нормативно-правовой акт как источник финансового права.




Нормативный правовой акт (НПА) - официальный документ, созданный компетентным органом и содержащий нормы права.

Имеет:

• письменную форму;

• внутреннюю структуру;

• определенный предмет регулирования.

Обладает: юридической силой.

Действует: на определенной территории в течение определенного срока.

Содержит: правила поведения общего характера.

Обязателен для всех, кому адресован, подкреплен возможностью государственного принуждения.

В Российской Федерации существует довольно сложная система нормативно-правовых актов. Системе законодательства любого государства свойственно деление на законы и подзаконные акты.

Закон-это нормативный правовой акт, обладающей высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. По предметам ведения Российской Федерацией принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны.

Законы подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», или «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные законы не применяются.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

· по их юридической силе (Основной закон, федеральные конституционные, федеральные (обычные);

· по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или органом соответствующей государственной власти);

· по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);

· по отраслевой принадлежности;

· по внешней форме выражения (конституция, кодекс, устав, закон и т.п.);

· по сроку (времени) действия (постоянные и относительно-ограниченные);

· по кругу лиц (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства и т.п.);

· по времени вступления в силу (немедленно, со дня, указанного в законе, по истечении установленного срока в порядке общей процедуры законотворчества).

Подзаконные нормативно-правовые акты–одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, или их толкования, или установления первичных норм.

В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов, подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам Президента, постановлениям Правительства. Министры издают приказы и инструкции; местные органы власти и управления принимают решения и распоряжения.

Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений признал возможность регулирования указами Президента Российской Федерации тех отношений, которые должны регулироваться законом, но только в тех случаях, когда закон по каким-либо причинам не принимается и есть потребность преодолеть имеющийся в законодательстве пробел. Такой указ действует до принятия соответствующего закона.

Все нормативные акты имеют временные, территориальные пределы своего действия и распространяются на определенный круг лиц.

1. Действие нормативного акта во времени обусловлено рядом обстоятельств:

Момент начала действия нормативных актов определяется следующими правилами:

- если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;

- если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом.

Действие нормативных актов прекращается:

- в случае прямой отмены;

- по истечении срока, на который принят нормативный акт;

- в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Действие нормативного акта по кругу лиц: на территории Российской Федерации акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

 

12. Роль Конституционного Суда РФ в регулировании финансово-правовых отношений

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

По Конституции России (ст. 125) и Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. в его полномочия входит: разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами (без решения вопросов о конституционности правоприменительной практики и деятельности государственных органов); по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится и к сфере финансовых отношений.

Общеобязательность решений Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом, Конституционный Суд РФ формулирует для всех обязательное правило не применять эти акты. Кроме того, Конституционный Суд РФ часто в ходе рассмотрения дела формулирует правила поведения общего характера, которые ранее не были зафиксированы в каком-либо нормативном акте. Эти правила поведения называются «правовые позиции Конституционного Суда РФ». Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда, включая выраженные в них правовые позиции, обязательны на всей территории РФ. Многие из этих правовых позиций Конституционного Суда РФ затем находят свое закрепление в нормативно-правовых актах.

 

13. Судебный прецедент как источник финансового права

В качестве источника российского права в последние годы в теории права и юридической практике все чаще признается судебный прецедент. Судебный прецедент – это правило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного дела в судебном решении, имеющее общеобязательное значение.

судебный прецедент, представляет собой решение (по аналогичным делам), принимаемое не законодательными органами власти, а высшими судебными органами, отвечающее на вопросы не факта, а права, (устраняя пробел в праве), имеющее перспективное действие, содержит норму права в мотивировочной части судебного решения, является выше по юридической силе, чем закон и публикуется в официальном периодическом издании.

Обосновывается положение, согласно которому, к судебному прецеденту следует относить мотивировочную часть судебного решения, в которой формируется или обозначается правовая позиция суда по уже решенному (аналогичному) делу.

Определяется позиция о признании в качестве источника финансового права следующих судебных актов:

1) Решений Конституционного суда РФ, о признании неконституционными, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ о признании недействительными законов и иных нормативных актов. Обосновывается положение, согласно которому правовые позиции Конституционного Суда РФ имеют общеобязательный характер, нередко обладают нормативностью и соответственно могут признаваться источником права. В работе выделяются два вида правовых позиций Конституционного Суда РФ. К первому виду относят правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом РФ как «негативное правотворчество», когда Конституционный Суд РФ признает неконституционными определенное положение нормативного акта, в силу чего оно утрачивает силу. Ко второму виду, относят правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом РФ как «позитивное правотворчество», когда формулируются правовые позиции нормативного характера, имеющие общеобязательный характер.

2) Руководящие разъяснения о применении законодательства, принимаемые Пленумами Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым вопросам. Обосновывается их значение и роль, а также положение, согласно которому содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснения по вопросам применения законодательства, основанные на требованиях закона и обобщенных данных судебной практики в масштабах страны, представляют собой судебный прецедент и являются ориентиром, подлежащим обязательному учету в целях вынесения законных и обоснованных, решений, определений и постановлений. Авторитет разъяснений Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ очень велик, они безоговорочно принимаются судами, да и не только ими.

Обосновывается позиция о том, что решения Конституционного Суда РФ не являются нормативными актами, а отвечают следующим признакам судебного прецедента:

1. решения Конституционного Суда РФ получают нормативность по итогам осуществления судом конституционного контроля как особой формы государственно-властной деятельности, признавая норму неконституционной или устраняя пробел в праве, т.е. решение Конституционного Суда РФ содержит ответ на вопрос не факта, а права;

2. оспариваемая норма всегда конкретна, но выводы (правовые позиции) Конституционного Суда РФ имеют гораздо более общее значение, общеобязательный характер;

3. в решении Конституционного Суда РФ правовой принцип или норма права содержится в мотивировочной части судебного решения и составляет судебный прецедент;

4. юридическая сила решений Конституционного Суда РФ выше, чем у закона;

5. решения Конституционного Суда РФ подлежат официальному опубликованию.

Осмыслив значение и роль судебных актов, в полной мере обосновывается позиция о признании их судебным прецедентом (в узком и широком значении). В широком смысле, судебный прецедент представлен в Постановлениях Пленумов ВАС РФ и ВС РФ, в которых дается разъяснение (на примере судебного прецедента) разрешения конкретного дела на основе обобщенного анализа аналогичных судебных решений, являющееся ориентиром, подлежащим обязательному учету в целях вынесения законных и обоснованных, судебных решений, определений и постановлений. В узком смысле, судебный прецедент представлен в Постановлениях КС РФ посвященных решению конкретной проблемы: соответствует ли Конституции РФ проверяемая судом норма. А также в решениях ВАС РФ, ВС РФ о признании недействительными законов и иных нормативных актов.

Важным моментом является то, что судебным прецедентом следует считать мотивировочную часть судебного решения, в которой формируется и обосновывается правовая позиция суда по уже решенному делу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: