ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ




В ходе проводимых налоговых реформ были отменены некоторые виды налогов и сборов и существенно изменены сохраняющиеся налоги. Определенные изменения произошли и в системе имущественного налогообложения организаций.

Одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости является новый налог на имущество организаций, предусмотренный главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ.

Так, с 1 января 2014 года налог на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества уже уплачивается на основании кадастровой стоимости. Поскольку налог региональный, право вводить новую систему налогообложения предоставлено субъектам Российской Федерации, и, установив на своей территории новый порядок налогообложения объектов недвижимости, они уже не вправе будут вернуть прежнюю систему [8].

Новый порядок налогообложения имущества организаций устанавливается в отношении отдельных категорий объектов недвижимости:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

На иностранные организации, не осуществляющие деятельности в РФ через постоянные представительства, также распространяется новый порядок применения налога на имущество организаций. Такие компании не ведут учета в соответствии с российским законодательством и не сдают отчетности в российские органы; для них и ранее был установлен порядок обложения налогом на имущество организаций на основании кадастровой стоимости, а не балансовой по данным бухгалтерского учета.

Для иностранных юридических лиц в п. 14 ст. 378.2 НК РФ содержится оговорка. Если в отношении объектов недвижимого имущества кадастровая стоимость не определена, то налоговая база по таким объектам принимается равной нулю.

Указанный порядок распространяется на иностранные организации, не имеющие на территории России постоянного представительства, а также объекты недвижимого имущества, не относящиеся к деятельности иностранных организаций в нашей стране через постоянные представительства (не числящиеся на балансе) [13].

Налоговые изменения предполагают, что не все объекты недвижимости подпадают под новую систему налогообложения. Для определения того, какие объекты подпадают, а какие - нет, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го января очередного года устанавливает на следующий налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Указанный перечень в электронной форме направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещается на их официальных сайтах или на официальном сайте субъекта РФ в сети Интернет.

Если объект недвижимости оказывается в названном перечне, то налоговая база по нему определяется как кадастровая стоимость, указанная в реестре объектов недвижимости. Она определяется раз в год и применяется для налогообложения начиная со следующего налогового периода. Если кадастровая стоимость помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Сумма налога в отношении объектов, облагаемых исходя из их кадастровой стоимости, определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля кадастровой стоимости. Налоговая ставка в 2014 году для Москвы составит 1,5%, в 2015 году 1,7% и в 2016 году 2%. Для иных субъектов РФ ставки ниже, чем для Москвы, а именно в 2014 году 1 %, в 2015 году 1,5% и в 2016 году 2%. Если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не была определена на 1 января налогового периода или объект недвижимого имущества не включен в перечень на 1 января налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в общем порядке - исходя из балансовой стоимости объекта [19].

Необходимым условием успешного развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства товаров и услуг. Поэтому одним из ключевых направлений налоговой политики на долгосрочную перспективу должны стать постепенное исключение из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций движимого имущества и переход на налогообложение только объектов недвижимого имущества.

Так, в целях обновления основных фондов организаций на основании п. 21 ст. 381 НК РФ освобождены от налога на имущество организаций приобретенные и поставленные на баланс с 1 января 2012 г. отдельные виды имущества, в соответствии с перечнем объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, утвержденным Постановлением Правительства РФ. Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 год предусмотрено, что приобретаемое (вводимое) организациями с 2013 г. движимое имущество должно быть исключено из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, что создаст предпосылки для выведения в течение нескольких лет всего движимого имущества из налогообложения и перехода к налогу на недвижимость [22].

Названные меры позволят организациям не только снизить налоговую составляющую, но и будут способствовать обновлению основных фондов, составляющих экономическую базу организации, и, следовательно, повысить производительность и качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг, будут способствовать развитию финансового лизинга.

Постепенное выведение из налогообложения движимого имущества организаций позволит сохранить, а в дальнейшем и увеличить налоговый потенциал субъектов РФ за счет роста фондоотдачи и ВВП и увеличения платежей по налогам.

В среднесрочной перспективе необходимо дальнейшее расширение и укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Рост поступлений в бюджет должен быть увеличен не за счет увеличения ставок по налогу, а за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов.

Недостатки действующих земельного налога и налогов на имущество, в частности, отсутствие унификации налогообложения объектов недвижимости, не полный учет и несоответствующая реальным ценам оценка недвижимости в целях налогообложения привели к снижению фискальной роли указанных налогов в налоговой системе.

Важным направлением российской налоговой политики до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.

Таким образом, принятие налога на недвижимость организаций опять откладывается, теперь на пять лет. Основным сдерживающим моментом принятия нового налога на недвижимость является отсутствие единой методики определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения в том числе промышленных зданий, офисов, сооружений, линейных объектов. Отсутствие самой кадастровой стоимости недвижимого имущества и невозможность рассчитать налоговую базу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инспекция Федеральной Налоговой службы России по городу Белгороду является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

За время прохождения практики в Инспекции Федеральной Налоговой службы России по городу Белгороду я познакомилась с организацией, ее структурой, руководством, формой управления, должностными обязанностями сотрудников, порядком заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость; изучила процесс составления сообщений, уведомлений, требований, запросов, реестров документов, а также процесс проведения камеральных проверок. Кроме этого, проводила описи документов.

Исследовав организацию и деятельность Инспекции Федеральной Налоговой службы России по городу Белгороду можно сделать следующие выводы:

1. Эффективность работы налоговой службы определяется как качеством действующего налогового законодательства, так и уровнем квалификации сотрудников органов налогообложения. Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем знаний, разбирающиеся в современном законодательстве, системах налогообложения различных стран, знающие историю формирования налогов, организацию работы налоговой инспекции, умеющие принимать продуманные и хорошо взвешенные решения.

2. Изучив организационную характеристику Инспекции Федеральной Налоговой службы России по городу Белгороду, следует отметить, что она в целом соответствует требованиям и нормам организации налоговых служб по всей России. Она выполняет функции, возложенные на нее Федеральным Законом РФ «О государственной налоговой службе РФ» и права и обязанности, вытекающие из этих функций, но руководству Инспекции Федеральной Налоговой службы России по городу Белгороду, безусловно, нужно вести постоянную работу по улучшению работы в этом направлении.

Мерами по улучшению работы в этом направлении могут быть: повышение ответственности работников за результаты своего труда, стимулирование работников к труду, повышение квалификации персонала, улучшение организации работы с налогоплательщиками, обмен опытом с другими ИФНС, повышение мер ответственности за коррупцию в налоговых органах, вплоть до уголовно, принятие мер по жалобам налогоплательщиков к сотрудникам налоговой инспекции и т.д.

Налог на имущество организаций является прямым, региональным и регулируется главой 30 НКРФ и законами субъектов РФ. Плательщиками налога являются - российские организации, иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество в РФ, иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства. Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Следует отметить, что с 1 января 2014 г. в отношении отдельных объектов недвижимости введен новый порядок исчисления налога - исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на 1 января очередного налогового периода. В данном случае, налоговой базой будет являться уже не среднегодовая стоимость имущества, а его кадастровая стоимость. Особенности расчета налога по таким активам регламентированы ст. 378.2 НК РФ.

В практической части исследования дана организационно-экономическая характеристика и рассмотрен порядок расчета налога на имущество организаций на примере ОГБУЗ «Белгородская ЦРБ».

Проблемой исчисления налога на имущество организаций является то, что в случае принятия регионального закона, который будет предоставлять право некоторым организациям исчислять налог по ставке 0%, то они так же будут обязаны вести учет этого имущества и представлять налоговые декларации в налоговый орган, что является дополнительной затратой временных и трудовых ресурсов, а если применять освобождения от уплаты, то государство не сможет узнать сколько же оно потеряло денежных средств -налоговых расходов государства, при предоставлении такого права некоторым субъектам.

Важным направлением российской налоговой политики до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.

Таким образом, принятие налога на недвижимость организаций опять откладывается еще на пять лет. Основной преградой принятия нового налога на недвижимость является отсутствие единой методики определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения в том числе промышленных зданий, офисов, сооружений, линейных объектов. Отсутствие самой кадастровой стоимости недвижимого имущества и невозможность рассчитать налоговую базу.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2013.- 793 с.

2. О некоммерческих организациях [Текст]: Федеральный закон от 26.11.1998 N 174-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство».

3. О налоге на имущество организаций [Текст]: Закон субъекта РФ от 27.11.2003 №104 (ред. от 28.03.2013) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство».

4. О бюджетной политике в 2011-2013 годах [Текст]: Бюджетное послание президента РФ от 29.06.2010 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство».

5. Алиев, Х.Б. О проблемах и перспективах введения налога на недвижимость в РФ [Текст] / Х.Б. Алиев //Международный бухгалтерский учет. – 2012. - №38. – С.37-41.

6. Антонова, О. В. Налоговые системы зарубежных стран [Текст ] /О. В. Антонова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010. – 130 с.

7. Беспалов, М. Комментарий к основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Текст]/ М. Беспалов// Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров.- 2013.- №6. – С. 23-34.

8. Борзунова, О. Новый порядок налогообложения имущества организаций [Текст]/ О. Борзунова // Налоговый учет для бухгалтера.- 2014. - №2. – С. 48-56.

9. Бодрова, Т. В. Налоговый учет и отчетность: учеб.пособие: гриф Минобрнауки РФ / Т. В. Бодрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2013. – 471 с.

10. Брызгалин, А. В. Методы налоговой оптимизации [Текст]: учебное пособие/ А.В.Брызгалин. - М.: Аналитика-Пресс, 2009. – 452с.

11. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Изд.: Юрайт, 2012г.

12. Гаврилова, Н. Налог на имущество организаций и транспортный налог: что изменилось в 2014 г. [Текст] / Н. Гаврилова // Новая бухгалтерия.- 2014. – №2.- С. 22-30.

13. Гаврилова, Н. Имущественные налоги: что изменится в ближайшее время [Текст] / Н. Гаврилова // Новая бухгалтерия.- 2013.- N1. – С. 17-25.

14. Гарнов, И.Ю. Налоговые особенности в бюджетных организациях "Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях", № 5, май 2012 г.

15. Колесников, А.М. Налог на имущество организаций: коммент. к гл. 30 НК РФ /А.М. Колесников. – М.: Вершина, 2010. – 186 с.

16. Котовская, Л.Г. Организация бухгалтерского и налогового учета имущества бюджетных учреждений: практ. пособие [Текст] /Л.Г. Котовская, Л.П. Воробьева, И.Ю. Гарнов; Моск. гос. индустр. ун‑т. – М.: МГИУ, 2010. – 336 с.

17. Лермонтов, Ю.М. Оптимизация налогообложения: рекомендации по исчислению и уплате налогов.: Налоговый вестник; 2008. – 352 с.

18. Логинова Е. А. Новый вид недвижимости в бухгалтерском и налоговом учете [Текст]/ Е. А. Логинова // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2014. – №3. – С. 18- 24.

19. Орлова, Е. Налог на имущество организаций в 2014 году [Текст]/ Е. Орлова // Налоговый вестник.- 2014.-№1. – С. 29-41.

20. Орлова, О. Е. Перспективы налоговой политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов [Текст]/ О. Е. Орлова // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения.- 2013. - N13.- 39-47.

21. Перов, А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие.10-е издание. Изд.: "Юрайт", 2013г.-799 с.

22. Семенихин, В. Изменения в законодательстве [Текст]/ В. Семенихин // Аудит и налогообложение. - 2014. - № 3. – С.42-47.

23. Соколова, О. Налог на имущество: «кадастровый» расчет [Текст] / О. Соколова // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия».- 2014. – №6

24. Толкушкин, А.В. Комментарий к главе 30 Налогового кодекса Российской Федерации. – М.: Экономистъ, 2011. – 626 с.

25. Шувалова, Е.Б. Налоговые системы зарубежных стран Учебно-практическое пособие [Текст] / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 134 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: