Исходя из национальных особонностей и экономического потенциала, в настоящее время можно выделить четыре модели НИС:
1. «Евроатлантичнская» (страны Западной Европы: Великобритания, Германия, Франция и др.)
2. «восточноазиатская» (Япония,Южная Корея,Гонконг, Тайвань).
3. «альтернативная»(Таиланд,Чили,Турция,Иордания,Португалия и др.)
4. модель «тройной спирали»(США, ряд европейских стран).
Евроатлантическая модель представляет собой модель полного инновационного цикла — от появления инновационной идеи до внедрения готового товара в массовое производство. В странах Западной Европы, использующих данную модель, как правило, емко представлены все элементы НИС: фундаментальная и прикладная наука, НИОКР, разработка опытных образцов и запуск их в массовое производство. Соответственно в этих странах государство большое внимание уделяет коммерциализации, финансированию инновационных проектов, в частности посредством предоставления грантов, стимулирования
создания компаний научно-исследовательского профиля при университетах и академических учреждениях. Фактически ядром НИС западноевропейских стран выступают университеты и научно-исследовательские центры. Так, в Великобритании сосредоточием инновационной системы является узкий круг университетов мирового уровня (Оксфорд, Лондонский университет, Кембридж). Помимо этого, в стране создаются инновационные центры двух категорий. Первые разрабатывают и продвигают уникальную технологию с учетом потребностей бизнеса; вторые — фокусируются на определенном рынке или секторе экономики для объединения взаимодополняющих направлений науки и технологии (с целью извлечения синергетического эффекта). Идея концентрации НИС вокруг крупнейших университетов реализована также в Италии, Франции и Германии. В целом, в вышеупомянутых странах преимущественно используются законодательные (в том числе по охране интеллектуальной собственности), финансовые, налоговые методы стимулирования инновационной активности. Особой популярностью пользуются различные инновационные структуры (технопарки, технополисы и др.). В частности, на примере Франции рассмотрим основные методы стимулирования инноваций:
· Создание бизнес-инкубаторов;
· Получение статуса молодой инновационной компании. Этот статус присваивается малым и средним компаниям, работающим в отрасли много лет, расходы на НИОКР которых составляют не менее 15% от общего объема затрат. Подобный статус обеспечивает компании полный спектр льгот, связанных с осуществлением НИОКР.
· Государственный и частный фонды венчурного капитала.
· Взаимные фонды в поддержку инноваций;
· Налоговый кредит на исследования, представляющий собой скидку с налога в зависимости от величины расходов компании на НИОКР. На долю кредита выделяется более 80% всей налоговой помощи, направляемой на развитие в стране НИОКР.
· Интеграция молодых специалистов. Подобная практика предполагает активное привлечение инновационными компаниями в свои ряды молодых талантливых ученых.
Восточноазиатскую модель можно охарактеризовать как модель инновационного развития, где отсутствует стадия формирования фундаментальных идей. Важное значение в этой модели в качестве ядра фундаментальных разработок приобретают исследовательские лаборатории при корпорациях. Соответственно практически полностью отсутствует элемент фундаментальной науки, что обусловлено преимущественной ориентацией государств Восточной Азии на заимствование технологий и экспорт высокотехнологической продукции.
Альтернативная модель инновационного развития характерна для аграрных стран, не обладающих значительным потенциалом в области фундаментальной и прикладной науки.
В данных странах слабо представлен или практически отсутствуют блок фундаментальной и прикладной науки. Эти страны в своей инновационной политике делают упор на подготовку кадров, а также на развитие отдельных отраслей народного хозяйства.
В основе модели тройной спирали лежит взаимодействие трех институтов (наука-государство-бизнес). Университеты, занимаясь предоставлением образовательных услуг и научными исследованиями, способствуют развитию экономики посредством создания новых компаний в университетских инкубаторах, бизнес частично оказывает образовательные услуги, а государство помимо традиционной законодательной и регулирующей роли выступает как предприниматель и венчурный инвестор. В данной модели ведущее место принадлежит университетам, которые превращаются в предпринимательские или университеты промышленного типа.