Гражданская концепция ( макиавелли, боден)




Крупнейшим идеологом обоснования новых принципов государственной власти и деятельности правителей в эпоху Возрождения был итальянский мыслитель Н. Макиавелли (1469-1527) В течение 14 лет он исполнял сложные и ответственные обязанности секретаря коллегии иностранных дел Флорентийской Республики. С приходом к власти банкирского дома Медичи он был обвинен в заговоре против нового правительства, посажен в тюрьму, подвергнут пыткам и выслан из Флоренции. Он стал автором целого ряда трудов по проблемам власти и политики – «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь» (1513), «История Флоренции» (1525) и др., которые и по сей день вызывают множество споров.

 

Сочинение «Государь» стало плодом отчаяния Н. Макиавелли, в которое его повергли упадок Флоренции и Италии, в целом. По мнению автора, выйти из кризиса можно только путем объединения Италии с помощью радикальных средств, главным из которых является появление сильного политического лидера типа Чезаре Борджиа, ставшего прототипом макиавеллевского государя. Целую главу своего трактата «Государь» он посвятил характеристике Чезаре Борджиа, «деятельность» которого была сплошной цепью убийств из-за угла, отравлений, безмерных по своей жестокости расправ с несчастными «подданными», разврата, обмана и вероломства. Макиавелли считал, что его можно поставить в пример всем правителям.

 

Таким образом, высшая цель политики, по Макиавелли, сохранение государства всеми доступными средствами и любой ценой.

 

Базовой предпосылкой его теории власти является пессимизм по отношению к людям: люди в целом не благодарны, лживы, лицемерны, малодушны, алчны и дурны. В отличие от Аристотеля, считавшего основой политики благо, Макиавелли, напротив, считал, что тот, кто хочет добиться успеха в политике, не может руководствоваться в своих поступках только законами морали; напротив, он часто просто вынужден поступать дурно. Государь должен обладать силой духа и творить добро, насколько это возможно, и зло насколько это необходимо. В основе политического поведения лежат выгода и сила: государю необходимо уподобиться лисице, чтобы обходить капканы, и льву, чтобы отпугивать волков. Смелость, гибкость, самоуверенность – вот слагаемые успеха политической деятельности. Восемнадцатая глава «Государя» с исключительным цинизмом рисующая портрет «идеального властителя» – настоящий кодекс вероломства, насилия и двурушничества. С тех пор термин «маккиавилизм» используется обычно для характеристики политики, основанной на культе грубой силы и пренебрежения нормами морали, как защитник принципа «цель оправдывает средства».

 

Специфическая обстановка, сложившаяся в результате гугенотских войн во Франции XVIвека выдвинула второго крупного мыслителя Возрождения – французского юриста, публициста и общественного деятеляЖ. Бодена(1530-1596). В своем главном произведении «Шесть книг о государстве» он первый акцентировал внимание на то, что решающую роль в определении государства играет – суверенитет – одностороннее и безусловное господство единой властвующей воли. Такой суверенитет принадлежит не народу, а монарху. Суверенитет – это высшая власть над обществом, неограниченная законом. Существенными признаками суверенитета являются: право издавать и изменять законы без чьего-либо согласия; право суда в последней инстанции; право войны и мира; право чеканки монеты и т.п.

 

Выступая против аристотелевской идеи происхождения государства путем постепенного объединения нескольких семей в селение, а селений в полис, Ж. Боден утверждал, что государство возникло в результате насилия, когда сильнейшие, победив слабейших, стали господами. Сходство между семьей и государством состоит лишь в обладании авторитетом: если в семье это власть отца, возникшая из почитания старших, то в государстве это авторитет, основанный на силе.

 

Большой исторический интерес представляет мысль Бодена о связи между политикой и географической средой. Так, с его точки зрения, народы умеренной климатической полосы превосходят как южан, так и северян политическими талантами и чувствами справедливости. Зато они ниже первых по умозрительным способностям и ниже вторых по физической силе. Поэтому северными народами надо управлять посредством силы, южными – посредством религии, народами умеренных стран – посредством разума.

 

Гоббс, Локк.

Виднейшим представителем политической мысли Англии является Т.Гоббс(1588-1679). Свой трактат «Левиафан» (1651), посвященный исследованию природы государственной власти, он начинает с характеристики «естественного состояния» человеческого рода. Естественному состоянию свойственны «отсутствие собственности, отсутствие владения, отсутствие точного разграничения между твоим и моим». [Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. с. 116]. Так как люди имеют одинаковые права и стремятся их осуществить, между ними неизбежно возникает борьба, всеобщим принципом которой является «война всех против всех». В результате становится невозможной нормальная жизнь. В «естественном состоянии» всем одинаково угрожает опасность быть истребленными. Всеобщее равенство и всеобщая свобода превращаются в пустой звук. Страх смерти делает людей склонными к миру, и «разум подсказывает подходящие условия мира», на основе которых люди могут прийти к соглашению. Результат такого соглашения и есть государство. Следовательно, исходный пункт учения Гоббса о государстве – общественный договор с целью покончить с хаосом естественного догосударственного состояния.

 

Создавая государство, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо (монархия), или на собрание представителей всех сословий (республика), или на собрание представителей определенного сословия (аристократия). Поскольку права человека в естественном состоянии безграничны, то безграничны и права государства. Государственная власть есть абсолютная власть, подчинение которой должно быть безусловным. Только сильная, безраздельная, авторитетная власть может, по Гоббсу, окончательно упразднить «естественное состояние» всеобщей войны и установить порядок, обеспечивающий всем безопасную жизнь.

 

Лучшей формой государства Гоббс считал абсолютную монархию. В этой связи можно отметить противоречивый характер политического творчества английского мыслителя. С одной стороны, своей концепцией договорного происхождения государства он снимал ореол божественности и выводил его законы из разума и опыта, с другой – выступал в качестве теоретика политического абсолютизма, выступавшего за ничем неограниченную государственную власть. Абсолютное государство, не подвластное политико-правовому ограничению, необходимо, согласно Гоббсу, как гарантия от недостатков человеческой природы. Начиная с Т. Гоббса, в западноевропейской политической теории утверждается системный подход к анализу государства как сложного политического макроорганизма.

Современник Гоббса Дж. Локк(1632-1704) в своих трудах «Два трактата о правительстве», «Письма о терпимости» выступает как теоретик парламентской демократии и разрабатывает принцип конституционного ограничения абсолютной власти.

Он так же, как и Гоббс, сторонник «договорной теории» происхождения государства. Однако в отличие от него, он считал, что первобытное состояние человека не было состоянием полного бесправия, когда «человек человеку волк». Напротив, первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. К естественным правам Локк относил право на жизнь, невмешательство в жизнь окружающих, свобода, а также право собственности, мерой которой служит труд человека.

Государство и власть возникают как логическое развитие природного состояния, когда люди добровольно соглашаются образовать политическое сообщество и учреждают государство в целях обеспечения естественных прав и справедливого правосудия. Они отказываются от своей свободы настолько, насколько это необходимо для сохранения права собственности. Таким образом, Локк утверждал, что договор, лежащий в основе происхождения государственной власти, не создал права, а заключен для того, чтобы государь гарантировал соблюдение и защиту изначального «естественного права». Договор, отчуждающей права отдельных людей в пользу государства, возлагает на последнее обязанность блюсти принципы «естественного права» и, прежде всего, право частной собственности. Если государство нарушает эту договорную обязанность, подданные свободны от повиновения, они вправе расторгнуть договор и установить новую законодательную и исполнительную власть.

 

 

Монтескье, медисон.

Особенности политической науки эпохи Просвещения отчетливо выступают в учении французского правоведа, социолога и политического мыслителя Ш. Монтескье (1689-1755).

 

В своих произведениях «Персидские письма», «Рассуждения о причинах величия и упадка римлян» и главном труде – «О духе законов» он развивал главную тему всей политической теории – тему политической свободы, которая состоит не во вседозволенности, а в праве делать то, что дозволено законами. Поэтому к числу необходимых условий этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности. Именно потребность людей в законах обусловила в свое время возникновение государства. Монтескье разделял все законы на естественные – неизменные, созданные высшим разумом и на общественные – несовершенные и изменчивые. Но несовершенство и изменчивость их он ставит исключительно в зависимость от разума законодателя. Законодатель, согласно Монтескье, не может поступать по своему произволу. Он должен учитывать всевозможные условия, при которых складывалась историческая жизнь народа, и сообразно им устанавливать наиболее мудрые законы. К этим условиям он относил, прежде всего, природу страны, величину территории, занятой народом, принятую им правительственную систему, религию, его быт и нравы. Отношение ко всем этим условиям и составляет дух законов.

 

Все существующие формы правления Монтескье разделял на три вида: республику, монархию и деспотию. Первая называется демократией, если власть принадлежит всему народу, и аристократией, если власть принадлежит части народа. При монархическом правлении вся власть принадлежит одному человеку и основывается на законах установленных монархом. При деспотическом правлении она основывается на произволе правителя.

Монтескье установил тесную зависимость формы правления от природных условий страны, от плодородия почвы, от размера территории.

 

Руссо, Бёрк.

 

Другой французский философ Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), сторонник радикально–демократического направления политической мысли, напротив, был решительным противником английской парламентской системы.

В своих произведениях – «О причинах неравенства», «Об общественном договоре или принципах политического права», «Эмиль, или о воспитании» и др. он изложил концепцию, которую условно можно назвать теорией корпоративной демократии.

Центральный вопрос учения Руссо – вопрос о социальном неравенстве и путях его преодоления. Руссо различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье и т.п., и политическое, состоящее в различных привилегиях, которыми одни пользуются в ущерб другим. Последнее, т.е. неравенство в собственном смысле слова, существовало не всегда. Будучи сторонником теории «естественного права», Руссо утверждал, что в естественном состоянии все люди были равны. Никто не находился в состоянии зависимости от другого, т.к. первобытные люди не имели частной собственности. Собственность, по словам Руссо, явилась основой гражданского общества, а вместе с тем коренной причиной неравенства. Деление на богатых и бедных было первой ступенью неравенства.

Руссо попытался подойти исторически и к возникновению государства. В основе государства лежит, по его мнению, сознательный план, соглашение. Желая воспользоваться для достижения собственных целей силами бедняков, богатые предложили бедным заключить Гражданский Союз, который должен будет служить залогом мира и справедливости. Союз был заключен, и законы окончательно закрепили частную собственность, превратили узурпацию в нерушимое право и обрекли большинство людей на труд, рабство и нищету. Такова была вторая ступень неравенства, когда противоположность между богатыми и бедными дополнилась новой противоположностью – между сильными и слабыми, господствующими и подвластными. Руссо различил три основные формы правления: демократическую, аристократическую и монархическую. Наиболее

 

рациональной формой правления Руссо считал избирательную аристократию. Это надо понимать в условном смысле: Руссо имел в виду не господство аристократии, а лишь выполнение частью избранных людей исполнительных функций, порученных народом – сувереном.

Бёрк родился в Дублине, в 1729 году, переехал в Лондон в 1750 году, чтобы изучать юриспруденцию; оставил изучение права, чтобы стать писателем.

Политические взгляды Бёрка наиболее последовательно отразились в его памфлетах против Великой французской революции. Бёрк первым подверг идеологию французских революционеров систематической и безжалостной критике. Корень зла он видел в пренебрежении традициями и ценностями, унаследованными от предков, в том, что революция бездумно уничтожает духовные ресурсы общества и накопившееся столетиями культурно-идеологическое наследие. Радикализму французских революционеров он противопоставлял неписаную британскую конституцию и её основные ценности: заботу о политической преемственности и естественном развитии, уважение к практической традиции и конкретным правам вместо абстрактной идеи закона, умозрительных построений и основанных на них нововведениях. Бёрк полагал, что общество должно принять за должное существование иерархической системы среди людей, что ввиду несовершенства любых человеческих ухищрений искусственное перераспределение собственности может обернуться для общества катастрофой.

 

Вебер, Милль

Макс Вебер родился в 1864 г. в Эрфурте. Его отец был юристом, а по политическим ориентациям — национал-либералом. Мать была образованной и глубоко религиозной женщиной. До 29 лет Вебер жил с родителями. В их доме встречались довольно известные философы, историки и политики Германии.

Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, государства и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе истории.

Исторически первой является власть патриархальная (власть главы рода, племени, ранних государственных образований). Следующую разновидность образует власть харизматическая - она связана с наделением правителя сверхъестественными качествами и властными возможностями, что особенно типично для случаев обожествления правителя, создания его культа личности. Самой современной и самой перспективной является рационально-легитимная власть.

Основным и главным элементом этой власти, ее несущей конструкцией является профессиональная бюрократия. Бюрократия (буквально «власть конторских служащих») ассоциировалась у Вебера с типом господства, основанного не на традиционном почитании, а на строгих и рациональных правилах легалистского (законом регулируемого и контролируемого) характера и назначения.

Милль. В обществе выделяет классы, господство одних классов над другими, обусловленность общественной нравственности интересами господствующего класса.

Противник классового понимания социализма (классовый интерес и подход считал эгоистическим; его путь — пропаганда социалистических принципов, нравственное воспитание; судьба социализма зависит не от объективно обусловленных классовых интересов, а от воли и желания людей — субъективная социология). Индивидуальная свобода — право гражданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, требующего защитных мер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: