Изучение родного языка на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:
формирование общей культуры обучающегося, расширение его кругозора, знаний о родной культуре;
формирование знаний о мировой культуре, общих и единых корнях различных культур;
развитие способности воспринимать и реализовывать диалог культур.
Обязательный минимум содержательной линии образования.
Для образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком.
Способы передачи основного содержания прочитанного или услышанного с опорой на текст или заданные вопросы на родном языке. Выражение своего отношения к прочитанному с использованием определенных речевых клише.
Формирование навыков письменной речи. Развитие связной письменной речи с соблюдением все норм и правил родного языка.
Соблюдение требований фонетической системы языка при произношении. Восприятие звуковых противопоставлений (особенно заимствованных слов) и воспроизведение их речи. Артикуляция специфических звуков языка.
Правила орфографии. Специфика словообразования в родном языке. Правила и особенности перевода.
Устное народное творчество: деление народного творчества на жанры и виды. Влияние произведений фольклора на художественную литературу. Народные традиции, обычаи и праздники. Детский фольклор. Произведения родной литературы.
Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника).
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы и правила родного языка;
знать содержание основных произведений родной литературы;
знать нормы культуры речи на родном языке.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь выразить свою мысль на родном языке осмысленно, грамматически нормативно;
уметь составить развернутое письменное и устное сообщение на родном языке;
уметь переводить с родного языка на русский и с русского на родной.
Требования ценностно-ориентационной составляющей образованности на ступени основного общего образования.
Отношение к себе:
уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления индивидуальности;
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
понимание важности владения методами умелого самоопределения при выборе профиля дальнейшего обучения с учетом индивидуальных склонностей и потребностей региона;
ценность собственного психофизического и социального здоровья и необходимость его постоянного укрепления и сохранения;
понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте и необходимости умелого управления теми процессами, которые происходят при половом созревании.
Отношение к другим:
умелое самоопределение в отношениях с родителями, педагогами и сверстниками в период взросления в подростковом возрасте;
понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
понимание роли коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности;
осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;
ценность осознанного выбора кумиров;
ценность овладения этическими нормами, регулирующими мужское и женское поведение в типичных жизненных ситуациях.
Отношение к учебной деятельности:
понимание особой ценности школьного образования на этапе подростковой социализации;
понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона;
осознание ценности получаемых школьных знаний для обоснованного выбора профиля обучения в старших классах;
понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.
Отношение к миру (целостность территориального и исторического пространства региона):
любовь к малой Родине, месту жительства, переживание ответственности за происходящее в социально- территориальном пространстве процессы;
готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания;
понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии социокультурного пространства региона и чувство ответственности за его будущее;
понимание противоречивости развития современного мира и готовность активно саморазвиваться на основе постоянно возрастающих требований.