ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ




Тема 1. Комплексные программы. Разнообразие комплексных программ, особенности их построения, содержания, направлений развития детей дошкольного возраста. Основные направления, задачи и содержание программ: «Радуга», «Детский сад – дом радости», «Детский сад», «Развитие», «Истоки», «Кроха», «Детство», Программа воспитания и обучения в детском саду М.А.Васильевой.

Программа «Детство» разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена под руководством В.И.Логиновой (Санкт-Петербург).

Создавалась как программа обогащенного, многогранного, целостного развития и воспитания ребенка-дошкольника в различных видах детской деятельности под лозунгом «Познавать, чувствовать, творить».

В основе лежит признание самоценности детства как периода полноценного, естественного становления познавательной и мотивационно-эмоциональной сфер посредством преодоления внутренних противоречий развития человеческой личности.

Содержание объединено в четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Единство их обеспечивает взаимосвязь двух процессов – социализации и индивидуализации ребенка на основе теории амплификации.

Она предполагает максимальную реализацию возрастного потенциала дошкольников, полноценного проживания ими данного жизненного периода и создание условий для обогащения процесса познания окружающего мира в специфически детских видах деятельности.

Программа «Радуга» создана коллективом лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства образования и науки РФ под руководством Т.Н.Дороновой (Москва). Строится на основании следующих положений:

- полноценного проживания ребенком-дошкольником соответствующего возрастного периода, каждый год является решающим для становления определенных психических функций:

младший возраст – ориентации на формирование ориентации в детской деятельности;

средний возраст – развитие интереса к знаковой системе, отражающей особенности реальной действительности;

старший возраст – развитие произвольности психических процессов;

- выделение ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личностных новообразований;

- формирование у дошкольников определенных типов мотивации (игровой, общения и личной заинтересованности), которые побуждают их к освоению нового материала.

Структура программы определяется ее названием, по аналогии с семью цветами радуги выделяются виды деятельности:

- физическая культура – красный цвет;

- игра – оранжевый цвет;

- изобразительная деятельность и труд – желтый цвет;

- конструирование – зеленый цвет;

- занятия музыкальным и пластическим искусством – голубой цвет;

- занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром – синий цвет;

- математика – фиолетовый цвет.

В программе раскрываются своеобразие этих видов деятельности, их педагогическая целесообразность, а также даются конкретные методические рекомендации по планированию и проектированию работы в различных возрастных группах.

Программа «Развитие» подготовлена сотрудниками Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования под руководством Л.А.Венгера (Москва). В основу легли следующие теории и концепции:

- теория амплификации А.В.Запорожца с установкой на «самоценность» дошкольного периода развития человека;

- концепция Л.А.Венгера о развитии способностей как универсальных ориентировочных действий детей с помощью педагогических средств, соответствующих их возрастным особенностям.

Программа ориентирует на развитие умственных и художественных способностей, а также специфических видов детской деятельности посредством выстраивания системы постепенно учебных задач и обобщенных способов действий.

В качестве основы развития рассматриваются собственный чувственный опыт ребенка, процесс его целенаправленной фиксации и образного обобщения.

В программе выделены возрастные периоды дошкольного детства, для каждого дана подробная характеристика основных направлений педагогической работы.

Программа «Истоки» создана сотрудниками центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца под руководством Л.А.Парамоновой (Москва).

Основной целью педагогического процесса признается всестороннее развитие ребенка и формирование его способностей.

Неповторимые индивидуальные особенности каждого ребенка базируются, по мнению авторов, на следующих характеристиках: компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности и ответственности, произвольности, свободе поведения и безопасности, самосознании и самооценке, получающих свое развитие на протяжении всего периода дошкольного детства при благоприятных условиях, создаваемых педагогом.

Структура программы выстроена на основе выделения таких возрастных периодов – раннее (от рождения до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7 лет), их психологической характеристики и оценки роли ведущей деятельности (общение, предметная и игровая).

Задачи, содержание и условия педагогической работы представлены по направлениям социального, познавательного, эстетического и физического развития дошкольников.

 

Таким образом, проанализировав сложившиеся в отечественной дошкольной дидактике подходы к отбору содержания дошкольного образования, можно сделать вывод о том, что оно ориентируется на общедидактические положения, а также имеет собственную специфику, связанную с психологическими особенностями детей данной возрастной группы.

/Педагогика. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – М: Изд.центр «Академия», 2012./

ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: