Тема 16. Психическое развитие и обучение




Тема 14. Категория развития в психологии. Законы психического развития в детском возрасте

 

Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:

 

Преформированный тип развития –__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Непреформированный тип развития –_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Натуральные психические функции – _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Высшие психические функции - _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психологическое орудие – ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Знак –_______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14.2. Анализируя положения теории оперантного научения Б.Ф.Скиннера, продолжитезаполнение схемы 14.2.

Схема14.2. Теории оперантного научения Б.Ф.Скиннера

Задание 14.3. Выделите ключевые понятия, используемые гуманистическими психологами для объяснения положений своей теории.

 

А. Маслоу К. Роджерс
_________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________

Тема 15. Категория возраста в психологии. Проблема периодизации психического развития в зарубежных и отечественных психологических теориях

 

Задание 15.1. Составьте опорный конспект работы Л.С. Выготского «Проблема возраста». Выделите критерии психологического возраста. Дайте определение каждого из них. (Выготский Л.С. Проблема возраста. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005.)

1.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15.2. Познакомьтесь с подходом к периодизации детства в концепции А.В. Петровского. Отметьте отличие взглядов А. В. Петровского на проблему периодизации детства. (Петровский А.В. Новые подходы к периодизации детства// Вопросы психологии. - № 4. – 1984.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15.4. На основе анализа работы Д.Б. Эльконина «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (см.: Избранные психологические труды. - М.,1988), ответьте на следующие вопросы.

Какое положение составляет основу периодизации?___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Каковы основные периоды возрастного развития? ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что выступает в качестве движущих сил развития ребенка? _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие критерии психологического возраста выделяет Д. Б. Эльконин? _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Как происходит смена возрастных периодов? _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15.3. Рассмотрите различные подходы к проблеме периодизации психического развития человека, представленные в зарубежной психологии (Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. – М.: Мир,1992. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995 и др.). Анализируя подход каждого из авторов, заполните таблицу 15.1.


Таблица 15.3. Проблема периодизации детского развития в зарубежных психологических теориях

№ пп Автор, название теории Основание для периодизации /базовые положения теории. Возрастные границы и названия этапов развития Характеристика этапов  
  Холл - Гетчинсон     .      
 
 
  А. Валлон        
 
 
  К. Бюлер        
  Ж. Пиаже        
  Э. Эриксон        
  К. Кольберг          

Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:

 

Хронологический возраст –___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психологический возраст –___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умственный возраст – _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 16. Психическое развитие и обучение

Задание 16.1. Изучив статью Л.С. Выготского «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» (см.: Хрестоматия по психологии. Сост. Миренко В.В. – М., 1987), выделите две её логические части. Запишите их название как пункты плана, коротко поясните направленность каждой части. Составьте конспект-схему, обратив внимание на три ключевых вопроса:

1. Что есть развитие?

2. Что есть обучение?

3. Каковы отношения между развитием и обучением?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:

 

Психическое развитие – ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обучение – _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умственное действие – ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень актуального развития – ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зона ближайшего развития – _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающее обучение – ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 16.2. Познакомьтесь с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, опираясь на учебную литературу и научные статьи:

· Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. / Хрестоматия по психологии. Сост. В.В.Мироненко. – М., 1977.

· Гальперин П.Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследованиях детского мышления. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. Сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш. – М., 2005.

 

Укажите:

1. Понятие, объясняющее процесс появления и функционирования умственной деятельности человека. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

2. Этапы формирования умственных действий (краткая характеристика каждого этапа).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

3. Значение ориентировочной основы действия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Обязательная литература для изучения и конспектирования по разделу возрастная психология

1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М., 1999.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. / Психология развития (Серия «Хрестоматия по психологии»). / Сост. и общ. редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и диф. психологии СПбГУ.- СПб: Питер,2001, стр. 95-144. или Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005, стр.471-516.

3. Выготский Л.С. Проблема возраста. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005.

4. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Хрестоматия по психологии. Сост. Миренко В.В. – М., 1987.

5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. / Хрестоматия по психологии. Сост. В.В.Мироненко. – М., 1977. или Гальперин П.Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследованиях детского мышления. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. Сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш. – М., 2005.

6. Петровский А.В. Новые подходы к периодизации детства// Вопросы психологии. - № 4. - 1984.

7. Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе / Хрестоматия по возрастной психологии. – Сост. Л.М. Семенюк. – М., 1996.

8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Избранные психологические труды. - М., 1988.

9. Эриксон Э. Восемь возрастов человека. Основополагающая вера… /Психология развития (Серия «Хрестоматия по психологии»). / Сост. и общ. редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и диф. психологии СПбГУ.- СПб: Питер,2001, стр.97-125.

10. Юнг К.Г. Стадии жизни. / Сознание и бессознательное: Сборник /Пер. с англ. – СПб.: Университетская книга, 1997, стр.13-32.

 

Задания для самопроверки по разделу IV



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: