые в1946-1951гг.законы лишали оппозицию свободы слова и возможности создавать предвыборные блоки;давали президенту право объявлять осадное положение в мирное время;объявляли уголовным преступлением «неуважение правительственного лица».Используя эти законы,перонистское правительство отобрало или скупило у либеральной оппозиции все радиостанции и органы печати,за исключением газеты «Ла Насьон».

Большую роль в мобилизации народных масс в поддержку перонистского режима и в их воспитании в духе хустисиализма играла Эва Дуарте Перон.Её брак с Пероном стал символом союза военного и «безрубашечниы» - представительницы народных низов. Внебрачная дочь сельского фермера и кухарки не только стала первой дамой республики,но и выступала как партийный функционер,лидер перонистской женской партии,совершала поездки по странам Европы с дипломатическими поручениями.

По существу в Аргентине было два харизматических лидера,которые составляли единую команду и действовали по принципу «Перон управляет,Эва представляет».Перон брал на себя обязанности по руководству государством,а Эва занималась общественными делами.осущесвляла контроль над деятельностью Министерства труда,ВКТ,перонистской женской партии и созданного ею «Фонда Эвы Перон».

Очень быстро Эва обрела в глазах рабочих репутацию умелого и эффективного деятеля.она превратилась в Эвиту-любимицу «безрубашечников».Так её стали называть перонистские массы. Деятельность Эвиты не отдалила их от Перона. Наоборот,она укрепляла связывающие их с ним узы,будучи его женой и всегда действуя от его имени. Постоянно повторяя,что главной целью хустисиализма является ликвидация борьбы классов и её замена их сотрудничество,Эвита вместе с тем определяла своё место подле трудящихся,а не хозяев.

Вместе с культом Перона креп и культ Эвиты.Её миссия сводилась к тому,чтобы беззаветно любить других, «сжигать свою жизнь во имя других».Уже при жизни перонисты называли её символом социальной справедливости-хустисиализма.

Социальная политика Перона основывалась на благоприятной экономической конъюнктуре. В условиях быстрого роста внутреннего иотчасти внешнего рынков для промышленности предприниматели старались избежать классовых конфликтов и шли навстречу требованиям рабочих. Социальная справедливость оказывалась не только политически необходимой,но и экономически оправданной,расширяя рынок потребления благодаря повышению зарплаты.

В период экономического подъема 1946-1948гг. рабочий класс добился реальных уступок: поголовная синдикализация всех трудящихся;коллективные договоры в каждой отрасли;общенациональная система социального обеспечения для всех категорий рабочих;оплачиваемые отпуска;замораживание квартирной платы и цен на предметы первой необходимости.

Реальная зарплата выросла на 33%,а учитывая разные льготы – на 70%.Последние распространялись не только на рабочих,но и на всех малоимущих,принимая во внимание замораживание арендной платы,низкую стоимость жилья и помощ «Фонда Эвы Перон».Главный выигрыш получили малооплачиваемые слои.Если зарплата квалифицированного рабочего выросла на 27%,то неквалифицированного – на39%.Рабочий класс в целом выиграл за счет средних слоёв,так как доля рабочих в национальном доходе выросла с 40 до 50%. Некоторые группы буржуазии,в частности рантье,потеряли в доходах.

В этот период практически исчезла безработица.Рабочие не могли быть уволены без уважительной прмчины,которую в суде было трудно доказать. Ни один рабочий не мог лишиться работы за свою профсоюзную деятельность. Внутри предприятий власть хозяев была ограничена профсоюзными комиссиями,с которыми они должны были согласовывать все изменения на производстве,включая изменение квалификации рабочего,перевод его на другой разряд.

Решение основных проблем страны перонисты видели на путях достижения экономической независимости. 9июля 1947г., в годовщину независимости Аргентины,была принята Декларация экономической независимости,провозгласившая необходимость дополнить политическую независимость экономической.

Правительство Перона стало первым в истории Аргентины,провозгласившим политику индустриализации. Это нашло практическое воплощение в Первом пятилетнем плане(1947-1951). Его составной частью стал пакет законов,устанавливающих таможенную защиту национальной промышленности и её льготное кредитование.

Помимо мер косвенного регулирования государство осуществляло непосредственное участие в экономическом развитии путём создания госсектора.В дополнение к государственной нефтяной компании «Ясимьентос Петролиферос Фискалес»(ЯПФ), «Гас дель Эстадо» и морскому флоту госсектор стал включать:выкупленные у Англии и Франции железные дороги;телефонную сеть;речной флот;большинство водопроводных и электрических станций;авиационную компанию и конгломерат экспроприированных немецких предприятий,объединенных в Национальную дирекцию государственных промышленных предприятий(ДИНИЕ). Наряду с ними появился военно-промышленный комплекс – «Фабрикасьонес милитарес».

Проведение активной экономической политики стало возможно с национализации основных рычагов валютно-финансовой системы.Важнейшим шагом,направленным на обеспечение финансовой базы индустриализации,явилось введение монополии внешней торговли. Созданный в 1946г.Аргентинский институт развития и обмена(ИАПИ)имел монопольное право покупки сельскохозяйственной продукции у производителей и её перепродажи на внешнем рынке.

Покупая по максимально низким и продавая по максимально высоким ценам,ИАПИ стал важным инструментом перекачивания доходов из аграрпого сектора в промышленность. Полученные таким образом средства шли на импорт промышленного оборудования и расширение инфраструктуры.

Проводя политику финансирования промышленности за счёт сельского хозяйства,правительство,несмотря на обещанную Пероном в период избирательной кампании аграрную реформу,не пошло на раздел латифундий и передачу земли тем,кто её обрабатывает. Государство ограничилось вмешательством в арендные дела в пользу арендатора. Снижнние арендной платы и увеличение сроков аренды преследовали цель превратить постепенно арендаторов в собственников и содействовать созданию семейных хозяйств. Этому же должны были способствовать колонизация государственных земель и развитие кооперативного движения.

Происшедшие в стране изменения призвана была узаконить принятая в 1949г. Новая конституция.От своей предшественницы - либеральной Конституции 1853г. – новый основной закон отличался социальной направленностью. Отныне собственность имела социальные обязательства(ст.38),а трудящиеся – социальные права(ст.37,п.1-10). Естественные богатства провозглашались «неотъемлемой и неотчуждаемой собственностью Нации»(ст.40).

Конституционная реформа 1949г. завершила создание хустисиалистского государства. Содержащееся в ней положение о переизбрании президента(ст.78) призвано было увековечить перонистский режим.

Провозглашенная Пероном «третья позиция» в международных делах-не примыкать ни к СССР,ни к США,а вслучае мирового конфликиа находиться в западном лагере – означала попытку укрепить свои внешнеполитические позиции,лавируя между двумя социальными системамию

В1946г. были установлены советско-аргентинские дипломатические отношения. Перонистское правительство начало развивать торговые связи с восточноевропейскими странами. С началом «холодной войны» Аргентина,в отличие от ряда других латиноамериканских стран,не пошла на разрыв отношений с СССР.

Аргентина стремилась создать «третий» блок латиноамериканских стран в ОАГ. На панамериканских конференциях аргентинские представители выступали в защиту принципа невмешательства во внутренние дела,защищали двусторонние торговые договоры и протекционистские тарифы. В период перонистского режима Аргентина так и не вступила в МВФ и МБР.

В проведении своей политики Перон столкнулся с сильным противодействием США. Маневрируя в духе «третей позиции»,Аргентина подписала военный Пакт Рио-де-Жанейро(1947г.) и Устав ОАГ(1948г.),но откладывала год за годом их ратификачию. Пакт был ратифицирован лишь в 1950г.,а устав только после свержения Перона в 1956г.

Декларированная перонистским руководством «третья позиция» открывала возможность для сближения с государствами различных общественно-политических систем – как с социалистическими,стоящими на антиимпериалистических позициях,так и с правоавторитарными режимами. Аргентина поддерживала самые дружесвенные отношения с франкистской Испенией,заключив с енй серию торговых и финансовых соглашений. После второй мировой войны в Аргентине нашли убежище многие нацистские преступники.

Кризис и военный переворот. Благополучие хустисиалистского государства покоилось на благоприятной конъюнктуре первых послевоенных лет. С окончанием бума в 1949г. наметившийся экономический подъем сменился депрессией. Кризис был вызван целым комплексом причин,в том числе международного характера.

Исключение Аргентины из «плана Маршалла»привело к её вытеснению с европейских рынков. В Латинской Америке США преследовали цель разрушить аргентинскую торговлю с соседними странами,не позволить создать «Южный блок»как оппозицию Панамериканскому союзу. США ввели лицензии на экспорт в Аргентину средств производства,необходимых для выполнения первого пятилетнего плана,который таким образом был обречён на неудачу.

В то же время основной источник валютных поступлений – агроэкспортный сектор,которому отводилась роль главного финансиста промышленного развития,был не способен служить в качестве движущей силы индустриализации. Реакцией латифундистов на аграрную политику перонистского правительства стала не продажа и дробление своих владений,а невозобновление арендных договоров,отказ от сдачи земли арендаторам и преврвщение её в естествунные пастбища. К середине 50-х годов из производства было изъято около 4,5млн га земли. Аргентинская доля в мировой торговле мясом упала с 40 до 19%,пшеницы – с 19 до 9%,льняного семени – с 68 до 44% и шерсти – с 12 до 10%.

Соокращение экспорта привело к острой нехватке иностранной валюты. С 1949 г. Аргентина вступила в полосу хронического кризиса платёжного баланса. Это в свою очередь вызвало падение импорта и замедление процесса индустриализации.

Серьёзные трудности испытывала Аргентина в топливно-энергетической сфере. В 1955 г. она импортировала 90% угля и 60%нефти. Угольный и нефтяной дефициты тормозили производство электроэнергии.

Экономический кризис привел к существенным изменениям в правительственной политике. Новая экономическая стратегия воплотилась во Втором пятилетнем плане(1953-1957). План предусматривал 50%-ное увеличение пашни в течение пяти лет;приоритет в импорте сельскохозяйственной техники и удобрений. ИАПИ стал покупать сельскохозяйственную продукцию по ценам выше мировых. В области промышленного развития приоритет получила тяжелая промышленность,что закреплялось перераспределением кредитов в пользу производства средств производства,созданием условий для крупного бизнеса.

Исчерпание золотовалютных резервов поставило перонистское правительство перед дилеммой: открыть доступ в страну иностранному капиталлу или попытаться продолжить процесс индустриализации собственными силами. Возоблададо компромиссное решение проблемы,нашедшее отражение в законе об иностранных инвестициях 1953г.

Отход от экономического национализма проявился в заключении контрактов сфирмами ФИАТ, «Мерседес-Бенц» и «Кайзер»на строительство их филиалов в Кордове. Соглашение со «Стандарт ойл» о совместной разработке нефтяных земель в Патагонии вызвало бурю возмущения в стране и до свержения Перона так и не было ратифицировано конгрессом. Позднее военное правительство его аннулировало.

Неотъемлемой частью кризиса стала инфляция. В1949-1953гг. Реальная зарплата сократилась на 20%. Под влиянием экономических трудностей внутри профсоюзов началось брожение. Несмотря на правительственный запрет,прошла серия забастовок с требованием повышения зарплаты. Стремясь сохранить поддержку профсоюзов,Перон в 1954г.отменил введенное за два года до этого замораживание зарплаты.

Рабочая политика лишала Перона поддержки промышленников. В условиях кризиса предприниматели ратовали за уменьшение зарплаты в целях сокращения издержек производства. Дальнейшую индустриализацию страны промышленная буржуазия видела на путях разрыва социального пакта с трудящимися.

Экономические трудности и социальная напряженность сделали Перона более уязвимым со стороны политической оппозиции. В стремлении её замолчать власти широко применяли закон «О неуважении правительственного лица». Его жертвой стал лидер крупнейшей оппозиционной партии (ГРС) Р.Бальбин,проведший в заключении 10 месяцев.

Наряду с репрессиями широко использовалась пропаганда идей хустисиализма,изучение которых стало обязательным в учебных заведениях. На невиданную прежде высоту был поднят культ Перона и Эвиты. К уже имеющимся титулам «Первого рабочего республики» и «Лидера» Перон стал «Освободителем республики»,а Эвита – «Духовной водительницей аргентинской нации».

В такой обстановке 11 ноября 1951г. состоялись президентские и парламентские выборы. Формально в выборах помимо перонистской партии приняли участие ГРС (радикальная), демократическая (консервативная), прогрессивно-демократическая, социалистическая и коммунистическая партии. Но все оппозиционные партии были лишены доступа на радио,их печать и пропаганда преследовались. Победу одержала Перонистская партия,получившая все места в сенате и 135 мест из 149 в палате депутатов. Остальные 14 депутатских мест достались ГРС. Перон был переизбран на второй срок 64% голосов.

Большим ударом для Перона стала смерть его супруги Эвиты от злокачественной лейкемии в июле 1952г. в возрасте 32 лет. Уход Эвиты вызвал изменения внутри перонистского руководства. Никто не заменил её во главе Женской перонистской партии и «Фонда Эвы Перон». Перон постарался использовать её смерть для демонстрации единства и поддержки режима народными массами,для которых «принцесса бедняков» была символом социальной справедливости. После кончины Эвиты её культ принял новые формы. ВКТ обратился к папе Пию 12 с просьбой канонизировать Эвиту как святую,но получила отказ.

Церковь не могла принять превращение перонизма в новое «учение»,его приверженцев - в «верующих»,а самого Перона – в «апостола». Хустисиалистское государство,создав свои массовые организации и гражданскую перонистскую религию,подорвало духовную монополию аргентинской Католической церкви,что вызвало её контрреакцию,поддержанную Ватиканом. В 1954г. была образована Демохристианская партия и католические круги перешли в наступление с целью завоевать профсоюзные и женские перонистские организации.

Открытый конфликт церкви с режимом качался в Кордове – центре католицизма,где в конце 1954г. произошли антиправительственные выступления. Очень скоро к католикам присоединились все оппозиционные перонизму силы.

Перон не замедлил ответить на вызов. Были закрыты католические газеты,отменено религиозное обучение,прекращено субсидирование церковных школ. Конгресс принял закон о разводе,и была легализована проституция. Политическим партиям запретили проводить уличные мероприятия. В мае 1955г. последовало решение о конституционной реформе в целях отделения церкви от государства.

В атмосфере растущей политической напряженности активизировались оппозиционные режиму группы военных. Политика перонизации вооруженных сил имела лишь частичный успех. Наибольшей поддержкой Перон пользовался в армии,наименьшей – на флоте. Такая расстановка сил открыто проявилась во время событий 16 июня 1955г.

В этот день части ВМФ и морской авиации начали мятеж. Однако сухопутные войска остались верны правительстыу. Отсутствие поддержки со стороны основной массы вооруженных сил обрекло путч на поражение.

Руководство ВКТ предложило правительству вооружить рабочих,сформировать из них милицию. Создание рабочей милиции стало бы серьёзным противовесом армии, и она устами военного министра Ф. Лусеро решительно отвергла предложение ВКТ. После этого сульба Перона полностью оказалась в руках вооруженных сил,где к тому времени созрел новый заговор.

16 сентября 1955г. против Перона выступили армейские части в Кордове во клаве с генералом Э.Лонарди и военно-морской флот под командованием адмирала И.Рохаса. 21 сентября Перон передал власть военной хунте и покинул страну. Временным президентом стал Лонарди.

Перонистское правительство не оказало сопротивления мятежникам,хотя имело для этого достаточно сил,так как большинство армии осталось верной режиму. Уже находясь в эмиграции,Перон признал,что имел полную возможность победить. Свою отставку он объяснил тем,что «боялся кровавой бойни наподобие гражданской войны в Испании.

Позиция Перона вытекала из всей его предшествующей политики. Решительная борьба против путчистов привела бы к дальнейшей поляризации классовых сил в стране,к активизации борьбы рабочего класса,что противоречило всейполитике и целям перонизма.

 

БОРЬБА ВОКРУГ ВЫБОРА ПУТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ– КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ (1955-1983)

 

 

Стремление правящих кругов после свержения Перона решить стоящие перед страной проблемы за счет трудящихся и в союзе с иностранным капиталом вызвало обострение социально-экономических противоречий,нарастание классовой борьбы,политическую нестабильность и серию военных переворотов.

Социально-экономическое развитие. Падение перонистского режима ознаменовалось новым направлением экономической политики. Вступление Аргентины в МВФ и МБРР в 1956г. сопровождалось изменением приоритетов экономического развития в сторону более тесного сотрудничества с иностранным капиталом и транснациональными компаниями (ТНК). Был аннулирован закон 1953г. об иностранных капиталовложениях. Принятый в 1958г. новый закон предоставлял иностранным инвесторам дополнительные преимущества,в частности различные налоговые и таможенные льготы.

Государство,утратив господствующие позиции в промышленной сфере,тем не менее продолжало играть важную роль в стимулировании экономического развития,осуществляя капиталовложения в базовые отрасли промышленности,в производственную и социальную инфраструктуру. В середине 70-х годов продукция предприятий госсектора обеспечивала около 15% ВВП,а удельный вес государственных капиталовложений в общих инвестициях в основной капитал достигал 28%. Наиболее сильные позиции государство сохранило в электроэнергетике, добывающей промышленности,на транспорте и связи,в кредитно-финансовой системе.

ТНК стали активно проникать в наиболее современные отрасли промышленности: химию и нефтехимию, общее машиностроение,автомобиле- и тракторостроение,металлообработку и строительство. Общая сумма прямых капиталовложений возросла с 1537 млн долл. в 1955г. до 2276 млн в 1974г. В начале 70-х годов иностранный капитал контролировал свыше 20% всего промышленного производства Аргентины. Национальный капитал утратил господствующие позиции в промышленности,перейдя на роль младшего партнера ТНК.

Опережающий рост базовых отраслей привел к падению удельного веса лёгкой промышленности в сфере производства. В начале 70-х годов на тяжёлую промышленность приходилось уже более 60%продукции. В целом доля обрабатывающей промышленности в ВВП увеличилась с 27,9% в 1950г. до 35,3% в 1970г. За тот же период доля сельского хозяйства сократилась с 18,8 до 13,9%.

Изменения в экономике сопровождались изменениями в социальной структуре. Произошло дальнейшее расширение границ наемного труда. Его доля в экономически активном населении,т.е. занятого в общественном производстве,достигла 71% в 1970г. В целом рабочий класс составлял треть всего экономически активного населения. Рост тяжелой промышленности привел к сосредоточению в ней свыше 40% рабочих. Около 40% приходилось на сферу торговли и услуг.

Усложнилась структура буржуазии,которая стала более дифференцированной. Возросшая концентрация производства – к середине 70-х годов 500 крупнейших компаний сосредоточили 40% промышленного производства страны – и централизация капитала – из 122 «головных» банков решающую роль играли пять, на которые приходилось 20% всех банковских активов – вели к усилению крупной буржуазии. В стране сложились промышленно-финансовые группы «Асиндар», «Бунхе и Борн», «Васена-Ланусси», «Браун-Менендес» и др.(всего более 30).

Несмотря на успехи промышленного развития,Аргентина не добилась изменения своего положения в системе международного разделения труда,оставаясь по-прежнему поставщиком сельскохозяйственной продукции и потребителем средств производства и современной технологии.

Аргентина постепенно утрачивала «сравнительные преимущества» в мировом аграрном производстве. Рост себестоимости сельскохозяйственной продукции вызывался различными факторами:нерациональным использованием земли; высокой долей ренты,присваиваемой латифундистами и торгово-посредническим капиталом; удорожанием орудий труда,используемых в сельском хозяйстве.

Как и прежде,слабость аграрного сектора,его нестабильность не могли в достаточной мере обеспечить иностранной валютой необходимый стране промышленный импорт,вели к хроническому дефициту платёжного баланса,подрывали процесс накопления.

Слабость накопления обуславливалась также прогрессирующей финансовой и технологической зависимостью Аргентины от ТНК. В 60-е годы иностранные инвестиции составляли 600 млн долл.,а вывезено было в виде процентов 1350 млн. Реальный объем капиталовложений, предназначенных для воспроизводства, снижала и высокая стоимость основных средств производства, приобретавшихся у ТНК по ценам более высоким, чем в странах-изготовителях.

Займы МВФ, предоставляемые на условиях сокращения расходов, ликвидации субсидий и множественности валютных курсов, вели к экономическому спаду. Урезание расходов вело к безработице, лишение субсидий подрывало потребительский спрос, установление единого валютного курса меняло состав импорта и усиливало иностранную конкуренцию национальному производству. Займы лишь на время улучшали состояние платёжного баланса, но ценой увеличения внешней задолженности. С 1960 по 1980г. она выросла с 1,3 млрд долл., до 21,3 млрд и в 1984г. подскочила до 48 млрд долл.

Из-за слабого процесса накопления большое распространение полцчило дефицитное финансирование,когда государственный бюджет заранее составлялся с дефицитом,который в дальнейшем предполагалось покрыть путём займов в центробанке,что вызывало дополнительную денежную эмиссию,рост инфляции. Инфляционные методы повышения накопления вели к снижению платежеспособного спроса и негативно сказывались на общем процессе воспроизводства.

Аргентине не удалось изменить свой статус зависимой страны. В конце 70-х годов началось свёртывание деятельности иностранного капитала в промышленности,что было связано с перестройкой ТНК международного разделения труда в своих фирмах. На рубеже 70 - 80-х годов Аргентина столкнулась с острейшим экономическим кризисом. В 1975-1983гг. Объем ВВП сокращался 5 раз. Промышленное производство было ниже,чем десятилетие назад. Доля Аргентины в промышленном производстве развивающихся стран сократилась в 1970-1982гг. С 11,8 до 7,6 %.

Политическая борьба (1955-1966). Военный переворот 1955г.,названный его организаторами «освободительной революцией»,положил конец хустисиалистскому государству. На смену перонистской каолиции к власти пришел блок крупной промышленной буржуазии,аграрной олигархии и иностранного капитала. Военные правительства генералов Э. Лонарди (сентябрь-ноябрь 1955г.) и Х.Арамбур (ноябрь 1955г.-февраль 1958г.) взяли курс на полную «деперонизацию»,отменив действие Конституции 1949г. Перонистская партия была распущена,ВКТ поставлена под военный контроль. Аргентиеа ратифицировала устав ОАГ и присоединилась к «Каракасской антикоммунистической резолюции 1954г.» Началось тесное военное сотрудничество с США.

Отмена внешнеторговой монополии и ликвидация ИАПИ сопровождались отменой контроля над ценами и замораживанием зарплаты,восстановлением свободы банковской деятельности.

После «искоренения перонизма» военные предполагали передать власть гражданскому правительству,рассчитывая на победу Радикальной партии во главе с Р.Бальбином. Однако этим планам не суждено было сбыться. Перонизм не был разрушен. Отмена социальных завоеваний вызвала сопротивление трудящихся,усилила их симпатии к Перону,в котором рабочие видели своего защитника. В результате перонизм стал более тесно связан с профсоюзами,с борьбой трудящихся. Хотя в 1957г. удалось создать неперонистское объединение «32-х профсоюзов»,большинство профсоюзов вошло в созданное одновременно перонистское объединение «62-х профсоюзов».

После свержения Перона перонизм всё ещё сохранял значительное влияние среди избирателей,что показали выборы в Учредительное собрание в июле 1957г. 24% избирателей поддержали призыв Перона голосовать незаполненными бюллетенями в знак «гражданского неповиновения» пересмотру хустисиалистской конституции,что было больше,чем собрала любая другая партия.

К этому времени Радикальная партия раскололась на ГРС народа во главе с Р. Бальбином и ГРС непримиримых во главе с А. Фрондиси. Главной причиной раскола стало отношение к перонизму. ГРС непримиримых взял курс на сближение с перонистами после выборов 1957г.,показавших,что без перонистских голосов нельзя получить большинства. ГРС непримиримых поставил под вопрос легитимность Учредительного собрания без перонистов,и его делегаты покинули заседания.

После того как собрание высказалось за сохранение Конституции 1853г. с добавлением в статью 14 параграфа о социальных правах и перешло к рассмотрению поправок,касающихся аграрной реформы,депутаты от блока консервативных партий покинули Учредительное собрание,оставив его без кворума. Это привело к его роспуску и назначению всеобщих выборов на февраль 1958г.

В обстановке глубокого недовольства социально-экономической политикой военного правительства,обострившей положение не только рабочего класса,но также мелкой и средней буржуазии,победу на выборах одержал ГРС непримиримых,выступавший с программой демократических преобразований:проведение аграрной реформы;осуществление индустриализации с опорой на государственный сектор;признание социальных прав трудящихся. Его лидер А.Фрондиси стал президентом Аргентины. Непримиримые радикалы победили не без помощи перонистов,руководство которых поддержало кандидатуру Фрондиси ради обещанной легализации движения.

Фрондиси стремился к созданию нового национального движения на массовой перонистской основе,используя программу «развития и национальной интеграции»,призванную заполнить идеологический вакуум,образовавшийся после падения хустисиалистского движения. Концепция развития – десарольизм – преследовала цель добиться индустриализации страны с опорой на иностранный капитал, без изменения господствующей системы и на основе интеграции всех классов в единое движение, в котором классовые,политические и идеологические различия уступили бы место общенациональным интересам.

Однако план «Стабилизации и развития»,принятый Фрондиси в целях получения займов от МВФ,включал такие меры,как девальвация,денационализация и социальное регулирование за счёт трудящихся. Это в итоге положило конец сближению с перонистами и поставило крест на «национальной интеграции». Страну захлестнула волна стачек.

Усилилась дезинтеграция внутри перонистского движения. В то время как в перонистских профсоюзах наметился поворот влево,буржуазное крыло перонизма стремилось к его превращению в оппозиционную партию,поддерживая лозунг «перонизм без Перона». Ортодоксальное руководство перонизма- Руководящий координационный совет во главе с Пероном и идущее за ним руководство «62-х профсоюзов»-следовало центристской политике «маятника»,лавируя между различными течениями,формально поддерживая левый курс,но на деле действуя против тех,кто мог бы его возглавить.

Потеряв поддержку перонистов,Фрондиси оказался в полной зависимости от вооруженных сил. До поры до времени военные предпочитали оставаться за спиной правительства,лишь контролируя политику последнего. В стране сложилось своеобразное двоевластие – формальная власть гражданского правительства и реальная власть вооруженных сил.

Стараясь укрепить свои позиции,Фрондиси разрешил перонистским кандидатам участвовать в выборах в марте 1962г.,надеясь,чтоего партия получит голоса,ранее отдаваемые перонистам. Но его расчёты не оправдались. На мартовских выборах перонисты победили в 10 из 14 провинций,включая Буэнос-Айрес.

Вооруженные силы потребовали аннулировать результаты выборов. Фрондиси отказался это сделать и был смещён со своего поста.

Временным президентом был назначен председатель сената Х.М.Гидо. В стране было введено осадное положение,отменены конституционные свободы,запрещена деятельность Перонистской и Коммунистической партий. Ультраправое крыло в вооруженных силах – «колорадос»-требовало установления открытой военной диктатуры,до тех пор «пока страна не излечится от перонизма»,однако более Умеренные – «асулес»-выступали за проведение выборов,но с запретом перонистам выдвигать собстенных кандидатов. Разногласия в вооруженных силах вылились в открытое вооруженное столкновение противоборствующих сил на улицах Буэнос-Айреса в августе 1962г. и апреле 1963г.,победу одержали «асулес»,чей лидер генерал Х.К.Онганиа стал главкомом армии.

Состоявшиеся в июле 1963г. президентские выборы принесли победу А.Ильиа – кандидату ГРС непримиримых основной партией аргентинских радикалов. Правительство Ильиа стремилось пробить «демократическую брешь» в стране:отменило репрессивное законодательство и восстанов<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: