В информационном обществе




ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития Казахстана ориентирован на ускоренное продвижение государства в сообщество 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В связи с этим, политика в области образования направлена на формирование национальной модели образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.

Образование, реально доступное для всех, - это не только важнейшее

гуманистическое требование и абсолютно необходимый элемент социального государства, но и условие достижения Казахстана к обществу знаний. Высшие учебные заведения должны расширять возможности профессионального развития населения, когда творческий потенциал и человеческие качества членов общества становятся главным ресурсом эффективного развития, успеха в конкуренции на мировых рынках, безопасности страны и высокого качества жизни граждан.

Актуальность курсовой работы. Актуальность дистанционного обучения состоит в том, что в условиях техногенной цивилизации традиционные модели организации учебного процесса не в состоянии удовлетворить потребности в образовании значительной части населения. В этих условиях система дистанционного обучения, обеспечивающая использование новейших технологических средств для доставки информации и учебных материалов непосредственно потребителю независимо от его местопребывания, становится неотъемлемой, конкурентно способной частью образовательного пространства. Опыт, который уже имеется в казахстанской практике высшего образования в области дистанционного обучения, требует дальнейшей разработки и совершенствования

Цель курсовой работы является комплексный анализ теории и практики отечественного и зарубежного опыта дистанционного обучения и разработка научно-методических рекомендаций по организации и совершенствованию системы дистанционного обучения в вузе.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть эволюцию развития дистанционного обучения в мировой практике;

- исследовать сущность и современное содержание понятий «дистанционное обучение» и «дистанционное образование»;

- изучить принципы дистанционного обучения в образовательном процессе;

- проанализировать применение дистанционного обучения в высших учебных заведениях Казахстана;

- обосновать эффективность внедрения дистанционного обучения в систему высшего образования;

- сформировать новые управленческие подходы в системе дистанционного обучения;

Объект исследования – дистанционное обучение в системе высшего образования.

Предмет исследования – принципы, методы и формы организации дистанционного обучения в современной модели управления.

В процессе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ философской, психологической, методической литературы и работ по проблеме дистанционного обучения.

Научная новизна полученных результатов исследования заключается в

системном и комплексном теоретическом и практическом анализе состояния

организации дистанционного обучения в Республике Казахстан, в разработке

рекомендаций по его совершенствованию в будущем.

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫОРГАНИЗАЦИИ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Дистанционное обучение как открытая образовательная система

в информационном обществе

На рубеже XX и XXI вв. стало очевидным, что объективной закономерностью дальнейшего общественного развития является переход от индустриального к информационному (постиндустриальному) обществу как наиболее рациональному пути повышения качества жизни людей, перевода экономики на наукоемкие и ресурсосберегающие производства. В течение последних лет во многих странах мира наблюдается последовательное и устойчивое движение к построению информационного общества, которое призвано создать наилучшие условия для максимальной самореализации каждого члена общества. Основаниями для такого процесса являются интенсивное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий и создание развитой информационно-образовательной среды. Информационное общество можно представить обществом, где главным предметом труда большей части членов общества будут знания информация, которые считаются основными ресурсами и движущей силой прогресса, а орудием труда выступают информационные технологии. Информатизация современного общества становится одним из главных и наиболее значимых направлений мирового научно-технического прогресса. В настоящее время происходит активное воздействие информатизации на материальную, производственную, социальную и культурную области каждого человека и человечества в целом. Ценность же информации заключается в том, что она позволяет наращивать, трансформировать и принимать наиболее обоснованные решения в сфере предметно-практической, социально-политической и духовной жизни общества. Процесс усвоения накопленного человечеством научного знания, приобретения определенных навыков и умений для последующего выполнения социально значимых функций обеспечивается образованием. Образование — это объективная необходимость человеческого бытия. Во все исторические периоды эволюции человеческой цивилизации оно было направлено на развитие личности, ее творческих способностей, эстетического мировосприятия, формирование духовного облика человека.

Традиционное классическое образование — это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков как необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, в основе которого лежит схема: наука—образование — практика. Знание как сумма истин, необходимых для усвоения, является содержанием образования и организационной основой образовательного процесса. Отсюда вытекает логическое распределение и строгая последовательность изучения учебных дисциплин. Классическая наука и образование сыграли свою ведущую роль в определении направлений развития человеческой цивилизации, но в эпоху перехода человечества в информационную стадию развития они обнаружили свою ограниченность именно на уровне жесткой дифференциации и обособленности.

Становится очевидным, что классическая модель образования, свойственная для большинства стран мирового сообщества, уже себя исчерпала. Мировой кризис образования в конце XX в. признан свершившимся фактом. К основным условиям, способствовавшим развитию кризиса национальных систем образования, можно отнести:

- ограниченность и слабость факторов социализации личности в условиях индустриального общества;

- отсутствие органичного единства между рациональной стороной образовательной деятельности и сохранением целостности личности, ее индивидуальной природы;

- воздействие процессов информатизации и компьютеризации общественной жизни, современной коммуникативной системы на сферу образования.

Альтернативой традиционному образованию с его философией жесткой дифференциации способов освоения мира может быть только открытое образование, в основе которого лежит интеграция различных способов познания мира. Открытое образование предполагает непрерывность обучения на протяжении всей жизни, возможность изменения характера отношений участников образовательной деятельности, эффективность и доступность в получении знаний, воспитание социально активной личности, способной к адаптации в постоянно меняющемся и непредсказуемом мире в условиях быстро растущих объемов информации. Таким образом, переход к открытому образованию — это возможность преодолеть ориентацию традиционных образовательных систем на энциклопедичность образования, излишнюю перегруженность информационным и фактологическим материалом, далеко не всегда связанным с действительными запросами и нуждами личности и общества. При этом открытость образования понимается не как механическое движение личности от одной формы образования к другой, а как процесс циклического обновления интеллектуального и профессионального облика личности в течение всей жизни. Любую социально-экономическую систему можно назвать системой открытого типа. Данные системы возникают на пересечении двух главных систем – общество и ресурсы. Нужная система возникает, когда появляется объединение взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые представляют единое целое и образуют новое свойство. Все это относится к системе дистанционного обучения, потому что данная система является одной из подсистем образовательного учреждения, которое использует технологии дистанционного обучения в учебном процессе для желающих получить высшее образование по выбранной специальности. Рассмотрим категории желающих обучаться по системе дистанционного обучения. Это: - лица с ограниченными физическими возможностями в движении;

- лица, выехавшие за пределы государства по программам обмена обучающихся;

- лица, призванные на срочную военную службу;

- лица, находящиеся в длительной заграничной командировке;

- лица, уже имеющие высшее образование, но желающие получить второе образование;

- лица, занимающие должность в региональных органах власти;

- молодые люди, не имеющие возможности получить образование по традиционной системе обучения из-за ограниченной пропускной способности данной системы, необходимости совмещения работы с учебой, территориальной удаленности от университетских центов;

- лица, у которых специфика работы не позволяет учиться в ритме существующих образовательных технологий;

- студенты, стремящиеся получить параллельное образование.

Открытая система подвергается влиянию как внутренней, так и внешней среды, что говорит о существовании прямых и обратных связей, исходной и конечной информации и вследствие наличия метода преобразования этой информации. По общеустановленной классификации ресурсы можно разделить на материальные, трудовые, информационные и финансовые. Все эти ресурсы присутствуют в системе дистанционного обучения. Теперь нам нужно рассмотреть и доказать, данную систему открытого типа с точки зрения кибернетики. Из литературных источников известно, что кибернетика – это интеграционная наука о методах познания сложных высокоорганизованных систем. Метод системного анализа является одним из основных методов кибернетики. Таким образом, мы можем воспользоваться данным методом для того, чтобы доказать, что любая социально-экономическая система, включая систему дистанционного обучения является системой открытого типа. Разобраться в понятиях «образование» и «обучение», определить разницу между ними, а так же определить что такое сама система дистанционного обучения и ее актуальность. Обучение - это процесс, а образование это результат данного процесса. Рассматривая определение процесса управления как прямого воздействия управляющей системы на управляемую с целью достижения определенного результата, можно определить понятие «обучение» и «образование».

Понятие «обучение» в научной литературе рассматривается как систематический, целенаправленный и организационный процесс овладения знаниями, умениями и навыками, а образование выступает как результат обучения, воспитания и развития личности. Современное дистанционное обучение (ДО) - это форма получения образования, вместе с очной и заочной формой, где в образовательном процессе используются не только традиционные, но и инновационные методы, средства обучения, основанные на инновационных компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Дистанционное образование и обучение – это достаточно новое явление в нашем обществе. Существует концепция создания и развития дистанционного образования, соответственно которой дистанционное обучение является одной их форм непрерывного образования, призванного реализовать права каждого человека на получение образования.

Рассмотрим некоторые вопросы развития и понимания этого феномена. По сей день не существует единого определения дистанционного обучения. Исследователи и специалисты в данной области, говоря о дистанционном образовании, очень часто вкладывают разный смысл в это понятие. Для того, чтобы разобраться и глубже понять сущность определения «дистанционное образование», необходимо рассмотреть трактовки данного определения, предлагаемые различными учеными.

Американские исследователи М. Мур, М. Томпсон определяют дистанционное образование как «передачу образовательных программ посредством таких технологий, как кабельное или спутниковое телевидение, видео- или аудиозаписи, факсы, модемы, проведение видеоконференций для обучения вне учебных заведений».

Европейские ученые Дж. Вердуин, Т. Кларк понимают под термином «дистанционное образование» процесс, когда преподаватели и студенты, находятся на значительном физическом и технологическом расстоянии друг от друга, общаются в образовательных целях посредством различных средств связи.

Академик А.Н.Тихонов говорит, что дистанционное образование - это не форма образования, а только особые "дистанционные технологии", или "информационно-образовательная среда".

Ю.И. Лобанов считает, что дистанционное образование это комплекс образовательных услуг, предоставляемых студентам, отдаленным (во времени и пространстве) от источников производства учебно-методической информации, с помощью разнообразных средств ее передачи, хранения и обработки.

Похожее определение дают Г.С. Сиговцев и М.А. Чарута – дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, оказываемых специальной информационной средой с помощью средств передачи учебно-методической информации на большие расстояния.

В Московском государственном университете экономики, статистики и информатики авторский коллектив под руководством В.П. Тихомирова считают, что дистанционное образование – это педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения с подтверждением образовательного ценза.

Е.С. Полат подразумевает под дистанционным образованием новую форму образования и рассматривает ее как результат, процесс и систему одновременно.

Казахстанские исследователи Ж.А. Караев, Е.К. Балафанов, Е. Есбосынов определяют дистанционное образование, как способ реализации идеи открытого образования со всеми вытекающими методологическими и методическими последствиями.

То есть, дистанционное образование – это:

- форма получения образования методами и средствами дистанционного обучения;

- система и процесс, предоставляющие студентам учебные ресурсы;

- особая форма образования, сила, преобразующая все формы образования в единую качественно новую образовательную систему электронного обучения;

- комплекс образовательных услуг, предоставляемых специалистам и широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования;

- форма образования, отличающаяся от других форм способом получения (предоставления) образования или характером образовательной коммуникации, осуществляемой в основном опосредованно (на расстоянии);

- дистанционное обучение.

По удачному и не потерявшему актуальности выражению Д. Шела - дистанционное образование содержит в себе примечательный парадокс: оно уверенно утвердило своѐ существование, но не в состоянии определить, что оно такое.

Суммируя приведенные выше определения дистанционного образования, можно сделать вывод об отсутствии единой точки зрения даже на признание данного термина как специального понятия в области образования, позволяющего вести профессиональное, научное общение, не говоря уже о признании дистанционного образования как философской категории. Отсюда разброс мнений и суждений: от отрицания дистанционного образования как такового до признания его особой формой образования. При этом дистанционное образование понимается и как форма, метод, способ, и как система, и как процесс, и как набор технологий, и как комплекс образовательных услуг. Отдельно стоит вопрос о том, что дистанционное образование является самостоятельной категорией и является формой получения образования. Но общим для всех трактовок дистанционного образования является подход к наполнению содержания перечисленных выше категорий.

Таким образом, обобщая сказанное, учитывая точки зрения разных авторов, определим дистанционное образование как сложно организованную систему, относимую к новой форме образования, способную удовлетворить образовательные потребности населения независимо от его пространственного и временного расположения по отношению к образовательным учреждениям, включающую в себя средства, процесс и соответствующий образовательным стандартам результат реализуемого с помощью телекоммуникационных технологий взаимодействия преподавателя и студента, которое осуществляется специфической образовательной среде.

В образовательной среде также широко используется понятие дистанционное обучение. Зарубежные исследователи А. Чут, Л. Бальтазар, Л. Шатзер отводят большую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения и определяют его как «телеобучение – комплексную систему, включающую планирование, распространение и управление программами обучения, использующую для этого передовые средства дальней связи.

И.В. Роберт считает, что дистанционное обучение - это процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Похожее определение этому понятию дает Е.С. Полат. Она утверждает, что дистанционное обучение – это система обучения, основанная на взаимодействии преподавателя и студента, студентов между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами ИКТ и Интернет-технологий.

А.В. Хуторской определяет дистанционное обучение как обучение, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения осуществляют образовательный процесс с помощью средств телекоммуникаций.

Особняком стоит трактовка данного понятия A.M. Бершадским и И.Г. Кревским. По их мнению, дистанционное обучение - это метод, который может использоваться как в рамках новой формы получения образования, так и в рамках традиционных форм - очной и заочной, а также при обучении, не имеющем целью получение систематического образования.

В "Педагогическом энциклопедическом словаре" дистанционное обучение трактуется как технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью обучающихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра, которая может быть использована при любой форме обучения. Похожая точка зрения встречается у В.И. Овсянникова и др.

Казахстанские ученые Ж.А. Караев, Е.К. Балафанов, определяют дистанционное обучение как новый вид обучения, характеризующийся полифункциональностью образовательных услуг, специфичностью методов обучения, высокой степенью активизации субъектов образовательного процесса.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» дается следующее определение – дистанционное обучение – одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств.

Д.М. Джусубалиева предлагает определить дистанционное обучение как новый вид организации процесса обучения, характеризующийся специализированной информационно-образовательной средой с использованием современных информационных технологий информатизации учебно-воспитательного процесса.

Кроме того можно привести следующие выдержки из различных работ, где дистанционное обучение понимается как:

- технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах;

- форма обучения, при которой преподаватель и обучаемые физически разделены во времени или в пространстве, отличающуюся от заочной формы обучения применением особых технологий;

- форма получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях;

- обучение, которое основано на использовании специальных компьютерных технологий и средств Internet, обеспечивающих оптимальное управление процессом обучения;

- новый метод дидактики;

- организация учебного процесса в условиях опосредованного взаимодействия обучающегося и преподавателя с преимущественным использованием средств информатизации и телекоммуникаций;

- совокупность технологий, методов и средств, обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей учебного заведения или лиц, сертифицированных этим учебным заведением (тьюторов);

- целенаправленный процесс интерактивного асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени;

- новая форма обучения, которая существует в настоящее время наряду с другими формами обучения – очной, заочной, экстернатом в системе непрерывного образования.

Большинство авторов, особенно специалисты, далекие от дидактики, ставят знак равенства между дистанционным образованием и дистанционным обучением.

По мнению Е.С. Полат, очень важно развести понятия дистанционное образование и дистанционное обучение. Это родственные, но не тождественные понятия. Дистанционное обучение является фундаментом дистанционного образования, которое приобретается в результате целенаправленного и ускоренного развития способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знаний и технологий от поколения к поколению.

Под обучением понимается совместная целенаправленная деятельность преподавателя и студента, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание. Дистанционное обучение – это форма обучения, она же и система, которая предполагает этап проектирования, совершенно неизбежный при любой организации учебного процесса. Этап проектирования предусматривает определение общей концепции системы обучения, адекватных ей целей, отбор соответствующего содержания обучения, его структуризацию с учетом используемой формы обучения, ее специфики (в данном случае – специфики дистанционного обучения, специфики предмета), отбор методов и педагогических технологий, организационных форм обучения, адекватных общей концепции и целям обучения и, наконец, средств информационных технологий, других средств обучения и организации учебного процесса.

Таким образом, исследовав различные взгляды ученых, мы соглашаемся с мнением Е.С. Полат и придерживаемся точки зрения, что дистанционное обучение – это новая форма обучения, которая существует в настоящее время наряду с другими формами обучения – очной, заочной, экстернатом в системе непрерывного образования; дистанционное обучение – это система и процесс обучения, в котором преподаватель и студент находятся на расстоянии друг от друга, и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса. Дистанционное обучение включает дистанционное преподавание и дистанционное учение.

Считаем, что определение «дистанционное обучение» является наиболее точным понятием, а понятие «дистанционное образование» включает много видов и форм получения знаний: очная, заочная, вечерняя, экстернат, дистанционная. Само понятие «образование» многомерное и многозначное, а обучение является одним из способов (средств) получения личностью социокультурного опыта, т.е. образования.

В современном мире существующие формы обучения, такие как очная, заочная, экстернат предполагают общеизвестные формы обучения, а также обязательное физическое присутствие обучающегося в высшем учебном заведении – на лекциях, семинарах, практических занятиях и консультациях в определенные временные моменты процесса обучения.

Студенты заочного обучения должны два раза в год – как правило, зимой и летом, присутствовать на установочных занятиях, сдаче экзамена. Противоположность этому является дистанционное обучение, где физическое присутствие студентов не является обязательным, но в отдельных случаях, при обоюдном согласии преподавателя и студента может присутствовать элемент очной формы обучения.

Аудиторная нагрузка для студентов очной формы обучения в год составляет около 1200 часов в год. Студенты заочной формы обучения получают такое же количество часов в год, хотя им и разрешается присутствовать по мере возможности. Дистанционное обучение занимает первое место среди данных форм, так как при общем количестве часов 1200 в год обучающимся не обязательно присутствовать на занятиях физически, обучение проходит через современные IT технологии. Самостоятельное выполнение всех заданий, предлагаемые в процессе обучения, где студент ограничен временными рамками промежуточного и рубежного контроля по разным дисциплинам является основным видом обучения при дистанционной технологии.

Процесс дистанционного обучения это контролируемая самостоятельная работа обучаемого, который выбирает удобное для себя место обучения, составляет индивидуальное расписание для себя, имеет комплект специальных средств обучения при себе плюс согласованную возможность контактных занятий с преподавателем. Дистанционное обучение можно рассматривать как целенаправленный и интерактивный процесс, где субъекты и объекты обучения взаимосвязаны друг с другом, а также взаимосвязаны со средствами обучения. Процесс образования проходит в определенной педагогической системе, в которой элементами выступают подсистемы: целей обучения, содержания обучения, средств и методов обучения, организационных форм обучения, контрольная, экономическая, правовая. Резюмируя все выше сказанное, дистанционное обучение это современная и простая форма получения образования, где в образовательном процессе используются новейшие инновационные методы, средства и формы обучения, фундаментом которых являются IT - технологии, базирующиеся на принципах интенсивности и самостоятельности обучения по индивидуальному графику.

Студенты, обучающиеся по дистанционным формам обучения, имеют в своем арсенале нужные средства обучения и возможность общения с преподавателем по телефону, по электронной почте или визуально. Модернизация образовательного процесса позволяет применять современные информационные технологии для построения совершенно новой формы обучения в сочетании с традиционными методами.

Современное общество нуждается в интеллектуальном потенциале для решения наиболее важных экономических и политических задач, что обосновывает актуальность организации системы дистанционного обучения. Независимо от форм обучения преподаватель является субъектом обучения, а студент объектом обучения. В результате исследования можно отметить, что систему дистанционного обучения правильнее было бы строить на основе определенных условий:

- человеческий фактор является главным для успешного внедрения системы дистанционного обучения;

- обучающиеся самостоятельно приобретают знания как оперативно, так и в продолжительном периоде благодаря гибкой системе обучения;

- коммуникации и сотрудничество между участниками процесса обучения в познавательном процессе и творческой деятельности должно обязательно присутствовать в дистанционном обучении;

- знания, приобретенные самостоятельно должны носить активный характер, чтобы можно было их применить в будущей практической деятельности;

- систематический контроль за усвоением знаний должен быть постоянным и строиться на основе оперативной обратной связи или иметь характер отсроченного контроля;

- при необходимости может присутствовать в образовательном процессе очный итоговый контроль.

Для того чтобы определить что является исходной информацией, методикой ее преобразования и конечным результатом нам следует вернуться к дистанционному обучении, как системе открытого типа. Мы знаем все, что поступает в систему из внешней среды – это объекты обучения, нормативные и методические материалы, законодательные акты, затрагивающие деятельность системы дистанционного обучения, трудовые и материальные ресурсы. Данные составляющие, попадая в систему дистанционного обучения, запрограммированно изменяются по определенной вузами методологии преобразования первичного материала, в результате чего система создает заданный результат. Таким образом, можно сказать, что наличие исходного фактора, методологии преобразования и конечного результата, а так же прямой и обратной связей между субъектами и объектами говорит о том, что дистанционное обучение является системой открытого типа.

Открытость системы дистанционного обучения с точки зрения практики подтверждается принципом гуманистичности. В соответствии этого принципа система дистанционного обучения открыта для любого человека, желающего получить высшее образование или повысить свой профессиональный уровень знаний. В результате объективного процесса информатизации общества и образования, впитывая в себя самые лучшие черты других форм образовательного процесса, дистанционное обучение на современном этапе развития и модернизации высших учебных заведений является наиболее перспективной, интегральной формой получения образования среди традиционных форм. С точки зрения открытости, дистанционное обучение подтверждается универсальностью, которая базируется на применении традиционных и информационных технологий. IT - технологии создают комфорт для обучающихся, а именно свободный выбор учебных курсов, диалоговый обмен с преподавателем, где процесс обучения не зависит от местонахождения обучаемого во времени и в пространстве.

Дистанционное образование – это система, где происходит процесс дистанционного обучения. Информационно-образовательная среда дистанционного обучения – это системно организованная совокупность информационных ресурсов, средств взаимодействия, организационного и методического обеспечения и ориентация на удовлетворение образовательных потребностей населения. Дистанционное обучение - это форма, обеспечивающая использование новейших технических средств для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: