Подготовка кадров и повышение квалификации работников театров




Подготовку творческих кадров для театров ведут восемь государственных театральных вузов. Четыре из них в Москве, еще четыре в городах Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге, Новосибирске. Актеров со средним специальным образованием готовят три театральных училища. Подготовка актеров и режиссеров ведется также в ряде частных и непрофильных государственных вузов, получивших лицензию и государственную аккредитацию на подготовку этих специалистов. Для музыкальных театров подготовку артистов оркестра, солистов-вокалистов, артистов балета, артистов хора ведут консерватории и музыкальные училища, высшие и средние специальные хореографические учебные заведения.

Государственные учебные заведения искусств российским гражданам предоставляют образовательные услуги в основном за счет государственного бюджета. Количество студентов, оплачивающих свое обучение, в разных вузах варьируется в пределах 14 – 48 %.

Особенность театрального образования, как и образования в других видах искусств, определяется тем, что оно базируется не только на научных знаниях, как в большинстве других сфер, а на непосредственной передаче опыта, умений от учителя к ученику и не только на интеллектуальном, но и на чувственном, духовном уровне. Это обстоятельство в значительной степени определяет специфику театрального образования, которая не в достаточной степени учитывается действующим законодательством об образовании, другими нормативными правовыми актами.

Отечественная театральная школа – признанный мировой лидер, что подтверждается регулярными успехами представителей России на международных театральных конкурсах, фестивалях, постоянным приглашением за рубеж преподавателей творческих дисциплин российских театральных учебных заведений и т.п.

Кроме артистического и художественно-творческого состава театры нуждаются в работниках ряда специфических исполнительских театральных специальностей – художниках-декораторах, художниках-бутафорах, художниках-гримерах, требующих среднего специального образования. Подобных специалистов готовит ограниченный круг средних специальных учебных заведений (в Москве, Казани, Уфе), что не обеспечивает потребности отрасли.

Театральное образование тесно связано с практической деятельностью театров. В педагогическом составе театральных вузов значительную часть составляют практики театра, включая выдающихся мастеров сцены. Особый эффект достигается в образовательных проектах, осуществляемых учебным заведением совместно с театром (курсы-студии при театрах) с активным привлечением к педагогической деятельности, где это возможно, художественных руководителей театров, режиссеров, ведущих актеров. Необходимо внести уточнения в законодательство об образовании, которые позволили бы театральным вузам реализовывать образовательные проекты совместно с театрами.

Особая задача театрального образования – подготовка специалистов – театральных продюсеров, способных инициировать творческие идеи, давать квалифицированную оценку творческим инициативам других работников театра, брать на себя финансовую и организационную ответственность за реализацию художественных проектов, готовых осуществлять общее руководство театром. Успешный многолетний опыт подготовки таких специалистов есть на продюсерских факультетах в Российской академии театрального искусства (ГИТИС), в Школе-студии (институте) имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А.П. Чехова, в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Развитие этого направления театрального образования требует включения его в федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения «Перечень направлений (специальностей) высшего профессионального образования».

Состав материальной базы театрального учебного заведения определяется, с одной стороны, общими для любого учебного заведения характеристиками, т.е. наличием современно оборудованной учебной библиотеки, аудиторий, где могут проводиться лекционные и семинарские занятия, компьютерных классов и т.д. С другой – потребностью в специальных аудиториях, оснащенных театральной техникой, музыкальными инструментами, элементами декораций, сценическими костюмами, реквизитом, а также в учебном театре, обладающем всем необходимым не только для проведения спектаклей на современном уровне, но и мастерскими для подготовки оформления новых постановок. Материально-техническая база российских театральных учебных заведений требует совершенствования – расширения площадей для образовательной деятельности и современного оснащения специальных аудиторий и учебных театров. Освоение будущими актерами, режиссерами, театральными художниками всех компонентов осваиваемой профессии на высоком качественном уровне требует адекватных расходов на постановки спектаклей в учебном театре.

В интересах развития отечественного театрального дела требуют государственной поддержки, проведение мероприятий (молодежных театральных фестивалей, творческих конкурсов, лабораторий и т.п.), способствующих осуществлению первых самостоятельных работ, вхождению в профессиональную творческую деятельность выпускников театральных образовательных учреждений.

Отдельная проблема – поддержание признанного мировым театральным сообществом высокого уровня отечественного театрального образования и дальнейшее повышение его качества. Действующее с 1992 года законодательство в области образования позволило значительному количеству непрофильных государственных и частных вузов открыть образовательные программы по театральным специальностям, получив необходимые лицензии и государственную аккредитацию. По оценкам экспертов ряд из них снижает общий уровень отечественной подготовки театральных специалистов. Оценка качества при проведении аккредитации Рособрнадзором ориентируется в основном на документальную проверку. В сфере искусства результаты такой проверки часто не дают адекватной оценки реального качества подготовки. Необходимо усилить общественно-государственный контроль качественного уровня театрального (музыкального, хореографического) образования с привлечением к нему широкого круга экспертов – специалистов в соответствующей сфере.

Система повышения квалификации театральных специалистов и театральных педагогов, активно функционировавшая в прежние годы и дававшая хорошие результаты, фактически была свернута в связи с коммерциализацией этой деятельности. Относящиеся к дополнительному профессиональному образованию программы повышения квалификации в 1990-х годах в основном потеряли государственную финансовую поддержку. Это же относится и к такой распространенной ранее форме повышения квалификации как творческие стажировки.

Интересы развития отечественного театрального искусства требуют возрождения государственной системы повышения квалификации театральных специалистов. Она является важным элементом театрального дела в России.

Качество театральной деятельности и развитие отечественного сценического искусства во многом зависит от корпуса руководителей театров. Цели и задачи театра изначально имеют разнонаправленные векторы: удовлетворение эстетических потребностей населения и развитие этих потребностей; обеспечение гражданам России доступности к культурным благам и реализация ценовой политики, позволяющей максимизировать доходы; создание максимально благоприятных условий для творчества, для развития театрального искусства и решение повседневных задач проката текущего репертуара и т.д. Соответственно этому при управлении театром решаются, с одной стороны, задачи художественно-творческого определяющего ряда, с другой – задачи организационно-хозяйственные, подчиненные первым, но не менее важные в общем творческо-производственном процессе.

Отечественный репертуарный театр требует, чтобы во главе художественно-творческого процесса, как правило, стоял создатель спектаклей. В драматическом театре – это режиссер, в музыкальном, наряду с режиссером, может быть дирижер или балетмейстер. Должность эта в театре именуется художественный руководитель. Организационно-хозяйственные функции должен взять на себя административный руководитель – директор или исполнительный директор (директор-распорядитель).

Практика отечественного театрального дела дает положительные примеры исключений из этого правила, когда художественный руководитель, способный совмещать эти функции – является единоначальником. Или когда театром на основе единоначалия руководит директор, обладающий соответствующим образованием, опытом работы и безусловным авторитетом среди художественного состава коллектива.

Однако в большинстве случаев у каждого из этих направлений свой управляющий: художественный руководитель и директор. Учредитель государственного (муниципального) театра заключает договор с каждым из них, разделяя их компетенцию в управлении театром, что предусмотрено действующим законодательством.

В течение последних 10 – 15 лет из руководства государственными и муниципальными театрами вымывается должность художественного руководителя. Режиссерам не всегда создаются необходимые условия, которые побуждали их к длительному руководству театром, определению его особой миссии и выстраиванию соответствующей художественно-творческой линии его развития. С другой стороны, высшая театральная школа и система повышения квалификации в этой сфере уделяют недостаточно внимания аспектам управления художественным процессом при подготовке и повышении квалификации режиссеров (дирижеров, балетмейстеров). Необходимо принять меры на устранение таких причин и не допускать к художественному руководству театрами лиц, не обладающих профессиональными качествами, позволяющими им возглавлять творческий коллектив театра.

Руководители театров, и художественные, и административные, должны осознавать необходимость использования современных методов управления, опирающимися на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, PR-технологии, фандрейзинговые процедуры и т.п. В структуре театров необходимы подразделения, реализующие эти управленческие технологии, укомплектованные компетентными специалистами, имеющими необходимую подготовку.

 

7.2. Социальная защита работников театров

Темпы роста бюджетного финансирования государственных и муниципальных театров отстают от роста инфляции, что приводит к недостатку финансовых средств и, как следствие, к постоянному относительному снижению реальной средней заработной платы работников театров. Театр на рынке артистического труда оказывается неконкурентоспособен по сравнению с кино и телевидением. Развитие театрального дела в предстоящем десятилетии требует принятия мер, кардинально меняющих ситуацию. Средняя заработная плата работников государственных и муниципальных театров должна быть не ниже средней заработной платы в целом по соответствующему региону.

Творческий труд в театре разнообразен и уникален. Спектакли создаются усилиями артистического персонала и художественного персонала – режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, театральных художников. Для художественного персонала отчетливо проявляется тенденция изменения характера договорных отношений с театрами в пользу гражданско-правовых договоров взамен трудовых. Эта категория творцов театра постепенно переходит в группу свободных профессий.

При этом важно оказывать особую поддержку режиссерам, дирижерам, балетмейстерам, готовым не только к постановке отдельных спектаклей в России или за рубежом, но и к тому, чтобы возглавить художественно-творческую работу в конкретном театре, взяв на себя ответственность за его развитие.

Артистический персонал, составляющий по численности наибольшую группу среди творческих театральных профессий, в значительной степени сохранил трудовые отношения с работодателями, хотя некоторая незначительная его часть участвует в репетиционном процессе и в показе спектаклей на основе гражданско-правовых договоров. При этом, абсолютное большинство артистов, заключающих гражданско-правовой договор в одном театре (театральном проекте), имеет трудовые отношения в другом, поскольку трудовой договор дает ряд актуальных социальных гарантий – ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата больничного листа и т.п.

Актерская профессия имеет специфику, определяющую необходимость особой социальной защиты. Оптимально сформированная труппа репертуарного театра требует определенных соотношений по полу и возрасту. При этом ролевой массив репертуара определяет такие соотношения в пользу молодежного и средневозрастного состава артистов. Поэтому актриса, переступившая порог 40-летия, и актер – 50-летия, могут оказаться не занятыми в репертуаре не в силу потери квалификации, а благодаря резкому снижению ролевого материала для этих возрастных групп.

Здесь заложены особые причины актерской безработицы, требующие неординарных мер социальной защиты. К ним относится, во-первых, возможность безработному актеру получить работу в театре другого города, во-вторых, пройти переобучение.

Мобильность творческих кадров есть непременное условие для развития театрального искусства, а также для поддержания единства культурного пространства страны. Необходимость актерской миграции определяется не только причинами занятости, но и сменой художественного руководства театра, стремлением выхода на новую зрительскую аудиторию, готовностью выехать из столицы в театр российской провинции и др. Учитывая специфику творческого труда нужны особые социальные гарантии,

Развитие отечественного театрального дела в целях обеспечения необходимой миграции творческих кадров требует наличия у театров общежитий-гостиниц, предоставляющих возможность временного проживания приглашаемым на работу артистам, приезжающим на постановку режиссерам, дирижерам, балетмейстерам, художникам.

Необходимо также возродить и активного развивать на новом этапе, в том числе, с использованием возможностей современных технологий, исторически зарекомендовавшую себя форму актерской биржи.


8. Наука о театре

Наука о театре, или театроведение в широком смысле (включая историю, теорию и критику) – неотъемлемая часть российского театрального дела. Отечественное театроведение не является сферой, академически обособленной от живого искусства театра: с момента зарождения оно имеет самую непосредственную связь с повседневной театральной практикой. Специфика российского театроведения, отличающая его от многих мировых научных школ, как раз и состоит в его исключительной близости к живому театру: старейшие российские театроведческие школы – Ленинградская и Московская – сформировались на базе театральных вузов.

В отечественном театроведении был сформирован тип ученого, сочетающего в себе три таланта и умения: 1) это – историк, владеющий академическими методами работы с письменными и визуальным источниками; 2) это – теоретик, способный уловить и проанализировать тончайшие смыслы театрального спектакля, идею театра как такового и выразить их на языке современных гуманитарных теорий; 3) наконец, это – критик, чувствующий и понимающий живое искусство театра, знающий его изнутри, умеющий ярко и выразительно зафиксировать его в слове и донести до широкого читателя самое важное в спектакле. Это научное кредо отечественного театроведения является ценнейшим достижением в масштабах не только российской, но и мировой научной мысли.

В настоящее время науки о театре переживают период, характерный для всего гуманитарного знания. В театроведении углубляется специализация, и три составляющих единой профессии все труднее удерживаются вместе. Театральная критика дрейфует в сторону журналистики; теория не всегда помнит о живом театре; история сводится к публикаторской деятельности, в которой филологическая и археологическая стихия иногда вытесняет театральную. В этой связи задача сохранения русских профессиональных театроведческих традиций становится все более и более важной.

Таким образом, главная цель государственной поддержки наук о театре – сохранить тройственное единство отечественного театроведения, привить его молодым ученым через школу и научно-театральное сообщество, дать выразительные образцы комплексного подхода к анализу спектакля – трудного, но по-прежнему актуального для науки и необходимого для театральной практики. Поэтому самую серьезную поддержку должны получить в первую очередь те периодические издания о театре, которые ставят себе целью гармонично сочетать критику с историей и теорией.

Основная среда для формирования научных кадров в области театра – система театральных вузов и научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами искусства. Поэтому при формировании государственной политики в области театра надо обратить на них самое пристальное внимание. В том числе:

- должна быть оказана государственная поддержка проведению регулярных международных конференций студентов-театроведов, необходимо разработать специальную программу поддержки исследований молодых ученых в области театра, которая включала бы поездки в крупнейшие мировые театральные центры;

- необходимо разработать программу перевода важнейших русских театроведческих трудов на европейские языки, что позволит разрушить языковую изоляцию русскоязычных гуманитарных трудов и занять подобающее место в мировой театроведческой науке;

- при государственной поддержке необходимо учредить крупное ежегодное периодическое театральное издание (на бумажном носителе и электронное) цель которого – создавать не просто сводные афиши, но сезонные портреты театров, обзор премьер, режиссерских и актерских дебютов и т.п. Для его подготовки необходимо провести исследование театрально-научной и театрально-критической практики по всей стране, чтобы сформировать всероссийскую «театроведческую сеть» при активнейшем участии молодых, которая целенаправленно занималась бы фиксацией, описанием и осмыслением театральной жизни в регионах России.

Театроведческую науку в XXI веке невозможно представить без исследований театра как социально-экономического института в его истории и современности. Это крупное научное направление, начиная с 1920-х годов, мощно развивается в России бок о бок с традиционной академической театральной наукой; оно включает в себя социологию и экономику театра, исследования по организации и управлению театром.

Современный этап характеризуется повышенным интересом к разнообразным формам развития театрального дела, нахождением нового управленческого инструментария, необходимостью выработки конкретных предложений по насущным вопросам экономики и управления театром, поэтому данное научное направление становится, как никогда, актуальным и заслуживает разнообразной поддержки.

Именно этому направлению театроведческой науки предстоит выработать объективные и измеримые показатели деятельности театра, не просто отражающие количественные аспекты, но и характеризующие социальную роль театра, уровень его творческого развития и иные сложно измеримые значения.

Фундаментом всех исследований в рамках этого научного направления является комплексный мониторинг сети театральных организаций, репертуара, зрительской аудитории, динамики экономических показателей деятельности театров, эффективности нормативно-правовой базы театрального дела и т. д.

Формирование системы государственной и общественной поддержки всероссийского мониторинга театральной жизни (включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства) следует признать одним из приоритетов государственной политики в сфере театра и театральной науки.

Разработка генеральной схемы всероссийского мониторинга, его показателей, методических рекомендаций по его результатам должна стать задачей научно-исследовательских центров, работающих в области культуры и искусства. Все данные этого мониторинга – вне зависимости от источников финансирования отдельных его элементов – должны в обработанном виде сходиться в Министерство культуры Российской Федерации и обязательно периодически публиковаться открыто в сводных каталогах на электронных или бумажных носителях.


9. Театральное дело в условиях развивающегося гражданского общества

Институты гражданского общества важны для развития театрального дела, поскольку они:

- позволяют выявлять и оперативно решать многие жизненно важные проблемы, которые в силу тех или иных причин не может или не должно решать государство;

- могут более оперативно и в более гибких формах, нежели государственные и муниципальные структуры, реагировать на появление новых, инновационных по форме или содержанию творческих инициатив;

- являются действенным средством защиты гражданина, его прав и свобод от бюрократического произвола;

- делают людей более активными, самостоятельными и независимыми.

Развитие независимого от государства некоммерческого частного сектора в театральном деле являются одним из признаков становления гражданского общества. Государственная поддержка театров, чьими учредителями не являются государственные и муниципальные органы (далее «частные театры») – это поддержка многообразия и эксперимента, без которого невозможно полноценное развитие искусства сцены.

Сегодня наряду с государственными и муниципальными театрами в стране успешно функционируют частные некоммерческие театры, рождение которых приходится на конец 1980-х, начало 1990-х годов. Государственная статистика не ведет учет деятельности таких театров. Число их по экспертным оценкам составляет не менее 20% общего количества профессиональных театров страны. Эти коллективы вносят собственную краску, нередко талантливую и яркую, в палитру театральной жизни России. Среди частных театров есть коллективы, составляющие гордость российской сцены, пропагандирующие высокие завоевания российского сценического искусства за рубежом.

Некоммерческий частный театр не может и не должен подменять деятельность государственных и муниципальных театров, он не в состоянии выполнять их миссию в театральном деле. Но частный театр занимает свою важную нишу в развитии отечественного театрального искусства. В рамках частного театра комфортно ощущают себя новаторские театральные группы, ведущие поиск новых художественных средств.

На сегодняшний день полноценный рынок театральных услуг не сформирован. Слабость частного сектора, его неспособность составить реальную конкуренцию государственному объясняется отсутствием адекватных форм его поддержки со стороны органов власти.

Такая поддержка должна реализоваться не только в финансовой форме, но, в первую очередь, увеличением количества экономически доступных для частного театра свободных сценических площадок, репетиционных помещений и других составляющих театральной инфраструктуры, предоставлением льготных кредитов, развитием правовых механизмов поддержки частных театров, в частности, страхования в этой сфере, оказанием помощи в подготовке кадров и пр.

На современном этапе как никогда велика роль общественных организаций, представляющих интересы театрального сообщества. В условиях отсутствия жесткого регулирования со стороны государства именно театральное сообщество должно определить принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела в рыночной системе. Это направление включает в себя выработку критериев оценки творческой деятельности – в этом плане особое развитие должен получить институт независимой экспертизы, вопросы интеллектуальной собственности, комплекс проблем, связанных с условиями труда и социальной защитой творческих работников, вопросы корпоративной этики и многое другое.

Среди состоявшихся и имеющих свою историю институтов гражданского общества активный участник театрального процесса – Союз театральных деятелей Российской Федерации.

Созданный в 1877 году, как Общество взаимного вспоможения русских артистов, Всероссийское театральное общество (ВТО), а затем и Союз театральных деятелей Российской Федерации сегодня – это 75 региональных отделений и более 25 тысяч членов, четыре промышленных предприятия, девять здравниц, два Дома ветеранов сцены, Дома актеров и другие объекты недвижимости по всей России, периодические издания и издательство "АРТ".

СТД – один из крупнейших общественных институтов - всегда строил свою деятельность в опоре на собственные ресурсы и всегда сохранял относительную самостоятельность. Основа этой самостоятельности – собственность, хозяйственная деятельность, а также различные льготы, предоставлявшиеся государством, в первую очередь, налоговые. Именно эти льготы позволяли СТД реализовывать свои творческие и социальные программы, освобождая при этом государство от решения ряда социальных задач в отношении творческих работников театров (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение и отдых, социальный патронаж и т.п.).

В российском налоговом законодательстве сегодня сведено на нет льготное налогообложение юридических лиц. Налоговое бремя коммерческих и некоммерческих организаций почти не отличается, что выходит за рамки экономических решений и становится политическим фактором сдерживания развития отечественных институтов гражданского общества.

Возникновение и становление институтов гражданского общества станет возможным, если гражданские инициативы будут находить поддержку на государственном уровне. Саморазвитие системы общественной поддержки требует значительного времени. На сегодняшний день в России приходится констатировать слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества. Тем не менее, перспективы скорейшего создания действующей театральной инфраструктуры, могут быть связаны только с участием государства.

В целях поддержки формирования институтов гражданского общества и укрепления независимого положения «третьего сектора» государство должно обеспечить льготное налогообложение некоммерческих организаций, а также негосударственных средств, направляемых на их финансирование в рамках спонсорства и благотворительности. На это, в частности, направлена Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года № 1054-р. Реализация этой концепции, при условии активной инициативной работы театров в области фандрейзинга, будет способствовать привлечению дополнительных средств в театральное дело, как в частном, так и в государственном секторе. При этом, как указано в вышеназванной Концепции, недопустимо сокращение объемов финансирования бюджетного учреждения исходя из объемов полученных им благотворительных пожертвований.

 


10. Механизмы реализации концепции

10.1. Антикризисные меры в театральном деле

В условиях глобального экономического кризиса театры неминуемо ожидает снижение поступления финансовых средств из бюджета, от спонсоров и благотворителей, от продажи билетов зрителям и иной приносящей доход деятельности.

Сокращение доходной части бюджетов всех уровней приведет (уже приводит) к сокращению объемов бюджетного финансирования театров.

Сложное экономическое положение коммерческих организаций сводит в пределе до нуля поступление спонсорских и благотворительных средств.

Снижение реальных доходов населения и роста безработицы не позволяет театрам увеличить доходы повышением цен на билеты.

Усиливающиеся в России на фоне экономического кризиса инфляционные процессы приводят к повышению текущих расходов театров вследствие роста цен и тарифов на большинство используемых им товаров и услуг.

В этих непростых условиях с целью сохранения творческого потенциала и материального комплекса российских театров необходимо следующее.

Театрам:

- ввести жесткую экономию финансовых средств;

- пересмотреть сроки и по возможности отложить реализацию финансовоемких проектов в области строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, сооружений, модернизации оборудования;

- оптимизировать ценовую политику, направив ее на максимизацию доходов от реализации билетов с использованием тактики гибких цен в целях увеличения продаж;

- изыскивать возможность для получения дополнительных доходов за счет сдачи в краткосрочную аренду помещений и оборудования, отчуждения (продажи или сдачу в долгосрочную аренду) движимого имущества без ущерба для основной деятельности и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: