Знания как главный ресурс инновационного типа развития экономики и основные отличия этого ресурса от прочих возможных
В современной экономике знание наряду с информацией превращается в фактор производства. Знание становится полноценным товаром; любой товар несет в себе уникальные знания; знание становится одним из основных факторов производства наряду с уже известными факторами, такими как: земля, труд, капитал.
Сущностные характеристики понятия «экономика знаний» можно определить как результат эволюции постиндустриальной экономики и рассматривать как инновационную модель производства в виде взаимодополняемости информационно-коммуникативных технологий, человеческого капитала и креативного потенциала фирм с участием социальных сетей, дополняющих и в ряде случаев заменяющих традиционные типы организации рынка. Согласно данному подходу экономика знаний представляет синтез фундаментальных характеристик различных теорий развития экономики, к ним относится:
· увеличение в структуре национального производства доли сферы услуг, которая в большинстве стран уверено доминирует в процентном соотношении над сферой производства (постиндустриальная экономика);
· информация является фактором производства, а информационные технологии создают необходимую инфраструктуру для обработки и передачи информационных потоков делового, финансового и личного назначения (информационная экономика);
· знания являются источником для генерации нововведений во всех сферах национального хозяйства и отвечают непрерывно и динамично изменяющимся потребностям (инновационная экономика).
Первый подход акцентирует главное внимание на роли ведущего ресурса в сфере производства, что свидетельствует о переходе хозяйства материального типа к организации общества, основанному на создании и последующем применении знаний
Можео связать экономику знаний с интенсивным использованием знаний для ускорения экономического роста
Третий подход связан с изменениями, произошедшими в трудовой деятельности общества. В рамках этого направления экономика знаний понимается как экономика «человека творческого с открытым сознанием», а также как специфическая сфера человеческой деятельности
Обратим внимание, что для современной экономики знаний присущи сетевой и глобальный характер ее структуры. С появлением и распространением технологий, использующих сеть Интернет, бизнес становится сетевым.
Превращение в современной экономике знаний в капитал
Знания становятся не просто ключевым созидательным фактором, но и самостоятельным специфическим благом, которое необходимо расширенно воспроизводить.
«экономика знаний» – это очередная стадия общественного развития, ресурсом и фактором производства которого является знание, преобразующееся в воспроизводственном процессе в товар и услуги, присутствующее в каждом виде деятельности индивида и являющаяся человеческим капиталом в информационной и инновационной экономике.
Капитализация знания – это процесс его превращения в непосредственно действующий доходный актив; это трансформация полезного знания в капитал, создающий новые блага. Выявленная в ходе актуализации знания его ценность превращает данное знание лишь в потенциально доходный капитальный актив. Знания, выступающие в форме капитального потенциального актива, становятся реальным капитальным активом тогда, когда они воплощаются в производство и трансформируются в новое благо. Капитальные знания (знания в форме капитала) существуют исключительно в процессе деятельности, в производительном движении.
Человеческий капитал и его непосредственно человеческая и информационно-интеллектуальные составляющие
Развитие ведущих стран мира привело к новой экономики - экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем, экономики интеллектуального труда, науки и новейших технологий. Приведем следующую трактовку человеческого капитала – воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, приносящий своему носителю определённый доход.
Современный человеческий капитал как фактор развития общества формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство. Перечисленные составляющие развития человеческого капитала одновременно являются и факторами формирования и развития информационного ресурса. Через обратные связи информационный ресурс формирует в свою очередь человеческий капитал.
Обычно; говоря о человеческом капитале, речь ведут и о так называемых информационно-интеллектуальном капитале и непосредственно интеллектуальном человеческом капитале.
Обособление информационно-интеллектуального капитала вотдельную форму человеческого капитала, созданную не в данныймомент, а за предыдущее время, равно как и непрерывное разви
тие этой части капитала, обусловлено следующим. Процессы, связанные с созданием информации и ее использованием, непрерывно усложняются как из-за повышения содержательной сложности
самой информации, так и многократного возрастания ее объемов.
С приобретением процессом передачи информации общественного характера и превращением его в специализированную систему, обособленную непосредственно от создания и использования
информации, в числе главных функций этой формы человеческого капитала, безусловно, носящей интеллектуальный характер вкачестве особого рода человеческой деятельности, стали выступать: аккумуляция (накопление) информации; ее систематизация;
тиражирование и распределение между экономическими субъектами; посредничество на рынке информационных услуг. Вследствие этого информационно-интеллектуальный капитал стал высту
пать уже в двух основных формах:просто сохраненным во времени результатом интеллектуальной
деятельности человека и одновременно самим процессом ее осуществления, также выступает в основных формах: интеллектуально-производственного капитала и интеллектуально-потребительского капитала. Субъектами первого являются как деятели науки, способствующие ее непрерывному обновлению и развитию (ученые), так и конструкторы, технологи и т.п., т.е. люди,
обеспечивающие материализацию научных результатов (новыхзнаний) и их трансляцию в практику жизнедеятельности общества. Соответственно, субъекты второго — деятели культуры, ис
кусства, литературы, а также исполнители произведений, созданных этими деятелями
Другими словами: информация - это производительный и социальный ресурс, который обеспечивает эффективность интеллектуальной деятельности субъектов и общества в целом. И, как видим, информационный ресурс в виде знаний и сведений, а также информационных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию человеческого капитала как фактора развития, является ядром человеческого капитала, его движущей силой, его основной составляющей.
Таким образом, мы видим, что понятие информации тесно переплетается с понятием человеческого капитала. Собственно они неразрывны и взаимно дополняют друг друга.
Информация является движущей силой человеческого капитала, базой или основой источников знаний и заблуждений, которые способны создать новые знания. Она дает специалистам и населению навыки и опыт жизни, пути выхода из простых и сложных положений, образование, накопленные и текущие знания, формирует и стимулирует науку, инновации, поиск нужных методов лечения и поддержания здоровья, текущую информацию, статистику, прогнозы и планы, правила и ориентиры в жизни и.т.д.