Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса




Учащиеся должны знать:

· авторов, названия, национальную принадлежность прочитанных произведений;

· сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

· идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;

· характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;

· тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;

· основные признаки изученных теоретических понятий: рубаи, героическое в литературе, лирика, эпос и драма как роды литературы, трагедия, комедия, вечные образы, монолог, диалог, лирический герой, сатира, гротеск, стихотворение в прозе, сказка-притча, подтекст, образ повествователя.

Учащиеся должны уметь:

· правильно, осознанно, бегло и выразительно читать художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;

· раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;

· выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

· различать лирические, эпические и драматические произведения, аргументировать принадлежность произведений литературы к определённому жанру;

· обосновывать смысл названия произведения;

· владеть различными видами пересказа;

· давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) произведения;

· составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные):

- к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения,

- индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики героев;

- собственного устного или письменного высказывания;

· сопоставлять произведения русской, зарубежной и украинской литературы для выявления сходства общечеловеческих нравственных идеалов и национального своеобразия их художественного воплощения;

· сравнивать художественное произведение с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;

· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;

· участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;

· высказывать собственное суждение о популярности или актуальности изученного художественного произведения в наши дни;

· готовить сообщение, доклад на заданную тему, используя рассказ учителя, статьи учебника, самостоятельно подобранные дополнительные источники;

· давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме по мотивам литературного произведения;

· готовить письменное сочинение-рассуждение на литературную тему проблемного характера по изученному произведению.

 

 

Класс

(3 часа в неделю; за год – 105 ч.)

  I четверть (9 н.) II четверть (8 н.) III четверть (10 н.) IV четверть (8 (9) н.) Всего
Развитие речи 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п)  
Внеклассное чтение          
ТКР          
Сочинение          
Литература родного края          
Текстуальное изучение произведений          
Кол-во часов Содержание учебного материала Требования к результатам освоения основной образовательной программы
  ВВЕДЕНИЕ Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы. Соотношение мировой и русской литератур. Познание мира и своего «Я» сквозь призму художественной литературы. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).Понятие об истории литературы. Развитие понятий о художественной литературе. Литературный процесс. Историко-литературный процесс. Мировая (всемирная) литература. Национальная литература. Художественная литература. Словесный образ. Культурный диалог. Межлитературные связи. Пословицы и поговорки разных народов о роли книги в жизни человека. Высказывания писателей разных стран о творчестве и взаимовлиянии литератур. Межпредметные связи. История. Основные периоды развития. Взаимодействие искусств. Изобразительное искусство. Жан Батист Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства. М. Нестеров. Мыслитель. Скульптура. Памятник Книге на Университетской набережной в Санкт-Петербурге. Для внеклассного и семейного чтения. А.П. Валагин. прочитаем вместе… «Здравствуй, племя младое, незнакомое»: Беседы о произведениях русской литературы XIX века. Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. Т.1, т.2. Учащийся/учащаяся: ü освещает специфику литературы как искусства слова, её место среди других видов искусств; ü даёт общую характеристику историко-литературного процесса; ü раскрывает сущность понятия история литературы; ü объясняет соотношение мировой и русской литератур; ü раскрывает значение литературы для познания мира и своего "Я"; ü определяет особенности творческого диалога с текстом художественного произведения;
  Из древнерусской литературы Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Значение введения христианства на Руси для развития образования и искусства. Переводная церковная литература. Переводная светская литература: сборники афоризмов («Пчела»), естественно-научные произведения («Шестоднев»), исторические хроники и повести («Александрия»). Оригинальная светская литература. Выдающиеся памятники древнерусской письменности: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати», Иллариона, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума», «Поучение Владимира Мономаха» и другие (с изучением одного из произведений – по выбору учителя) Теория литературы. Многообразие литературных жанров.   «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» – крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа «Слова…». Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев – Игоря, Ярославны, Всеволода и др. Голос автора, патриота и гражданина. Построение, поэтический язык «Слова…». Связь поэмы с устным народным творчеством. Мотивы «Слова…» в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Художественные переводы «Слова о полку Игореве». Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. Единство содержания и формы художественного произведения. Личность автора в произведении. Ритмическая проза. Межлитературные связи. «Повесть временных лет», «Поучения» Владимира Мономаха. Межпредметные связи. История. История Киевской Руси. Поход князя Игоря на половцев, 1185 г. Взаимодействие искусств. Изобразительное искусство. София Киевская. Оранта. Мозаика. XI век. М. Нестеров. Юность преподобного Сергия. В. Фаворский. Боян. И. Глазунов. Боян. Князь Игорь. В. Перов. Плач Ярославны. В. Васнецов. После побоища Игоря Святославовича. И.Я. Билибин. Князь Игорь. Декорации Н.К. Рериха к опере Бородина. Иллюстрации В.А. Фаворского, Г.И. Нарбута, В.И. Лопаты, Р. Смирнова и палехских мастеров. В.М. Назарук. Боян. В. Васнецов. Нестор – летописец. Музыка. «Князь Игорь» А.Бородин (опера). Музыкальная композиция Н. Лысенко «Плач Ярославны». Архитектура, скульптура, прикладное искусство. Памятный знак библиотеки Ярослава Мудрого на территории Софии Киевской. Памятник Бояну в Новгороде – Северском (скульптор А. Кущ, архитектор М. Барановский). памятник Ярославне в Путивле (скульптор В. Клоков, архитектор С. Миргородский). Для внеклассного и семейного чтения «Слово о полку Игореве» в переводах В.А. Жуковского, Н.И. Рыленкова, Н.А. Заболоцкого, И.И. Шкляревского (по выбору учащихся); Д.С. Лихачев «Земля русская»; А.А. Вознесенский «Три встречи со «Словом…».     ü называет отличительные особенности древнерусской литературы (историзм, познавательный и поучительный характер, анонимность, связь с фольклором; рукописная форма); объясняет значение введения христианства на Руси для развития образования, литературы и искусства; ü называет образцы переводной и оригинальной древнерусской литературы; ü составляет план лекции учителя; ü читает и комментирует фрагменты из «Слова о полку Игореве» (обращение Игоря к войску, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны) в переводах В. Жуковского, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, Н. Рыленкова (по усмотрению учителя); ü сопоставляет сюжет, образы, фрагменты «Слова…» с их художественным воплощением в других видах искусства;
  ИЗ ЛИТЕРАТУРЫXVIII века  
  Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.Общие сведения о литературе классицизма (следование культу разума, основные черты классицистической системы, выдающиеся представители во французской литературе). Особенности русского классицизма (культ просвещения, гражданская направленность, патриотический пафос, назидательность, интерес к исторической тематике). Реформа литературного языка и стихосложения. Выдающиеся писатели-классицисты и основные жанры их творчества (ода (М.В. Ломоносов, Р.Г. Державин), комедия (Д.И. Фонвизин), сатира (А.Д. Кантемир), трагедия, басня (М.В. Сумароков)). Теория литературы. Понятие оклассицизме какхудожественном направлении. Межлитературные связи. Классицизм в литературе Западной Европы. Н. Буало «Поэтическое искусство». Межпредметные связи. История. История России XVIII века. Всемирная история. Правление Людовика ХIV во Франции. Русский язык. Реформа литературного языка. Взаимодействие искусств.Живопись. Картины Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида и др. Музыка. Произведения В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. ван Бетховена и др. Скульптура. архитектура. А. Канова. Амур и Психея. Версаль и Лувр как образцы классицизма.Классицизм в русском зодчестве: С. Чевакинский. Никольский морской собор. Дом И. Шувалова. Д. Ухтомский. Храм Никиты Мученика. М. Казаков. Петровский дворец. Московский университет. Здание Дворянского собрания и др. Живопись. А. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. Ф. Рокотов. Портрет А. П. Струйской. Д. Левицкий. Портрет М. А. Дьяковой. Портретная серия «Смолянки». В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной и др. Для внеклассного и семейного чтения. П. Бомарше«Безумный день, или Женитьба Фигаро». Ж.Б. Мольер«Скупой», «Мещанин во дворянстве». Лопе де Вега «Собака на сене». К. Гольдони«Слуга двух господ».   ü даёт краткую характеристику эпохе классицизма; ü называет её основных представителей; ü раскрывает сущность понятия классицизм в литературе; ü раскрывает особенности русского классицизма; ü называет выдающихся писателей-классицистов, ведущие классицистические жанры; ü находит черты классицизма в обсуждаемых произведениях или отрывках из них;  
  Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, наукии просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. Межлитературные связи. В.К. Тредиаковский. Споры вокруг системы стихосложения. Межпредметные связи. История. Правление Елизаветы Петровны. Русский язык. Церковнославянская лексика. Теория «трех штилей». Взаимодействие искусств. Изобразительное искусство. М.В. Ломоносов. Старинная гравюра. М. Ломоносов. Мозаика «Полтавская баталия». К. Ванлоо «Портрет императрицы Елизаветы». Портрет М.В. Ломоносова из 2-го издания поэмы «Петр Великий», 1761. Архитектура, скульптура, прикладное искусство. Памятник Ломоносову в Днепропетровске (скульптор А.Сытник, архитекторы Г. Панафутин, В. Положий). Для внеклассного и семейного чтения. М.В. Ломоносов. Оды. Д.И. Фонвизин. «Бригадир». Г.Р. Державин. Стихотворения. В. Ходасевич «Державин».   ü называет характерные черты классицизма как литературного направления, классицистической комедии как драматургического жанра; ü рассказывает о М. Ломоносове, его вкладе в русскую науку и литературу; ü выразительно читает его произведения, раскрывает мысли и чувства автора, переданные в них, комментирует фрагменты из них, определяет идейный смысл стихотворения и оды; ü отмечает их художественное своеобразие; ü знает наизусть отрывок из оды; ü выявляет отличительные особенности оды как классицистического жанра, называет жанры литературы классицизма; ü объясняет, в чем проявляется пафос изученных произведений ü М. Ломоносова;
  Гавриил Романович Державин.Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.     ü рассказывает о жизни и творчестве Державина; ü называет наиболее значительные произведения поэта и определяет их идейно-художественные особенности; выразительно читает и комментирует изучаемые произведения; ü выражает собственное отношение к прочитанному;  
  Денис Иванович Фонвизин.Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Межлитературные связи. Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» Межпредметные связи. История. История России XVIII века. Взаимодействие искусств. Живопись. Н. Муратов. Иллюстрации к комедии «Недоросль». Театр. Спектакль Академического Малого театра имени А.Н. Островского.   ü рассказывает о Д. Фонвизине как выдающемся драматурге эпохи русского классицизма; ü выразительно читает (в том числе и в лицах) и комментирует сцены комедии, определяя авторское отношение к изображаемому; ü словесно рисует портреты персонажей комедии; ü характеризует их образы, давая собственную оценку; ü анализирует сцены комедии, в которых содержатся сатирические приемы изображения; ü раскрывает идейный смысл комедии; ü отмечает особенности русского классицизма и русской классицистической комедии; ü отмечает национальное своеобразие комедии «Недоросль»;
  Александр Николаевич Радищев.Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.   Теория литературы. Жанр путешествия. Межлитературные связи. А.С. Пушкин. «Вольность», «Александр Радищев». Межпредметные связи. История. История России XVIII века. Всемирная история. Европейское Просвещение. Взаимодействие искусств. А.Н. Радищев. Литография. Лицеист Пушкин читает Радищева. С.С. Щукин. Портрет Павла I. ü определяет идейно-тематическое содержание произведения; ü раскрывает особенности изображения российской действительности в произведении; ü называет особенности повествования, жанра путешествия и содержательного наполнения; ü находит и комментирует черты сентиментализма в произведении;  
  Николай Михайлович Карамзин.Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). Межлитературные связи. Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь». Н. Карамзин «История государства Российского». Межпредметные связи. История. История России XVIII века. Взаимодействие искусств. Живопись. А.Т. Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина. О. Кипренский «Бедная Лиза». Иллюстрации к повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Издание конца 18 века. М.М. Иванов «Царское Село. Красный, или Турецкий каскад». Гравюра с изображением Симонова монастыря. Скульптура. Памятник Карамзину в Симбирске (скульпторы: С. Гальберг (автор проекта), Н. Рамазанов, А. Иванов, П. Ставасер, К. Климченко) Для внеклассного и семейного чтения. Н.М. Карамзин. «Остров Борнгольм». ü рассказывает о Н.М. Карамзине – представителе русского сентиментализма; ü знает содержание повести; ü характеризует героев, давая оценку их поступкам и поведению и выявляя авторское отношение к ним; ü комментирует эпизоды, содержащие описания душевного состояния героини; ü раскрывает роль ключевого композиционного элемента повести – изображения Лизиного пруда у Симонова монастыря; ü объясняет смысл понятия «сентиментализм», отмечает его признаки в повести Н.М. Карамзина;
  Из русской литературы XIX века Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.   ü различает понятия романтизм и реализм; ü рассказывает о ведущих тенденциях в искусстве I пол. XIX в.; ü выступает с сообщением о выдающихся деятелях европейского романтизма в искусстве (по выбору); ü составляет конспект по теме;
  Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Взаимодействие искусств.Живопись. Портрет В.А. Жуковского. Литография. П.Ф. Соколов. Портрет В.А. Жуковского. Е.Р. Рейтерн. портрет В.А. Жуковского. К.П. Брюллов. Гадающая Светлана. О. Эстеррейх. Портрет В.А. Жуковского. Павловск. Ворота в парк. (рисунок В.А. Жуковского). И. Айвазовский. Черное море. Скульптура. В.А. Жуковский (скульптор К. Вихман). Для внеклассного и семейного чтения. Произведения В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского. ü рассказывает о жизни и творчестве поэта-романтика, используя знания, полученные в предыдущих классах; ü знает тексты, предложенные для изучения; выразительно читает и анализирует произведения, определяя особенности жанра: элегии, баллады; ü комментирует признаки романтического повествования, разносторонность дарования Жуковского; ü говорит (ведет диалог) об особенностях русского прочтения уже известного немецкого сюжета; ü аргументирует ответ;  
  Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров, «Мильон терзаний»), Преодоление канонов классицизма в комедии.   Теория литературы. Развитие понятий о драме как роде литературы, комедии, диалоге и монологе, сатире. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Грибоедова работы И. Крамского, А. Пушкина, П. Каратыгина. Иллюстрации Н. Кузьмина, Д. Кордовского и др. Театр. Постановки пьесы: Московский художественный театр (реж. В. Немирович-Данченко, 1906), Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова (реж. Г. Товстоногов, 1962), Московский театр на Таганке (под названием «Горе от ума — Горе уму — Горе ума», реж. Ю. Любимов, 2007) и др. Скульптура. Памятники Грибоедову в Москве (скульпт. А. Мануйлов), Алуште (скульпт. Л. Смерчинский). Межпредметные связи: Русский язык Популярность и актуальность афоризмов комедии: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Счастливые часов не наблюдают», «А судьи кто?» и др.). Для внеклассного и семейного чтения. Ю.Н. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара»; Д.Б. Кедрин «Грибоедов».   ü раскрывает основные сведения о жизни и творчестве А.С. Грибоедова; ü раскрывает тему и социально-нравственную проблематику комедии; ü объясняет смысл названия и особенности конфликта в пьесе; ü объясняет особенности композиции произведения; ü характеризует главных действующих лиц комедии; ü сравнивает образы Чацкого и Молчалина; ü устно составляет речевую характеристику одного из персонажей; ü аргументировано отвечает на вопрос «В чем поражение и победа героя в борьбе с миром фамусовщины?»; ü обосновывает принадлежность произведения к жанру комедии; ü выразительно читает наизусть монолог Чацкого или Фамусова; ü знает оценку комедии А.С. Пушкиным; составляет тезисы к статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний»;
  Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 -1837) «Деревня», «К Чаадаеву», «Арион», «К морю», «Я вас любил…», «На холмах Грузии…»; «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Два чувства дивно близки нам…», «Бесы», «Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пророк», «Анчар», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг…» (3-4 стихотворения по выбору учителя). Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного. Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы ("Деревня", "К Чаадаеву", "Арион"), тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"), тема любви ("На холмах Грузии…", «К***»("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…"), философские мотивы ("К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Элегия", "Вновь я посетил…"), тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения). Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Понятия о романе в стихах, онегинской строфе (начальные представления), мотиве в лирическом произведении. Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Межлитературные связи. Пушкин и Байрон.Обращение к онегинской строфеМ. Рыльского в стихотворении "Пушкинский дом в Одессе". Сравнение оды Горация «К Мельпомене» и стихотворения М. Рыльского «Памятник» с одноименным стихотворением А. Пушкина. К. Гораций Флакк «К Мельпомене». Взаимодействие искусств. Живопись. Портреты А.С. Пушкина работы О. Кипренского, В. Тропинина. И. Глазунов «А.С. Пушкин. Накануне». И.Айвазовский и И.Репин «Прощание Пушкина с морем». Иллюстрации к «Евгению Онегину» А. Бенуа, И. Репина, Н. Кузьмина, М. Добужинского, Е.Самокиш-Судковской, Л. Тимошенко. «Пушкин и Онегин на берегу Невы» (рисунок А.С. Пушкина). В. Попков «Осенние дожди (Пушкин)». М. Врубель «Пророк». Театр. Чтение стихотворений А.С. Пушкина и романа «Евгений Онегин» в исполнении В. Яхонтова, М. Царева, В. Качалова. Музыка. Романсы на слова А.С. Пушкина: А. Алябьев «Я вас любил». М. Глинка «Я помню чудное мгновенье». П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Кино. Х/ф «Евгений Онегин» (реж. Р. Тихомиров, СССР, 1968), д/ф «Живой Пушкин» (реж. В. Сторожева, ведущий Л. Парфёнов, Россия, 1999), «Онегин» (реж. М. Файнс, Великобритания, 1994) и др. Скульптура. Памятники А.С. Пушкину и Евгению Онегину в Йошкар-Оле (Марий Эл, Россия, скульпт. А. Ковальчук), Евгению Онегину и Татьяне Лариной в Петропавловске (Россия, скульпт. С. Брютова) и др. Для внеклассного и семейного чтения. А.С. Пушкин. «Погасло дневное светило…», «Элегия («Безумных лет угасшее веселье…») и другие стихотворения; «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Борис Годунов»; «Маленькие трагедии»; «Арап Петра Великого»; А. Гессен. «»Все волновало нежный ум». М. Басина. «Там, где шумят Михайловские рощи»; Ю.М. Лотман «Александр Сергеевич Пушкин»; Н.Я. Эйдельман. «Вьеварум».   ü освещает основные этапы жизненного и творческого пути Пушкина; ü объясняет понятие «универсальность дарования», используя при этом как новые знания, так и сведения, полученные в предыдущих классах; ü раскрывает значение творчества Пушкина для развития русской и мировой литературы; ü называет ведущие темы и мотивы лирики поэта; ü знает основные мотивы лирики; ü читает наизусть стихотворения; ü анализирует их, используя определения «философская», «любовная», «гражданская», «пейзажная» лирика; ü комментирует произведения, передавая свое впечатление от прочитанного; ü называет средства художественной речи; ü объясняет смысл понятия «лирический герой»; ü пишет (по выбору учителя) реферат,     ü научную (творческую) работу, сочинение на одну из предложенных тем; ü понимает универсальность тематики и общечеловеческое значение произведений «Цыганы» и «Моцарт и Сальери»; анализируя тексты, обращает внимание на современность их звучания; знает текст романа «Евгений Онегин»; ü выразительно читает и комментирует отдельные его фрагменты; ü называет тему, идею, ведущие мотивы, особенности развития сюжета; ü определяет место романа в истории мировой литературы; характеризует героев, рассказывая об особом типе героя, созданном Пушкиным (Евгений Онегин); об особенностях национального женского характера (Татьяна Ларина); ü комментирует отношение автора к основным его персонажам; рассуждает о совершенстве формы романа; ü знает определение «онегинской строфы», основные положения статей В. Белинского, посвященных «Евгению Онегину»; ü готовится к написанию творческой работы по произведениям А. Пушкина; ü сравнивает образы Онегина и Татьяны с их интерпретациями в других видах искусств; ü обобщает свои знания и впечатления о творчестве Пушкина;
  Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 - 1852) «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно»», «Дума», «Поэт», «Родина», Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой…» любовная лирика («Нищий», «А.О.Смирновой», «К портрету», «Благодарю!», «К Н.И…», «Сонет», «Расстались мы, но твой портрет…»), «Молитва», «Я жить хочу! Хочу печали…». Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах. Ведущие темы и мотивы лирики. Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Смерть поэта», особенности его композиции. Специфика трактовки поэтом темы любви. ...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема поэта и поэзии «Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского, Теория литературы. Понятия о социально-психологическом романе, художественном типе. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали. Межлитературные связи. Образ Лермонтова в стихотворении Т. Шевченко «Мені здається, я не знаю…» Влияние Дж.Г. Байрона и И.В. Гёте на творчество Лермонтова. Использование формы итальянского сонета в стихотворении «Сонет». И. Андроников «Жизнь Лермонтова», «Лермонтов в Грузии в 1837 году», «Лермонтов. Исследования и находки». Взаимодействие искусств.Живопись. М. Ю. Лермонтов. Автопортрет.Дм. Шмаринов «Печорин на диване».А.И. Клюндер. М.Ю. Лермонтов. Иллюстрации М. Врубеля, В. Бехтеева, Д. Шмаринова, В. Серова, Н. Дубовского к роману. М.Ю. Лермонтов. «Вид Тифлиса», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты». И. Орлов «Вечерняя молитва», «Горец». П. Заболоцкий «Лермонтов в годы студенчества». М.А. Врубель «Журналист, читатель и писатель». Театр, телевидение. Чтение стихотворений и романа М. Ю. Лермонтова в исполнении И. Андронникова, В. Яхонтова, М. Царёва и др. Музыка. А. Рубинштейн. Опера «Демон». Опера А. Александрова «Бэла». Кино. К/ф «Герой нашего времени» (реж. С. Ростоцкий, СССР, 1966), фильм-спектакль «Страницы журнала Печорина» (реж. А. Эфрос, СССР, 1975), «Герой нашего времени» (реж. А. Котт, Россия, 2006) и др. Скульптура. Памятник М. Ю. Лермонтову в Тарханах (Россия, скульпт. О. Комов) и др. Для внеклассного и семейного чтения. М.Ю. Лермонтов. «Не смейся над моей пророческой тоскою», «Нет, я не Байрон, я другой…»; «Я жить хочу! Хочу печали…»; «Маскарад»; В. Мануйлов. «Михаил Юрьевич Лермонтов», В. Соколов. «Пятигорские стихи».   ü освещает основные этапы жизненного и творческого пути Лермонтова; ü аргументирует тезис "Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе"; ü выразительно читает наизусть одно из стихотворений; ü анализирует идейно-тематическую сущность, проблематику, художественные особенности 2-3 стихотворений; комментирует тексты стихотворений, раскрывая внутренний мир лирического героя, оценивая достоинства поэтического языка; ü называет основные мотивы лирики Лермонтова; ü отмечает неизменную лирическую грусть поэта;   ü анализирует проблематику, композиционные и жанровые особенности романа» Герой нашего времени»; ü раскрывает тему «Автор, повествователь и герой в романе»; ü знает историю замысла, особенности воплощения сюжета, самобытность композиции произведения; ü сравнивает образы Онегина и Печорина; ü рассуждает о роли рассказчика, о значении авторских отступлений; ü характеризует Печорина; ü раскрывает смысл сопоставления образов Печорина и Грушницкого, Печорина и Максима Максимыча; ü освещает тему «Женские образы в романе, их роль в раскрытии характера Печорина»; ü объясняет сущность понятия художественный тип, приводит примеры различных художественных типов (Онегин, Печорин); ü раскрывает сущность понятия социально-психологический роман; ü аргументирует принадлежность «Героя нашего времени» к социально-психологическому роману; ü знает и комментирует основные положения статьи В.Г. Белинского о романе «Герой нашего времени»; ü раскрывает роль художественной детали, картин природы в произведении; ü сравнивает образ Печорина с его интерпретацией в других видах искусств; ü обобщает свои знания и впечатления о творчестве Лермонтова;
  Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852) Жизнь и творчество (Обзор). «Мертвые души»— история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Межлитературные связи. Типологическое сходство с творчеством Э.Т.А. Гофмана, Э.А. По, Г. Квитка-Основьяненко, И. Котляревский. Рецепция творчества Данте Алигьери («Божественная комедия»). Межпредметные связи. История и этнография. Украина. Италия. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Н.В. Гоголя работы И. Крамского, А.А. Иванова. Кукрыниксы, В. Горяев, А. Агин, П. Боклевский, Е. Бернарский. Иллюстрации к «Мертвым душам». М. Шагал. Акварели. Иллюстрации к «Мертвым душам». Д.Н. Кардовский «Невский проспект». И. Репин «Самосожжение» Гоголя». Э.А. Дмитриев-Мамонов «Гоголь, читающий «Мертвые души»; П.П. Соколов «Дорога»; С.А. Коровин «Птица – тройка». А.И. Кравченко «Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ». Музыка. Д. Шостакович «Нос», «Игроки» (оперы). Р. Щедрин 2Мертвые души» (опера). Л. Яначек. Славянская рапсодия по Н. Гоголю. Театр и кино. Т/ф. «Мертвые души» (1960), «Мертвые души» (1984). Архитектура, скульптура и прикладное искусство. Н. Андреев. Памятник Н. Гоголю в Москве. Л.Позен. Памятник Н. Гоголю в Полтаве. Памятник Н.В. Гоголю на вилле Боргезе в Риме (скульптор Зураб Церетели).     ü освещает основные этапы жизни и творчества Гоголя; ü знает содержание произведения, его тему, основные сюжетные линии, особенности композиции; ü рассказывает о самобытности романа-поэмы; ü читает наизусть отрывок о «


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: