Внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы.




Тема: Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов

1. Процесс правообразования и правотворчество;

2. Правотворческий процесс и его основные стадии;

3. Принципы правотворчества;

4. Виды правотворчества;

5. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, необходимость;

6. Инкорпорация и консолидация как разновидности систематизации;

7. Кодификация как особая форма систематизации нормативно-правовых актов;

8. Юридическая техника;

Процесс правообразования и правотворчество

Ведущее место среди источников современного российского права занимают нормативно-правовые акты. Они являются результатом правотворчества. Правотворчество – это составная часть более широкого процесса – правообразования.

Правообразованиеэто длительный естественноисторический процесс формирования юридической нормы. Он включает в себя анализ сложившейся общественной ситуации, осознание необходимости ее правового урегулирования. Среди правообразующих факторов следует выделить в первую очередь материальные (экономические), политические, социальные, национальные, внешнеполитические, идеологические и иные. Завершает процесс правообразования этап правотворчества, на котором правотворческий орган, выявив общественные интересы, придает им правовую форму.

Правотворчествоэто целенаправленная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, а в случае референдума – всего народа по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Правотворчество – это деятельность компетентных органов и должностных лиц (в случае референдума - всего народа) по принятию, изменению и отмене правовых норм (Цыганов В.И.).

Признаки:

1. Правотворчество – это специфическая, требующая особых знаний и умений деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, в случае референдума – всего народа;

2. Результатом правотворчества являются юридические нормы, воплощенные в различных формах (источниках) права;

3. Правотворчество – это важнейшее средство управления обществом, в данном случае в нормах права формируется стратегия его развития;

4. Уровень правотворчества, результаты правотворческой деятельности, то есть нормативно-правовые акты – это показатель демократичности и цивилизованности государства;

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п.

По своей сущности правотворчество – это возведение государственной воли в закон.

Правотворческий процесс и его основные стадии

Правотворчество – это длящийся во времени процесс. В связи с этим выделяют 2 этапа правотворческого процесса:

I. Предпроектный этап – этап выявления потребности в правовом регулировании. Заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права определенных социальных отношений. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое может оказать влияние на законодателя, так и государство.

II. Проектный этап или этап принятия правотворческого решения. Особенность его заключается в том, что, во-первых, эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, а, во-вторых, на данном этапе создаются, изменяются или отменяются нормы права.

Проектный этап может быть, в свою очередь, разбит на несколько стадий:

Внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы.

Чаще всего инициатором принятия того или иного закона является правительство, которое реализует ту или иную политику и острее других чувствует: в каком законе оно нуждается для дальнейшей эффективной работы.

2. Рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание. Особая роль в этом процессе принадлежит комиссии по законодательству парламента, за которой обычно остается последнее слово перед вынесением проекта на обсуждение на заседании палаты парламента.

3. Обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Эта стадия может иметь 2 варианта развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; б) возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсужденияпо комиссиям и комитетам парламента;

4. Принятие законопроекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении. С процедурной точки зрения принятие законопроекта означает лишь то, что он получил одобрение большинства депутатов палаты (или парламента в целом). В эту же стадию входит подписание законопроекта главой государства и опубликование (обнародование) текста нового закона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: