Теории происхождения государства




Тема 3 Происхождение и историческое развитие государства

1. Теории происхождения государства;

2. Современная наука о происхождении государства;

3. Типология государства - формационный и цивилизационный подходы;

4. Теоретические проблемы периодизации развития Российского государства:

а) Этапы развития российского государства (формационный подход);

б) Этапы развития российского государства (цивилизационный подход);

 

Теории происхождения государства

Теологическая (божественная) теория (Фома Аквинский (1225/1226-1274), Жозеф де Местр (1753-1821), Жак Маритен (1882-1973), Л.С. Мерсье, Ф. Лебюфф, Лев Александрович Тихомиров (1852-1923)). Эта теория была одной из первых. Еще в Древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства. Так, в законах Царя Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя. В основе теологической теории лежат реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов.

Широкое распространение эта теория получила в Средневековой Европе, в труде ученого-богослова Фомы Аквинского «О правлении властителей». По мнению представителей данной теории, государство возникло и существует в силу божественной воли, Бог – творец всего на Земле, в том числе и государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. Эта теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные органы. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления государству. Фома Аквинский писал: “Правитель в государстве занимает такое же положение как Бог во Вселенной, как душа в теле”. “Все христианские короли должны быть подчинены римскому первосвященнику как самому господу Иисусу Христу”, - утверждал доминиканский монах Фома Аквинский. “Государство, - отмечал Ф. Аквинский в работе «О правлении властителей», – является частью вселенской империи, которую создал и которой правит Бог. “Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится в послании апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению”[1]. Народ должен подчиняться государю как божественному ставленнику. Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.

Патриархальная теория (Конфуций (551/552 – 479 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Р. Фильмер «Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свободы народа» 1680 г. (Англия, XVII в.), Н.К. Михайловский (1842-1904), М.Н. Покровский). Эта теория была широко распространена в Древней Греции и Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма. В соответствии с этой теорией, семья рассматривается как основа возникновения государства. Процесс возникновения государства – это процесс разрастания патриархальной семьи. Увеличение числа этих семей, их объединение приводит к образованию государства. Государственная власть – это продолжение отцовской власти. Монарх – это отец всех подданных. Патриархальная семья перерастает в сельскую общину, а сельская община в городскую (в “полис”, т.е. в город-государство). В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализма – возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).

Теория договорного происхождения государства / теория общественногодоговора (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Гольбах, А. Радищев). Эта теория получила наибольшее распространение в XVII – XVIII вв. Хотя ее зачатки были еще в Древнем Китае и Древней Греции, например, у Эпикура (341-270 гг. до н.э.). Сторонники этой теории выступали, прежде всего, против идеи божественного происхождения государства. По их мнению, государство возникло как результат договора, в который вступили люди, находившиеся до этого в “естественном состоянии”. “Естественное состояние” – это состояние неограниченной личной свободы, которая приводит к конфликтам. “Естественное состояние” все мыслители характеризовали по-разному (“золотой век” у Руссо, “война всех против всех” у Гоббса). По Джону Локку: “Естественное состояние – это состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью”, “состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Для разрешения возникающих противоречий, а также ради мира и благополучия люди заключили общественный договор, по которому передали часть своих прав государству и взяли на себя обязанность подчиняться государственной власти. Государство, в свою очередь, стало гарантом прав людей. Государство, согласно этой теории, является порождением разумной воли, человеческим изобретением. Государство – это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству. Общественный договор обосновывает правомерность государственной власти. Эта теория имеет демократическое содержание.

Теория насилия (завоевания) (Людвиг Гумплович [2] (1838-1909), Карл Каутский [3] (1854-1938), Евгений Дюринг [4] (1833-1921), Ф. Оппенгеймера [5] (1864-1943)). Эта теория возникла и получила распространение в конце XIX начале XX века. Ее сторонники опирались на известные исторические факты возникновения германских и венгерских государств. Согласно этой теории основная причина возникновения государства – война между первобытными племенами, завоевание одним племенем другого. Государство всегда образуется в результате насилия. Насилие – “вот родители и повивальная бабка государства”. Л. Гумплович в 1910 г. в «Общем учении о государстве» писал: “История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-то иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения”. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю, принуждает работать на себя, платить дань. Побежденное племя теряет свободу и становится эксплуатируемым, (чаще всего рабами). Рабство приводит к появлению частной собственности, происходит деление на классы, из которых один господствует, а другой подчиняется. Это способствует переходу от кочевой жизни к оседлой, развитию земледелия, торговли. Принудительный аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство. Т.о., государство возникает как аппарат контроля и подавления в руках победителей.

Насилие влияет на процесс образования государства, но само без соответствующих экономических предпосылок не может быть причиной его возникновения.

Материалистическая / марксистско-ленинская / классовая (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Они связывали возникновение государства с экономикой. Изначально производительность труда была чрезвычайно мала. Человек производил меньше того, что ему требовалось. Постепенно человек стал перерабатывать то, что давала природа, заниматься земледелием, скотоводством – росла производительность труда. На определенном этапе развития первобытного общества произошли три крупные общественные разделения труда (выделение скотоводства из общей массы проводимых работ, ремесло отделилось от земледелия, появилась группа людей, которая обменивала продукцию - купцы). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Люди стали производить больше, чем им требовалось. В результате возник избыточный продукт (частная собственность), который концентрировался в руках узкого слоя людей (старейшин, вождей, военачальников). Постепенно в обществе сформировались 2 класса: имущих (эксплуататоров) и неимущих (эксплуатируемых). Между этими классами возникают, так называемые, антагонистические (непримиримые) противоречия. Для того чтобы бедные и богатые не уничтожили друг друга, необходимо создать государство. Такая организация создается классом имущих и в его интересах принуждает класс неимущих. Государство – это аппарат угнетения одного класса другим. Государство всегда является машиной подавления одного класса другим, орудием экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Т.о., утверждалась схема: “прибавочный продукт – частная собственность – классы – господствующий класс – государство – насилие, принуждение – рабовладение”.

К. Маркс: “Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены”[6].

Анализируя буржуазное государство середины XIX века, Маркс и Энгельс отмечают, что оно “есть по самой своей сущности капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист”[7].

Ленин В.И. считал, что государство – это “особая организация силы, организация насилия для подавления какого-либо класса”. “Государство есть орган классового господства, машина для угнетения одного класса другим, есть создание “порядка”, который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы”[8].

В наиболее чистом виде по этой схеме возникло Афинское государство. Однако исторической наукой доказано, что возникновение целого ряда древних и средневековых государств не связано с появлением частной собственности и делением общества на классы. Например, такими являются древнее индийское государство, Киевское и Новгородское государства в ранний период их развития, а также государства-номы додинастического Египта, первые города-государства Двуречья, Чжоу, первые скандинавские государства, государства майя, инков, ацтеков, целый ряд государств в доколониальной Африке.

Психологическая теория (Л.И. Петражицкий (1867-1931), Жан Габрие́ль Тард (1843-1904) [9] З. Фрейд (1856-1939)). Эта теория получила распространение в конце XIX первой половине XX века. Общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека[10]. Психика людей – это фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство. Общество и государство они рассматривали как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Представители этой теории связывают появление государства с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти и подчинении, а также с необходимостью подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Большинство людей склонно к подчинению, к перекладыванию ответственности на других. Государство – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, исполняющей данные решения. Только небольшая группа людей в первобытном обществе обладала способностью властвовать. Они составляли элиту общества. Из их власти выросла государственная власть. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Смысл данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для того чтобы удержать в узде подобные психические начала личности и возникают государства.

Инцестная теория (Клод Леви-Стросс 1908 (Франция)). По мнению сторонников этой теории, введение запрета инцеста, то есть кровосмешения явилось исходным фактором в выделении человека из мира природы. По словам одного из сторонников этой теории Л. Васильева: “Отказ от права на женщину своей группы заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций с другими группами. Поддержание запрета на инцест требовало наличия внутри родовой общины специальных органов, которые бы занимались контролем за соблюдением запрета и применением наказания за его неисполнение и явились прообразом будущих государственных структур. Все это и привело к возникновению государства”.

Теория гидравлического происхождения государства / ирригационная теория (К.А. Виттфогель (1896-1988) «Восточный деспотизм»). В соответствии с этой теорией обосновывается происхождение государства в странах Древнего Востока: Древнем Египте, Шумере, Древней Индии, Древнем Китае и т.д. Виттфогель считал, что основной причиной возникновения государств в странах этого региона являлась объективно существовавшая потребность организовать огромные массы людей для строительства гигантских ирригационных сооружений (каналов, дамб) в восточных аграрных областях. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения. Без решения задачи обеспечения водой соответствующих регионов люди были обречены либо на изменение места жительства, либо на вымирание.

Органическая теория (Платон, Аристотель, Г. Спенсер (Англия) (1820-1903), Вормс, А.Э. Прейс (1868-1939)). Первые представления о государстве как подобии человеческого организма были сформулированы еще в древности. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. Согласно данной теории государство есть продукт развития органического существа. Государство уподобляется живому организму, состоящему из клеток, определенных частей (людей) и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию, что и обеспечивает нормальное функционирование всего государства. По мнению Спенсера, воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне – с ногами и руками, а движения и связи с нервами. Государство будет существовать, пока существует человеческое общество.

Патримониальная теория (Людвиг фон Галлер (1768-1854 гг.)). Сторонники этой теории видели причину возникновения государства в интенсификации земледелия. Между различными народами происходили конфликты, причиной которых являлись территории – основные источники существования в эпоху присваивающей экономики. При переходе к производящей экономике, то есть интенсификации сельскохозяйственной деятельности, данная ситуация еще более углубилась, так как такой переход повлек за собой закрепление оседлого образа жизни. Главным фактором обоснования данной модели является поземельная собственность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: