Видеофильм «Иван Федоров» ( отрывок)




Сценарий мероприятия, посвященного Всемирному дню книги

«Вечное чудо – книги!»

Цель:

Задачи:

· способствовать расширению знаний учеников об истории книги;

· содействовать привитиюбережного отношения к книге;

· воспитывать любовь к книге, интерес к чтению.

Оборудование: компьютерная презентация «История создания книги». Музыкальное оформление.

Ход мероприятия.

Учитель

Ежегодно, начиная с 1996 года, 23 апреля отмечается Всемирный день книги и авторского права. Всемирный день был провозглашен на 28 сессии ЮНЕСКО 15 ноября 1995 года.

Решение было принято с целью просвещения, развития осознания культурных традиций, а также с учётом того, что книги являются наибольшим средством распространения знания, самым надёжным способом его сохранения.

Сегодняшнее мероприятие посвящено этому дню.

 

1 ведущий:

Еще в древности люди создавали чудеса: Пирамиду Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статую Зевса в Олимпии, Александрийский маяк в Фаросе, Мавзолей в Галикарнасе и многие другие чудеса. Есть и еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью.

 

2 ведущий:

А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Это – книга. Ее воспевали и в прозе, и в стихах.

 

Чтецы:

1. Мы с книгой умней и богаче,

Нам с ней и расти, и дружить,

Она задает нам задачи

И учит, как думать и жить!

 

2. В библиотеке столько книг!

Внимательно всмотрись

Здесь тысячи друзей твоих

На полках улеглись!

 

3. Стоят на полках и молчат,

Затронешь – вмиг заговорят,

Расскажут вам про все на свете,

Дружите крепко с ними, дети!

4. Хорошая книга - мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу!

 

2 ведущий:

Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.

 

1 ведущий:

Ничто по могуществу не может сравниться с книгой. Ты еще знакомишься с азбукой, учишь буквы, складываешь из них слова, а книга уже знает, что придет день и час, когда ты откроешь ее...

Протяни руку — и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать.

Потрогаем пальцами гладкий книжный корешок, спросим:

* Откуда взялось печатное творение?

* Кто его придумал?

* Давно ли?

* И какой была самая первая книга?

Обо всем этом вы и узнаете сегодня.

 

2 ведущий:

Живет книга уже несколько тысячелетий. Но не всегда она была такой, какой вы видите ее сейчас.

 

Ученик 1

Самый первый прообраз книги – «человек- книга». В очень далекие времена, когда люди не имели письменности, свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Предания передавались от одного человека к другому. Назывались такие люди сказителями. На Руси сказители сопровождали рассказ игрой на гуслях. Поэтому они назывались гуслярами.

Ученик 2

С изобретением письменности люди стали оставлять свои послания на камнях, плитках. Они назывались «книга – плитка».. Писарь чертил свои знаки на мягкой глиняной плитке заострённой палочкой.

Ученик 1

В том самом виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги появились примерно 2 тысячи лет тому назад. Назывались они кодексами. Слово «Кодекс» в переводе с латинского означало «дерево», позднее – «книга из дерева». Представьте себе дощечку с выдолбленным углублением. В него наливали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску хорошо писала острая металлическая палочка. Несколько таких дощечек соединяли шнурком в книжечку. Эти книжечки носили с собой. Дети на них писали и рисовали, поэты писали стихи, счетоводы вели счета.

Ученик 2

Но основными в истории книги материалами стали ПАПИРУС, ПЕРГАМЕНТ И БУМАГА.

Писали книги от руки. Начальные буквы глав украшались узорами. Поля книги часто покрывались орнаментом, поэтому работа переписчика была долгой и утомительной. Ныла спина. Уставали глаза. Немели пальцы. На изготовление одной книги уходило 5-7 лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква даже не писалась, а рисовалась. Использовал писец не шариковую ручку, а гусиные перья или острые палочки. Писал на папирусе, пергаменте или бересте.

Потом переписчик складывал листы в тетради, тетради пришивал ремешками к доскам переплета, обтянутым кожей. К переплету часто приделывались металлические застежки, чтобы застегивать книгу. Такие книги, конечно, были очень дорогими, редкими, доступными не всем.

Жизнь книги, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествии врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надежные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги.

 

Ученик 1:

Позже появилась потребность в книгопечатании: грамотных людей становилось всё больше и больше, нужны были книги, доступные и в больших количествах. Стали открываться бумажные фабрики.

Открыл книгопечатание немец Иоанн Гуттенберг в 15 веке. Он придумал, как изготовлять металлические литеры – буквы для печатания.

На Русь же бумагу завезли итальянские купцы, приезжавшие в Новгород. А новатором печатания стал Иван Федоров.

Видеофильм «Иван Федоров» (отрывок)

Ученик 3

• 1 марта 1564 года в Москве вышла в свет первая датированная русская книга «Апостол» («Деяния святых Апостолов») – шедевр типографского искусства. Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси.

Ученик4

 

• «Апостол» был напечатан Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в первой государственной типографии, устроенной с благословления митрополита Макария в 1553 году, в палатах на Никольской улице.

Ученик 3

• Книга напечатана «старопечатным» стилем, который разработал сам Иван Федоров на основе московского полууставного письма середины XVI в. Издание украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, по преданию, автора Деяний апостольских.

Ученик 4

• Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати.

2 ведущий:

Чтобы родилась книга, трудятся лесорубы и сплавщики, писатели и художники, редакторы и корректоры, наборщики и печатники и многие другие. Много усилий требуется от них, чтобы книга стала красивой, интересной и прослужила долго. Поэтому с книгой обращаться нужно бережно.

Чтец.

Я – книга!
Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен:
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ай! Супом ты меня закапал!
Ой! уронил меня ты на пол!
Мой переплет не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду!
Вдруг дождик грянет на беду?
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!

1 ведущий:

Во все времена, во всех странах мира люди ценили книги и берегли их как

самые драгоценные сокровища, создавая БИБЛИОТЕКИ.

Библиотеки бывают разные. Бывают домашними, а бывают общественными,государственные и личные, научные и учебные, школьные и городские.Но каждая – это целый дом книг. Вся человеческая мудрость, все накопленные знания, поэтические образы – все хранится в книгах.

Ученик

Когда-то я была в большом почете.

Как сложно было вам меня достать!

Жаль, что сейчас к компьютеру идете.

Теперь он вам отец, сестра и мать.

 

Я вкусно пахла типографской краской.

Мой каждый лист вам пальчики ласкал.

Но наплевать всем на любовь и ласку,

Дороже мониторчика оскал.

 

Смирилась я. Грустя, стою на полке.

Ну, где же он, мой интеллектуал?

Одета модно я, бываю в шелке.

Так посещай меня и стар, и мал.

 

Со мною сразу станете добрее,

Во мне живет страниц моих душа.

Ведь я навязываться не умею,

Я просто жду на полке не спеша.

Учитель
В 2011 году президент Путин В.В. предложил организовать опрос и на его основе составить список из 100 книг для чтения, которые должны самостоятельно прочитать российские школьники в течение периода обучения в школе. Весной 2012 года опросы были организованы по всей стране, и после обобщения полученной информации получился сводный список из 5000 наименований.

Для анализ поступивших предложений была создана экспертная рабочая группа в состав которой вошли представители Российской академии образования, Российской академии наук, Министерства культуры России, Министерства регионального развития РФ, представители средств массовой информации, общественных и религиозных организаций, учителя.

Для того чтобы выбрать заветные 100 книг Санкт-Петербургским государственным университетом по заказу Министерства образования и науки РФ было организовано в августе 2012 года общественное обсуждение, где все желающие могли проголосовать за произведение, которое по их мнению должно войти в список. В него вошли не только художественные произведения, но и несколько книг по культуре и истории России.

В этот список вошли произведения на исторические темы, о революции 1917 года и Гражданской войне, о Великой Отечественной войне, книги о природе, о детях, приключенческая литература.

С подробным списком произведений вы можете ознакомиться в кабинетах литературы.

2 ведущий:

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет –

Это – книга. Да здравствует книга!

В.1

Неустанных исканий залог,

Радость каждого нового сдвига,

Указанье грядущих дорог –

Это-книга. Да здравствует книга!

В.2

Чистых радостей светлый исток,

Закрепленье счастливого мига,

Лучший друг, если ты одинок,-

Это –книга. Да здравствует книга!

Ведущий.

Спасибо за внимание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: