Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства и дипломатических работников




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МГУПС (МИИТ))

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика»

 

Специальность 40.05.03 «Судебная экспертиза»

РЕФЕРАТ

Студента 3 курса очной формы обучения

ЖУРАВЛЕВА Дениса Вячеславовича

 

Тема: «ТАКТИКА ДОПРОСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

 

 

Руководитель:

доктор юридических наук, профессор

 

М.В. Бобовкин

 

 

Оценка: ____________

 

Подпись: ____________

 

Москва – 2016

Оглавление:

1) Введение;

2) Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства и дипломатических работников;

3) Тактика допроса иностранных граждан, лиц без гражданства и дипломатических работников;

4) Заключение;

5) Список литературы.

 

 

Введение

Допрос - распространенный способ получения доказательств, но в то же время - сложнейшее следственное действие, как с точки зрения уголовно-процессуального законодательства, психологии, так и с точки зрения криминалистической тактики.

Требования уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие производство допроса в стадии расследования, регулируются главой 26 УПК РФ.

Целью данной темы является рассмотрение сущности и проблем, связанных с допросом иностранных граждан, лиц без гражданства и дипломатических служащих, опираясь на уголовно-процессуальное законодательство и международные договоры, которые регулируют правовой статус этих категорий лиц.

К задачам рассматриваемой темы относятся решение данных проблем, связанных с тактикой допроса иностранных граждан, лиц без гражданства и дипломатических служащих, опираясь на опыт международного сообщества и практику Российских правоохранительных органов, осуществляющих допрос данных категорий лиц.

 

 

Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства и дипломатических работников

Особенности тактики допроса иностранных граждан обусловлены правовым положением иностранцев в России, возможным языковым барьером, психологическими факторами: необычностью обстановки для иностранца, недостаточным знакомством с образом жизни, правилами поведения, обычаями, традициями и законами нашей страны, порядком судопроизводства. Следует иметь в виду еще одно немаловажное в психологическом плане обстоятельство: многие граждане стран ближнего зарубежья, находясь в России, еще не чувствуют себя в полном смысле иностранцами, внутренне они еще "свои", что порой отражается на их поведении и поступках. Этот феномен "своего" может проявиться и в действиях сотрудников правоохранительных органов: в игнорировании необходимых правил общения с иностранцами в процессе дознания или предварительного следствия.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству российские органы, ведущие производство по уголовным делам, вправе осуществлять процессуальные действия в отношении всех, кто находится на территории РФ, в том числе граждан из других государств и лиц без гражданства (ч. 1 ст. 3 УПК РФ). Однако из этого общего правила сделаны некоторые исключения, например, в отношении иностранных граждан, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности (ч. 2 ст. 3 УПК РФ).

«УПК РФ, Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами настоящего Кодекса.

2. Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации.»

Под иностранцем в соответствии с принципами международного права понимают всякое лицо, находящееся на территории данного государства, но состоящее в гражданстве или подданстве другого государства (при республиканской форме правления иностранец считается гражданином, а при монархической - подданным). Иностранец должен иметь в подтверждение своего гражданства (подданства) национальный паспорт или заменяющий его документ. Человек, который не является российским гражданином, проживает на территории России, но не имеет доказательств принадлежности к иностранному государству, признается лицом без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст. 2 закона № 115-ФЗ понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Наряду с законом № 115-ФЗ правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ допускается двойное гражданство, что не освобождает его носителя от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено законом. Иностранцы пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Это, помимо прочего, означает одинаковый принцип уголовной ответственности. Исключение предусмотрено ч. 4 ст. 11 УК РФ: "Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права".

В соответствии с Венской конвенцией 1961 года, дипломатическая неприкосновенность - это право дипломатических (консульских) представителей на охрану их личности, помещений, архивов, переписки и почты от принудительных действий административных и иных органов страны пребывания:

- дипломатические (консульские) представители не подлежат аресту или задержанию в какой-либо форме;

- их резиденция, жилище, служебные помещения, салоны личных и служебных автомашин не подлежат обыску, осмотру, выемке, изъятию чего-либо;

- архивы, почта и переписка не могут быть вскрыты или задержаны;

- они не обязаны давать показания в качестве свидетелей, а в случае согласия дать такие показания не обязаны являться для этого в следственные или судебные органы.

Иммунитетом от уголовной юрисдикции России обладают следующие группы иностранцев:

1) сотрудники дипломатических представительств: а) дипломатический персонал и проживающие с ним члены семей, не являющиеся российскими гражданами; б) сотрудники административно-технического персонала и проживающие с ними члены их семей, если ни те, ни другие не являются российскими гражданами; в) сотрудники обслуживающего персонала, не являющиеся российскими гражданами и не проживающие в России постоянно; г) дипломатические курьеры; д) домашние работники - лица, состоящие исключительно на частной службе у дипломатов;

2) консульские сотрудники: а) руководители консульства; б) консульские должностные лица; в) административные и технические сотрудники консульства (в том числе шофер, садовник и т. п.), не являющиеся российскими гражданами и не проживающие в России постоянно;

3) члены персонала дипломатических представительств в других странах, члены их семей и дипломатические курьеры, следующие транзитом через Россию;

4) сотрудники парламентских и правительственных иностранных делегаций и члены их семей, приезжающие в Россию с официальными функциями или следующие через Россию транзитом;

5) сотрудники международных межправительственных организаций.

Иностранцы, прибывшие в Россию в качестве туристов или для участия в спортивных соревнованиях, фестивалях и т. п., а также участники научных конференций, симпозиумов, аспиранты, студенты, практиканты, сотрудники иностранных банков, предприятий, специалисты и рабочие по договорам не пользуются никакими привилегиями и иммунитетом от российской юрисдикции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: