Экспертиза в таможенном деле




Показано, что защита экономических интересов государства – важная и неотъемлемая часть деятельности таможенных органов России. Большое разнообразие товаров и их количество, перемещаемое через границу Российской Федерации, ставит перед таможенными службами задачи не только по защите экономической безопасности страны, но и по защите интересов потребителей товаров.

Главная цель таможенной экспертизы – проверка соответствия сведения о товаре, заявленным в государственной таможенной декларации (ГТД), реальным характеристикам товара, предъявляемого к таможенному(оформлению для более точного и обоснованного взимания таможенных налогов и сборов).

Через таможенную границу Российской Федерации проходят разнообразные товары. Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации в практической деятельности таможенных органов предусматривается следующее понятие«товары – любое движимое имущество, в том числе и валюта, валютные ценности,электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства».

К числу товаров, которые могут перемещаться через таможенную границу Российской Федерации принято относить все изделия,предназначенные для коммерческого применения с целью получения прибыли:

- различные виды энергии;

- транспортные средства любого назначения;

- любое движимое имущество, например, мебель,холодильники, обувь, ковры и т. д.;

- ценные бумаги, драгоценные камни и металлы;

- объекты внешнеторговой деятельности купли-продажи или обмена (бартерные поставки);

- интеллектуальная собственность.

В понятие «товаров» в таможенной практике не входят транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и транспортное оборудование.

В ТК РФ все товары, проходящие через таможенную границу Российской Федерации подразделены на:

- «российский товары» – товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Российской Федерации, то есть товары, которыми можно распоряжаться без разрешения таможенных органов

- «экспортные товары» – товары, вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию. Покидая пределы государственной территории России, данные товары учитываются таможенной статистикой внешней торговли как вывозимые.

Экспертиза – исследование специалистом (экспертом)каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в конкретной области: науке, технике, искусстве и т. д. Экспертиза – это один из объективных способов решения различных конфликтных ситуаций. Цели и задачи экспертизы зависят от перечня, решаемых вопросов при ее проведении.

В соответствии с действующими в Российской Федерации законодательными актами проводить экспертизу могут только эксперты. Эксперт –специалист, имеющий специальной профессиональное образование и имеющий знания,необходимые для решения вопросов, связанных с проведением экспертизы, аттестованный и аккредитованный соответствующими и уполномоченными на то органами.

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и нормативными документами ФТС можно сформулировать следующее определение: таможенная экспертиза – разрешение вопросов, возникающих при производстве таможенного оформления: или при проведении таможенного контроля,либо в стадии принятия таможенными органами предварительного решения, либо в иных таможенных целях, если разрешение таких вопросов требует специальных знаний.

Правовой основой проведения таможенных экспертиз товаров является основной документ таможенной службы – Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ). На основании данного документа ФТС Российской Федерации разрабатывает нормативные документы, в том числе и по проведению таможенных экспертиз.

В соответствии с ТК в процессе производства таможенных экспертиз разрешаются вопросы по установлению:

- страны происхождения товара;

- таможенной стоимости товаров;

- идентификации товаров, в том числе сырья после проведения операций по его переработке;

- физической и химической структуры и состава товаров;

- марки, сорта, вида и качества товаров;

- технологии производства товаров;

- источников сырья для производства товаров;

- норм выхода продукции при переработке сырья и других товаров;

- принадлежности товаров к наркотическим средствам,сильнодействующим, ядовитым, отравляющим веществам;

- эксплуатационной и технологической безопасности товаров;

- принадлежности товара к предметам художественного,исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также другие вопросы, которые требуют специальных познаний.

Основная цель таможенной экспертизы – проверка соответствия сведений о товаре, заявленных в государственной таможенной декларации ГТД), реальным характеристикам товара, предъявленного к таможенному оформлению для точного и обоснованного взимания необходимых налогов и сборов.Она тесно связана с главной задачей таможенной службы Российской Федерации –осуществлением эффективного контроля за ввозом и вывозом товаров. Наряду с этим в мировом сообществе все более ярко проявляется тенденция роли таможенных органов в реализации таких государственных, политических, социальных программ,как защита окружающей среды, защита прав потребителей по обеспечению безопасности жизни, здоровья и окружающей среды.

1.2. Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы

Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. При назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит об этом постановление, в котором указываются основания для проведения экспертизы, фамилия, имя и отчество эксперта, наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта, и срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.

Срок проведения экспертизы не должен превышать:

сроки временного хранения (ст.), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;

шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;

один год в иных случаях.

Должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно, с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить его права, предусмотрены статьей ТК ТСчем делается соответствующая отметка в постановлении,удостоверяемая указанным лицом либо его представителем.

Расходы на проведение экспертиз,возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета,за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.

На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

В заключении эксперта должны быть указаны время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований,материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований,выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Материалы и документы,иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.

Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение[1].

При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица.

При недостаточной ясности или полноте заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая этим же или другим эксперту либо организации.

В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются и проводятся в соответствии со статьями378 и 379ТК Р.

1. Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами,относящимися к предмету экспертизы;

2) с согласия таможенного органа привлекать к производству экспертизы других экспертов;

3) запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы;

4) отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Сообщение о невозможности дать заключение представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, в письменной форме;

5) с разрешения таможенного органа участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля.

Полученная экспертом в ходе проведения экспертизы или при подготовке к ее проведению информация,составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информацияне должны им разглашаться, использоваться в иных целях либо передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При назначении и проведении экспертизы декларант,иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств,и их представители вправе:

1) мотивированно заявлять отвод эксперту;

2) заявлять ходатайства о назначении конкретного эксперта;

3) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов эксперту для получения по ним заключения;

4) присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) брать пробы и образцы товаров (статья ТК ТС]);

6) знакомиться с заключением эксперта либо его сообщением о невозможности дать заключение и получить копию такого заключения или сообщения;

7) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или)транспортных средств, или их представителя должностное лицо таможенного органа,назначившее экспертизу, выносит соответствующее постановление.

При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.

Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для исследования. О взятии проб или образцов составляется акт по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта подлежит вручению лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, или его представителю.

В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.

Пробы или образцы товаров,находящихся под таможенным контролем, с письменного разрешения таможенного органа могут также брать декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, лица, указанные в пункте 1 статьи398 ТК РФ, и сотрудники других государственных органов. Пробы или образцы берутся в минимальных количествах,обеспечивающих возможность их исследования.

Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается лицам, указанным в пункте2 статьи 389 ТК РФ, в случае, если такое взятие:

не затрудняет проведение таможенного контроля;

не изменяет характеристик товаров;

не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений,установленных в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При взятии проб или образцов декларантом отдельная таможенная декларация на пробы и образцы не подается при условии, что они будут указаны в таможенной декларации на товары.Декларант вправе уменьшить таможенную стоимость декларируемых товаров на таможенную стоимость проб и образцов, если такие пробы и образцы были отобраны таможенным органом и не возвращены в установленные сроки.

Декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов и сотрудниками других государственных органов.

Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров сотрудниками других государственных органов, а также иными лицами. Декларанты и их представители обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при взятии ими проб или образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные необходимые операции с товарами.

Должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров в отсутствие декларантов и их представителей в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи372 ТК РФ. Взятие проб или образцов товаров в указанных случаях проводится в присутствии не менее двух понятых.

Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб или образцов товаров, взятых другими государственными органами, и уведомлять о них лиц, указанных в пункте2 настоящей статьи.

Порядок взятия проб или образцов товаров, а также порядок их исследования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.

В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе. Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами,относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения должностного лица таможенного органа задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, участникам таких действий;

3) знакомиться с документами,оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Полученная специалистом при привлечении его к совершению действий по таможенному контролю информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информацияне должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев привлечения специалиста не по инициативе таможенных органов.

Таможенные органы вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов других правоохранительных или контролирующих органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. Расходы, связанные с привлечением специалистов других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации[3].

1.3. Становление института таможенных лабораторий как экспертно-исследовательских учреждений ФТС России

Для правильного понимания института таможенных лабораторий, определения его места в борьбе с таможенными преступлениями и путей его совершенствования важно знать прошлое этого института; как он возник и развивался. Такой анализ позволяет взять из истории все лучшее, обогатив его достижениями научно-технического прогресса; ответить на ряд вопросов, которые необходимо учитывать при разработке теоретических проблем института таможенных лабораторий, предложений по совершенствованию таможенного законодательства,соответствующих рекомендаций сотрудникам таможенных лабораторий. Практически все научные работы, посвященные исследованиям по использованию специальных познаний в уголовном судопроизводстве и при расследовании преступлений, применяют этот прием, чтобы проследить путь развития использования специальных познаний,определить их место, назначение, выяснить в какой мере приемлемы формы использования специальных познаний, законодательные нормы об этом,теоретическое их обоснование.

Таможенные лаборатории являются экспертно-исследовательскими учреждениями ГТК РФ (ст. 9 ТК РФ), которые выполняют судебные и иные экспертизы для таможенных и других органов федеральной власти, в предусмотренных законодательством России случаях.

В первую очередь, таможенные лаборатории выполняют экспертизы для таможенных органов по уголовным делам о таможенных преступлениях, делам о нарушениях таможенных правил и, наконец, по поручениям на стадии осуществления таможенными органами России таможенного контроля и таможенного оформления.

Истории зарождения и развития судебной экспертизы посвящены несколько фундаментальных трудов, в частности, И.Ф. Крылов на основе архивных материалов и литературных источников описал появление экспертизы и экспертных учреждений в дореволюционной России и в СССР. В книге приведена информация об экспертной деятельности Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеева и других выдающихся русских ученых. Самостоятельное место в труде отведено практике Верховного суда СССР и сравнительному анализу процессуального законодательства союзных республик, посвященного вопросам судебной экспертизы.

В фундаментальном труде Р.С. Белкина приведены подробные исторические факты, свидетельствующие о непрерывном росте значения специальных познаний в борьбе с преступностью, а также освещены этапы появления основных идей науки об экспертизе, возникновения и развития судебной экспертизы.

Специальное исследование истории появления и развития применения специальных знаний, носителями которых были так называемые"сведущие лица", в таможенном деле не осуществлялось.

Первые письменные свидетельства о борьбе с проникновением в Россию некачественных импортных товаров появились в XVI в. при Иване IV, в частности, в Новоторговом уставе имеются соответствующие указания.

Следующий наиболее выдающийся этап в России по созданию заградительных мер для пресечения ввоза некачественных импортных товаров приходится на петровские времена.

В 1812 г. появляется первое письменное упоминание в законах России об экспертах как сведующих лицах, обладающих познаниями не только в области судебной медицины, но и в различных областях науки, ремесла и искусства.

Российская таможенная служба давно использовала специалистов и экспертов для своей работы. Очевидно, что одним из выдающихся экспертов-химиков был Д. И. Менделеев, в частности, он принял участие в разработке Таможенного тарифа 1891 г.

В 1895 г. в Департаменте таможенных сборов было образовано Тарифное отделение с технической лабораторией, штат которой составил12 человек со специальным образованием.

Таким образом, в 1995 г. история таможенных лабораторий в России достигла столетнего рубежа. Однако, их история развивалась неравномерно, т.к. таможенные лаборатории России вновь воссоздались с появлением Центральной таможенной лаборатории в 1990г.

Одной из функций таможенных лабораторий была борьба с незаконным ввозом фальсифицированных товаров.

Известны факты фальсификации водки, ввозимой в Россию из Гента, Антверпена и Брюсселя, произведённой из древесного спирта. В Положении о контрабанде от 1906г. указывалось, что провоз спиртных изделий без представления доказательств изготовления их казною является контрабандой, а истинность доказательств устанавливалась в лаборатории.

Криминалистические экспертизы, в том числе и в таможенном деле России, стали использоваться в конце 19 века, после реформы1864г.

В 1919 году была опубликована статья "О значении технических лабораторий Главного управления таможенного контроля для целей внешнего товарообмена"2, в которой достаточно обстоятельно обсуждались вопросы защиты отечественного рынка от проникновения заграничных суррогатов.

В соответствии с заметкой об истории российской таможни следует, что Таможенные органы в первые годы советской власти также пользовались услугами экспертов и достаточно активно.

Представляет интерес вопрос истории исследования качества водки на Руси и борьбы с контрабандой спирта.

По мнению одного из знатоков русского быта XVTTI-XIXвеков Л.В. Беловинского, несмотря на то, что в 1982 г. решением Международного арбитражного суда за СССР был закреплён приоритет создания водки как русского алкогольного напитка, слово "водка" появилось на Руси в XVI веке под влиянием польского термина "вудка". На Руси напиток, полученный в результате перегонки, называли хлебным вином, а его продажу осуществляли в кружечных дворах в соответствии с реформой питейного дела Ивана IV.

При Петре I кружечные дворы получили название"кружало". Высшим сортом хлебного вина являлся пенник, который получался из 15% фракции спирта после тройной перегонки и фильтрации через берёзовый уголь. Простолюдины употребляли "полугар", а самой плохой водкой считалась "перегар" (последняя фракция перегонки). Полугар обладал способностью выгорать ровно наполовину, если его поджигали.

Только с середины XVIH века начинает употребляться для изготовления водки пшеница, до этого для хлебного вина использовали только рожь.

В конце XVIII века начинают производить спирт из картофеля и сахарной свеклы, которые поступали из Прибалтики и Малороссии, а водка из него получила название "брандахлыст". Поэтому в 1860-1861годах ввоз заграничного спирта вообще был запрещён по причине низкого качества.

Проверка качества водки на Руси осуществлялась с помощью двух мерительных фарфоровых чашечек определённого размера, на которых стояло государственное клеймо. Сначала наливалась мера полугара, которая поджигалась,и, когда водка естественным образом гасла, переливался остаток в мерительницу и он должен был полностью её заполнить. Это свидетельствовало, что водка получалась качественная.

Ещё один исторический факт из истории фальсификации российских товаров на мировом рынке. К.С. Станиславский (Алексеев) - великий русский реформатор школы актёрского мастерства был ещё и заводчиком, на заводах которого производили золотую и серебряную канитель (нить). Она была настолько хороша, что поставлялась во многие страны мира, а немцы подделывали специальные торговые метки завода К.С. Алексеева на своей продукции. Его завод первым в мире стал производить многожильный телефонный кабель, а современная электрическая лампочка была впервые в мире изготовлена именно на этом заводе.

До недавнего времени таможенная служба Российской Федерации не имела своих экспертных учреждений и пользовалась услугами государственных экспертных учреждений других министерств и ведомств,в частности, судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции,экспертно-криминалистических подразделений Министерства внутренних дел и судебно-медицинских учреждений Министерства здравоохранения, а также научно-исследовательских институтов других министерств и ведомств России и коммерческих экспертных предприятий. Здесь под коммерческими экспертными предприятиями понимаются предприятия Торгово-промышленной палаты РФ, которые выполняют экспертные функции, а также другие коммерческие предприятия, образованные в соответствии с законодательством России, в уставе которых предусмотрена экспертная деятельность. С появлением Центральной таможенной лаборатории и особенно после создания сети региональных таможенных лабораторий у Государственного таможенного комитета России появилась возможность оперативно и квалифицированно осуществлять экспертно-исследовательскую деятельность в таможенном деле.


В таможенном законодательстве, включающем в себя Таможенный кодекс Такможенного союза, законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» №311 от 27.11.2010 и нормативные акты (приказы) ГТК РФ, встречается такое понятие, как "специальные познания", которое используется должностным лицом таможенного органа в ходе осуществления таможенного оформления или таможенного контроля, а также в ходе проведения расследования по делам о нарушении таможенных правил или контрабанде. Специальными именуют познания не общераспространенные, не общеизвестные, а те, которыми обладают лишь специалисты-профессионалы в той или иной (области человеческих знаний (науки, техники, искусства). Познания эти приобретаются в процессе обучения и практической деятельности по той или иной специальности, причем они включают в себя не только соответствующие знания, но и определенные навыки и умения по применению этих знаний.. К помощи людей, обладающих специальные познаниями и прибегают сотрудники таможенных органов, когда надо решить какой-либо специфический вопрос. Причем вопрос должен быть не из области права или правовых моментов таможенного законодательства. В данном случае специальными познаниями должны обладать должностные лица таможенного органа и никто, кроме них, не вправе решать такие вопросы.

Использовать специальные познания сведущих лиц в соответствии с административным, уголовным, таможенным законодательствами можно в двух формах.

1. Путем их участия в проведении конкретных процессуальных действий, консультировании, дачи различных справок. В этом случае данное лицо выступает в качестве специалиста.

 

2. Путем проведения экспертиз, когда лицо выступает в качестве эксперта. От процессуального положения сведущего лица зависит и порядок его участия в производстве, например, по делу об административном правонарушении в области таможенного дела, его права и обязанности, характер получаемых им результатов в процессе деятельности.

 

Не всякий возникающий вопрос в ходе расследования может быть решен с помощью приглашенного специалиста путем осмотра какого-либо объекта или совершения тех или иных опытных действий. Иногда для решения вопроса требуется проведение специального исследования, применения сложных лабораторных методов, выполнения кропотливой работы. И тогда используется вторая форма применения специальных познаний - производство экспертизы.

Объектом такого исследования может быть товар, перемещаемый через границу, иные предметы, документы, транспортные средства, оставленные человеком следы и т.п.

Экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследования и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таможенная экспертиза является одним из видов экспертиз, назначаемых в соответствии с требованиями следующих кодексов России: Таможенным (ТКТС), Уголовно-процессуальным (УПК), Гражданско-процессуальным (ГПК), Арбитражно-процессуальным (АПК), об административных правонарушениях (КоАП).

Приняв решение о назначении экспертизы, должностное лицо таможенного органа обязано, прежде всего, подготовить необходимые для производства исследования материалы. Это пробы или образцы товара, а также, если необходимо, специальные объекты для сравнительного исследования, например, образцы почерка, образцы оттисков печатей и т.п. Кроме того, эксперту могут понадобиться товаросопроводительные документы: грузовая таможенная декларация, контракт, сертификаты на товар и т.д. Круг объектов, направляемых на экспертное исследование, зависит от характера вопросов, которые должен разрешить эксперт.

Экспертные учреждения

Немногим более 10 лет назад таможенная служба России не имела своих экспертных учреждений и пользовалась услугами государственных экспертных учреждений других министерств и ведомств. Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях Государственный таможенный комитет Российской Федерации создает таможенные лаборатории.

 

С момента создания сети таможенных лабораторий значительная часть потребности таможенных органов в проведении экспертиз решалась с помощью таможенных лабораторий. Так, в Дальневосточном регионе таможенная лаборатория выполняет порядка 50 % от общего числа экспертиз, назначаемых таможнями Дальнего Востока, другие 50 % экспертиз выполняются иными экспертными учреждениями, имеющими статус как государственных, так и негосударственных учреждений. Действующее таможенное законодательство не запрещает таможенному органу обращаться к их услугам.

Самая большая и разветвленная сеть экспертных учреждений находится в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Возглавляет ее экспертно-криминалистический центр МВД, а на местах действуют экспертно-криминалистические управления, отделы, лаборатории в органах внутренних дел. Они выполняют экспертизы преимущественно для органов следствия и милиции, но могут проводить экспертные исследования и для органов других ведомств.

Обширная система экспертных учреждений имеется в Министерстве юстиции Российской Федерации. Во главе ее стоит Федеральный центр судебных экспертиз Министерства юстиции, а на местах выполняют экспертизы специализированные лаборатории судебных экспертиз в краях и областях. Обслуживают эти учреждения главным образом следователей прокуратуры и суды.

Судебно-медицинские экспертизы проводятся экспертными учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации - бюро судебных экспертиз.

Есть своя сеть экспертных учреждений и в Вооруженных силах России.

Весьма разветвленной является система лабораторий, которые аккредитованы Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии и работают в системе ГОСТ Р, решая проблему обеспечения безопасности товаров народного потребления и продуктов питания. Обширна сеть негосударственных экспертных учреждений и лабораторий: это представительства и филиалы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; лаборатории, относящиеся к системе "Союзэкспертиза"; лаборатории нефтеинспекции; и т.п.

Из приведенного выше перечня видно, как разнообразна система экспертных учреждений, действующих в России, и любому из них должностное лицо таможенного органа вправе назначить производство экспертизы при условии, что данное экспертное учреждение имеет в своем штате квалифицированных специалистов именно в той области знаний, которая позволяет дать компетентный ответ на поставленные перед экспертом вопросы.

Вторым немаловажным фактором, который необходимо учитывать при выборе экспертного учреждения, является его репутация, последняя, в свою очередь, определяется уровнем профессиональной подготовки экспертов и их моральными качествами.

Действующий порядок назначения экспертиз предусматривает возможность проведения экспертизы, как в экспертном учреждении, так и вне экспертного учреждения лицами, обладающими необходимыми специальными познаниями. Во втором случае должностное лицо само избирает специалиста, которому будет поручено проведение экспертизы.

 

Система экспертных учреждений ГТК России изначально предполагала трехзвенную структуру, включающую в себя Центральную таможенную лабораторию, региональные таможенные лаборатории и экспертные таможенные посты. Однако на практике, с момента создания в 1991 г. Центральной таможенной лаборатории, а потом и региональных лабораторий, реально существовала двухзвенная структура. Низшее звено так и не было создано, и концепция развития экспертных учреждений, разработанная в начале 90-х годов, уже не предусматривала создание экспертных постов. Небольшая часть их функций в виде проведения экспресс-анализа и квалифицированного отбора

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: