Автор – составитель Исмайлова Салтанат Владимировна




Приложение

 

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема урока: «Рисование с натуры. Натюрморт».

Цель урока: научить рисовать натюрморт.

Задачи:

- дать представление о натюрморте;

- учить построению рисунка с натуры;

- способствовать развитию чувства цвета через использование живописных приёмов;

- воспитывать эстетический и художественный вкус.

Оборудование:

Для учителя: муляжи фруктов и овощей, драпировка, методические таблицы «Контрастные цвета», репродукции картин известных художников, бумага, акварельные краски, кисти, карандаш, ластик, банка с водой.

Для учащихся: бумага для рисования, краски, кисти, баночки-непроливайки с водой, палитра, карандаш, ластик.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

1. Вступительная беседа:

- Сообщение темы, задач.

2. Новый материал:

- Знакомство с работами художников;

- Композиция натюрморта.

3. Анализ натуры.

4. Объяснение учебного задания:

- Этапы работы над натюрмортом;

- Педагогический рисунок.

III. Практическая работа.

IV. Итог урока.

 

Ход урока:

Этапы Содержание Примечание
I. Здравствуйте, меня зовут Салтанат Владимировна, сегодняшний урок проведу у вас я.  
II.   (1)     (2)     (3)   (4)     III.     IV.   Проверка готовности к уроку. Я постараюсь, чтобы вам на уроке было интересно и познавательно. Тема нашего сегодняшнего урока - «Натюрморт». На уроке мы познакомимся с новым понятием «натюрморт». Загадки Для того, чтобы нам разобраться в теме урока, я хочу, чтобы вы отгадали мои загадки: В саду на дереве растёт Красивый, вкусный, сочный плод. Я подскажу: на букву Я Он начинается, друзья. (Яблоко) - Яблоко какой формы? Цвета? Какие вы знаете фрукты такой же формы? Так вкусна, желта, пригожа И на лампочку похожа. (Груша) - Груша какую имеет форму? Цвет? - Яблоко и груша – это что? Как сказать одним словом? (Фрукты). Показ репродукций на доске.   Пьер Ренуар «Натюрморт с южными плодами»   Франсиско де Сурбаран. «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой».   Винсент Ван Гог «Натюрморт».   Валентин Серов «Девочка с персиками»   Кузьма Петров-Водкин «Яблоки»   Теперь послушайте, что же такое натюрморт Изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта называется натюрмортом. Натюрморт – жанр живописи. Известные живописцы часто обращались к этому жанру, они любят этот жанр за то, что в нём можно использовать яркие краски, получать необычайные сочетания цвета: Французские художники: Жан Батист Шарден, Поль Сезанн, Анри Матис; Пьер Ренуар. Испанский художник Франсиско де Сурбаран; Русские художники Валентин Серов; Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Нидерландский художник Винсент Ван Гог (показ репродукций). Так же натюрморты нам интересны с той точки зрения, что в них отражена история – художники запечатлели на своих картинах предметы быта того времени (посуда, еда, оформление комнат и другое). Практическая часть. Ребята, сейчас мы будем обсуждать, как правильно и красиво составить натюрморт: Посмотрите – фоном является драпировка. Драпировка составлена из тканей двух оттенков: тёмного и светлого. На фоне светло-голубого цвета тёмно-красное яблоко выглядит чётко и выразительно, жёлтая груша подчеркнута тёмно-синим цветом драпировки. Итак, на стул мы повесим ткань темного цвета, как на нашем слайде, а рядышком – ткань светлого цвета. (Учитель на стул вешает ткань темного, а рядом – светлого оттенка). Теперь мы должны разместить фрукты (Учитель кладёт светлый фрукт на темный фон и наоборот). Как должен быть расположен альбом, вертикально или горизонтально? Посмотрите, как удобно использовать контрастные цвета (это такие цвета, которые на цветовом спектре располагаются напротив друг друга, контраст – значит противоположность.) Эти цвета, когда они располагаются рядом друг с другом на картине, выглядят ярче. (Работа со схемой «Контрастные цвета» и показ на репродукциях одновременно). Итак, приступим. Делаем всё вместе со мной – не спешим и не отстаём. Возьмите в руки простые карандаши, и общим пятном (с помощью рамочек) обозначим, где будут располагаться наши фрукты. Какое яблоко по форме? (круглое). Правильно. А круг хорошо вписывается в квадрат. (Показ на доске). Мы аккуратно рисуем квадрат, и внутрь него вписываем круг. Форма груши продолговатая. В какую фигуру она вписывается? (прямоугольник). Правильно. Мы также аккуратно его строим, и в нем рисуем грушу. Вспомогательные линии стираем. (Всё это время ходить по классу, исправлять ошибки учащихся.) Приступаем к живописи, т.е. к раскрашиванию нашего натюрморта. Берём в руки кисточку среднего размера и на палитре получаем нужный цвет (показываю). Всё время смотрим на наш натюрморт, цвет должен быть максимально близким как на нём. Кисточку всегда класть на палитру; Акварель – чтобы получить более светлый оттенок, нужно добавить воды; Гуашь – чтобы получить более светлый оттенок, добавляем белый цвет (на палитре). Стараемся писать красками «по сырому», чтобы получить более мягкие переходы. В традиционной живописи никогда не используется чёрный цвет, поскольку чисто чёрного цвета нет в природе – похожий цвет получаем, смешивая, например, синий и зелёный. Живопись – по сырому, по сухому («многослойная»), примакивание. Беру красный цвет, смешиваю его с оранжевым на палитре… Сравниваю с натюрмортом. Если похоже, переношу его на рисунок. Обязательно нужно вначале обозначить блики – отражения света на фруктах. Эти места будут самыми светлыми, практически белыми. (Приём – осветление водой). Чем дальше от блика, тем цвет ярче. Падающие тени – тёмные, цвет предмета + какой-то тёмный цвет. Тени располагаются с противоположной стороны от источника света. Когда фрукт раскрашен, берём более тонкую кисть, и прорисовываем детали – черенок. Подведение итогов Сегодня мы попробовали нарисовать натюрморт из двух фруктов. Я надеюсь, что вы поняли, что натюрморт это … изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта. Мы использовали правила построения рисунка, правильно подбирали цвета, учитывали освещение, использовали яркие и чистые цвета, учитывали правила использования акварели и гуаши… Итог урока  

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема: «Искусство натюрморта – предмет в группе. Натюрморт из кувшина, яблока и груши».

Цель урока: формировать умение учащихся рисовать несложный натюрморт.

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать формированию эстетического отношения к действительности и искусству;

- Развивать чувство композиции (размещение 2 предметов на листе крупно);

- Формирование графических навыков в изображении объемных предметов простой формы;

- Определение оттенков холодных и теплых цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей натуры.

Оборудование урока:

Для учителя: натурная постановка; «Последовательность выполнения натюрморта»; рисунки детей; картины художников.

Для учащихся: художественные материалы для работы с красками.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

1. Вступительная беседа:

- Сообщение темы;

- Понятие натюрморт.

2. Новый материал.

III. Практическая часть.

IV. Итог урока.

Ход урока

Этапы Содержание Примечание
I. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Салтанат Владимировна, и урок проведу у вас сегодня я.  
II. (1)     (2)     III.   IV. Тема урока «Искусство натюрморта». Натюрмортом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII Веке как самостоятельный жанр. Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Натюрморт выполняет различные функции. Например, Декоративный натюрморт - запечатлевая красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер; - Рассмотрите репродукции картин. - Какой натюрморт на репродукции вам нравится больше и почему? - Назовите авторов картин? - Какой из предметов определил название картин? - Кто мог собрать эти вещи? Сегодня мы рисуем натюрморт из кувшина и фруктов. Каких? Отгадайте загадки: 1. Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки (яблоко). 2. Фрукт сладкий, сочный Похож на лампочку (груша). - Внимательно рассмотрим предметы, из которых состоит наш натюрморт. - Какой формы фрукты? Кувшин? - Какой величины эти предметы? - Как они расположены? - Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в них? Объяснение самостоятельной работы ведется с помощью образцов-рисунков «Последовательность работы карандашом и акварелью в изображении натюрморта». Последовательность выполнения: - Карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправлений резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею: разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды. - На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь-колер, который прозрачным слоем нанесем на все части рисунков, исключая блики. - На втором этапе моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда, их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят правильно относительно света примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте. - На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумагу мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя взгляд то на изображение, то на натуру. Это позволит увидеть, передана ли та цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности. - На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Подчеркиваем резче или смягчаем контуры некоторых предметов. Самостоятельная работа учащихся. Обращается внимание на композицию рисунка. Напоминается детям о том, чтобы они соблюдали правильную последовательность в работе карандашом, акварельными красками (от общего к деталям). Подведение итогов урока.    

 

 

 

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема: «Натюрморт в творчестве русских художников».

Цель: Ознакомить с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.

Задачи урока:

Познакомить с жанром натюрморт, его историей на примере творчества русских художников, с произведениями великих русских художников;

Развивать навыки анализа художественного произведения;

Воспитывать эстетический и художественный вкус;

Определение оттенков холодных и теплых цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей натуры.

Оборудование:

Конспект, работы русских художников.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

2. Вступительная беседа:

- Сообщение темы;

- Понятие натюрморт.

2. Новый материал:

Беседа о творчестве русских художников, анализ работ:

- И.Ф.Хруцкий «Цветы и плоды», «Фрукты»;

- И.Э.Грабарь «Сирень и незабудки», «Неприбранный стол»;

- К.С.Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», «Селедка»;

-П.П.Кончаловский «Фрукты».

III. Проверка знаний учащихся.

IV. Итог урока.

 

Ход урока:

Этапы Содержание Примечание
I. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Салтанат Владимировна, и урок проведу у вас сегодня я.  
II.         III.     IV. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из жанров изобразительного искусства – натюрморт. Вы знаете, что такое натюрморт? Натюрморт – это изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве. Слово “натюрморт” произошло от двух французских слов: nature (природа) и morte (мертвая). В России натюрморт как самостоятельный жанр появляется в начале XVIII века. В то время представление о натюрморте было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека и рассматривался в качестве “низшего” жанра, в отличии от портрета или исторической картины. Натюрморт в те времена существовал главным образом как учебная постановка. И только в начале XX века произошел расцвет русской натюрмортной живописи, и натюрморт обрел равноправие среди прочих жанров. Одним из художников, работающих в жанре натюрморт, был Иван Фомич Хруцкий (1810-1885 гг.). «Цветы и плоды» Для России именно этот художник являлся родоначальником академического натюрморта. Хруцкого называли живописцем “цветов и плодов”. Посмотрите, как внимательно художник относится к деталям, как он правдоподобно прописывает каждый предмет. Мастер тщательно прорабатывает разнообразные фактуры: бархатистый персик, прозрачный стакан, блестящий металл, плетеная из лозы корзина. Посмотрите, что изобразил рядом с тыквой художник? Почему дальше в названии стоит слово «плоды»? Почему не фрукты или овощи? Что вы можете сказать о стоящих рядом цветах? Какого они цвета? Одноцветны ли они? Цветовая гамма картины самая, что не наесть разнообразная. Начиная от темных и тусклых цветов на заднем плане и переходя к ярким и красочным впереди. «Фрукты» Особенно Иван Фомич Хруцкий, мы видим, любит виноградные грозди, они присутствуют во многих его работах. В XIX веке в жанре натюрморта у Хруцкого не было конкурентов. Многие художники ему подражали. У мастера было много заказчиков, иногда ему даже приходилось копировать свои работы. Иван Фомич Хруцкий, конечно подражал голландцам. Он в свои работы вводит похожие элементы: цветки, вынутые из вазы, разрезанный пополам овощ или фрукт. А какие же фрукты здесь изображены? Что находится в центре картины? Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает? Но все же в полотнах Хруцкого нет той пышности и изысканности, которые присущи работам голландских мастеров. Познакомимся с творчеством другого русского великого художника Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960 гг.). Перед нами работа художника “Сирень и незабудки” 1905 г. Здесь мы видим совсем другую манеру живописного письма, похожую на импрессионистов. Импрессионизм – это одно из направлений в живописи, которое появилось во Франции в XIX веке. Т.е. главное в живописи импрессионистов – передать первое впечатление от увиденного. Игорь Эммануилович Грабарь также увлекался подобной манерой письма и его даже называют “русским импрессионистом”. На данной картине мы видим на крышке рояля белый кувшин с белыми и розово-фиолетовыми ветками сирени. Рядом – плетеная корзина с огромным букетом нежных незабудок. Обратите внимание, как мастер написал отражение на темной лаковой поверхности инструмента. Фоном для натюрморта является интерьер комнаты. Как вы понимаете слово “интерьер”? Интерьер - внутреннее убранство помещения. На заднем плане мы видим венские стулья, над которыми висит картина, рядом белеет камин. Эта изысканная праздничная обстановка передает весеннюю атмосферу. Вся картина словно наполнена свежим воздухом. Какие чувства вызывает у вас эта картина? С чем можно сравнить эти цветы? Какое бы сравнение вы подобрали? Много ли оттенков нашел художник в цветах сирени и незабудках? Так же большую известность имеют и другие работы Грабаря, например, «Неприбранный стол» На бело-голубой скатерти стоит фарфоровая и стеклянная посуда. Создается впечатление, будто хозяин только что встал с кресла и отошел на минуту. В этом и заключается смысл живописи импрессионистов: остановить мгновение, запечатлеть краткий миг. Игорь Эммануилович Грабарь писал не только натюрморты, но и портреты, и замечательные пейзажи, воспевающие красоту русской природы. Мы видим яркую, сочную живопись, художник использует открытые, насыщенные, яркие и контрастные цвета. Главной задачей здесь является цветовое восприятие произведения. Сегодня мы также познакомимся с натюрмортами Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939 гг.). Натюрморты мастера чрезвычайно своеобразны. Рассмотрим “Натюрморт со скрипкой” 1921 г. Художник очень точно передает натуру. Мы видим скрипку и ноты. Удалось даже точно установить издательство и год выпуска этих нот, настолько художник верен натуре. Мастер тщательно прописывает фактуру материалов: стекло, металл. Можете ли вы отличить из чего сделана скрипка и ноты? Вам нравится эта картина? Почему? В натюрморте “Селедка”1918 г. художник использует контрастные цвета: синий и красный. Обратите внимание, как мастерски прописана рыба – словно настоящая. Вспомним голландцев, которые также тщательно прописывали каждую деталь. Петров-Водкин, как и Грабарь, и Иван Фомич Хруцкий работал не только в жанре натюрморта. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин создал замечательные портреты, очень часто в своем творчестве обращался к образу матери. Рассмотрим еще некоторые натюрморты русских и советских живописцев. Перед нами работа Петра Петровича Кончаловского “Фрукты” 1911 г. Кончаловский считается представителем русской авангардной живописи. Обратите внимание, что художник в своей работе использует черный контур. Это характерная отличительная особенность, которая присутствует во многих его произведениях того периода. Сегодня мы познакомились с жанром живописи натюрморт. Ответьте мне: 1. Что такое натюрморт; 2. С какими художниками мы сегодня познакомились; 3. Какие произведения из увиденного вам понравились больше всего. Итог урока.  

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема урока: «Натюрморт как жанр изобразительного искусства».

Задачи урока:

-Познакомить с понятием натюрморт, с работами художников, с историей развития жанра натюрморт, с этапами работы над натюрмортом;

-Развивать навыки работы карандашом с учетом передачи формы, пространства и размещения на листе;

-Воспитывать эстетический и художественный вкус.

Оборудование:

Конспект, предметы натюрморта, работы художников.

Материалы и инструменты: Бумага белая А-4, акварель, ластик, простой карандаш, тетрадь

План урока.

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

1. Вступительная беседа:

- Сообщение темы, задач.

2. Новый материал:

- Знакомство с работами художников;

- Композиция натюрморта.

3. Анализ натуры.

4. Объяснение учебного задания:

- Этапы работы над натюрмортом;

- Педагогический рисунок.

III. Практическая работа.

IV. Итог урока.

 

 

Ход урока

Этапы Содержание Примечание
I Здравствуйте, меня зовут Салтанат Владимировна, сегодняшний урок проведу у вас я.  
II(1)               III   IV Тема урока «Натюрморт как жанр изобразительного искусства». Сегодня мы познакомимся с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом, узнаем где и когда впервые появился жанр натюрморт. Узнаем об особенностях его композиционного решения. Натюрморт (франц. nature morte, буквально – мертвая природа) – жанр в изобразительном искусстве, посвященный изображению неодушевленных предметов. В натюрморте изображаются обычно цветы, плоды, битая дичь, накрытые столы, различные предметы обихода и т.д. Натюрморт возник в древнем мире (древнеегипетские фрески и рельефы, древнеримские мозаики, фрески и др.). Здесь вы видите древнеримскую мозаику, а далее древнеегипетскую фреску. Самостоятельное значение натюрморт приобрел в Китае с 7в., особенно высокого развития достиг в 10 – 13 вв. В европейском искусстве в 17 в. Натюрморт выделился в отдельный жанр, достигнув совершенства в передачи многообразия предметов материального мира, утверждая эстетическую ценность простых, обыденных вещей, окружающих человека в быту. В русском искусстве натюрморт появился в 18 в. Время расцвета этого жанра – конец 19-начало 20 в. Это прежде всего импрессионистические работы К.А.Коровина и И.Э.Грабаря (1871 -1980). Так же известны такие создатели натюрмортов, как И.Хруцкий, П.Кончаловский, И.Машков, К.Петров-Водкин. Посмотрите на доску, перед вами репродукции картин И.Т.Хруцкого «Фрукты», К.С.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»,   и И.И.Машкова «Натюрморт с белым кувшином и фруктами»   Рассмотрим картину И.Т.Хруцкого «Фрукты». По своему содержанию и цветовому решению она богата, но в то же время ее отличают незначительная декоративность, тонкое восприятие цветового решения. Она имеет довольно сложную композицию, т.к. на ней много крупных и мелких элементов. В композиции картины К.С.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» выделяется скромный букет цветов и кружка черного чая. В картине же И.И.Машкова наоборот нет этой яркости и сочности красок. Более живописными предметами в композиции являются лежащие в чашке сливы и горшок с цветком. Давайте сравним эти картины и скажем, что изображено на них? Какой формат выбрал художник и почему? Какая картина темнее, а какая светлее? Какая из картин теплее, какая холоднее? За счет чего художник показывает объем предметов? Какая картина вам понравилась больше? Почему? А теперь рассмотрим наш натюрморт и подумаем из каких предметов он состоит? – Какой из предметов расположен ближе к нам, а какой дальше? Какая у них форма? Какой цвет? Что выше яблоко или кринка? Сколько раз высота яблока укладывается в высоту кринки? Как предметы располагаются относительно друг друга? Откуда падает свет на постановку? Куда падает тень? Где находится блик и полутень на предметах? Определяем формат 1. Намечаем общую массу предметов в листе 2 Намечаем форму предметов натюрморта Построение предметов через геометрические фигуры 3.Дорисовываем характерные детали Намечаем падающие тени.   Давайте, вместе с вами определим, как мы расположим лист, вертикально или горизонтально? Почему? Я буду рисовать на доске, вы смотрите. Не забывайте, мы рисуем натюрморт, поэтому не забывайте смотреть на натуру, с каждого ряда натюрморт будет выглядеть по-разному. - Наметим общую массу. - Намечаем предметы натюрморта - Строим кувшин (через геометрические тела, затем скругляем) - Строим яблоко - Дорисовываем характерные детали - Намечаем падающие тени. Практическая работа.Нарисовать натюрморт. Во время практической работы делаю обход класса, контролирую организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказываю помощь учащимся испытывающим затруднения, контролирую объем и качество выполнения работы. Итог урока. Организация выставки детских работ. Наглядность   Презентация Работа с натюрмортом     Работа с репродукциями     Анализ работ художников   Анализ натюрморта     Пед. рисунок

 

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема: «Натюрморт».

Цель: Ознакомить с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.

Задачи:

Научить выполнять изображение с натуры, различать изображение красок;

Развивать навыки анализа художественного произведения;

Воспитывать интерес к предмету, аккуратность в работе, эстетический вкус.

Оборудование: репродукции картин; натурная постановка; образец педагогического рисунка.

Оборудование для учащихся: акварель, гуашь, альбом, кисти, простой карандаш, ластик, вода.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

1. Вступительная беседа:

- Сообщение темы;

- Понятие натюрморт.

2. Новый материал.

3. Беседа о творчестве русских художников.

III. Практическая часть.

IV. Итог урока.

 

Ход урока

Этапы Содержание Примечание
I.   II. (1)   (2)   (3)     III.   IV.     Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Салтанат Владимировна, и урок проведу у вас сегодня я. Сегодня я вас познакомлю с одним из жанров живописи и графики, который называется натюрмортом. Вначале вспомните, что такое «картина»? (ответы детей.) Картина–произведение живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани. Слово образовалось от итальянского карта – «бумага». Первоначальное значение слова картина – «тонкая, красивая, изукрашенная бумага». Чтобы получилась красивая картина, вы должны научиться выполнять творческую композицию: выбирать определенного формата лист бумаги, использовать всю его плоскость при рисовании, выражать смысловую связь между объектами, передавать сюжет. Обратимся теперь к понятию натюрморта. Это жанр замечателен тем, что через мир предметов: домашнюю утварь, атрибуты какой – либо деятельности, плоды и цветы – отражаются различные стороны жизни. Натюрморт –это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы и дичь и т. д. Само слово натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура». Давайте рассмотрим и поговорим о каждом натюрморте: На картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине» изображен нарядный, нежный и разнообразный по окраске букет начала лета – сирени. На коричневом фоне крупные грозди соцветий цветов сирени разных цветов: белой, розовой, красной, сиреневой и фиолетовой с крупными листьями. Сорванные цветы скоро завянут, а нарисованные живут вечно, дарят воспоминания и доставляют радость людям в любое время года. На красочной, нарядной картине Ильи Ивановича Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», в центре картины изображена прозрачная ваза с двумя алыми розами. Рядом на столе и белой тарелке красные, спелые, сочные ягоды клубники. У каждой ягодки оставлен зеленый хвостик. На картине Мартирос Сергеевича Сарьяна «Осенние цветы» на фоне голубого, чистого неба изображен праздник цветов и фруктов. Много ярких, нарядных, красочных осенних цветов, расставленных в керамических горшках, прозрачных стеклянных вазах и банках. Крупные и мелкие, махровые и простые цветы и соцветия: белых, желтых, и малиновых хризантем; красных георгин; бордовых, розовых и белых астр; темных и светлых оранжевых бархатцев, с зелеными листьями, листочками и стеблями. На белой скатерти стола возле ваз мандарины, персики, яблоки, лимоны и пучок редиски. На картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Дельфиниум»изображена белая керамическая ваза с высокими темно – фиолетовыми, бледно – голубыми и синими соцветиями цветов дельфиниума. Ваза стоит на столе, покрытом белой скатертью. Рядом две ветки цветов дельфиниума, чтобы показать размер высоких, горделивых цветов, в стакане синие полевые цветы – васильки. Стол стоит на фоне белых берез и залитого летним солнцем луга. Если долго смотреть на картину, то можно почувствовать дуновение ветерка и услышать, как шуршат на ветру листвой березы. Игорь Эммануилович Грабарь на картине «Хризантемы» в сине – фиолетовой вазе на белой скатерти, в холодной гамме тонов изобразил яркие, лимонно – желтые, главные цветы осени. Около них графин, тарелка и стаканы. Стол стоит на среди деревьев. От картины веет прохладой и спокойствием. Сегодня мы будем рисовать натюрморт с натуры. Отгадайте загадки. Какие овощи, фрукты, домашняя утварь будет служить нам натурой. *** Шесть фарфоровых подруг На скатерке встали в круг, Захотели вечерком Нас попотчевать чайком (Чашки) *** Блестит ярко мой мундир, На столе я – командир. Знают чашки, чайник; Я большой начальник (Самовар) *** Две сестры: одна большая, Кашу манную мешает. Ну а меньшая сестренка Чай помешивает звонко (Ложка) *** Само с кулачок, Красный бочок, Потрогаешь – гладко, А откусишь – сладко! (Яблоко) *** Летом в огороде, свежие, зеленые, А зимою в бочке желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? (Огурцы) *** Ягода красна, ягода вкусна - Режь да соли! Ешь да хвали! (Помидор) Правильно, мы сегодня будем рисовать чашки, самовар, ложку, яблоко, огурцы и помидор. Этапы выполнения рисунка: 1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды. 2. На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесем на все части рисунка, исключая блики. 3. На втором этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета, примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенность и светлоте. 4. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности. 5. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие – то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершен. Практическая часть. (С разрешения педагога учащиеся выполняют рисунок – натюрморт с натуры.) Подведение итога занятия.  

 

 

Ян Фейт «Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем»

 

Питер Класс «Завтрак с ветчиной»

 

 

И.Т. Хруцкий «Натюрморт с овощами»

 

И.Т. Хруцкий «Цветы и плоды»

 

Франс Снейдерс «Натюрморт со служанкой и мальчиком»

 

Франс Снейдерс «Рыбная лавка»

 

 

Франс Снейдерс «Натюрморт с дичью, омаром и фруктами на столе, две борзых и попугай»

 

Виллем Клас Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом»

 

Виллем Клас Хеда «Завтрак»

 

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Катайский профессионально-педагогический техникум»

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ«ВОЗМОЖНОСТИ ЖИВОПИСИ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЖАНРА НАТЮРМОРТ»

 

Автор – составитель Исмайлова Салтанат Владимировна

 

 

Катайск 2016

АННОТАЦИЯ К ИЗДАНИЮ

 

Настоящее учебное пособие посвящено натюрморту - одному из самых распространенных жанров искусства и основному объекту рисования на начальной стадии изучения основ изобразительной грамоты.

Роль натюрморта в обучении определяется его наглядностью и доступностью. Поскольку дети не имеют художественной подготовки, в программах по рисунку и живописи натюрморту отведено довольно значительное место. В них предусматривается последовательное освоение натурных постановок, начиная с простых геометрических тел и заканчивая сложными тематическими натюрмортами.

Простые, ясные геометрические формы, лежащие в основе всего разнообразия природных форм, дают возможность детям познакомиться со средствами и способами построения объемного изображения. В различных постановках, составленных из предметов окружающей среды, решаются более сложные задачи, связанные с изучением светотени и тонального решения формы, цветовых отношений и колорита, то есть тех средств выразительности, которыми художник пользуется при создании художественного произведения.

Наряду с развитием умения работы с натуры натюрморт служит также действенным средством формирования творческих способностей детей. В длительных постановках и кратковременных этюдах, в работе по памяти и по представлению развиваются такие качества, как наблюдательность, зрительная память, способность видеть в натуре и в окружающей жизни интересные с точки зрения изображения темы и сюжеты.

Особое значение в этой связи приобретает работа над творческим натюрмортом, в процессе которой происходит активное освоение законов композиции. Материал пособия поможет уяснить роль этих законов в создании художественного образа. Здесь приводятся примеры анализа композиции натюрмортов крупных мастеров живописи, где показано, как общие закономерности реалистической композиции - композиционный центр, симметрия и асимметрия, ритм, равновесие и т. д. – используются художниками для выражения замыслов. Это сведения будут полезны будущим учителям в педагогической работе и при создании собственных творческих композиций.

Цель работы – рассмотреть особенности методики преподавания младшим школьникам рисования натюрмортов.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть натюрморт как жанр изобразительного искусства;

-определить роль искусства в развитии младшего школьника;

-изучить организацию педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом;

-выявить этапы работы над натюрмортом;

-рассмотреть правила составления натюрморта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: