ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ




(1983-2000)

Радикалы у власти. Пришедшие к власти в результате всеобщих выборов в декабре 1983г. гражданское правительство во главе с лидером ГРС президентом Р.Альфонсином под лозунгом «За новое свободное общество,национальный союз и социальную справедливость» получило тяжелое наследие. В экономике – огромный внешний долг и инфляция; в социальной сфере – падение жизненного уровня широких слоев населения; в политике – последствия «грязной войны»,унесшей тысячи жизней и оставившей проблему «пропавших без вести»,необходимость выявления и наказания виновных в развязывании массовых репрессий.

Наибольших успехов правительство радикалов добилось в восстановлении демократии в стране и в решении некоторых внешнеполитических проблем. Легализация политических партий,профсоюзов,общественных организаций сопровождалась отменой репрессивного законодательства,соблюдением демократических свобод и действия конституции. Созданная Национальная комиссия по делам исчезнувших лиц во главе с известным писателем Э.Сабато опубликовала в декабре 1984г. доклад «Никогда более», где было документально доказано участие более тысячи офицеров в массовых репрессиях. Под суд были отданы члены военных хунт во главе с бывшими президентами-генералами Х.Виделой,Р.Виолой и Л.Гальтиери,которые были признаны виновниками ркпрессий и нарушителями прав человека,получив длительные сроки тюремного заключения. В целях уменьшения экономического и политического веса вооруженных сил была проведена реорганизация военного руководства,сокращена численность армии и военного бюджета.

С именем Альфонсина связана активизация внешнеполитической деятельности Аргентины,укрепление ее международных позиций. В мае 1984г.он стал одним из учредителей совместно с президентами и премьер-министрами Швеции,Греции,Мексики,Индии и Танзании «Делийской шестерки»,выступившей за ядерное разооружениеи разрядку напряженности в мире;в сентябре 1985г.- Группы подднржки Контадоры против военного вмешательства в дела Центральной Америки. В 1984г. на основе взаимного компромисса был урегулирован многолетний пограничный конфликт с Чили в районе пролива Бигл около Огненной Земли. Соглашение с Бразилией в 1986г.положило начало интеграции двух крупнейших южноамериканских стран. Предложение Аргентины решить спор о принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов на основе переговоров получило поддержку Движения неприсоединения и ООН. Первый визит президента Аргентины в СССР в октябре 1986г. способствовал расширению торгово-эконмического,научного и культурного сотрудничества двух стран.

Социальную политику радикалы попытались строить на основе принципа «социального согласия» предпринимателей и профсоюзов при посредничестве государства. Однако «социальное соглашение» так и не было достигуто. Правительство ГРС не смогло обрести поддержку большинства организованного рабочего класса и поглотить массовую базухустисиализма в провозглашенном Альфонсином «третьем историческом движении» под эгидой радикалов. Внесенный в конгресс правительственный проект закона о профессиональных ассоциациях под лозунгом «демократизации» профсоюзов преследовал цель лишить их деятельность социальной и политической направленности,сохранить государственный контроль над их финансами. Встретивший сильнейшее противадействие ВКТ и парламентского хустисиалистского блока,имевшего большинство в сенате,законопроект не был принят.

Поражение профсоюзной политики радикалов сопровождалось неудачами в экономической области. Под давлением МВФ,а также местной финансовой олигархии и крупного промышленного капитала – «Финансовой отчизны» и «капитанов промышленности»,как их называют в Аргентине,правительство приняло в 1985г. План экономической реформы,получивший название «План Аустраль».Основным содержанием его стали антиинфляционные мероприятия:замораживание цен,тарифов,зарплаты и денежная реформа. Последняя ввела новую денежную единицу – аустраль,равный 1000 старых песо. Был стабилизирован обменный курс и снижена денежная эмиссия.

Первоначально «План Аустраль» имел успех. В первый год его осуществления инфляция практически была сведена к нулю,на 30% выросло прмышленное производство и значительно увеличился ВВП. Однако,встретив сильное противодействие как перонистов,так и части радикалов,правительство Альфонсина не осмелилось приступить к выполнению второй части плана – широкомасштабной приватизации. Опасаясь социального взрыва,радикалы не пошли на значительное сокращение субсидий госсектору. В то же время правительство рассматривало выплату долговых обязательств как фатальную необходимость,подчинявшую себе все другие стороны и аспекты экономической жизни страны. Такая политика,исходившая из взаимоисключающих целей, вела лишь к дальнейшему ухудшению финансово-экономического положения страны. В 1988г. инфляция достигла 388%, а в 1989г. превысила 4000%.

В стране шли всеобщие забастовки против социально-экономической политики правительства,которое также лишилось поддержки крупного и международного капитала. Не прекращалось брожение в вооруженных силах,недовольных судебными процессами против военных. Трижды в 1987-1988гг. Предпринимались попытки военных мятежей, заставившие Альфонсина прекратить судебные процессы.

Ко времени проведения всеобщих выборов в мае 1989г. правительство радикалов потеряло всякий авторитет,что привело к поражению ГРС на выборах. Президентом Аргентины стал перонист К.С.Менем (в 1995г. переизбран на второй срок). Итоги выборов не принесли успокоения. Экономическое положение продолжало ухудшаться. По стране прокатилась волна продовольственных волнений. Толпы людей громили магазины и захватывали продукты. В результате столкновений полиции и войск с населением десятки человек были убиты и ранены. В сложившейся обстановке Альфонсин досрочно 8 июля 1989г.(вместо 10 декабря) передал власть Менему.

Утверждение неолиберальной модели. Деятельность перонистского правительства К.Менема (1989-1999) характеризовалась решительным отказом от традиционных постулатов перонизма при проведении как внутренней,так и внешней политики.

На смену «третьей позиции» в международных делах пришло сближение со странами Запада. Аргентина покинула Движение неприсоединения,установила тесное сотрудничество с США,поддержав их политику в Ираке,Боснии. Не отказываясь в принципе от прав на Фолклендские (Мальвинские) острова,правительство Менема отложило решение этого вопроса на неопределенное будущее,восстановив дипломатические и торгово-экономические отношения с Великобританией.

Менем продолжил начатый Альфонсином курс на интеграцию с соседними странами. В 1991г. был создан Общий рынок Юга Америки (Меркосур) в составе Аргентины,Бразилии,Уругвая,Парагвая. Преследовалась цель постепенно отменить таможенные тарифы,ввести свободную торговлю,осуществить согласованную экономическую политику и совместные проекты развития. Благдаря образованию Меркосур крупнейшим тирговым партнером Аргентины стала Бразилия,оттеснив США на второе место.

Социально-экономический курс основывался не на принципах хустисиализма,а неолиберализма. Творцом новой политики стал министр экономики Д.Кавалло,который осуществил монетаристскую программу преобразований:разгосударствление собственности (демонтаж и приватизация созданного при Пероне госсектора);реструктуризация банковской системы,в том числе Центробанка;налоговая реформа;либерализация инвестиционной и внешнеторговой деятельности.

Составной частью стал Закон о конвертируемости,одобренный Национальным конгрессом в августе 1991г. и предусматривавший решение проблемы стабилизации национальной денежной единицы путем приравнивания песо (оно заменяло 10 тыс.прежних аустралей) по курсу к доллару США и его возможную девальвацию только на основании решения конгресса. Объем находящейся в обрвщении денежной массы определялся наличием золотовалютныч резервов и дополнительная эмиссия могла осуществляться лишь при соответствующем увеличении резервов Центробанка. Последний получил статус автономного учреждения, и его главной задачей стало обеспечение устойчивости национальной денежной единицы,сохранение ее паритета по отношению к доллару. Практически в Аргентине вводилась двухмонетная денежная система:параллельно с песо свободное хождение получал доллар США.

За экономической реформой последовала политическая. В1994г. реформируется Конституция Аргентины. Срок президентских полномочий сокращался с 6 до 4 лет с правом повторного переизбрания. Это право распространялось на Менема, в 1995г. переизбранного на новый срок. Расширялись полномочия Национального конгресса и вводилась должность главы кабинета министров, назначаемого президентом, но ответственного и перед конгрессом.

Политика Менема-Кавалло позволила Аргентине преодолеть финансовый кризис и продолжительный спад производства,характерные для 80-х годов. Это было вызвано еще одним «экономическим чудом» (после Чили) неолиберальных рыночных реформ в Латинской Америке. Контраст с 80-ми годами – «потерянным десятилетием» - был налицо. Если в 1981-1990гг. Средние темпы роста ВВП составляли отрицательную величину (- 0,7%), а уровень инфляции превышал сотни процентов в год,то в 1991-1997гг. упадок промышленного производства,дававший повод говорить о начавшейся «деиндустриализации» Аргентины, сменился среднегодовым ростом около 5%. По темпам роста ВВП Аргентина вышла на второе место после Чили. Была подавлена инфтяция – в 1997г. 0,3%,а валютные резервы в том же году составили 17,8 млрд долл.

Неолиберальная модель не смогла, однако, создать условия для устойчивого роста, а принесли лишь среднесрочные позитивные результаты. Последние были достигнуты при помощи международного кредитования и усиления присутствия ТНК в обрабатывающей промышленности,что вело к росту финансовой и технологической зависимости Аргентины, ослабляло национальный экономический суверенитет.

Торговый баланс,за редким исключением, сводился с крупным дефицитом, достигшим в 1998г. 7,4 млрд долл. Одновременно росли платежи в счет прибылей иностранных компаний и процентов по внешней задолженности. Все это негативно сказывалось на платежном балансе,отрицательное сальдо которого выросло до 14,7 млрд долл. в 1998г. Аргентина вынуждена была финансировать этот дефицит посредством продажи своих активов в рамках приватизации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: