Работа с прикрепленным файлом.




Ход урока

Оргмомент. Психологический настрой на урок.

– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

Мобилизующий этап урока. Формулировка темы и задач урока.

– Какую часть речи вы сейчас изучаете?

– Что такое существительное?

– А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: именами существительными собственными и нарицательными.

Оформление тетрадей.

Запишите в тетрадях дату и тему урока “Имена существительные собственные и нарицательные”

Объяснение нового материала.

1. Актуализация знаний. На доске записаны слова:

Стихи, П ушкин, Т омь, река, П рокопьевск, Р оссия, город, страна.

– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?

– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.

(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой).

– По какому принципу вы распределяли данные слова?

– Давайте дополним каждую колонку своими примерами. (2 ученика у доски)

Работа над новым материалом.

1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.

Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.

– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

Прописная буква.

(Веселые стихи)


Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!


– Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы) Добавить перечень из Памятки:

– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.

Памятка

 

 

– Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.

Итак, на какие две группы делятся имена существительные? Давайте обратимся к памятке и посмотрим, какие существительные относятся к собственным, какие – к нарицательным. Приведите примеры.

Прочитайте в Памятке о том, как называются такие существительные и что они обозначают.

– Какова особенность написания имен существительных собственных?

Закрепление изученного материала.

1. Лингвистическая разминка:

Каждый ряд получает задание, на листах написать следующее:

1 ряд: названия улиц города Прокопьевска;
2 ряд: нарицательные существительные;
3 ряд: географические названия (города, реки).

Проверка работ учащихся учителем (устно).

2. Выполнение упражнений:

· Работа с текстом:

В 2011 году мы отметили юбилей нашего города Прокопьевска. История освоения нашего края уходит корнями в глубину веков. Деревня Монастырская впервые официально упомянута в атласе Ремизова в 1701 году, затем она переросла в село, названное в честь святого Прокопия. В 1923 году село с населением в 3600 человек было преобразовано в рабочий поселок. В 1931 году население посёлка составило 50 тысяч человек. И ему был присвоен статус города с названием “Прокопьевск”.

– Итак, из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных. Взаимопроверка. Найдите значение этих существительных по памятке.

– Все ли правильно выполнили это задание? У кого другие слова?

Физминутка.

– А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физминутка по сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Все слова взяты из данного произведения.

Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперед; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх.

Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.

Незнайка, доктор, Пилюлькин, художник, Винтик, малыши, Пончик, Тюбик, ученый, Сиропчик, музыкант, собачка, Булька, Гусля.

– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (8 собственных и 6 нарицательных).

· Решение проблемной задачи:

На доске записаны слова:

Писатель – писатели Виктор Петрович Астафьев
Рассказ – рассказы Челкаш
Город – Санкт-Петербург
Имя –  

Вопросы и задания:

– Прочитайте две пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)

– К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

(К нарицательным существительным)

– Измените по числам остальные слова.

– Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?

– К какой группе существительных относятся эти слова?

– Какой вывод можно сделать? (Имена существительные собственные не изменяются по числам).

Работа с прикрепленным файлом.

· Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Ленинградской области:

Волхов Омск, Всеволожск, Москва, Бокситогорск, Топки, Курск, Выборг Осинники, Кириши Анапа, Киселёвск, Гатчина, Междуреченск, Тосно,Шлиссельбург Мыски, Мурманск, Волосово

Творческая работа. Составим коллективный адрес нашей школы по пла ну:

1. Государство. (Россия)

2. Город. ()

3. Область. ()

4. Улица. ()

5. Дом. ()

6. Гимназия.()

Промежуточный контроль:

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин

Взаимопроверка.

1.б 2. Б 3.б 4. А



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: