На какие виды дифференцируются страны с позиции международного права.




Тема урока: «Международное экономическое право»

Задания и вопросы:

Что представляет собой международное экономическое право.

Что входит в особенную часть м/д экономического права.

Что является специальными средствами международного экономического права.

На какие виды дифференцируются страны с позиции международного права.

Наряду с международной военно-политической системой сложилась и международная экономическая система - сфера, в которой перемещаются из одной национальной экономики в другую разного рода ресурсы: товары, финансы, инвестиции, рабочая сила и т.п. Международно-правовые нормы, которые регулируют отношения между государствами по поводу этих ресурсов, объединяются в отрасль МП под названием международное экономическое право (МЭП).

В Особенную часть МЭП входят следующие, в частности, институты (подотрасли):

o международное торговое право, в рамках которого регулируются международные торговые отношения, т.е. отношения по поводу товаров, включая торговлю услугами, правами, а также по поводу внутренних правовых режимов, касающихся товаров и участников международных торговых отношений;

o международное финансовое право, в рамках которого регулируются международные финансовые отношения, т.е. отношения но поводу финансов, а также по поводу внутренних правовых режимов, касающихся финансов и участников международных финансовых отношений;

o международное инвестиционное право, в рамках которого регулируются международные инвестиционные отношения, т.е. отношения по поводу инвестиций, а также по поводу внутренних правовых режимов, касающихся инвестиций и участников международных инвестиционных отношений.

В процессуальную часть международного экономического права входят, в частности, процессуальные нормы урегулирования международных споров в соответствующих сферах отношений и т.п.

Среди двусторонних договоров, являющихся источниками МЭП, выделяют международные договоры общеэкономического характера, например об экономическом сотрудничестве, и им подобные.

Специальные международные экономические договоры.

Как правило, в торговых договорах находят отражение следующие аспекты:

- принципы торговых отношений: например, взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ);

- порядок применения тарифных и нетарифных мер регулирования, защитных и ограничительных мер;

- порядок или принципы расчетов во взаимной торговле;

- вопросы транзита товаров, судоходства;

- правовое положение юридических и физических лиц (коммерческих организаций и коммерсантов) одной страны на территории другой;

- порядок или принципы разрешения споров, касающихся взаимной торговли;

- меры по контролю за реализацией договора (например, создание совместных комиссий) и т.п.

Растет в МЭП число многосторонних международных договоров. В наиболее полном виде па многосторонний метод регулирования переведена международная торговая система: международно-правовым ядром в ней является право ВТО, а институциональным ядром - сама ВТО. Заметно многостороннее регулирование в международной финансовой системе. Ее институциональной основой является МВФ и МБРР, а международно-правовым ядром - Договор о МВФ и Договор о МБРР (используются и другие переводы названий данных договоров, например: Соглашение о МВФ и Соглашение о МБРР).

Важную роль в международной экономической системе играют, в частности, резолюции ГА ООН:

o Хартия экономических нрав и обязанностей государств 1974 г.;

o Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г.;

o Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой 1980 г. и др.

В международной экономической системе фактически легализована дифференциация государств - субъектов МЭП, юридически закрепившая различия в их специальных и индивидуальных статусах. Эта дифференциация на многостороннем уровне произошла по двум критериям:

1) по уровню экономического развития государств;

2) по "степени рыночности" экономики государств.

В результате субъекты МЭП юридически дифференцируются сегодня по уровню экономического развития на: экономически развитые страны, которые являются государствами, предоставляющими преференции; развивающиеся страны (государства - пользователи преференций). Однако процесс дифференциации государств но уровню экономического развития продолжился и продолжается. Идет расслоение самих развивающихся стран. В их среде получило или получает определенную международно-правовую легализацию выделение: а) " новых индустриальных стран ", т.е. наиболее развитых из развивающихся государств (Катар, Кувейт, ОАЭ); б) наименее развитых из развивающихся государств (самых бедных: Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Непал, Вьетнам - всего 50 государств Африки и Азии).

Что же касается дифференциации государств но "степени рыночности" экономики, то с этой точки зрения практически сложилась градация государств на:

o страны рыночной экономики, в группу которых входит большинство стран мира, прежде всего промышленно развитых государств и части развивающихся;

o страны " переходной экономики ", под которыми имеются в виду в основном бывшие социалистические государства и республики СССР; именно эти государства в 1980- 90-е гг. приступили к трансформации своих национальных экономик в экономические системы с рыночной ориентацией и интеграцию в мировую экономическую систему;

o страны " нерыночной " ("государственной", "административной", "государственно-монополизированной") экономики, к которым можно отнести в основном страны с тоталитарными или авторитарными государственно-правовыми режимами.

Одними из самых влиятельных организаций в современной международной экономической системе являются ЭКОСОС, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР занималась разработкой правил поведения многонациональных предприятий, вопросами унификации норм, касающихся избежания двойного налогообложения, координацией энергетической политики государств-участников, вопросами законодательства о конкуренции, ограничении монополистической деятельности, банкротства, приватизации.

Еще одной важной для международной экономической системы организацией является Всемирная таможенная организация. Это универсальная организация со штаб-квартирой в Брюсселе, правопреемница Совета таможенного сотрудничества, образованного на основании Конвенции 1950 г. Действует с 1995 г. Занимается гармонизацией национальных таможенных систем, унификацией таможенного законодательства, совершенствованием практики его применения. В рамках Совета таможенного сотрудничества (СТС) были подготовлены и приняты следующие известные акты: Конвенция об оценке товаров в таможенных целях 1950 г.; Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. (известная как "Киотская конвенция"); Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г. и др.

Основу корпуса специальных принципов МЭП составляют, в частности, принципы суверенитета государств над своей экономической деятельностью и природными ресурсами; международного экономического сотрудничества и равноправия. Равноправие и сотрудничество возможны только там, где есть взаимная выгода. Нельзя заставить сотрудничать, если это не выгодно. Принцип взаимной выгоды стал необходимым дополнением к принципам равноправия и сотрудничества, частью их содержания. Позднее, уже во второй половине XX в., принцип равноправия был "подправлен" принципом предоставления преференциального режима развивающимся странам.

Все эти "принципы" выступают своего рода "инструментами уравнивания" правовых режимов, рассматриваются как способы организации отношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: