Тема 25. Расскажи мне обо мне.
Проведение по сложившейся традиции
Тема 26. Присмотритесь друг к другу.
На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.
Тема 27. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.
Тема 28. Я, ты, мы.
Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.
Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.
Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.
Тема 30. Не хуже других.
Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.
Тема 31. «Скажи себе сам».
Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.
Тема 32. Храни достоинство свое повсюду, человек!
Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.
Тематическое планирование
Класс
№ | Название темы | Кол-во часов | Форма деятельности |
Этика общения. 7ч. | |||
Оглянись внимательно вокруг | Познавательная беседа. Решение педагогических задач. | ||
Умение быть самим собой | Познавательная беседа. Игра | ||
Что достойно гражданина | Игра. Познавательная беседа. | ||
Даже будни может труд сделать праздничными днями | Познавательная беседа. Работа с пословицами. | ||
Праздник школьного вальса | Путешествие в сказку | ||
6 - 7 | Приглашение к зеркалу | Рассказ. Беседа. Игра. Просмотр мультфильма. | |
Этикет. 8ч. | |||
«Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин | Беседа. Решение задач | ||
9 - 10 | Твой стиль поведения | Познавательная беседа. Работа с пословицами. Игра | |
Мальчики. Девочки | Познавательная беседа. Игра | ||
Поиграем и подумаем | Познавательная беседа. Ролевые игры. Игры на свежем воздухе. | ||
Когда какое слово молвить | Познавательная беседа. Игра | ||
За общим столом | Познавательная беседа. Ролевые игры. | ||
Доброта и доброжелательность | Познавательная беседа. | ||
Этические нормы отношений с окружающими. 9ч. | |||
«Поспешай делать добро» (народная мудрость) | Познавательная беседа. Ролевые игры. Подарок первоклассникам. | ||
«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой) | Познавательная беседа. Игра | ||
Родительский дом | Познавательная беседа. Ролевые игры. Конкурс рисунков. | ||
Любите ваших матерей | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Анкетирование. | ||
«Поздравляем наших мам». | Праздник. | ||
О тех, кто сердце отдал людям | Познавательная беседа. Посещение городского краеведческого музея. | ||
Умей быть щедрым | Познавательная беседа. Ролевые игры. | ||
Праздник благодарности | Праздник. | ||
Добрыми делами славен человек | Познавательная беседа. Посещение городского выставочного зала. | ||
Этика отношений в коллективе. 8ч. | |||
Расскажи мне обо мне | Познавательная беседа. Игра | ||
Присмотритесь друг к другу | Путешествие в сказку. Игра | ||
Подарок коллективу | Урок - сюрприз. | ||
Я, ты, мы. | Познавательная беседа. Игра | ||
О дружбе мальчиков и девочек | Познавательная беседа. Работа с таблицей требований. | ||
Не хуже других | Познавательная беседа. Ролевые игры. Работа с изречениями. | ||
«Скажи себе сам». | Познавательная беседа. Ролевые игры. | ||
Храни достоинство свое повсюду, человек! | Разговор за круглым столом |
Список литературы
Для учителя:
1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
11. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
12. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
14. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
15. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
16. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
17. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
18. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
19. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
20. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
21. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
22. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
23. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
24. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
25. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для обучающихся:
1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
2. Барто А.Л. В театре.
3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
5. Лихачева Л.Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
6. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
7. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
8. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
9. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
10. Осеева В.А. Волшебное слово
11. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
12. Русская народная сказка. Лиса и Журавль
13. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
14. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
15. Толстой Л.Н. Волк и собака.
16. Чуковский К. И. Федорино горе.
17. Чуковский К.И. Мойдодыр.
18. Чуковский К.И. Телефон.
19. Чуковский К.И. Краденое солнце.
20. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
21. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
22. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
23. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
Приложение 1