Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением глагольных форм.




Практическое занятие № 3

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫРУССКОГО ЯЗЫКА

 

Вопросы

1. Трудные случаи употребления имён существительных.

2. Нормы употребления имён собственных.

3. Нормы употребления имён прилагательных и имён числительных.

4. Трудные случаи употребления местоимений.

5. Употребление форм русского глагола.

 

Задания

1. К приведённым ниже словам подберите согласованные определения и укажите род имён существительных.

1)Колибри, тюль, мозоль, кенгуру, вуаль, лебедь, шим­панзе, просека, рельс, жабо, кофе, кашпо, суфле, меню, моль, корь, писака, соловушка, соседушка, иваси, канифоль, бигуди, галифе, конферансье, купе, леди, сабо, салями, сулугуни, танго, филе, фойе, фрау, хинди, цеце, эскимо.

2)Авеню, Ай-Петри, Гоби, Дели, Замбези, Миссисипи, Онтарио, Хоккайдо, Борнео, Баку, Титикака, Канны, Перу, Эри, Огайо, Рио-де-Жанейро, Ориноко, Афины, Чили, Сочи, Алатау.

 

2. Определите род сложносокращённых имён существительных. Допишите пропущенные окончания.

ГЭС пущен…, ООН создан… для поддержания мира и безопасности; многолюдн… ГУМ; МХАТ начал… сезон; ГАИ изменил… систему дорожных знаков; ЖЭК вывесил… объявление; Нововоронежск… АЭС; ВДНХ открыт… ежедневно; надежн... дот; престижн… вуз.

 

3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; глаголы ставьте в форме прошедшего времени.

1) Огромн… ручищ… (опуститься) на плечо. 2) Бывш… подмастерье теперь (стать) инженером. 3) Табель (упасть) на пол. 4) Софья Васильевна Ковалевская – выдающ... русск… математик. 5) Новые занавески из тюл…. 6) С рельс… сыпались искры. 7) Нам подали свеж... студень, жарен… картофель и горяч… кофе. 8) Я люблю цветочн… карамель. 9) На краю села огромн... домище. 10) Получили ценн… бандероль. 11) В зоопарке я видел бойк... шимпанзе. 12) Легков... такси идёт быстрее грузов…. 13) Полноводн...По (выйти) из берегов. 14) Солнечн... Баку утопает в зелени. 15) Мой братишка больш... недотрога, а сестрёнка больш... плакса. 16) (Опуститься) тяжёл... жалюзи. 17) В зоопарк привезли маленьк.... зебу. 18) Все ученики уважали строг..., но справедлив… директора нашей школы Нину Петровну. 19) Дв... колибри привлекли внимание орнитолога.

 

4. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты.

1)Абрикосы, арбузы, апельсины, бананы, баклажаны, блюдца, ботинки, вафли, вишни, воины, вояки, гектары, джинсы, дыни, заморозки, гольфы, граммы, кастрюли, кеды, колготки, кроссовки, комментарии, лосины, лохмотья, макароны, мандарины, носки, партизаны, плечи, полотенца, поместья, помидоры, рельсы, сандалии, сапоги, свадьбы, свечи, солдаты, старшины, туфли, тыквы, цапли, черешни, чулки, яблоки, ясли.

2)Болгарин, татарин, чех, поляк, грек, англичанин, молдаванин, грузин, армянин, румын, француз, якут.

5. Раскройте скобки.

Обширных (пустыня), старых (простыня), помещичьих (усадьба), не хватает (ясли), мощные (дизели), открытых (слог), средневековые (цех), нет детских (одеяльце, полотенце), из глубоких (ущелье), тонких (запястье), у некоторых бочек не было (дно), не видно долгожданных (баржа), Не убивал я этих (цапля), не хватило тёсу на несколько (кровля), слабые (тенор), быстроходные (катер), старинных (копья), ящик (банан), полкило (орех), полведра (помидор), чёрных (чулок), детских (носок), мука для (оладьи), непоседливых (шалунья), несколько подслеповатых (окошко), африканских (апельсин), из свежих (опёнок), национальные одежды (таджик, якут, киргиз, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен), запас (лезвие), из всех (кушанье), ассортимент (туфля), пора летних (сумерки).

 

6. Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества) и фамилии.

1) Наталья не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк). 2) Мне очень нравились фильмы с (Фани Ардан). 3) Ответ на этот вопрос вы найдёте в пособии (Дитмар Эльяшевич Розенталь). 4) После матча Игорю удалось взять автограф у самого (Павел Буре). 5) На занятии мы долго спорили о концепции (Александр Владимирович Бондарко). 6)Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин). 7) На кинофестивале я познакомился с (Мишель Пфайфер). 8) Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель Марсо). 9) Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов). 10) Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман). 11) У (Этель ЛилианВойнич) только три законченных романа. 12) Он состоял в охране при (Катрин Денёв). 13) Константин купил книгу (Анна Луиза Жермена де Сталь). 14) После просмотра фильма мы очень долго говорили об (ИзабельАджани). 15) В молодости он снимался с (Чарльз Чаплин). 16) Об этом ты можешь прочесть у (Марсель Пруст). 17) Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк). 18) Эта композиция была написана (Джорж Гершвин) в 20-е годы. 19) У(Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей) было много способов раздобыть деньги. 20) Режиссёр уже получил от (Николь Кидман) согласие на участие в съёмках. 21) Сценарий к «ДерсуУзала» Ю. Нагибин писал совместно с (Акира Куросава). 22) Супруги (Клинтон) прибыли на отдых в Калифорнию. 23) Муж и жена (Робертсон) совершили путешествие на яхте около западного побережья.

 

7. Раскройте скобки, поставив существительное (географическое название) или прилагательное и существительное в нужную форму.

I. 1) Встретились мы в прошлом году в (Кривой Рог). 2) Санаторий наш находился под (Орехово-Зуево), на берегу живописной реки. 3) Внезапно из (Малиновое Озеро) приехал к нам оперуполномоченный. 4) Около (Великие Луки) сохранились ещё дивные уголки первозданной природы. 5) За (Андреево-Ивановка) мы устроили привал прямо в поле. 6) В (Петропавловск-Камчатский) у меня осталось много друзей и знакомых. 7) Отыскали Александра Морозова только в прошлом году где-то под (Горно-Алтайск). 8) Как мне кажется, четыре года тому назад они переехали из (Комсомольск-на-Амуре) в (Большая Ижора). 9) Чуть севернее (Южно-Сахалинск) и расположился наш городок Долинск. 10) Недалеко от (Ростов-на-Дону), на берегу Таганрогского залива мы разбили наш лагерь.

II. 1) Наша база расположилась около (известный, Репино). 2) Село наше находилось под (старинный, Чернигов). 3) Московский ТВ-центр расположился в (живописный, Останкино). 4) Мой друг с детства живет в (пригородный, Пушкин).5) Мы приобрели дачу под Петербургом, недалеко от (маленький, Лермонтово). 6) Она вышла на станции (Гоголево). 7) Мы встретились у гостиницы в (многолюдный Шереметьево). 8) Это сейчас Тверь, а тогда мы жили в городе (Калинин). 9) После путешествия я все время думаю о (знаменитый, Болдино). 10) Река протекала сразу за околицей села (Васильково).

8. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1) Момент был для всех (торжествен, торжественен). 2) Вид юноши был (легкомыслен, легкомысленен). 3) Директор школы (ответствен, ответственен) за каждого ученика. 4) Актер был (естествен, естественен) в своей игре. 5) Место секретаря сейчас (свободно, свободное). 6) Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный). 7) Лектор (известен, известный) своими выступлениями.

 

9. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Аргументируйте своё мнение и предложите правильный вариант.

1) Вчера ты был менее весел. 2) Мой дядя – прелучшейший и предобрейший человек на свете. 3) Этот костюм мне менее велик, чем тот. 4) Такой зонт более женский, чем мужской. 5) Он из нас был самый честнейший. 5) Эта задача более легче. 7) Нужно в самое ближайшее время и в наикратчайшие сроки завершить ремонт здания. 8) Слаже мёда ничего нет. 9) А теперь посмотрим на наиболее характернейшие приёмы самбо. 10) Маяковский – самый талантливейший из всех поэтов. 11) Писатель употребляет эти слова, чтобы сделать описание предметов наиболее реальным. 12) На низшей полке лежат эти словари. 13) Показатели у первой бригады были более выше, чем у второй. 14) Наш завод оказался более передовым. 15) В Чехословакии более развитая промышленность.

Прочитайте вслух.

До 879 рублей, с 653 рублями, к 241 рублю, 3,2 (процент), 7 3/4 (метр), 22 (сутки). Мы плыли по морю 1,5 суток. Было приобретено 4 ножниц, 5 граб­лей, 3 вил. Поезд пришёл с 368 пассажирами в 10 вагонах. До 668 рублей, с 532 рублями, к 491 рублю, 3,5 %, 9 7/8 (метр), 22 (сани). Это про­изошло в 1242 году. Рабочими отремонтировано 34 яслей. Приобрели 22 новых кеглей. Празднование 850-летия Москвы.

 


11. Исправьте ошибки в употреблении местоимений и обоснуйте правку.

I. 1) Мать попросила дочь налить себе борща.2) Отец велелсыну вымыть за собой посуду. 3) Любому должнику важнодоверие к себе. 4) Я должен поздравить Екатерину Сергеевну с успешной защитой своей докторской диссертации. 5) За 10-15 тысяч лет приручения человеком у собаки по сравнению с волком - своим далёким предком – изменилась лишь психика и гормональная система. 6) Молодая мать любовалась ребёнком, играющим у своих ног.

II. 1) Вдруг Герман услышал скрип рессор. Это была графиня. 2) Наполеон представлен в романе «маленьким человечком» с неприятной улыбкой на «своих коротких ножках». 3) Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 4) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 5) Группа уже сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

III.1) Мотор заглушил весь крик. 2) Майор приказал дежурному доложить о себе командующему. 3) Ихний класс очень дружный. 4) А. П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге. 5) А чего сейчас вспомнил всё это, сам не знаю. 6) Об их никто не заботился. 7) Сергей подошёл к окну. От него пахло бензином.

12. Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях.

Семеро девочек, обоим ученицам, трое дней и ночей, с пятьсот пятьюдесятью рублями, к январю двухтысячно седьмого года, между одиннадцатью и двадцати четырёх часов, через двадцать три сутки, наградить полторастами тысячами рублей.

Вы больна, среди их, скучает по нас, лучше него, вы пятые будете, кромееё.

Положь на место, ляжьте на диван, уплочено, уполномачивать, пора узаконять и ознакомлять с этим население, каплет крыша.

Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением глагольных форм.

I. 1) Ребята игрались в комнате. 3) В летнее время молодняк пасётся по хорошим пастбищам, поится кубанской водой. 4) Она махает платком. 5) Пчёлы стучатся на лету о стенки улья. 6) Семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 7) Займите мне сто рублей.8) Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 9) Марусе стало всё хуже и хуже.10) Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.

II.1) Все фирмы уже позаключали договора с поставщиками. 2) Путешественников настигнул шторм. 3) Экскаваторы всё глубже вгрызаются в землю, и на наших глазах постепенно образовываются котлованы – чаша будущего моря. 4) Ослабла жара в Западной Сибири. 5) Когда Алёша вспоминал бабушку, все люди стали казаться ему лучше. 6) Где вы слыхали об этом? 7) Я полоскаю горло.

 

14. Вставьте пропущенные буквы, мотивируйте выбор формы глагола.

Трудно было охватить сразу весь материал, и приходилось сосредот…чивать внимание на основном. За применение новых методов труда коллектив завода не раз удост…ивался высокой награды. Отдельные члены комиссии уполном…чивались действовать от ее имени. В конце заседания мы усл…вливались о времени следующей встречи.

 


ЗАПОМНИТЕ РОД НЕКОТОРЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ!

 

МУЖСКОЙ РОД: ботинок, банкнот, зал, георгин, жираф, помидор, рельс, толь, тюль.

ЖЕНСКИЙ РОД: бакенбарда, вуаль, заусеница, коленка, кроссовка, манжета, мозоль, тапка, туфля.

СРЕДНИЙ РОД: мочало, повидло, щупальце, яблоко.

 

СОЧЕТАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ (собственных имен) С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ (нарицательным именем: город, река и т.д.)

а) Названия городов, как правило, СОГЛАСУЮТСЯ в падеже с определяемыми словами: в городе Москве, под городом Петропавловском-Камчатским, у города Омска, вблизи города Санкт-Петербурга.

НЕ СОГЛАСУЮТСЯ составные названия: у города Набережные Челны.

НЕ СОГЛАСУЮТСЯ названия в официальных сообщениях и документах: Свердловская область с административным центром Екатеринбург;

б) часто СОГЛАСУЮТСЯ названия сел и деревень: в селе Солнечном, НО: в селе Малые Мытищи; у деревни Дубки

в) СОГЛАСУЮТСЯ названия рек: на реке Оке, за рекой Москвой, НО: у реки Северский Донец (как составное название);

г) НЕ СОГЛАСУЮТСЯ названия озер, гор, заливов, проливов, островов, полуостровов, мысов, бухт, вулканов и т.д. в сочетании со словами озеро, гора и т.п.: на озере Байкал, у горы Казбек, на острове Сахалин, в пустыне Сахара и т.п.

СОГЛАСУЮТСЯ названия, имеющие форму полного прилагательного: на Ла­дожском озере, за Уральским хребтом;

д) НЕ СОГЛАСУЮТСЯ названия станций и портов: на станции Курск, в порту Находка,поезд прибыл на станцию Речкуновка;

е) НЕ СОГЛАСУЮТСЯ названия зарубежных штатов, провинций, департаментов и т.п.: в штате Техас, в провинции Лигурия, в департаменте Сон;

ж) НЕ СОГЛАСУЮТСЯ астрономические названия: орбита планеты Венера;

з) названия улиц обычно СОГЛАСУЮТСЯ, если имеют форму ЖЕНСКОГО РОДА, и НЕ СОГЛАСУЮТСЯ, если имеют форму МУЖСКОГО РОДА: на улице Преображенской, на улице Арбат, по улице Кузнецкий Мост;

и) так женазвания зарубежных республик: в Республике Исландии, НО: в Республике Эквадор. ИСКЛЮЧЕНИЯ: названия, оканчивающиеся на -а: в Республике Куба, в Республике Венесуэла, в Республике Коста-Рика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: