III. Классификация занятий по типам и видам




· В зависимости от степени усвоения детьми программных задач выделяют следующие типы занятий:

1) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;

2) занятия по закреплению ранее полученных знаний и применению их в практической деятельности;

3) комбинированные занятия, сочетающие в себе и знакомство с новыми задачами, и их повторение, и закрепление, проверку ранее изученного материала;

4) итоговые (контрольно-учетные, проверочные) занятия проводятся с целью выявления результативности работы.

 

· В зависимости от особенностей построения занятий определяют следующие виды занятий по математическому развитию дошкольников:

1) занятие-дидактическаяигра или игровой комплекс (занятие на нескольких дидактическихиграх);

2) комплексные занятия, т.е. занятия в ходе которых решаются задачи из разных образовательных областей (развитие речи + изобразительная деятельность +элементарные математические представления и др);

3) занятия в виде комплекса развивающих игр, в которые обязательно входит 7 компонентов: игры и упражнения на развитие внимания и восприятия, игры на развитие мышления, игры и упражнения на закрепление ранее полученных знаний, игры подвижного характера на повышение двигательной активности, игры на развитие логического мышления, на применение знаний в новых, измененных условиях, игры на проявление творчества, игры на расслабление, развитие воображения (автор И.В.Житко);

4) занятия, построенные на сочетании дидактических игр и упражнений;

5) интегрированные занятия (занятий, в процессе которых, работая над программными задачами по ФЭМП, педагог опирается на знания детей из других образовательных областей Программы).

Форма проведения занятия тоже может быть разной:

ü сюжетная форма («Путешествие в лес», «В цирке», «Магазин»);

ü игровая форма (занятие на основе игры-драматизации или сюжетно- ролевой игры);

ü конкурсно-соревновательная форма проведения занятия («Что, где, когда», «Конкурсы юных математиков» и др.).

Программное содержание занятия обусловливает его структуру.

В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей.

Части занятия должны четко прослеживаться: их количество не всегда приравнивается к количеству программных задач, т.к. иногда в одной части занятия могут решаться сразу несколько задач.

Структура математических занятий определяется

а) чередованием разных видов деятельности детей,

б) сменой дидактических средств и методических приемов.

Например:

1 -я часть: объяснение и показ выполнения задания самим воспитателем или с привлечением детей (образовательный компонент «Количество и счёт»)

Воспитатель помещает на доску в ряд числовые фигуры с количеством кружков 5, 8, 7, 4 и объясняет задание: «Сначала дети, которых я вызову, сосчитают кружки на карточках. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить, сколько кружков на первой, второй, третьей, четвертой карточках. Потом я закрою карточки и проверю, хорошо ли вы это запомнили». Педагог вызывает по очереди четырех детей сосчитать кружки, затем закрывает карточки и спрашивает: «Сколько кружков на первой (второй, третьей, четвертой) карточке?» Выслушав ответы, открывает карточку. Дети проверяют правильность ответов. И т. д.

2-я часть: закрепление, самостоятельное выполнение детьми изменённых или усложнённых заданий (образовательный компонент «Количество и счёт»)

Воспитатель предлагает одному ребенку взять 3 матрешки и поставить на стол слева, а другому — 3 разные игрушки поставить на стол справа. Затем спрашивает: «Сколько матрешек слева? Поскольку разных игрушек справа и сколько их всего? Поровну ли игрушек слева, и справа? Как вы узнали? Как доказать, что их поровну? Сколько же надо взять разных игрушек, если я назову число 3? А сколько надо принести разных игрушек, если я назову число 4 (2, 5)?»

Педагог вызывает нескольких детей, по очереди, предлагает принести 4 (2, 5) разные игрушки и рассказать, поскольку они взяли разных игрушек, и сколько их всего.

3-я часть: повторение ранее изученного материала, работа с раздаточным материалом. Закрепление геометрических фигур, ориентировки на плоскости (образовательные компоненты «Геометрические фигуры и форма предметов», «Пространство»)

На столе у каждого ребёнка - лист бумаги и набор геометрических фигур. Под диктовку воспитателя дети выкладывают в указанных местах листа бумаги фигуры.(«Украсим салфетку, одеяло» и т.д.)

4-я часть: организация деятельности по закреплению навыков счёта на слух (образовательный компонент «Количество и счёт»)

На столе воспитателя барабан, металлофон, палочки, бубен, погремушка. Сначала педагог предлагает детям послушать, как звучит каждый инструмент, затем ставит ширмочку и говорит: «Сейчас мы с вами поиграем. Надо будет угадать, на каких инструментах я играла и, сколько всего было звуков». (Педагог извлекает 3 звука.) Ребенок отвечает: «Один раз вы ударили по барабану, один раз палочкой о палочку, один раз по металлофону, всего было три звука». (Задание повторяет и еще извлекает от 2 до 5 звуков.)

5-я часть: организация деятельности по совершенствованию знаний из образовательный компонент «Величина»

Воспитатель предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько палочек? Чем они отличаются?

По сколько палочек разного размера? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой? Помните, что брать надо сразу нужную палочку, примеривать и перекладывать их нельзя!» После того как задание будет выполнено, кто-либо из детей называет сравнительную толщину палочек в порядке их расположения (самая толстая, тоньше...), указывает, сколько всего палочек и которая по счету самая длинная (самая короткая). Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку — от самой короткой до самой длинной — и определяют, где теперь оказалась самая тонкая и самая толстая палочки.

В процессе занятий, обычно на 12-15, проводятся физкультминутки — кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т. д.

В физкультминутку рекомендуется включать 2—3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки и т. д.).

Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Возможно связывать их содержание с формированием элементарных математических представлений: сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью занятия, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию — обучающую.

Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.

IV. При написании и разработке конспекта по математическому развитию детей следует указывать:

1) тип занятия;

2) вид занятия;

3) форму проведения занятия;

4) тему занятия* (количество занятий по изучению каждой темы зависит от степени ее трудности и успешности овладения ею детьми);

5) программное содержание;

6) дидактический материал:

· демонстрационный;

· раздаточный;

· дополнительное оборудование;

7) ход занятия **

 

* тема занятия формулируется в зависимости от новой дидактической задачи, не может начинаться глаголом;

** ход занятия излагается от первого лица с включением прямой речи, указанием методических приемов и структурных частей занятия при написании развёрнутого конспекта.

V. К проведению математических занятий с детьми дошкольного возраста предъявляются следующие требования:

1. занятие должно иметь определенное место в сетке занятий на неделю;

2. на занятии должна быть обеспечена активность каждого ребёнка;

3. новые знания в ходе занятия должны даваться небольшими порциями, частями;

4. в ходе занятия должна осуществляться смена наглядного материала;

5. в течение занятия должна осуществляться смена видов деятельности;

6. обязательно решаются воспитательные, речевые задачи по формированию навыков учебной деятельности;

7. в ходе занятий должны быть реализованы все программные задачи.

Требования к речи воспитателя:

1. правильное употребление математической терминологии;

2. должна быть грамматически правильной;

3. не содержать подсказок;

4.вопросы в речи воспитателя должны формулироваться по-разному и активизировать мыслительную деятельность детей;

5.строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Требования к речи детей:

1.отвечать, правильно употребляя математические понятия;

2. уметь анализировать свои действия;

3. употреблять в речи сравнительные обороты (больше чем, меньше чем..);

4. использовать в ответах полные и неполные предложения.

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: