содержательная линия образования «Родной язык»




Изучение родного языка на ступени среднего (полного) общего образования направлено на решение следующих задач:

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

углубление знание о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающей структуре;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере.

Обязательный минимум содержательной линии образования.

Язык как знаковая система и общественное явление. Основные этапы исторического развития родного языка. Развитие письменности. Формы существования родного языка: литературный, просторечие, диалект, профессиональные разновидности. Языковая норма, ее функции и типы. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы. Взаимосвязь языка и культуры. Нормы речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Влияние других языков на становление и развитие родного языка. Художественная литература как выражение духовной культуры народа: особенности и тенденции развития.

Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника).

Предметно-информационная составляющая образованности:

иметь сведения о лингвистике как науке;

знать исторические особенности развития родного языка;

знать особенности развития художественной культуры своего народа.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

применять различные стили языка в соответствии с ситуацией общения;

уметь воспринимать и анализировать художественное произведение на родном языке;

использовать на практике лингвистические знания для межличностного и межкультурного общения.

Основные принципы формирования образовательных программ, обеспечивающих выбор будущей профессиональной деятельности (профильное обучение).

Направление модернизации российского образования, связанное с подготовкой учащихся к обоснованному выбору будущей профессиональной деятельности осуществляется через организацию профильного обучения в старшей школе. Профильное обучение реализует требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта с учетом специфики Среднего Урала для приобщения обучающихся к ценностям национальной культуры и превращения образования в реальный механизм общественного и культурного развития региона и страны в целом.

Профильность в старшей ступени обеспечивается через реализацию образовательных программ по выбору учащегося. Выбор предметов, факультативов и элективных курсов осуществляется учащимся из перечня профильных дисциплин федерального компонента, соответствующих дисциплин национально-регионального компонента и элективных курсов и факультативов, предлагаемых самим образовательным учреждением.

Образовательные программы, обеспечивающие обоснованный выбор профессиональной деятельности, отражают практику применения наук для развития производства, социальных и политических отношений в Свердловской области и на Урале. Одновременно изучение этих программ позволяет осуществлять профориентационную деятельность, познакомить будущих выпускников с рынком труда в избранной сфере.

Образовательные программы в части регионального (национально-регионального) компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования включают в себя:

Естественно - научный блок:

Физико-технические особенности развития промышленности Среднем Урала (атомная энергетика, оптико-механическая промышленность).

Прикладная математика в организации производства и в управлении системами на предприятиях Свердловской области.

Основы и специфика химической промышленности на Урале.

История, особенности, современное состояние металлургии на Урале.

Биотехнологии на Урале как часть общемировых исследований в этой сфере.

Природные ресурсы Урала и перспективы развития региональной добывающей и перерабатывающей промышленности.

Экологические проблемы Свердловской области и способы их решения.

Современное сельское хозяйство Свердловской области: проблемы и тенденции его развития.

Энергосбережение.

Авиа и ракетостроение, атомная энергетика и приборостроение.

Социально-гуманитарный блок:

Современные проблемы и тенденции развития региональной экономики.

Особенности регионального рынка труда с учетом развития различных муниципальных образований.

Социально-экономическое развитие территорий Свердловской области (на примере своего муниципального образования).

Основные направления развития социальной политики Свердловской области.

Особенности промышленного сельскохозяйственного культурного развития Урала с учетом этнокультурной специфики.

Развитие информационных технологий на предприятиях и в организациях Свердловской области.

Особенности организации гражданской защиты в регионе.

Художественные ремесла на Урале и в муниципальном образовании и возможности профессиональной деятельности в этой сфере.

Проблемы рационального размещения производительных сил в Свердловской области.

Требования ценностно-ориентационной составляющей образованности на ступени среднего (полного) общего образования.

Отношение к себе:

уверенность в обоснованности выбранной сферы профессиональной деятельности и перспективах личностного развития;

способность к оценке собственных возможностей в освоении конкретной профессиональной деятельности;

объективная оценка возможности реализации своих потребностей в конкретной жизненной ситуации;

значимость сохранения своей индивидуальности при взаимодействии с различными людьми и общностями;

потребность в самореализации и самоутверждении на основе духовно-нравственных, эстетических и трудовых принципах и нормах, регулирующих жизнь современного человека;

ценность успеха как условия соединения индивидуальных интересов и общественных потребностей;

принятие себя как представителя определенной нации, социокультурной общности;

осознание границ свободы и моральной ответственности личности с различных ролевых позиций;

принятие необходимости постоянного самосовершенствования в процессе самовоспитания.

Отношение к другим:

принятие ценности своего народа, социокультурной общности;

толерантное отношение к другим этническим группам и культурам;

осознание ответственности и проявление готовности к выполнению основных семейных обязанностей;

принятие ценностей корпоративной группы, сообщества;

уважительное отношение к индивидуальным особенностям каждого.

Отношение к учебной деятельности:

ценность образования и самообразования как условий успешной самореализации и самоутверждения личности;

понимание личной ответственности за получение качественного образования;

значимость непрерывного образования и самообразования во всех сферах повседневной жизнедеятельности;

умение соотносить поставленные цели образовательной деятельности и результат;

понимание значимости умелого использования информации, получаемой из различных источников;

понимание значимости обоснованного выбора образовательных программ для дальнейшего профессионального становления.

Отношение к миру (территориальное и историческое пространство человечества):

понимание значимости Уральского региона в развитии страны;

восприятие взаимообусловленности и взаимовлияния человека как родового существа и природного мира в условиях глобализации;

готовность к личной ответственности за происходящие в окружающем мире;

ценность активной позиции в решении актуальных проблем современной общественной жизни;

готовность к воспроизводству и активному развитию достижений современной культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: