К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




 

Большинство статей, публикуемых в книге, посвящено вопросам формирования восприятия цвета, формы, величины, пространства, звуковысотных отношений – этим классическим проблемам сенсорного воспитания в дошкольном возрасте. Развитие фонематического слуха обычно не относится к числу таких проблем. Вероятно, это происходит потому, что первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения, как показали исследования Н.X.Швачкина и тщательные наблюдения А. Н. Гвоздева, чрезвычайно рано. Уже к 2 годам дети хорошо дифференцируют слова, различающиеся друг от друга только одной какой-либо фонемой. Даже слова, очень мало отличающиеся друг от друга (например, только одной звонкой или глухой согласной или твердой и мягкой), дифференцируются детьми.

В.II.Бельтюков по этому поводу пишет: «Функция слухового анализатора ребенка развивается сравнительно рано. Уже в самом начале развития речи ребенок способен различать фонемы, акустически тонко противопоставленные. Функция речедвигательного анализатора значительно отстает от слуховой [1].

А.Н.Гвоздев указывает на то, что дети очень рано становятся блюстителями норм русского произношения. Рядом исследователей, что первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. К специальному его формированию приходится прибегать только в случаях нарушений в развитии речи.

Таким образом, развитие фонематического слуха – это проблема, скорее, раннего детства, чем дошкольного возраста.

О каком же развитии фонематического слуха может идти речь в системе задач сенсорного воспитания в дошкольном возрасте?

Рациональное обучение детей чтению и письму на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу, требует в качестве предпосылки умения детей производить звуковой анализ слова и умения расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове, т. е. анализа звуковой структуры слова.

Хорошо известно, что большинство детей, поступающих в школу, этим умением не владеют, и это действие приходится специально формировать. Высокий уровень развития первичного фонематического слуха не приводит автоматически к этому действию, хотя, несомненно, является предпосылкой его формирования. Элементарной сенсорной речеслуховой функции совершенно достаточно для практики речевого общения, но недостаточно для овладения чтением и письмом. Речевое общение не ставит перед ребенком задач, в ходе решения которых развивались бы эти более высокие формы речеслухового анализа. Вполне возможно такое положение, при котором более высокие формы речевого слуха не возникают на протяжении всей жизни человека, если он не учился чтению и письму или если письмо на каком-либо языке построено не по звукобуквенному принципу. Уровень развития речевого слуха у грамотного качественно иной, чем у неграмотного. Очевидно, что в ходе обучения грамоте речевой слух подвергается перестройке.

Все сенсорные функции в принципе подвергаются такой же перестройке. Однако перестройка зрительных функций происходит внутри практической деятельности ребенка, которая требует выделения тех или иных сторон в предметах, являющихся объектами практических изменений со стороны детей.

Воспитывающие ребенка взрослые даже не замечают, как в процессе общения и совместной деятельности с ребенком дают ему эталоны (образцы) для выделения тех или иных сенсорных свойств предметов и тем самым формируют особые действия по анализу этих свойств. Именно поэтому процесс перестройки элементарных сенсорных функций скрыт от непосредственного наблюдения и требуется специальный экспериментальный анализ для его раскрытия.

Развитие более высоких форм речевого слуха происходит только в процессе специального обучения и представляет собой интересный объект для исследования особенностей формирования более высоких форм сенсорных функций вообще. Мы в своем исследовании называем эти более высокие формы восприятием, понимая под последним специальные действия субъекта по выделению предмета или его внешних свойств из ряда других предметов или свойств и по установлению внешних отношений между предметами или их свойствами и признаками. Фонематическим восприятием мы называем специальные действия по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова как его единицы. В ходе формирования фонематического восприятия происходят перестройка первичного речевого слуха, овладение им и использование в целях решения новых задач.

В ряде исследований … изучался процесс формирования умственного действия звукового анализа у старших дошкольников и младших школьников. Выработанная на этой основе методика легла в основу работы по звуковому анализу слов при обучении грамоте по экспериментальному букварю [2].

Разработка методики формирования звукового анализа основывалась на гипотезе поэтапного формирования умственных действий, предложенной П.А.Гальпериным. Согласно этой гипотезе формирование умственного действия должно начинаться с этапа материального, или материализованного, действия, затем переходить в план громкой речи и, наконец, принимать форму действия, производимого в уме. В ходе такого формирования действие принимает обобщенный и сокращенный вид. Была найдена исходная материализованная форма звукового анализа слова. Вкратце она сводится к следующему. Ребенок получает карточку, на которой нарисован предмет, а под рисунком дана схема звукового состава слова-названия этого предмета. Схема состоит из клеток по числу звуков, составляющих слово. Кроме карточки, ребенок получает фишки. При помощи учителя на основе проговаривания ребенок последовательно вычленяет один звук за другим. Вычленив первый звук, ребенок обозначает его, ставя фишки в первую клетку схемы звукового состава слова; затем вычленяется второй звук, который обозначается фишкой, поставленной во вторую клетку, и т. д., до тех пор пока не проанализировано все слово и не заполнены все клетки. В результате схема звукового состава слова заполняется фишками. Теперь слово, представляющее собой непрерывный поток звуков, превращено в дискретный ряд фишек, каждая из которых обозначает звук, стоящий на определенном месте.

На следующих этапах постепенно снимаются сначала схема звукового анализа, а затем и фишки. В ходе такого сокращения действия ребенок постепенно переходит от громкого проговаривания слова к его прошептыванию и, наконец, к действию в уме. Как показали исследования, при таком способе формирование звукового анализа происходит очень успешно. За относительно небольшое время (12-14 занятий) дети научаются без картинки, без схемы звукового состава слова и без фишек в умственном плане проводить звуковой анализ слов, т. е. устанавливать состав звуков и их порядок в слове.

Хотя практическая эффективность такого метода формирования была доказана, оставалась недостаточно ясной психологическая природа процесса. В частности, процесс перестройки элементарной слухоречевой функции оставался скрытым; неясным был и вопрос о том, посредством какого действия происходит самое выделение звуков, которые затем материализируются посредством фишек в схеме.

Можно было предполагать, что процесс станет яснее, если провести формирование того же действия у детей более младшего возраста. Такой сдвиг вниз процесса формирования оправдывался и чисто практическими задачами – выяснить возможность обучения чтению детей среднего дошкольного возраста.

Исследования формирования звукового анализа слова младшего и среднего дошкольного возраста показало, что при определенных условиях дети любого дошкольного возраста могут выделить первый и последний звук в слове, причем для детей среднего дошкольного возраста эта задача не представляет сколько-нибудь значительных трудностей. Однако при этом произнесение слов детьми существенно отличается от обычной речи обучали особому произнесению слова произнесению с интонационным выделением того звука который затем должен быть выделен и назван отдельно например, слово морж дети произносили м-м-морж им нужно было выделить первый звук, и морж-ж-ж если стояла задача выделения последнего звука

Таким образом, при выделении отдельного звука из слова функция произнесения ребенком слова меняется, превращаясь из практической, служащей целям общения, в служащую целям обследования звукового состава. Ребенок научается переходить от естественного слогового квантования к интонационному выделению звуков в слове. Опыты показали, что такого рода интонирование звуков в слове оказывается вполне адекватным способом для выделения отдельных звуков слове способом.

Могут ли дети дошкольного возраста произвести полный звуковой анализ слова любой сложности?..

При обучении детей среднего дошкольного возраста полному звуковому анализу слов при помощи фишек и схемы звукового состава с интонационным выделением в них звуков.

Детям было показано, как правильно произносить слово, чтобы услышать в нем звуки. Для этого экспериментатор интонационно последовательно выделял все звуки в слове (мак, м-м ак, м- а-а к, ма к-к), произнося затем каждый интонационно выделенный звук отдельно и фиксируя его фишкой.

Вначале с детьми на каждом занятии анализировалось только одно слово и повторялись ранее разобранные слова, чтобы опросить каждого ребенка группы. На первых четырех занятиях были проанализированы слова мак, сыр, дом, кит.

На этих занятиях обнаружилась характерная для детей этого возраста ошибка: правильно назвав первый звук в слове, дети вместо второго звука называют первый и второй вместе, но усиленно интонационно выделяя второй звук.

<...>Детям предлагались более сложные задания по звуковому анализу слова: например, найти в букваре картинку, название которой начинается с того звука, которым кончается слово, названное экспериментатором (типа мак, кукла), и еще более сложные: найти в букваре картинку, название которой кончается тем звуком, с которого начинается слово, названное экспериментатором (типа макдом).

<...>В результате сдвига процесса формирования звукового анализа в младший возраст обнаружились некоторые его особенности, скрытые при обучении более старших детей. Это прежде всего касается роли подчеркнутого интонирования отдельных звуков при их выделении из слова. Оказалось, что, во-первых, самостоятельное выделение звуков ребенком на первых этапах формирования звукового анализа невозможно без подчеркнутого интонирования, которому детей надо специально обучать: во-вторых, при формировании умственного действия звукового анализа подчеркнутое интонирование как средство выделения звуков необходимо детям до конца обучения. Даже тогда, когда они могут анализировать слова без помощи схемы звукового состава слова и заполнения фишками, устранение интонирования приводит к ошибкам.

В ранее проведенных исследованиях Д. Б. Эльконина и его сотрудников такое явление не встречалось в столь резкой форме, хотя на первых стадиях формирования анализ производился на основе громкого проговаривання слова.

Можно предположить, что у старших детей это первоначальное действие является уже сокращенным и поэтому проходит незамеченным; в младшем же возрасте оно выступает в своей развернутой форме.

При звуковом анализе слова ребенком возникают две трудности, с которыми мы постоянно сталкивались при обучении грамоте (чтению и письму) и в специальном эксперименте.

Первая трудность связана с объективным противоречием, существующим между звуковой единицей языка и единицей речи. Звуковой единицей языка является фонема, в то время как произносительной единицей речи, как это особенно убедительно показано в исследовании Н.И.Жинкина [3], является слог. Речь при произнесении квантована слоговым образом, а анализировать ее надо не со стороны составляющих ее артикуляторных единиц (слогов), а со стороны составляющих звуковых единиц (фонем).

Вторая трудность заключается в том, что ребенку надо анализировать свою собственную деятельность. Хорошо известно, что умение анализировать свою собственную внутреннюю умственную деятельность формируется позже, уже в школьном возрасте, в процессе обучения. Хотя при звуковом анализе слова ребенок анализирует свою внешнюю деятельность – произносимое слово, однако это трудно для ребенка и такому анализу надо специально учить.

В практике обучения чтению и в специальных экспериментах эти трудности выявлялись очень рельефно. Так, например, очень часто дети при звуковом анализе пропускают гласные звуки и выделяют только согласные, хотя, казалось бы, гласные как акустически более выделенные услышать легче; часты случаи, когда вместо выделения отдельного звука дети выделяют слог, т. е. вместо звуковой единицы языка дают артпкуляторную единицу речи.

Интересно, что дети легко анализируют слова, произносимые взрослым с интонационным выделением отдельных звуков, и в то же время проанализировать самостоятельно произносимое слово не могут, сбиваясь при этом или на выделение слога, или на выделение согласных звуков с пропуском гласных.

В исследованиях, проведенных на школьниках, мы столкнулись с интересным фактом: чем рельефнее дети артикулируют, тем хуже идет звуковой анализ (Д.Б.Эльконин).

Возникло предположение, что в ходе предшествующего развития речи в связи со стремлением произносить звуки у детей возникает ориентировка на работу собственного артикуляторного аппарата. Поэтому мы всячески старались снять чрезмерную артикуляцию, ориентируя детей не на артикулирование, а на слушание произносимого. Такое предположение верно, но не охватывает сути дела.

Уже И.М.Сеченов писал: «Слух есть анализатор времени... В способности уха ощущать тягучесть звука лежит условие для анализа последнего во времени. Анализ этот заключается в самом деле в способности сосредоточивать внимание на отдельных фазах звука, то нарастающего, то упадающего в силе, то изменяющею периоды или формы колебаний. Этой способностью обладают в наивысшей степени певцы. Но ведь та же способность должна, конечно, лежать и в основе умения придавать своей речи определенный характер: один слог протянуть долго, другой – меньше, а третий произнести очень отрывисто. Стало быть, этой способностью обладают уже и неразумные дети. Явно, что искусство это дается тем же путем, как и вообще способность артикулировать слова, т. е. частым повторением рефлекса в одном и том же направлении» [4].

Задача заключается в том, чтобы построить у ребенка новое действие со словом, в известном смысле отличное от естественного, хотя и рельефного и четкого смыслового артикулирования. Действие это должно разбивать естественный слоговой способ произнесения слов. Именно такому действию подчеркнутого интонирования, вернее, протягивания, отдельных звуков мы и учили своих испытуемых. Опыт Л.Е.Журовой показал, что такое действие является адекватным для отделения в слове одного звука от другого и тем самым для их выделения, изолированного слышания и называния.

При формировании такого нового действия со словом происходит расшатывание сложившегося артикуляторно-слогового стереотипа произношения, преодолевается естественное слоговое квантование слова, ребенок научается управлять собственным артикуляторным аппаратом. Развернутое проговаривание слова с подчеркнутым интонированным, протяженным произнесением отдельных звуков выполняет функцию ориентировки в звуковом составе слова. Тем самым произнесение слова из практического действия, обслуживающего общение, превращается в специальное, исследующее звуковой состав слова. Выделение отдельного звука при подчеркнуто интонированном произнесении приводит и к его слышанию как отдельного звука.

Как и всякое действие, это действие формируется сначала как максимально развернутое, а затем постепенно сокращается и превращается в сокращенное и производимое в уме, вернее, производимое при молчаливом, беззвучном и без видимых артикуляторных движений внутреннем проговаривании.

Однако этим создаются лишь необходимые условия для звукового анализа слова. Звуковой анализ слова предполагает не только выделение отдельного звука па основе проговаривания или узнавания заданного в виде образца звука в слове. Главное в звуковом анализе слова – это установление отношений между звуками, составляющими слово. Так, например, слова кот, ток и кто состоят из одних и тех же фонем. Однако это разные слова, и они разные именно потому, что одни и те же звуки составляют каждый раз своеобразную структуру, заключающуюся во временной последовательности, в которой эти звуки следуют друг за другом.

А.Р.Лурия в своих работах по патологии чтения и письма указывает на существование особых афазическпх расстройств, связанных с поражением нижних премоторных зон коры мозга. Суть этих расстройств заключается в том, что больной с относительно сохранным фонематическим слухом, умеющий выделять из слова отдельный звук по данному образцу и символизировать выделенный звук соответствующей буквой, оказывается не в состоянии расчленить слово на ряд следующих друг за другом звуков. Такие больные не в состоянии устанавливать именно временную звуковую структуру слова.

Опыт показывает, что дети, умеющие определять первые и последние звуки слова на основе проговаривания, слышать отдельный звук в слове, или найти его по эталону, или даже иногда сказать, есть ли этот звук в данном слове, не умеют произвести звуковой анализ временной последовательности звука в слове. Наоборот, дети, умеющие производить анализ последовательности звуков, могут производить тонкие сравнения отдельных звуков и их выделение.

Необходимо заметить, что переход от звуковой речи к графической понимают иногда упрощенно, просто как введение для звуков речи замещающих знаков-букв. Вводят нас в заблуждение историки письма, которые упрощенно представляют себе переход от пиктографического письма к иероглифическому и, наконец, к звукобуквенному просто как переход к символизации не слов, а звуков. В основе такого перехода лежат значительно более тонкие психологические процессы. Иероглифы не моделирует звуковой формы слова. Он является символом слова; буква не моделирует звуков речи, фонем, она их символизирует. Написанное же слово, напротив, моделирует произносимое слово, мы подчеркиваем это, не символизирует, а именно моделирует, т. е. воспроизводит в форме пространственных отношений временные отношения звуков, существующих в слове. Таким образом, письменное слово не просто символизирует звуковую форму слова, а моделирует в пространственных отношениях, анализируемых зрительно, временные отношения, для которых анализатором является слух.

В свете сказанного становится более ясной функция действий ребенка при заполнении фишками графической схемы звукового состава слова. Действие ребенка не только материально фиксирует каждый выделенный звук, но, и это главное, ребенок своими собственными действиями моделирует в форме последовательного заполнения фишками, т. е. в форме пространственных отношений, те временные отношения, которые являются существенными в звуковой структуре слова.

Возникает вопрос: почему мы ведем моделирование с помощью столь абстрактных символов, как фишки, при использовании которых символизация конкретных звуков устраняется? Если мы хотим выделить для ребенка именно звуковую структуру слова и развить у него анализ звуковых отношений, то необходимо дать, как это ни покажется странным, максимально абстрактный символ, т. е. такой символ, действие с которым ничего другого, кроме этих отношений, не моделировало бы. Успех, которого мы добиваемся в развитии этой важнейшей стороны фонематического слуха, т. е. в умении последовательно вычленять звуки в целом слове, обеспечен именно этим способом «абстрактного» моделирования тех отношений, которые прямо слуховым анализатором, хотя он и является анализатором времени, восприняты быть не могут.

Таким образом, ребенок под нашим руководством строит сам расчлененную в пространстве материальную модель звуковых отношений, имеющих место в произносимом и слышимом слове, и этим самым учит слуховой анализатор временному анализу. Создание такой пространственной предметной модели приводит ребенка к новой ориентировке в той действительности, которая была моделирована, т. е. в звуковой действительности слова.

После постепенного снятия такого материального моделирования ребенок оказывается в состоянии произнести полный звуковой анализ слова, т. е. выделить отдельные звуки в слове и определить их временную последовательность только на основе внутреннего проговаривания и как бы прямого схватывания звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие превращается в акт непосредственного узнавания отдельных звуков и схватывания звуковой структуры слова. Однако за этим сокращенным и обобщенным актом слухового анализа лежит процесс обучения действиям по использованию первичного фонематического слуха. Так элементарная сенсорная функция – фонематический слух – превращается под влиянием специального процесса формирования в сложную систему действий субъекта, составляющих фонематическое восприятие.

 

1. Бельтюков В.И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухих произношению. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.

2. Эльконин Д.Б.. Букварь. М, Изд-во АПН РСФСР, 1961.

3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

4. Сеченов Н.М. Избранные произведения. Т. I. М., Изд-во АН СССР, 1952, стр. 70-71.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: