«Башкирский государственный медицинский университет». Министерства здравоохранения Российской Федерации




«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра акушерства и гинекоогии №2

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой _________ проф. Ящук А.Г.

«___» ____________________ 20____г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

к практическому занятию на тему:

Акушерские кровотечения.

 

Дисциплина: акушерство и гинекология, детская гинекология

Специальность (код, название) 060103 (65) – педиатрия

Курс 4

Семестр VII

Количество часов 8

 

Уфа

 

Тема: «Акушерские кровотечения» на основании рабочей программы «Акушерство и гинекология, детская гинекология»,

утвержденной «___» _________________ 20___

 

Рецензенты:

1.

2.

 

Автор:

зав.кафедрой, профессор А.Г.Ящук

 

доцент Л.А.Даутова

доцент Р.М.Зайнуллина

доцент А.А.Крюков

 

Утверждение на заседании №____ кафедры _________________________________

от ____ 20____г.

1.Тема и ее актуальность.

Акушерские кровотечения, возникшие вследствие аномалии прикрепления или несвоевременного отделения плаценты являются тяжелым осложнением беременности и родов, угрожающим жизни матери и плода. Причины кровотечений обусловлены изменениями со стороны матки, плаценты, а также осложнениями беременности. Квалифицированное ведение родов и исполнение алгоритма лечебно-диагностических и тактических мероприятий позволяет снизить риск материнской и перинатальной смертности.

Акушерские кровотечения, возникшие после рождения плода, последа являются тяжелым осложнением родов, угрожающим жизни женщины. Причины кровотечений обусловлены изменениями со стороны матки, плаценты, а также нерациональным ведением последового периода. Квалифицированное ведение родов и исполнение алгоритма лечебно-диагностических и тактических мероприятий позволяет снизить риск материнской смертности.

2.Цель занятия: овладение практическими умениями и навыками диагностики, оказания неотложной помощи, лечения и профилактики акушерских кровотечений второй половины беременности т послеродового периода

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

1. причины, классификацию, клинические проявления, диагностику, акушерскую тактику при предлежании плаценты,

2. причины, классификацию, клинические проявления, диагностику, акушерскую тактику при преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты,

3. причины, классификацию, клинические проявления, диагностику, акушерскую тактику при ранних послеродовых кровотечениях

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

1. оценить кровопотерю;

2. участвовать в оказании неотложной помощи при различных видах акушерских кровотечений.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть:

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);

способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6);

способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК 7);

способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10);

способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12);

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17);

способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно- половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилатической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы (ПК-18);

способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19);

способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов (ПК-20);

способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лебнобно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК21);

способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения (ПК- 22);

способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний (ПК-23);

способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости и от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении взрослого населения и подростков (ПК-24);

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27).

3.Необходимые базисные знания и умения:

· навыки пропедевтического обследования пациента;

· оценка величины кровопотери,

· оценка и расшифровка данных лабораторного обследования,

· патология системы гемостаза, методы коррекции,

· показания, противопоказания, компоненты инфузионной и трансфузионной терапии,

· показания, противопоказания, способы анестезиологического пособия,

· патофизиология неотложных состояний.

4.Вид занятия: практическое занятие.

5.Продолжительность занятия: 8 академических часов

6.Оснащение:

6.1. Дидактический материал (кино- и видеофильмы, тренинговые и контролирующие компьютерные программы, мультимедийные атласы и ситуационные задачи, деловые игры, фантомы, тренажеры);

6.2. ТСО (компьютеры, видеодвойка, мультимедийные проекторы)

7. Структура занятия

 

№ п\п Этапы занятия, их содержание Время в мин. Используемые наглядные, методические пособия и др. Цель и характер деятельности
студента преподавателя
           
  Организационный этап        
  Контроль исходных знаний студентов с применением тестовых заданий по теме: «Акушерские кровотечения».   Тесты I, II, III типов и др. Усвоение теоретического материала. Решение типовых задач с использованием тестов Контроль исходного уровня знаний, усвоение современных концепций этиопатогенеза, клиники.
  Ознакомление студентов с содержанием занятия «Акушерские кровотечения».   Учебные таблицы, слайды, алгоритмы, проекционная аппаратура, ист. родов    
    Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: а) курация тематических больных   Беременные, роженицы, родильницы.   Уметь собрать анамнез, провести физикальное обследование, сформулировать диагноз, назначить адекватное лечение   Контроль за проводимыми исследованиями
б) посещение лечебных и диагностических кабинетов   Беременные, роженицы, родильницы, диагностическое и лечебное оборудование кабинетов, лабораторий и др. Участие в обследовании и лечении курируемых больных Контроль за деятельностью студентов, соблюдением техники безопасности при работе с электрическими приборами  
в) анализ результатов дополнительных исследований больных   Набор анализов, мед. документация. Установить по представленным данным наличие патологического процесса, расшифровать результаты обследования.   Оценка трактовки лабораторных и инструментальных исследований
г) самостоятельная работа студентов в компьютерном, тренажерном классах, учебной лабо- ратории   Обучающие компьютерные программы, мультимедий-ные ситуационные задачи, деловые игры, атласы, «оцифрованны» материалы, фантомы, тренажеры и Закрепление знаний по теме,самопроверка уровня усвоения материала Контроль за правильностью работы студентов на компьютере.
  Разбор проведенной курации больных, выполненных лабораторных исследований по теме: «Акушерские».   Беременные, роженицы, родильницы, их медицинские документы, результаты исследований и др. Уметь выделять характерные данные анамнеза, провести обследование, поставить диагноз, составить план обследования, сформулировать клинический диагноз по МКБ и др. Формировать клиническое мышление студента. Подчеркнуть клинические особенности различных вариантов заболевания и его осложнения
  Разбор вопросов по теме занятия: а) предлежание плаценты; б) ПОНРП, в) кровотечения в последовом и раннем послеродовом периоде. г) геморрагический шок.   Курируемые беременные, роженицы, родильницы, Составить план лечения больного, уметь оказать неотложную помощь, участвовать в проведении интенсивной терапии с врачом-реаниматологом Обратить внимание на, индивидуальность подбора средств, формировать навыки оказания неотложной помощи
  Контроль конечного уровня знаний и умений по теме «Акушерские кровотечения».   Тесты, ситуационные задачи, деловые игры, компьютерные контролирующие программы и др. Усвоение те- оретического и практического материала по теме занятия.   Подведение итогов занятия. Проверка результатов тестирования, уровня усвоения темы занятия
  Задание на дом        

 

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме (проводится в учебное время): работа с основной и дополнительной литературой, работа с фантомами, анализ историй болезни, анализ статистических показателей ра­боты ЛПУ.

 

Литература для преподавателей.

Основная:

1. Айламазян, Э. К. Акушерство [Электронный ресурс]: учебник для медицинских вузов / Э. К. Айламазян. - СПб.: СпецЛит, 2010. - 543 с. – Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785299004267.html.

2. Акушерство: учебник для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России / Г. М. Савельева [и др.]. - М.: Гэотар Медиа, 2009. - 651 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-1138-4

3. Акушерство. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие // под ред. А.Н. Стрижакова, А.И. Давыдова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 456 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970408551.html.

4. Клинические лекции по акушерству и гинекологии: в 2-х т. [Электронный ресурс]: учебник / под ред. А. Н. Стрижакова, А. И. Давыдова, И. В. Игнатко. - М.: Медицина, 2010. – Т. 1-2: Акушерство. - 496 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225033695.html

5. Руководство к практическим занятиям по акушерству [Текст]: учебное пособие для студ. мед. вузов / В. Е. Радзинский [и др.]; под ред. В. Е. Радзинского. - М.: Гэотар Медиа, 2007. - 655 с. Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404416.html

 

Дополнительная:

1. Руководство к практическим занятиям по акушерству и перинатологии: учебное пособие для студ. медвузов / Ю. В. Цвелев [и др.]; под ред. Ю. В. Цвелева, В. Г. Абашина. - СПб.: Фолиант, 2007. - 632 с. - Авт. коллектив указ. на с. 3. - Указ. практ. навыков: с. 621-622. - ISBN 5-93929-101-5

2. Handbook of obstetric and gynecologic emergencies [Electronic resource] / ed. by G.I. Benrubi. - Lippincott Williams & Wilkins, 2010. – URL: https://ovidsp.tx.ovid.com.

3. Johns Hopkins manual of gynecology and obstetrics [Electronic resource] / ed. by K.B. Fortner, L.M. Szymanski, H.E. Fox, E.E. Wallach. - Lippincott Williams & Wilkins, 2010. – URL: https://ovidsp.tx.ovid.com.

4. Электронная информационно-образовательная система «Консультант-врача. Акушерство и гинекология» www.geotar.ru

 

Вход кафедры акушерства и гинекологии №2 на сайт библиотеки Башкирского государственного медицинского университета в программу «Консультант студента» логин: akusher2 пароль: 337788

11. Подпись автора методической разработки.

«___» ______________ 200__г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: