Методы осуществления функций государства




Методы осуществления функций государства это способы воздействия государства на субъектов общественной жизни в процессе осуществления его деятельности (Цыганов В.И.).

Методы осуществления функций государства - это основные способы проведения управленческой деятельности государства, реализуемые в правовых и обычных организационных формах (Петров А.В.) [11].

“Выбор того или иного метода определяется его способностью обеспечить наиболее эффективное достижение управленческих целей при реализации функций государства”[12].

Убеждение это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

“Основой методов убеждения является авторитет государственной власти, убежденность людей в том, что действия государства необходимы и осуществляются в их общих интересах. Авторитет власти формируется путем информирования, разъяснения политики, пропаганды, а также посредством иных форм идеологического воздействия на управляемых”[13].

Принуждение это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах государства. Этот метод используется при нарушении норм права.

“Основой метода принуждения является сила государственной власти. Она применяется как посредством подавления – ограничения возможностей для отдельных лиц или организаций противодействовать власти, так и посредством насилия – прямого психического или физического воздействия на не подчиняющихся власти субъектов”[14].

“В процессе исторического развития государства при реализации его функций все больший удельный вес приобретают методы убеждения, в то время как методы принуждения применяются в строго ограниченных законами рамках”[15].

“Помимо методов, характеризующих властное содержание функций, государством используются методы, свойственные любой управленческой деятельности. К таким методам относятся: планирование, прогнозирование, моделирование, стимулирование и др.”[16]

Метод дозволения выражается в том, что государство не запрещает создание тех или иных объединений, видов деятельности и тем самым выражает свое публичное позитивное отношение к учреждению подобного рода объединений и осуществлению тех или иных видов общественно полезной деятельности.

Метод запретов выражается в том, что государство препятствует осуществлению вредной для общественных интересов деятельности. Например, государство прямо запрещает сбыт наркотиков.

Метод рекомендаций, то есть метод ориентирования на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства и метод поощрений, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно-полезную деятельность.

Метод стимулирования – это побуждение участников общественных отношений к поведению в направлении определенном государством путем материального и морального поощрения.

К материальным (экономическим) методам относятся: дотации, инвестиции, беспроцентные и иные льготные кредиты, налоговые льготы, субсидии и т.п.

К методам морального стимулирования относятся: государственные награды, почетные звания и т.п.

Метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократического государства универсальное значение. В последнее время метод договорного регулирования получил широкое распространение не только в сфере частных, но и публичных интересов. Договоры применяются в отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д.

Метод надзора и контроля. В частности, государство осуществляет лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, а также деятельности некоммерческих организаций. Оно стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество и др. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечении законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативно-правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами. В любом государстве действуют и специальные органы общественного контроля. В сфере финансового контроля за исполнением государственного бюджета наблюдает Счетная палата или аналогичные органы иного наименования. Другой орган государственного контроля в сфере соблюдения и защиты прав и свобод личности – это уполномоченный по правам человека.

Метод информационного влияния на общество. Государство через СМИ оповещает население о принятых нормативно-правовых актах, государственных решения, формирует общественное мнение, целенаправленно регулирует информационные потоки и т.д. Информационное влияние представляет собой косвенно-регулятивное воздействие на сознание, поведение и поступки людей, на создание информационного поля вокруг конкретных политических процессов, мероприятий, институтов. С помощью информационного влияния возможно как ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, так и смягчить их.

 

 


[1] Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2012. С. 42.

[2] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 35.

[3] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 34.

[4] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 34.

[5] Там же.

[6] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 36.

[7] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 36.

[8] Там же.

[9] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 36.

[10] Петров А. В. Теория государства и права: тезисы лекций. - Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет, 1997. С. 27.

[11] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 37.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Петров А.В. Теория государства и права: краткий курс. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2010. С. 38.

[15] Там же.

[16] Там же.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: