Государственный совет КНР




В соответствии с Конституцией, центральным народным правительством КНР является Государственный совет, опреде­ляемый как исполнительный орган государственной власти, высший государственный административный орган страны (ст. 85). Правовой статус Государственного совета КНР опреде­ляется Конституцией (гл. III, разд. 3) и Законом об организации Государственного совета. Особенностью правового положения Госсовета является то, что, с одной стороны, он является испол­нительно-распорядительным органом государственной власти, т. е. Всекитайского собрания народных представителей и его Постоянного комитета, в связи с чем в своей деятельности реа­лизует решения высших органов власти страны, а с другой — вы­ступает как высший орган государственного управления общей компетенции, который руководит всеми отраслями государст­венного управления и всеми другими органами государственной администрации.

Формирование Государственного совета происходит на пер­вой сессии вновь избранного ВСНП: главу Государственного со­вета — Премьера — утверждает ВСНП по представлению Пред­седателя КНР. Все другие лица, входящие в Госсовет (заместите­ли Премьера, члены Госсовета, министры, председатели государственных комитетов, главный ревизор (в ранге минист­ра), начальник Секретариата (Канцелярии) утверждаются Всекитайским собранием народных представителей по представле­нию Премьера. В период между сессиями ВСНП необходимые изменения в составе Госсовета (за исключением поста Премье­ра, замена которого возможна только самим ВСНП) осуществ­ляются Постоянным комитетом ВСНП и оформляются указами Председателя КНР.

Следует отметить, что не все министры и председатели госко­митетов входят в состав Госсовета (в настоящее время их только 40, включая директора Народного банка Китая и главного реви­зора Ревизионного управления). Все члены Госсовета являются членами КПК, также в его составе есть несколько женщин и представителей национальных меньшинств.

Определяя состав Госсовета, законодательство устанавливает систему персональной ответственности Премьера Госсовета, министров, председателей комитетов. При этом система персо­нальной ответственности Премьера сочетается с принципом коллегиального руководства, т. е. все важнейшие вопросы реша­ются на пленарных заседаниях Госсовета или на заседаниях его постоянного бюро, а в министерствах и комитетах в этих целях создаются коллегии. Срок полномочий Госсовета соответствует сроку полномочий ВСНП, причем Премьер, его заместители и члены Госсовета не могут занимать эти должности более двух сроков подряд. Госсовет несет ответственность за всю свою дея­тельность перед ВСНП, которому он подотчетен, а в период ме­жду сессиями ВСНП он ответствен перед ПК ВСНП.

Государственный совет занимает одно из ведущих мест в системе государственных органов КНР, обеспечивая практиче­скую реализацию принятых на высшем партийном и государст­венном уровне решений, что связано в первую очередь с повы­шением роли исполнительных органов, и в особенности их цен­трального звена, в механизме государства. Объем полномочий Госсовета, значительно расширенный действующей Конститу­цией, позволяет ему руководить всей административной рабо­той в общегосударственном масштабе, определять основные за­дачи, направления работы и осуществлять централизованное руководство министерствами и госкомитетами. Госсовет также осуществляет руководство деятельностью всех местных админи­стративных органов и определяет конкретное разграничение полномочий между центральными исполнительными органами и исполнительными органами провинций, городов центрально­го подчинения и автономных районов.

 

К числу важнейших полномочий Госсовета КНР относятся: составление планов хозяйственного и социального развития, го­сударственного бюджета и руководство работой по их реализа­ции; управление экономическим и оборонным строительством, внешними связями, вопросами образования науки, культуры и т. д., охрана прав зарубежных китайцев и реэмигрантов, обес­печение прав национальных меньшинств; утверждение террито­риального деления провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, утверждение образования и террито­риальное деление автономных округов, уездов, автономных уез­дов и городов; принятие решения о введении чрезвычайного по­ложения на отдельных территориях внутри провинций, авто­номных районов и городов центрального подчинения и т. д. Госсовет имеет право изменять или отменять ненадлежащие распоряжения, инструкции и положения, принятые министер­ствами и комитетами, а также постановления и распоряжения местных государственных административных органов. Согласно п. 18 ст. 89 перечень полномочий Госсовета открытый, т. е. он может осуществлять и другие полномочия, возлагаемые на него ВСНП и ПК ВСНП.

Госсовет может заседать или в полном составе, проводя пле­нарные заседания, или в составе Постоянного бюро (комитета), в который входят Премьер, заместители Премьера, члены Госсо­вета и начальник Секретариата (ответственный секретарь).

Осуществляя свои полномочия, Госсовет издает постановле­ния, распоряжения и административно-правовые акты, к числу которых относятся положения или временные положения. Ши­роко распространена также практика принятия совместных ре­шений ЦК КПК и Госсовета.

При Госсовете функционируют непосредственно ему подчи­ненные центральные ведомства, канцелярии и другие подведомст­венные Госсовету учреждения, в частности Народный банк Китая и Ревизионное управление.

В настоящее время происходит серьезная структурная пере­стройка центральных органов государственного управления КНР и всей административно-управленческой системы в целях обеспечения свободного развития производительных сил и соз­дания системы социалистической рыночной экономики. Были сохранены и преобразованы крупные комплексные межотрасле­вые хозяйственные подразделения (например, министерство финансов), при этом акцент в их деятельности был перенесен на макроэкономическое управление. Подверглись серьезной реор­ганизации специализированные хозяйственные подразделения, при этом многие министерства были преобразованы в различ­ные хозяйственные организации с утратой ими правительствен­ных функций или же в генеральные общенациональные объеди­нения, подчиненные Госсовету с сохранением ими функций от­раслевого управления. Существенным образом была изменена их структура, внутренние подразделения и штаты. Одновремен­но с этим в составе Госсовета были сохранены или вновь созда­ны структуры, в функции которых входит регулирование и кон­троль на макроуровне, а также подразделения, в ведении кото­рых находятся базовые отрасли и новые технологии, например министерство железных дорог, коммуникаций, химической про­мышленности и другие.

В систему центральных органов государственного управле­ния кроме министерств и госкомитетов входят также государст­венные управления: земельное, статистическое, главное таможен­ное, по авторским правам и ряд других. При этом два из них имеют ранг министерств (Главное государственное налоговое управление и Главное управление гражданской авиации).

При Госсовете также функционируют канцелярии, ведающие комплексными вопросами (по внешним делам, по делам зару­бежных китайцев, по делам особых зон и др.), а также различные руководящие группы, комитеты (комиссии) и штабы (например, Комитет по работе с женщинами и детьми, Главный государст­венный штаб по борьбе с засухой и наводнениями). Также Гос­совету подведомственны информационное агентство «Синьхуа», Академия наук и Академия общественных наук КНР, Главное управление по метеорологии, Главное патентное управление и др. Особо следует выделить группу экономических компаний, руководство которых назначается Госсоветом, например Гене­ральная компания космической промышленности, авиационной промышленности, нефтегазовая и т. д.

При Государственном совете КНР функционирует ряд орга­низаций, занимающихся международными вопросами — Китай­ский комитет международного сотрудничества по охране окру­жающей среды и развитию, Китайский комитет международного сотрудничества по снижению последствий стихийных бедствий и др. Также работают двусторонние комиссии, например Китай­ско-Российская комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств и Китайско-Российский комитет дружбы, мира и развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: