Билет 34.Языческая реформа Владимира 1.




По Н.И.Павленко.

С образованием Древнерусского государства произошли серьезные перемены в социально-политической жизни общества. Между тем духовная жизнь общества по-прежнему покоилась на установках, восходящих к языческой религии. Язычество с его представлением о мире и тем местом, которое оно отводило в нем человеку, с нравственными и этическими ценностями уже не соответствовало потребностям власти. Поклонение родоплеменным богам более отвечало потребностям родового строя: язычество воспроизводило племенной сепаратизм, порождало коллективную ответственность за все поступки, оправдывало кровную месть. Новые условия предполагали личную ответственность человека за свершенные поступки, признание моральных правил, которые бы объединяли, а не рознили.

Владимир в начале своего правления пытался упрочить духовное единство в рамках язычества. Так называемая церковная реформа Владимира 980 г. должна была придать язычеству более широкий общественно-политический смысл. В Киеве перед княжеским теремом было создано капище, которое представляло официальный языческий пантеон (вместо множества местных богов) с верховным божеством в лице Перуна. Однако скоро Владимир отказался то реформы, признав несовместимость старой религии с поставленными целями: простое выдвижение на первый план языческих богов, которых князь считал главными, не могло повлечь за собой пересмотра всей системы верований и обрядов. Язычество по природе своей оказалось неспособным стать регулятором общественных отношений.

По ПВЛ.

"Нача къняжити Володимер в Кыеве един.

И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:

Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат,

и Хърса,

и Дажьбога,

и Стрибога,

и Семарьгла,

и Макошь.

И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери

и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими".

(Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916, с. 95.)

Описанная летописцем установка идолов в Киеве не являлась обычным делом или только обновлением старых святилищ. Официальных культов, судя по договорам с греками, было два: культ Перуна и культ Волоса. Теперь Перун стал во главе целого пантеона из шести богов, а Волос, почитание которого было повсеместным, в пантеон не попал. Новые идолы поставлены не в отдалении "на холме", как стоял Перун во времена Игоря, а непосредственно рядом с княжеским дворцовым комплексом, но не внутри его, что замыкало бы богослужение в узком придворном кругу, а "вне двора теремного", в самом центре киевской крепости.

Из приведенной летописной фразы выясняется еще одно новшество - очевидно, сильно расширился круг лиц, участвовавших в торжественных жертвоприношениях, так как горожане не только приходили сами, но и приводили свою семейную молодежь, "сыны своя и дщери", которые тоже участвовали в принесении жертв и в пирах, на которых поедались "требы". Все это было вполне в духе демократической политики Владимира, первого князя, попавшего в народный эпический цикл. Почти все былины начинаются с пированья y Владимира стольно-киевского, что подмечено еще Пушкиным:

...С друзьями в гриднице высокой

Владимир-Солнце пировал.

Княжеская гридница была в непосредственном соседстве с новой "кумирницей". Вполне возможно, что былинные и летописные сведения о знаменитых пирах Владимира являются отзвуком тех ритуальных трапез, которые следовали за принесением жертв богам. Hа таких пирах, как мы знаем из описаний языческих действий y западных славян, обсуждались важные государственные и военные дела, принимались решения. Недаром былины прямо связывали пир и беседу князя с его богатырями с получением каких-то новых известий и началом действия. Ритуальные пиры в честь Перуна и других богов могли быть своего рода расширенными заседаниями боярской думы. Языческий элемент в былинах выветрился (циклизация былин происходила спустя 3-4 столетия), а летописцы постарались представить пиры Владимира только как благотворительность и христианское нищелюбие. Осталась лишь память о том, что князь "... устави на дворе в гридьници пир творити и приходити бояром и гридьм и сътьскым и десятьскым и нарочитым мужем... И бываше на обеде томь мъножество мяс от скота и от зверины, бяше по изобилию от вьсего".... Володимир любя дружину и с ними думая о строи земльнем и о ратьх и о уставе земльнем".(Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. 160.)

Практика таких дружинных пиров не связана с христианством, как это хочет показать летописец, но, наоборот, прямо вытекает из обновления языческого культа. Недаром глагол "жрать" означал "священнодействовать", "приносить жертвы", "пожирать жертвенное мясо".

Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного военачальника державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов. Кроме того, этим действием Владимир отодвигал на задний план наемных дружинников-варягов, часть которых была христианами. Владимир строго относился к наемникам и, когда они после водворения мира начали бесчинствовать, великий князь выгнал их из Руси. Новый русский пантеон был противопоставлен не только византийскому христианству, но и скандинавскому язычеству, от которого не было взято ничего. В-третьих (это будет обосновано в последующем изложении), реформа значительно расширяла религиозно-идеологическое воздействие многогранностью и глубокими историческими корнями нового пантеона, что нам и надлежит теперь разобрать.

 

 

 

Билет 35.Княжение Всеволода Большое Гнездо; его внутренняя и внешняя политика.

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212)- великий князь владимирский с 1176 года. Десятый сын Юрия Долгорукого, младший брат Андрея Боголюбского. При нем Великое княжество Владимирское достигло наивысшего могущества. Имел большое потомство- 12 детей, поэтому получил прозвище «Большое Гнездо».

Время правления Всеволода- период наивысшего подъема Владимиро-Суздальской земли. Причины успеха Всеволода-опора на новые города (Владимир,Переславль-Залесский,Дмитров,Городец,Кострому,Тверь),где боярство было относительно слабым, а также опора на дворянство.

В 1175 году, после смерти Андрея Боголюбского, ростовцы и суздальцы послали в Чернигов звать Ростиславичей к себе на княжение, Ростиславичи, несмотря на то, что звали их одних, не захотели ехать без дядей, Михаила и Всеволода Юрьевичей, и сказали: "Либо добро, либо лихо всем нам; пойдем все четверо: двое Юрьевичей, да двое Ростиславичей". Но вскоре дружбе между дядьями и племянниками пришел конец. Ростовцы и суздальцы так ненавидели Андрея Боголюбского, что даже слышать не хотели о его братьях. Михаил был изгнан из Владимира, а Всеволод на этот раз, кажется, вообще не доехал до Суздальской земли и вернулся в Чернигов. Прошло немного времени и владимирцы с переяславцами, не спрашиваясь уже старших городов, послали звать к себе Михаила и Всеволода. Юрьевичи явились и у села Загорья разбили наголову суздальскую дружину. Михаил с честью и славою Вступил во Владимир, а брата отправил княжить в Переяславль Залесский. Ростиславичи бежали в Новгород, ростовцы и суздальцы вынужденно целовали крест Михаилу, но только и ждали.случая выступить против него.

В 1177 году Михаил умер в Городце Волжском. Ростовцы, не дожидаясь даже верного известия о его смерти, послали за Мстиславом Ростиславичем. Мстислав приехал на зов, собрал ростовцев, всю дружину и отправился с ними к Владимиру. Тем временем владимирцы позвали из Переяславля Всеволода и, выйдя перед Золотые Ворота, целовали крест ему, а также детям его. Всеволод, узнав о приезде Ростиславича, собрал владимирцев, свою дружину, бояр, оставшихся при нем (большая их часть перешла на сторону Ростислава), и отправился с ними навстречу племяннику, а за переяславцами послал другого своего племянника Ярослава Мстиславича.

Всеволод не хотел доверять свою судьбу битве, как любили поступать южные князья, и послал сперва сказать Ростиславу: "Брат! Если тебя призвала старшая дружина, то ступай в Ростов, там и помиримся, тебя ростовцы привели и бояре, а меня с братом Бог привел да владимирцы с переяславцами, а суздальцы пусть выбирают из нас двоих кого хотят". Но ростовцы и бояре не дали своему князю мириться. Всеволод, получивши отказ, поехал к Юрьеву, здесь дождался переяславцев и объявил им, что ростовцы не хотят мира; переяславцы отвечали: "Ты Мстиславу добра хотел, а он головы твоей ищет, так ступай, князь, на него, а мы не пожалеем жизни за твою обиду, не дай нам Бог никому возвратиться назад; если от Бога не будет нам помощи, то пусть, переступив через наши трупы, возьмут жен и детей наших; еще девяти дней нет, как брат твой умер, а они уже хотят кровь проливать". На Юрьевском поле,.за рекой Кзой, произошла битва- владимирцы со своим князем опять победили: их потери были ничтожны, тогда как со стороны неприятелей часть бояр была убита, другие взяты в плен, сам Мстислав бежал сперва в Ростов, а оттуда - в Новгород; победители захватили села, коней и скот своих врагов. Так Владимир одержал окончательную победу над Ростовом.

Но эта победа не положила конец борьбе Всеволода с племянниками. Мстислав из Новгорода бежал в Рязань к своему зятю Глебу Ростиславичу и стал подстрекать его к войне против Всеволода. Той же осенью Глеб пришел на Москву и сжег весь город. Всеволод поехал ему навстречу, но когда был за Переяславлем, явились новгородцы и сказали ему: "Князь! Не ходи без новгородцев, подожди их". Всегда осторожный, любивший действовать наверняка, Всеволод согласился ждать новгородцев, чтоб с удвоенными силами ударить на врагов, и возвратился. Но он понапрасну дожидался новгородцев: те не приходили; вместо них явились на помощь двое княжичей черниговских - Олег и Владимир Святославичи - да князь Переяславля Русского Владимир Глебович. Всеволод выступил с ними к Коломне и здесь получил известие, что Глеб опустошил с половцами Владимирскую волость. Всеволод вернулся, встретил рязанцев на реке Колакше и нанес им тяжелое поражение. Вся дружина рязанская была перебита и пленена. В плену оказались Мстислав, Глеб и его сын Роман. По этому поводу была большая радость во Владимире. Но гнев на Ростиславичей был еще очень силен. Владимирцы сами поехали в Воронеж, схватили там Ярополка Ростиславича и привезли во Владимир. Горожане требовали казни Ростиславичей. Всеволод сколько мог сопротивлялся, но потом все же велел их ослепить. Глеб умер в тюрьме, а Роман был отпущен в Рязань после того, как обещал во всем исполнить волю владимирского князя.

Таким образом на севере кончилась борьба в пользу последнего из сыновей Юрия Долгорукого. Всеволод стал так же силен, как и брат его Андрей, и немедленно пошел по пути брата: выгнал из своей волости племянника Юрия Андреевича.

В 1202 году, уговорившись с Романом, Всеволод отдал Киев Ингварю Ярославичу Луцкому. Изгнанный из Киева Рюрик попытался было в следующем году вернуть его, но был вновь побежден Романом и вынужден был целовать крест великому князю Всеволоду и детям его, то есть отказаться от старшинства в роде и по смерти Всеволода. Так усилиями двух окраинных князей - Галицкого и Владимирского, - Киев был окончательно унижен и склонился перед новыми столицами.

Позже Рюрик вновь получил Киев из рук Всеволода, а в дальнейшем Всеволод сажал здесь Ростислава Рюриковича (в 1203 году) и Всеволода Святославича Чермного (в 1210 году).

Но если далеким Киевом Всеволод руководил более благодаря искусной дипломатии, то в рязанские дела он вмешивался непосредственно. В 1186 году он поддержал Всеволода и Святослава Глебовичей против их старших братьев, а в 1187 году еще раз подверг Рязанскую волость сильнейшему разорению. После этого в течение двадцати лет полностью подчинялись Всеволоду. В 1207 году, когда стали доносить, что рязанские князья сговорились с черниговскими, Всеволод велел схватить их всех и в оковах отвезти во Владимир, а сам с сыновьями пошел к Пронску, после трехнедельной осады взял его и пошел оттуда к Рязани. Рязанцы выслали навстречу владимирскому войску своего епископа Арсения, и тот умолил Всеволода не разорять город. Всеволод согласился, но потребовал, чтобы рязанцы выслали к нему всех оставшихся князей с княгинями, а в 1208 году послал к ним княжить своего сына Ярослава. Рязанцы не мирно жили с новым князем, тогда Всеволод вновь пошел на них, сжег город, а жителей заточил по разным крепостям.

Столь же грозен был Всеволод по отношению к Новгороду Великому. В 1178 году он ходил войной в Новгородскую волость, гневаясь на новгородцев за то, что они не помогли ему в войне против Глеба Рязанского, сжег Торжок и Волок Дамский и с большой добычей вернулся во Владимир. В 1187 году во время войны со Святославом Всеволодовичем Всеволод опять явился у Торжка, взял и сжег город, а всех торжан вместе с князем их Ярополком Ростиславичем увел в полон. После этого новгородцы выгнали от себя Владимира Святославича Черниговского и, исполняя волю Всеволода, приняли на княжение Ярослава Владимировича. В 1195 году новгородцы попытались выгнать Ярослава, но тот засел в Торжке и два года воевал против горожан. В 1197 году обе стороны приехали во Владимир мириться, и новгородцы взяли Ярослава обратно по всей его воле. С этого времени Всеволод стал распоряжаться в Новгороде, как распоряжался в нем Мономах. В 1199 году он выслал Ярослава, а в Новгороде посадил сына Святослава, а потом своей волей дал городу нового архиепископа Митрофана. Самовластие Всеволода продолжалось до 1211 года. Все эти годы в Новгороде княжил то один его сын, то другой. Наконец новгородцы не выдержали и вызвали на княжение из Торопца Мстислава Мстиславича Удалого. Престарелый Всеволод вынужден был признать этот переворот. Незадолго до смерти, по словам летописца, Всеволод стал изнемогать, и когда пришел его срок, преставился тихо и безмолвно.

Павленко.

Борьба за власть между младшими братьями Андрея после его смерти

завершилась победой одного из них — Всеволода Юрьевича по прозвищу Большое

Гнездо (1176). Вероятно, Большим Гнездом его назвали во второй половине

XIII в., если не в XIV в., когда во всех, за исключением Рязани,

княжествах Северо-Восточной Руси на княжеских столах сидели его потомки.

Всеволод вступил на престол совсем молодым, 22-летним человеком (он

был на 40 с лишним лет моложе своего брата Андрея) и княжил 36 лет. Он

продолжал политику Андрея Боголюбского. Так же успешно он воевал с

Волжско-Камской Болгарией, совершил несколько удачных походов в Рязанское

княжество и добился его подчинения своей воле. Во Владимиро-Суздальской

земле он правил, фактически единовластно, приостановив на время ее распад.

Всеволод был самым могущественным из князей Русской земли. Он считался

Великим князем Киевским, но с его времени появился и титул Великого князя

Владимирского. Правда, подчинения Новгорода ему не удалось добиться, но

его влияние сказывалось не только в ближайшей Черниговской земле, но и в

Киеве, и в далеком Галицко-Волынском княжестве.

Однако центробежные силы были непреодолимы. Уже при жизни Всеволод

начал выделять уделы сыновьям. После его смерти (1212) единое до того

Владимиро-Суздальское княжество оказалось разделенным по меньшей мере на 7

княжеств: собственно Владимирское, включавшее и Суздаль, Переяславское с

центром в Переяславле-Залесском (в него входили также Тверь, Дмитров,

Москва), Ярославское, Ростовское, Углицкое, небольшое Юрьевское с центром

в Юрьеве-Польском и окраинное Муромское.

Всеволод завещал владимирский великокняжеский престол не старшему

своему сыну, а второму — Юрию. Старший, ростовский князь Константин

чувствовал себя обойденным и вступил в борьбу. Союзником Юрия был другой

брат — Ярослав, владевший Переяславлем-Залесским. Константин пользовался

поддержкой Новгорода Великого.

Вопрос 36.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА,БЫТ И НРАВЫДРЕВНЕЙ РУСИ

Сельское хозяйство.

Земледелие здесь имело вполне устойчивый характер, в нем широко использовалась переложная, или залежная, система, когда пахотной земле давался периодический отдых. Повсеместное распространение пашенного земледелия требовало применения различных орудий труда. «Рало» - деревянный плуг, плуг с железным лемехом, борона широко использовались в южных районах. В лесных районах Днепра, Волги и Оки, где было подсечное, огневое земледелие(до 9-10вв.), лесной перелог, основными орудиями труда были топор, железная мотыга, деревянная борона-«суковатка», сделанная из ели с подрубленными сучьями, а также соха с железными сошниками, как правило, двузубая. Хлеб убирался серпом. Коса использовалась при сенокошении

Охота, рыболовство и бортничество (в особенности на севере)также достигли высокого уровня развития. Орудия ловли рыбы почти не отличались от современных. Охотники пользовались луком со стрелами, капканами, рогатками, сетями. Бортничество носило промысловый характер.

Ремесло.

Среди ремесленников выделялись мастера ювелирного дела, умельцы по обработке металла, дерева, камня, кожи, изготовлению тканей, одежды, гончарных и стеклянных изделий, иконники, книжные писцы и др.

Развитию ремесла способствовал быстрый рост городов. Летописи упоминают более 220 городов, среди которых крупнейшими являлись Киев, Чернигов, Галич, Туров, Смоленск, Полоцк, Новгород, Владимир, Суздаль, Рязань и др. Основная часть города – детинец (позднее его стали называть кремлем), укрепленный административно-правительственный центр и примыкающий к нему посад с площадью торга, прикрытый оборонительными сооружениями. В городах, в отличие от сельских поселений, складывается уличная система планировки. Застройка шла стихийно, образуя прихотливую сеть улиц. Характерными для облика города были феодальные усадьбы, состоявшие из нескольких жилых и хозяйственных построек и огражденные забором.

В системе натурального хозяйства прежде всего обособилось наиболее сложное металлургическое производство.

Сырьем для получения железа служила болотная, озерная и дерновая руды, не требовавшие при обработке сложной технологии. Железо выплавляли в сыродутной домнице.

Лом, клещи, молот (кувалда), наковальня и горн были основными орудиями в руках плавильщиков железа и кузнецов.

Русские кузнецы производили самые разнообразные предметы из металла. Железные лопаты и оковки для деревянных лопат, лемеха, серпы, косы, топоры, гвозди, ножницы, рыболовные крючки, наконечники, копья, ножи, долота, сковороды, цепи, удила, остроги выковывались кузнецами. Широко применялись в кузнечном деле пробойники, при помощи которых железо обрубалось и пробивалось. Встречаются склепанные металлические изделия.

Особое развитие получило производство оружия и военных доспехов. Мечи и боевые топоры, копья, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками.

Показателем высокого развития ремесла было и ювелирное производство. Ювелиры удовлетворяли потребности широких слоев населения в украшениях, а также изготовляли предметы роскоши для феодальной знати и утварь для церкви. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира. Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделия напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Мастера-эмальеры умело использовали лучшие образцы византийской перегородчатой эмали, переняли и усовершенствовали технику, создали свои мастерские. Две такие мастерские обнаружены археологами в Киеве.

Хорошо были знакомы русские мастера с золочением и инкрустацией золотом и серебром по железу и меди с применением черни.

Большая группа ремесленников занималась гончарным делом. Гончарная глиняная посуда была основной в хозяйстве древнерусского человека, хотя в княжеской и боярской среде в обиходе была посуда из золота и серебра.

Особым видом ремесла было стеклянное производство. Ддолгое время считали, что на Руси стеклянные изделия были только привозные. Однако обнаруженная в Киеве древняя мастерская по выделке стеклянных браслетов позволила сделать вывод о местном характере стеклянного дела. В мастерской найдены инструмент, перстни и браслеты, так часто встречающиеся в раскопках древнерусских городищ. Вероятно, стеклянные перстни и браслеты были украшениями горожанок.

Широко развита на Руси бала развита обработка дерева. О строительстве городов и мостов говорит «Русская Правда», определяя «уроки» (размер оплаты) строителю города или крепостных стен, укреплений, мостов. Источники неоднократно упоминают «древоделей», т.е. плотников, которые строят деревянные дома, церкви, монастыри, мостят бревнами мостовые, сооружают стены, башни, мосты.

Появление каменного строительства привело к выделению группы ремесленников, занятых строительством и отделкой каменных зданий, хотя источники говорят о них очень скудно.

Особую группу ремесленников составляли люди, занятые изготовлением одежды, тканей, обработкой кожи.

Жилища

Жилые и хозяйственные постройки, определявшие облик русских городов и поселений, представляли собой полуземляночные или деревянные срубные сооружения. Деревянный каркас полуземляночного жилища сооружался над вырытым в земле прямоугольником. Внутренние стены и поверхность каркаса обмазывались глиной. В жилище устанавливалась топившая по-черному куполообразная глинобитная печь. Деревянные, срубные жилища были наиболее распространенными. Сравнительная техническая простота постройки и доступность материала создавали возможность для возведения различных жилых и хозяйственных построек. Об их характере дают нам представление как данные письменных источников, так и археологические исследования. Основой деревянных построек был четырехугольный бревенчатый сруб, поставленный или прямо на землю, или на подставки (столбы, пни, камни). Пол был или земляным, или деревянным. Такой тип постройки определял простейшую форму жилья – избу. Сам термин «изба» («истба», «истопка», «истобка») означает жилье с печью.

Были в Древней Руси и деревянные постройки, состоявшие из сочетания нескольких срубов. В едином, цельном ансамбле соединялись: жилое теплое помещение – «изба», сени и холодная «клеть», служившая летней спальней и кладовой.

Во дворах князей и крупных феодалов срубы-клети сочетались таким образом, что они составляли крытую галерею второго этажа. Галереи эти покоились на опорных столбах. Составной частью ансамбля были терема, т.е. сени, принимавшие шатровую форму. Обычно весь этот жилой комплекс назывался «хоромами».

Одежда.

Чрезвычайно трудно восстановить одежду жителей Древней Руси. Одежда русского крестьянина состояла из холщовой рубашки-косоворотки с деревянными, металлическими или костяными пуговицами, узкого кожаного ремня, штанов, заправленных в высокие сапоги или замотанных в онучи, если носили лапти или порши (обувь, сделанная из цельного куска мягкой кожи). В холодное время года одевалась грубошерстная теплая одежда, меховые, овчинные шубы.

Князья, бояре, дружинники носили «корзно» - плащ, изготовлявшийся из дорогой ткани. Верхняя одежда знати у «оплечья» (выреза ворота), «припола» (полы одежды), «опястья» (рукавов), так же как и пояс, обшивалась золотом и драгоценными камнями. Обувь – высокие сапоги – делалась из цветного (синего, красного, желтого) сафьяна.

Зимние одежды знати делались из дорогих мехов: соболя, бобра, куницы.

Данных о женской одежде почти не имеется. Можно отметить длинные нижние одежды, покрывало, плащ, платки на головах.

Средства и пути сообщения.

Важнейшими путями сообщения были реки и озера. Именно по ним, а не по сухопутным неустойчивым дорогам осуществлялась связь между отдельными частями древнерусских земель.

Наиболее распространенным водным транспортным средством был челн, представлявший собой долбленую однодеревку. Ладьи были также долбленые, но они были внушительных размеров и могли поднимать десятки людей и много груза. Большие ладьи приспосабливались и для морского плавания.

Развитие сухопутных путей и средств сообщения было менее интенсивным, чем водных. Прокладывать дороги было трудно.

В качестве транспортных средств в Древней Руси применялись «волокуши», колесные повозки, сани, а как тягловая сила использовались быки и лошади.

 

Вопрос 37

Киев и его роль в политической жизни Руси второй половины 12 века-начала 13 вв.Мономашичи и Ольговичи в борьбе за киевское правление.

Роль Киева.

Киевское княжество считалось общединастическим наследием древнерусской княжеской земли.В 12-13 вв.киевская земля отожествляется с Русской землей,НО территариально уже не совпадает с ней.ТРАДИЦИОННАЯ РОЛЬ Киева-политический и церковный центр Руси.По традиции князья соперничали за Киевский стол,хотя влияние ег на общерусскую жизнь ослабло.

Мономашичи и Ольговичи в борьбе за киевское правление.

МОНОМАШИЧИ (Мономаховичи)

название в XII-XIII вв. русских князей - потомков вел. кн. Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха. От его старшего сына - вел. кн. Мстислава пошла старшая линия Мономашичей, давшая князей волынских, галицких и смоленских (Всеволод Мстиславич - князь новгородский и псковский, Изяслав Мстиславич - волынский, Мстислав Изяславич - волынский, Мстислав Ростиславич Храбрый, Мстислав Мстиславич Удалой, Роман Мстиславич - галицко-волынские, сын последнего, Даниил - галицкий). От Юрия Долгорукого пошла младшая ветвь Мономашичей - князья владимиро-суздальские. Из них наиболее известны внуки Мономаха - Андрей Юрьевич Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, потомки которого стали впоследствии вел. князьями Московскими. До сер. XIII в. Мономашичи вели войны за верховенство на Руси с Ольговичами, князьями черниговскими. Во 2-й пол. XII в. разгорелась междоусобная борьба между старшей и младшей линиями самих Мономашичей, закончившаяся победой владимиро-суздальских князей.

ОЛЬГОВИЧИ

название в русских летописях и исторической литературе древней русской княжеской династии - потомков черниговского и новгород-северского князя Олега Святославича (ск. 1115). Ольговичи вели борьбу за главенство на Руси и великокняжеский стол с Мономашичами, нередко пользуясь при этом помощью половцев. Вел. князьями были Всеволод II Ольгович (ск. 1146), его сын Святослав Всеволодович (ск. 1194) и внук Всеволод Святославич Чермный (ск. 1212). Наиболее известен из Ольговичей внук Олега Святославича - герой "Слова о полку Игореве" кн. Игорь Святославич.

Решение Любечского съезда и единовластие Мономаха не разрешили противоречий ни внутри Руси и княжеского рода в целом, ни внутри отчин.

Внутриотчинные конфликты на Волыни и в Черниговской земле продолжались и в княжение Мономаха и при его сыне Мстиславе. После смерти Мстислава(1132) Киевская держава стала быстро распадаться. На киевский престол взошел старший из Мономаховичей Ярополк, бывший до этого переяславским князем. 1132 год считается началом раздробленности(летописная дата)

Сначале произошла ссора между сыновьями и внуками Мономаха. Попытка великого киевского князя Ярополка отдать Переяславль своему племяннику Всеволоду Мстиславичу, как он пообещал Мстиславу перед его кончиной, встретила сопротивление Юрия Владимировича Ростовского и Андрея Владимировича, который правил на Волыни. Сыновья Мономаха не без оснований заподозрили, что бездетный Ярополк намеревается подготовить передачу киевского престола сыну Мстислава Великого. Их отпор привел к тому, что Переяславль был отдан Юрию Долгорукому.

Распрю среди Мономаховичей использовал Всеволод Ольгович Черниговский, который при поддержке половцев и нейтралитете ростовского и волынского князей атаковал Киев. Три дня стоял Всеволод под городом; половцы учинили в это время разгром поднепровских земель. Но взять город черниговскому князю не удалось, и он ушел восвояси.

Наступление черниговского князя сплотило сыновей Мономаха - Ярополка, Юрия и Андрея. Теперь они начинают дружно выступать против Всеволода Ольговича, но тот заключает союз с внуками Мономаха, сыновьями Мстислава, которых их дядья активно начали оттирать в тень.

В середине 30-х годов XII в. эта вражда вылилась в серию войн, в которых на стороне черниговского князя традиционно выступали половецкие отряды.

В 1139 г. Яропол,на Киевский стол сел Вечеслав,который прокняжил 8 -он был изгнан из города Всеволодом Ольговичем. Наконец-то черниговские князья реализовали свое право старшинства и заняли Киев.

Игорь и Святослав Ольговичи(братья Всеволода)были недовольны Всеволодом и все 6 лет его княжения прошли во взаимной борьбе.(Крупное событие 1144-1146 борьба Киева с Галичем).

После смерти Всеволода Ольговича в 1146 г. киевский престол ненадолго перешел к его брату Игорю Ольговичу. Но вскоре вспыхнуло очередное восстание.Руководители киевского боярства тайно послалив Переславль, к внуку Мономаха Изяславу Мстиславичу с приглашением править в Киеве. Тот с войском подошел к Киеву, и бояре сдали ему город. Княжение Изяслава было заполнено борьбой с ольговичами,с Юрием Долгоруким(подробнее см.25 билет.которому дважды удавалась ненадолго завладеть Киевом)

В связи с тем что Киев часто являлся причиной раздора между князьями,киевское боярство заключило с князьями «ряд»и ввело сисему дуумвирата(одновременно приглашались на княжение представители двух враждующих княжеских вествей,старший князь княжил в Киеве,а другой в Белгороде или Вышгороде),которая продержалась всю вторую половину 12 вв.Соправителями были –Изяслав мстиславич и его дядя Вячеслав Владимирович,Святослав Всеволодич(ольгович,1173,1174,1176-1194) и Рюрик Ростиславич(мономахович).

После смерти Святослава(1194) Рюрик стал княжить в киеве,а его соправителем стал Роман Мстиславич Волынский(праправнук Мономаха).Всеволод Большое Гнездо был недоволен тэтим,он тоже желал быть в какой-то форме соучасником уравления Киевщиной.

Началась вражда между Рюриком,который поддержал Всеволода и Романом Волынским.Естествеено в усобицу были втянуты Ольговичи,а так же польша и Галич.В итоге Романа поддержали многие города и он сел на киевский стол в 1202 году.

В свою очередь,рюрик,заручившись поддержкой Ольговичей и половцев,2 января 1203г. Взял Киев,ограбил его и ушёл в свой замок в Овруче.

1205 Роман Мситиславич умер.Ростислав Мстиславич и Роман Ростиславич последние яркие фигуры в списке Киевских князей 12-13вв.

После смерти Романа Рюрик овладел киевским столом.(Ррюрик ходил на Галич,где княжил малолентий даниил).

За Киев стали бороться Всеволод Святославия ЧЕРМНЫЙ(Ольговия,неоднакратно занимал Киев в период с 1206 по 1215 гг). и Рюрик Ростиславич.В усобицу был так же вослечен Всеволод Большое Гнездо,так как конфликтующие стороны изгнали из Переславля его сына Ярослава Всеволодовича+он не мог примерится с переходом Киева к Ольговичам.

Рюрик скончался в 1211году-по Татищеву,в летописи-1215гг.Московский свод дотирует его смерть 1212.Опираясь на сведения Татищева,можно заключить,что Всеволод Чермный вновь приходит в Киев в 1211гг,киевляне сами пригласиле его на княжение.В 1212 он бежит в Днепр,на княжение зовут Мстислава Романовича(Киевский князь 1214-1223,из ветви Маномашичей)

Вопрос 38.Междуусобная война сыновей и внуков Ярослава Мудрого во второй половине 11в.Триумвират Ярославичей. Съезды князей

В 1054 году умирает Ярослав,он оставил завещание,в котором предостерегал сыновей от междоусобиц и призывал жить в мире.

Изяславу он поручил Киев и Новгород, Святославу –Чернигов, земли вятичей и Тмутаракань Всеволоду – Переяславль,земли по Волге,а также Ростов,Суздаль,Белоозеро, Вячеславу – Смоленск, а Игорю – Владимир.

Триумвират

Три старших брата(Изяслав,Святослав,Всеволод) заключили между собой союз(у оставшихся двух были сравнительно небольшие владения и со старшими братьями конкурировать они не могли.),они образуют «триумвират» и таким образом стараются пподержать мир и единство.

После смерти Ярослава эти три брата начинают действовать совместно.Они составили устав об управлении княжескими имениями(«Правда Ярославичей\\\\\\\3).Они распоряжаются судьбами отдельных княжений,земли одних князей они передают по своему усмотрению другим князьям,некоторыые,особенно ценные они оставляют за собой.Они переводят своего брата Игоря из Владимира Волынскогов Смоленск.

Они делают попытку подчинить себе княжество Полоцкое.

Однако триумвират оказался непрочным.первую брешь в нем пробило антифеодальное восстание 1068года(.В 1068 половцы напали на Киев.Разбилтое киевское ополчение обратилось к братьям с просьбой дать им оружие и коней,они хотели продолжить борьбу.Изяслав отказался исполнить требование веча,и это послужило поводом к восстанию народных масс в Киеве).Во время восстания был освобожден Всеслав,князь Полоцкий.Изяслав и Всеслав решили спасаться бегством. Изяслав бежал в Польшу,где надеялся найти помощи(чего и добился)С польской помощью он вернулся в киев,а Посаженный народом Всеслав бежал в Полоцк.Вече отправило посольство к Святославу и Всеволоду с требованием явится в киев и вступить в переговоры с Изяславом в противном случаю они грозились уйти в «греческую землю»(подробнее Грековст 492)Народ боялся расправы со стороны Изяслава. Святослав и Всеволод предложили Изяславу не водить поляков на Киев. Изяслав сделал вид, что принимает их предложение, но в конечном счете обманул их. Он послал вперёд своего сына Мстислава, который произвел расправу(около 70 чел.из тех кто освобождал из тюрмы мстислава он казнил или ослипил)По трупам вошел он в Киев и продолжал расправу. Востание было подавлено,однако через три года движение проявилось с новой силой.

После событий 1068г.Изяслав не имел поддержки в народе и очень слабую у своих братьев.Он был изгнан и бежал в ПОльшу.Летопись сообщает,что Святослав желал большей власти в связи с чем выгнал Изяслава.Он повлиял на Всеволода, убедив его,в том что Изяслав готовится к выступлению против них в союзе с Всеславом полоцким.

 

После изгнания Изяслава «триумвират» распался. Святослав оставаясь князем черниговским,занял Киев. Всеволод отошёл на второй план. Умер Святослав в 1076гг.Киев перешёл Всеволоду, но не надолго.

После долгих странствий по западной Европе Изяслав нашел поддержку у римского папы Григория 7.Изяслав обещал папе,в случае возвращения ему киева признать власть папы и Киевскую Русь сделает леном св.Петра.Реальную помощь Изяславу оказал польский король, нашедший для себя удобным снова вмешаться в киевские дела

В это время отдельные части Древнерусского гос.успели усилится и не которые из них открыто проявляли свои стремления к освобождению от власти Киева(Полоцкое княжество,центр недовольных Киевом князей сосредоточился в Тмутарокани.)

38. Междоусобная война внуков Ярослава Мудрого

Ростислав Новгородский,сын Влаимира Ярославича,не захотел подчинятся князьям триумвирам,и поддержанный новгородским боярством,ушел с войсками в Тмутаракань,где сидел Глеб,сын святослава Ярославичя.Ростислав прогнал Глеба и остался в Тмутаракани в качестве Князя.Ростислав ведет здесь энергичную и независимую от Киева политику.

После смерти Ростислава, Глеб снова вернулся в Тмутаракань. Отсюда его перевели в Новгород.

Олег и Роман Святославичи,братья Глеба, отказались повиноваться киеву.Олег не захотел ехать в Муромо-рязанскую землю, куда посылали его дяди, и самовольно отправился в Тм<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: