Правоприменительные (индивидуальные) акты – это предписания государственных органов или должностных лиц, адресованные конкретным лицам или организациям и обязательные для исполнения ими (Цыганов В.И.).
Акты применения права - официальные письменные документы компетентных государственных органов, где в необходимой процессуальной форме обобщается процесс применения права и объявляется обязательное к исполнению решение по рассматриваемому делу (Петров А.В.).
Признаки правоприменительных актов:
1. правоприменительные акты издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Очевидно, что для реализации таких полномочий они должны принимать правоприменительные акты. Другой пример: гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.
2. правоприменительные акты не являются нормативно-правовыми актами, так как не создают, не изменяют и не отменяют норм права;
3. правоприменительные акты строго индивидуализированы (персонифицированы), то есть, адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативно-правовых актов, обладающих общим характером.
4. правоприменительные акты направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функции индивидуального регулирования.
5. реализация правоприменительных актов обеспечивается государственным принуждением. При этом акт применения права – документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.
6. В отличие от нормативно-правовых актов, акты применения права рассчитаны не на многократное, а на однократное применение. Так, например, приговор суда, приказ о принятии на работу или об увольнении рассчитаны на однократное применение.
7. правоприменительные акты имеют определенную установленную законом форму (наименование, дата, место применения, адресат, подпись должностного лица и т.д.).
8. правоприменительные акты принимаются в соответствии с закрепленной в нормативно-правовых актах процедурой.
Виды актов применения права:
По субъектам принятия акты применения права делятся на:
1. Акты органов государственной власти;
2. Акты органов государственного управления;
3. Акты контрольно-надзорных органов;
4. Акты органов местного самоуправления;
5. Акты, издаваемые субъектами управления различных организаций;
По способу принятия акты применения права делятся на:
1. принятые коллегиально;
2. принятые единолично;
По характеру правового воздействия (по функциям права) акты применения права делятся на:
1. регулятивные;
2. охранительные.
Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон (напр., приказ о повышении по службе);
Охранительные акты обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности за совершение правонарушения (напр., постановление о возбуждении уголовного дела).
По значению в правоприменительном процессе акты применения права делятся на:
1. основные, выражающие конечное решение юридического дела (например, решение суда по гражданскому делу, приговор суда, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.д.).
2. вспомогательные, подготавливающие издание основных актов (например, определение суда о назначении экспертизы);
По форме акты применения права делятся на:
1. имеющие вид отдельного документа, то есть письменную форму (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому);
2. имеющие форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы);
3. имеющие устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).
По характеру содержащегося в актах решения:
1. Обязывающие, т.е. устанавливающие обязанность стороны правоотношения (например, решение суда о сносе самовольно построенного гаража);
2. Управомочивающие, т.е. устанавливающие субъективные права стороны правоотношения (например, приказ ректора о выплате повышенной стипендии);
По отраслевому признаку: административные акты, уголовно-правовые акты, гражданско-правовые акты и т.д.
По форме: указы, приговоры, решения, определения, приказы, постановления, распоряжения и т.п.
По характеру: материальные и процессуальные.
Правоприменительные акты – это документы юрисдикционного характера. Они имеют четкую структуру и состоят из 5-ти частей:
Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).
Заключительная часть содержит необходимые реквизиты дела – печать, подписи.