Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

Наименование дисциплины:

«Культура деловых коммуникаций»

Рабочая программа для направления подготовки

033000 Культурология

 

Квалификация (степень) выпускника

 

бакалавр

Москва 2011


Культура деловых коммуникаций

 

Рабочая программа

 

 

Составитель:

К.и.н. доц., К.Ю. Ерусалимский, кафедра истории и теории культуры

Программа утверждена

на заседании кафедры истории и теории культуры

24.03.2011, протокол № 7

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2011

 


Рабочая программа дисциплины

Пояснительная записка

Предмет курса – основы делового и академического общения. В курсе рассматриваются современные проблемы коммуникации в бизнесе и академических сообществах, намечаются культурологические, философские, экономические, социологические, психологические проблемы и интерпретации делового общения. Студенту предложен разнообразный инструментарий для самоопределения в деловом и академическом сообществе. Акцент делается на подготовке самостоятельно мыслящего и действующего агента деловых коммуникаций, способного ориентироваться на рынке деловых идей, возможностей и услуг, формировать свою позицию по отношению к различным деловым стратегиям, соблюдать правила коммуникации и преодолевать препятствия на пути к деловому и творческому успеху. Подход к предмету курса соединяет элементы классических социально-экономических теорий, сформированных в рамках маркетинга и менеджмента (в основном – микроэкономические страгетии, теорию предпринимательства, управления фирмой, бухгалтерии, маркетинговые теории и теорию рекламы), с философией, культурологией, социологией и психологией. Специфика курса – вовлечение студентов с различной подготовкой и различными жизненными ориентирами в диалог о деловом общении, интерактивность, готовность к гибкому диалогу, который одновременно поможет студентам фокусировать свои деловые и академические интересы, формулировать и высказывать свои идеи, подходы и решения представителям различных специальностей и профессий, а также конструировать активную творческую позицию по отношению к своей деловой области, использовать опыт других дисциплин, находить новые решения, создавать проекты и деловые коллективы.

Цель курса заключается в ознакомлении студентов с современными теориями, концепциями и методами деловой устной и письменной коммуникации.

Задачи курса

· представить важнейшие направления изучения деловой активности,

· создать у студентов системное представление о деловом общении,

· разработать конвенциональный образ агента деловой коммуникации,

· показать перспективы освоения этого образа,

· помочь студентам осмыслить перспективы участия в роли агента различных деловых и академических контекстов.

Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Культура деловых коммуникаций» принадлежит к вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин. При изучении данного курса студенты опираются на теоретические и практические знания, приобретаемые в ходе освоения таких базовых дисциплин данного цикла как «Русский язык и культура речи», «Правоведение», «Этика».

Дисциплина «Культура деловых коммуникаций» необходима для последующего успешного освоения таких дисциплин, как «Психология», «Менеджмент», «Организация научной работы в социально-гуманитарной сфере», «Проектная работа в социально-гуманитарной сфере», «Межкультурные коммуникации», «Менеджмент в социокультурной сфере».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование ряда компетенций. Предполагается, что в результате освоения этой дисциплины студент:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
  • умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
  • владеет теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);
  • способен понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);
  • способен применять на практике приемы составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-3);
  • способен строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-5);
  • способен применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в области организации труда (ПК-6);
  • способен к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16);
  • способен осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в государственных и негосударственных учреждениях общего образования (ПК-19).

 

В результате изучения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать: основные понятия, категории, концепции деловых коммуникаций; дискуссионные проблемы и методы работы с деловыми языками; методы концептуализации опыта деловых коммуникаций (ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2).

Уметь: ориентироваться в современной культурной системе деловых коммуникаций; создать, защитить и обсуждать деловой проект; определять значимость проекта и рассчитывать бюджет для его реализации (ОК-2, ОК-7).

Владеть: практическими навыками ведения делового диалога в роли дискутанта, модератора, ведущего (ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-16, ПК-19).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,5 зачетных единицы, 54 часа.

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
I      
Аудиторные занятия (всего) 44/1,25        
В том числе:          
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 64/1,75        
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат *        
Другие виды самостоятельной работы *        
           
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачет с оц.        
Общая трудоемкость часы / зачетные единицы 108/3        

Структура дисциплины

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Деловое общение и его агент   1–8 лекции – 10 семинары – 8 СРС – 24   контрольная работа и семинары – максимум 35 баллов
  Презентация проекта   9–15 лекции – 4 семинары – 8 СРС – 20   контрольная работа и семинары – максимум 20 баллов
  Деловые коллективы   16–20 лекции – 4 семинары – 10 СРС – 20   итоговая презентация проекта – максимум 45 баллов

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины
1. Теория и практика делового общения (лекция / СРС) – 5 ч. / 6 ч. Общие задачи коммуникации. Передача информации, накопление знаний, координация действий, воздействие на мир, диалог как таковой. Передача сообщения в современных теориях информации. Истинность сообщения и проблема истины в современных гуманитарных и социальных науках. Понятие делового общения. Факторы делового общения. Прагматический, этический, психологический факторы. Коммуникативные стратегии. Директивная, диалогическая, полифоническая. Нисходящая, горизонтальная, восходящая коммуникации. Устная и письменная речь как области теории деловых коммуникаций. Участник деловых коммуникаций. Качества делового человека.
2. Агент делового общения (лекция / семинар) – 5 ч. / 4 ч. Понятие деловой активности. Творчество, интерес к созданию и развитию проблем. Сбор и интерпретация данных. Грань между деловой и повседневной коммуникацией. Организация работы во времени. Сотрудничество. Умения организовать данные. Общее и детали. Поиск значений и смыслов. Синтезирование идей, проверка теорий. Готовность проверять свое воздействие на данные в исследовании. Готовность изменить свои выводы. Умение убедительно представить свои результаты и проекты письменно и устно. Заказ и профиль проекта. Поддержка академических проектов.
3. Риторика деловых коммуникаций (семинар / СРС) – 4 ч. / 6 ч. Ортология деловой речи. Классическая и постклассическая риторика. Социальные регистры и речевые жанры. Социальные речевые маркеры. Речевая интенция. Экстралингвистические аспекты коммуникации. Анализ деловой речи.
4. Логика и прагматика речи и письменного текста (семинар / СРС) – 4 ч. / 6 ч. Понятие рациональности. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Концепции неклассической логики. Конвенциональность логики в парадигмах (Т. Кун), эпистемах (М. Фуко), исследовательских программах (И. Лакатос). Генезис понятий объективности и развития (Л. Дэстон, М. Хагнер). Понятие логической ошибки. Неясность, неубедительность, софизм, парадокс, катахреза, амфиболия. Нелогичные и/или неэтичные аргументы. Конкуренция. Суггестия. Риторика и логика. Способы аргументации. Конфликт аргументаций. Дискуссия. Диспут. Полемика. Спор.
5. Этикет деловых коммуникаций (семинар / СРС) – 4 ч. / 6 ч. Этика, речевая культура, толерантность, конвенциональные нормы деловых коммуникаций. Универсализм. Всеобщность. Незаинтересованность. Организованный скептицизм. Уважительное отношение к коллегам и конкурентам: возможности и трудности. Нарушения этики. Нарушение информированного согласия и авторского права. Нетерпимость. Сексизм. Этноцентризм. Мера ответственности. Язык и теории коммуникативного действия. Ю. Хабермас. Классическая и постклассическая риторика. Многослойность языка. Проблема речевого агента и сообщения в постклассической риторике. Открытость текста. Приемы контент-анализа; критического дискурс-анализа.
6. Презентация проекта (семинар / СРС) – 4 ч. / 10 ч. Как готовиться к презентации. Техническая подготовка. Тезисы и полный текст. Содержание проекта, обобщения, дискуссионные тезисы. Готовность к интерактивной работе. Речь и экстралингвистические факторы во время презентации. Дистанция во время устного выступления. Жанры и продолжительность презентации. Лекция. Доклад в профессиональном семинаре. Выступление на конференции, конгрессе, круглом столе. Реплика.
7. Психология делового общения (лекция / СРС) – 4 ч. / 10 ч. Переживание деловых коммуникаций. Психологическая готовность. Понятия психологического типа и психологических девиаций. Личностное знание. Открытость и интрига в деловых коммуникациях. Психологические качества делового агента. Психологические тренинги. Тест как форма проверки и способ самоорганизации. Конфликт и конфликтность деловых коммуникаций. Способы снятия, ухода и разрешения конфликтов внутри делового коллектива и между деловыми коллективами.
8. Конкуренция в деловых и академических сообществах (семинар / СРС) – 4 ч. / 5 ч. Понятие конкуренции в современном капитализме. Понятия первенства и успеха. Эффекты конкуренции в академическом сообществе. Конкурс проектов. Принципы оценки значимости проекта. Бюджет проекта. Понятие делового альтруизма. Обязанности академических агентов. Конкуренция и солидарность. Снятие конкуренции в мировых конфессиях. Снятие конкуренции в тоталитарных обществах. Наука и бизнес без конкуренции. Становление конкурентных отношений в мировой экономике. Примеры достижений в конкурентной среде. Понятие прогресса в мировой культуре и в конкурентных контекстах. Конкуренция в «литературной республике». Рынок идей. Мозговой штурм как поиск решений и вид конкуренции. Открытая дискуссия. Диспут и полемика как организованные конкурентные контексты. Полифония дискуссии, биполярность полемики и монологизм диспута. Риторика и логика конкуренции. Речевые стратегии и аргументация конкурента. Разрешенное и запрещенное в борьбе за поддержку. Долгосрочные конкуренции. Выход из конкурентной ситуации. Создание конкурентной среды. Поиск поддержки, целевой аудитории, слушателей и сторонников.
9. Коллективные и корпоративные проекты (лекция / СРС) – 2 ч. / 10 ч. Деловое взаимодействие. Взаимная выгода. Индивидуальная ответственность. Стимулирование взаимодействия. Формирование социальных и профессиональных навыков. Коллективные действия. Коллективный проект. Понятие группы и групповое взаимодействие. Группа как динамичное целое (К. Коффка). Позитивная и негативная взаимозависимость (К. Левин). Социальность знания и психики (Л.С. Выготский). Понятия сообщества и общества в антропологии и социологии. Исследования в области взаимодействия. Принципы и эффекты взаимодействия. Группа и псевдогруппа. Традиционные и сотруднические группы. Препятствия на пути взаимодействия и их преодоление. Способы изучения эффективности взаимодействия. Деловые коммуникации в менеджменте и маркетинге. Академические коммуникации и бизнес.
10. Методы исследования деловых коммуникаций (лекция / семинар / СРС) – 2 ч. / 2 ч. / 5 ч. Философские проблемы деловых коммуникаций. Социологические и культурологические проблемы. Семиотика. Эмблематика. Теория рекламы. Теории коммуникации. Теория информации. Точные и статистические методы. Методы анализа дискурсов и практик.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                             
  Психология + + + + +   +   + + + +  
  Менеджмент + + + + + + + + + + + + +
  Организация научной работы в социально-гуманитарной сфере + + + + + + + + + + + + +
  Проектная работа в социально-гуманитарной сфере + + + + + + + + + + + + +
  Межкультурные коммуникации + + + + +   +   + + + + +
  Менеджмент в социокультурной сфере + + + + + + + + + + + + +


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: