Анализ стихотворения А.А. Фета




Методические рекомендации для студентов

По подготовке к контрольной работе

В течение семестра студенту предлагается выполнить контрольную работу в рамках изучения темы «Поэтическое творчество А. А. Фета».

Анализ стихотворения А.А. Фета

Методика выполнения задания

Студент самостоятельно выбирает одно стихотворение А. Фета (главным условием отбора является отсутствие выполненного в научно-исследовательской литературе или литературно-критических обзорах анализа этого стихотворения или, как вариант, незнание студентом такого рода работ).

Со стихотворениями А. Фета и комментариями к ним рекомендуется ознакомиться по изданиям:

Фет А. А. Вечерние огни / изд. подг. Д. Д. Благой, М. А. Соколова. М., 2006. (Литературные памятники).

Фет А. А. Полное собрание стихотворений / вст. ст., подгот. текста и примеч. Б. Я. Бухштаба. Л., 1959. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание).

Перед началом выполнения контрольной работы необходимо ознакомиться с методикой анализа фетовской лирики, разработанной в трудах М. Л. Гаспарова:

Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984.

Гаспаров М. Л. Фет безглагольный: композиция пространства, чувства и слова // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М., 1995. Вып. 2. (НЛО. Научное приложение).

Гаспаров М. Л. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. М., 1999.

Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб., 2000.

Также можно обратиться к анализам стихотворений А. Фета, предложенным исследователями:

А. Фет «Шепот, робкое дыханье…» <1850> // Ранчин А. М. Путеводитель по поэзии А. А. Фета. М., 2010. (Школа вдумчивого чтения).

Благой Д. Грамматика поэзии (Об одном стихотворении Фета) // Благой Д. От Кантемира до наших дней. В 2 т. М., 1979. Т. 2. С. 288 – 303.

Лотман Л. М. А. Фет «Не спрашивай, над чем задумываюсь я…» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.

Муратов А. Б, «Шепот, робкое дыханье…» // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С. 162 – 171.

Отрадин М. В. «Пришла, - и тает все вокруг…» А. А. Фета // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С. 171 – 181.

В процессе написания контрольной работы можно обратиться к материалам по изучению жизни и творчества А. Фета:

А. А. Фет и русская литература: XVI Фетовские чтения. Курск, 2002.

Кошелев В. А. Афанасий Фет: Преодоление мифов. Курск, 2006.

Успенская А. В. Антологическая поэзия А. А. Фета. СПб., 1997.

Шеншина В. А. А. А. Фет-Шеншин: Поэтическое миросозерцание. М., 2003.

Перед началом анализа необходимо переписать текст стихотворения. В процессе выполнения работы студент руководствуется следующим планом.

1. Источники текста

При раскрытии этого вопроса восстанавливается первая публикация стихотворения, устанавливаются возможные текстовые расхождения или констатируется их отсутствие. Если расхождения, замеченные в разных редакциях стихотворений существенны, то далее предлагается сделать сопоставительный анализ текстов двух редакций стихотворения.

При сопоставлении текстов двух редакций стихотворения необходимо обратить внимание на редакторскую правку фетовских стихотворений, осуществленную И. С. Тургеневым при подготовке к изданию сборника стихотворений А. Фета 1856 года.

Если расхождений между текстами разных редакций стихотворения не наблюдается, можно переходить к следующему пункту анализа.

2. Определение места стихотворения в структуре прижизненных сборников поэта

При ответе на этот вопрос необходимо обратиться к комментариям, справочно-библиографическому аппарату, содержащимся в разных редакциях поэзии А. Фета.

3. Выявление возможной автобиографической основы стихотворения

При выполнении этого пункта необходимо обратиться к изучению биографии А. Фета и его эпистолярно-мемуарного наследия.

Если текст стихотворения не имеет конкретной биографической основы, можно переходить к следующему пункту.

4. Анализ композиции стихотворения

При раскрытии этого пункта необходимо ориентироваться на анализ построения фетовского стихотворения, отсылающий к работам
М. Л. Гаспарова.

При определении композиционного построения стихотворения учитывается движение точки зрения в пространстве, смене планов «поля зрения», определение художественной логики, определение художественной логики, определение композиционных принципов. Например, принцип смены точек зрения через расширение/сужение взгляда на объект, принцип смены чувственного начала (звук/цвет/свет), принцип движения чувства («эмоциональное насыщение», по М. Л. Гаспарову).

5. Мотивная структура стихотворения

Определяется комплекс ведущих мотивов (как традиционных, так и индивидуально-авторских.

6. Образная структура стихотворения

Обозначить главные образы стихотворения (как традиционные, так и индивидуально-авторские), определить их функции. При раскрытии вопроса обращается внимание на оригинальность трактовки образа.

7. Размер стихотворения

Определить размер стихотворения. Подобрать ряд стихотворений (два-три), написанных этим же размером. Сделать выводы о специфике обращения А. Фета к этому стихотворному размеру.

8. Ритм. Синтаксис. Мелодика. Звуковой строй

Обозначьте принципы ритмической организации стихотворения (например, принцип «золотого сечения»), определите основные черты синтаксиса (например, «безглагольность»), ведущую интонацию стихотворения (например, мелодика обыкновенной речи). Составьте схему опорного звукоряда (т.н. «фонический аккомпанемент», по М. Л. Гаспарову).

9. Восприятие стихотворения

При раскрытии этого пункта учитываются оценки современников, точки зрения исследователей, привлекаются пародийные переложения. Особое внимание уделяется отсылке к музыкальным вариациям на произведения А. Фета.

Если выбранное для анализа стихотворение не вписывается в предполагаемые параметры, этот пункт можно опустить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: