Человеческий капитал и его непосредственно человеческая и информационно-интеллектуальные составляющие




Знания как главный ресурс инновационного типа развития экономики и основные отличия этого ресурса от прочих возможных

В современной экономике знание наряду с информацией превращается в фактор производства. Знание становится полноценным товаром; любой товар несет в себе уникальные знания; знание становится одним из основных факторов производства наряду с уже известными факторами, такими как: земля, труд, капитал.

Сущностные характеристики понятия «экономика знаний» можно определить как результат эволюции постиндустриальной экономики и рассматривать как инновационную модель производства в виде взаимодополняемости информационно-коммуникативных технологий, человеческого капитала и креативного потенциала фирм с участием социальных сетей, дополняющих и в ряде случаев заменяющих традиционные типы организации рынка. Согласно данному подходу экономика знаний представляет синтез фундаментальных характеристик различных теорий развития экономики, к ним относится:

· увеличение в структуре национального производства доли сферы услуг, которая в большинстве стран уверено доминирует в процентном соотношении над сферой производства (постиндустриальная экономика);

· информация является фактором производства, а информационные технологии создают необходимую инфраструктуру для обработки и передачи информационных потоков делового, финансового и личного назначения (информационная экономика);

· знания являются источником для генерации нововведений во всех сферах национального хозяйства и отвечают непрерывно и динамично изменяющимся потребностям (инновационная экономика).

 

Первый подход акцентирует главное внимание на роли ведущего ресурса в сфере производства, что свидетельствует о переходе хозяйства материального типа к организации общества, основанному на создании и последующем применении знаний

Можео связать экономику знаний с интенсивным использованием знаний для ускорения экономического роста

Третий подход связан с изменениями, произошедшими в трудовой деятельности общества. В рамках этого направления экономика знаний понимается как экономика «человека творческого с открытым сознанием», а также как специфическая сфера человеческой деятельности

Обратим внимание, что для современной экономики знаний присущи сетевой и глобальный характер ее структуры. С появлением и распространением технологий, использующих сеть Интернет, бизнес становится сетевым.

 

Превращение в современной экономике знаний в капитал

Знания становятся не просто ключевым созидательным фактором, но и самостоятельным специфическим благом, которое необходимо расширенно воспроизводить.

«экономика знаний» – это очередная стадия общественного развития, ресурсом и фактором производства которого является знание, преобразующееся в воспроизводственном процессе в товар и услуги, присутствующее в каждом виде деятельности индивида и являющаяся человеческим капиталом в информационной и инновационной экономике.

 

Капитализация знания – это процесс его превращения в непосредственно действующий доходный актив; это трансформация полезного знания в капитал, создающий новые блага. Выявленная в ходе актуализации знания его ценность превращает данное знание лишь в потенциально доходный капитальный актив. Знания, выступающие в форме капитального потенциального актива, становятся реальным капитальным активом тогда, когда они воплощаются в производство и трансформируются в новое благо. Капитальные знания (знания в форме капитала) существуют исключительно в процессе деятельности, в производительном движении.

 

Человеческий капитал и его непосредственно человеческая и информационно-интеллектуальные составляющие

 

Развитие ведущих стран мира привело к новой экономики - экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем, экономики интеллектуального труда, науки и новейших технологий. Приведем следующую трактовку человеческого капитала – воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, приносящий своему носителю определённый доход.

 

Современный человеческий капитал как фактор развития общества формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство. Перечисленные составляющие развития человеческого капитала одновременно являются и факторами формирования и развития информационного ресурса. Через обратные связи информационный ресурс формирует в свою очередь человеческий капитал.

 

Обычно; говоря о человеческом капитале, речь ведут и о так на­зываемых информационно-интеллектуальном капитале и непо­средственно интеллектуальном человеческом капитале.
Обособление информационно-интеллектуального капитала вотдельную форму человеческого капитала, созданную не в данныймомент, а за предыдущее время, равно как и непрерывное разви­
тие этой части капитала, обусловлено следующим. Процессы, свя­занные с созданием информации и ее использованием, непрерыв­но усложняются как из-за повышения содержательной сложности
самой информации, так и многократного возрастания ее объемов.

 

С приобретением процессом передачи информации обществен­ного характера и превращением его в специализированную систе­му, обособленную непосредственно от создания и использования
информации, в числе главных функций этой формы человеческо­го капитала, безусловно, носящей интеллектуальный характер вкачестве особого рода человеческой деятельности, стали высту­пать: аккумуляция (накопление) информации; ее систематизация;
тиражирование и распределение между экономическими субъек­тами; посредничество на рынке информационных услуг. Вследст­вие этого информационно-интеллектуальный капитал стал высту­
пать уже в двух основных формах:просто сохраненным во времени результатом интеллектуальной
деятельности человека и одновременно самим процессом ее осу­ществления, также выступает в основных формах: интеллекту­ально-производственного капитала и интеллектуально-потреби­тельского капитала. Субъектами первого являются как деятели науки, способствующие ее непрерывному обновлению и разви­тию (ученые), так и конструкторы, технологи и т.п., т.е. люди,
обеспечивающие материализацию научных результатов (новыхзнаний) и их трансляцию в практику жизнедеятельности обще­ства. Соответственно, субъекты второго — деятели культуры, ис­
кусства, литературы, а также исполнители произведений, создан­ных этими деятелями

 

Другими словами: информация - это производительный и социальный ресурс, который обеспечивает эффективность интеллектуальной деятельности субъектов и общества в целом. И, как видим, информационный ресурс в виде знаний и сведений, а также информационных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию человеческого капитала как фактора развития, является ядром человеческого капитала, его движущей силой, его основной составляющей.

Таким образом, мы видим, что понятие информации тесно переплетается с понятием человеческого капитала. Собственно они неразрывны и взаимно дополняют друг друга.

Информация является движущей силой человеческого капитала, базой или основой источников знаний и заблуждений, которые способны создать новые знания. Она дает специалистам и населению навыки и опыт жизни, пути выхода из простых и сложных положений, образование, накопленные и текущие знания, формирует и стимулирует науку, инновации, поиск нужных методов лечения и поддержания здоровья, текущую информацию, статистику, прогнозы и планы, правила и ориентиры в жизни и.т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: